Теоретические основы методики развития речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 19:12, лекция

Краткое описание

1. Теоретические основы методики развития речи.
2. Система работы по развитию речи детей в детском саду.
3. Методика формирования речевой деятельности дошкольников в единстве всех ее аспектов.
4. Планирование работы по развитию речи в детском саду
5. Исторические этапы становления систем речевого развития детей.
6. Подготовка детей к обучению грамоте.
7. Литературное образование дошкольников

Файлы: 1 файл

Межсессионка по МРР.docx

— 110.34 Кб (Скачать)

«Почемучки»

Задачи:

  • Удовлетворять потребности детей особенно младшего возраста во внимании, ласке своим взаимодействием и навыками поможем адаптации в детском саду. Появлением искренней заинтересованности в каждом, пытаться содействовать возникновению чувства защищенности, эмоционального комфорта
  • Создавать благоприятные условия для своевременного возникновения внеситуационного - познавательного общения, развитие его познавательных мотивов
  • Содействовать развитию и удовлетворению потребности ребенка в общении со сверстниками, становлению гуманных взаимоотношений в группе
  • Поддерживать интерес детей (особенно «Почемучек») к миру взрослых, побуждать их к неситуационно -личностному общению.
  • Овладевать богатством родного языка
  • Формировать интерес, положительное отношение к белорусскому языку
  • Развивать языковые способности, навыки общения на родном языке
  • Помогать в овладении культурного общения со всеми окружающими
  • Создавать благоприятные условия для развития коммуникативных способностей
  • Использовать общение для изучение личности ребенка

 

«Фантазеры»

Задачи:

  • Поддерживать в группе атмосферу тепла, доброжелательности, защищенности каждого
  • Создавать благоприятные условия для своевременного возникновения и развития внеситуационно -личностного отношения. Формировать коммуникативную готовность к школе, к общению с приятелями и взрослыми
  • Активизировать внеситуативное -познавательное общение, стимулировать познавательный интерес как основной мотив такого общения
  • Содействовать дальнейшему развитию общения между ровесниками, взаимоотношение детей в группе
  • Развивать активную роль, стимулировать общение на белорусском языке, широко приобщать к богатству русского и белорусского языка, формировать ценностное отношение к ним
  • Развивать коммуникативные способности
  • Использовать общение разных видов для удовлетворения потребности детей в самоутверждении и признании окружающего, при необходимости в коррекционных целях

 

3) Подготовить  к проведению комплексного речевого  занятия с детьми.

Конспект занятия по развитию речи в группе «Фантазеры» (4-5 лет).

Тема: «Природа – наш дом»

Программное содержание: заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональное отношение, обобщить их представление о растительном и животном мире. Развивать творческое воображение, активизировать мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Побуждать детей к фантазии, творчеству, развивать интеллект, расширять кругозор. Закрепить с детьми нормы и правила поведения в природе, учить их верно оценивать чувство любви и бережливого отношения к природе.

Предварительная работа:

Дидактические игры – беседы по книгам «Красная книга. Растения. Красная книга. Животные.», «Они не должны исчезнуть». Беседы: «Что нужно что бы быть здоровым и тебе и планете», «Любите все живое». Чтение экологической сказки «Наша маленькая земля», беседы по книге «Мир и человек».

Материал и оборудование: недорисованный рисунок подсолнуха, картина с изображением подсолнуха, системный оператор со схемы отличительных особенностей живых существ напоминающие знаки (карточки, схемы со знаками, короткие сюжеты истории.)

Ход занятия.

Обращаю внимание детей на недорисованный рисунок подсолнуха: «Что, это может быть?». Когда дети узнают показываю целое растение. Далее рассматриваю его по системному оператору с помощью наводящих вопросов:

- из каких частей оно  состоит?

- где растет?

- что необходимо растению  для роста?

Игровое упражнение «Выросло растение». Подул волшебный ветер и превратил детей в семена. Я «сею из в землю» (Дети ложатся на ковер и закрывают глаза). Спрашиваю детей как чувствуют себя семена в земле. Дети: нам здесь темно. Я говорю: «Дождик, дождик полей семена, солнышко согрей землю». Далее продолжаю «Семена выпустили корешки, росточки и вытягиваются из земли. Тянутся к солнышку. Растут и процветают. Вот и цветочки появились, а вот уже и семена завязались». Дети медленно выполняют движения в соответствии со словами текста.

Я говорю, что подсолнух – это растение и спрашиваю, что еще относится к растительному миру? (деревья, кусты).

- давайте поздороваемся  от имени растения: Здравствуйте, я лютик. Подаю ребенку руку, ребенок  тоже подает руку и говорит  « Здравствуйте, я ромашка» (и  т.д). затем спрашиваю у детей кто относится к живому миру.

Игра «Четыре стихии»

Земля – руки вверху

Вода – руки вперед

Воздух – руки вниз

Огонь – вращение кистей рук перед грудью

Беседа о правилах поведения в природе с использованием напоминающих знаков.

 Дидактические  упражнения «Закончи предложение»

Заканчиваю занятие стихотворением:

Давайте улыбнемся!

Как хорошо вокруг.

Природа нам хороший

Как добрый, верный друг.

 

4) Предложить (письменно0 образец описательного, повествовательного рассказа, рассказа-рассуждения для детей старшего дошкольного возраста.

Друзья.

Была. Зима. посреди сада стояла вишня. Она стояла и на ней не было листочков, ягод. Вокруг налетела вьюга. Стала ломать ветки вишни, наклонила ее до самой земли. Вот-вот поломает вишню. Выглянуло солнце, луч солнца увидел, как вьюга хочет  убить дерево. Вишня была его подругой. Они летом играли, веселились, рассказывали друг-другу сказки.

Луч дотянулся до земли. Вьюга испугалась и утихла. Земля вокруг вишни нагрелась, и ожила вишня, зацвела белым цветом.

 

5) Разработать  комплекс упражнений артикуляционной  гимнастики (средний дошкольный  возраст).

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе

1,2,3,4,5

Мы идем, идем гулять

Все лопаточки возьмем

И в песочницу пойдем

У меня лопатка

Широка да гладка.

 

«Чашечка» . Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай

Рот открывай

Чашку доставай

 

«Стрелочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперед

Раз, два, три, четыре, пять

Стрелку будем выполнять

 

«Трубочка». Рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

Язычок вперед тяни

Да края его загни

Да чего же хороша

Наша трубочка – труба!

 

«Грибок». Рот открыт, язык присосать к небу. Как настоящий лесной гриб, язык поднялся и прилип.

А в лесу растут грибы,

Очень яркие они

Язычок поставили

Как грибок достали мы

 

В лес пошли мы погулять

И грибов насобирать.

 

  1. Предложить письменно логические, грамматические упражнения для детей одной из возрастной групп.

Младшая группа (комплексные упражнения)

«Волшебная палочка подскажи»

Воспитатели и малыши рассматривают предметы групповой комнаты. У воспитателя в руках волшебная палочка, которой он дотрагивается до какого-нибудь предмета и громко называет его. В сел за ним дети отчетливо произносят название окружающих предметов.

Воспитатель: послушайте, как я произношу слово шкаф. Произнесите вместе со мной это слово. Прислушайтесь как оно звучит: шикаафф; как называется этот предмет? (указывает на стол)

Дети: стол

Воспитатель: послушайте, как звучит это слово: стоолл. Повторите его еще раз. Проследите около какого предмета сейчас остановится волшебная палочка. (дотрагивается до стула) Назовите этот предмет.

Малыши называют разные предметы, находящиеся в комнате: картина, машина.

Воспитатель: вы очень хорошо произносите слова, давайте все вместе еще раз произнесем их.

В этой игре малыши должны четко произносить слова, правильно соотносить их с предметами. Воспитатель поощряет тех детей, которые внятно произносили слова, звуки, обращая особое внимание на их разнообразие.

 

Старшая и подготовительная к школе группа (грамматические упражнения).

«Петрушка опять прислал задания»

Наглядный материал: три конверта с письмами заданиями.

Воспитатель: читает письмо Петрушки «На этот раз ребята задания мои такие:

Задание первое: угадайте, что за слово, если его начало, его первая часть – мА? Зарисуйте все эти слова в альбоме и подарите детям старших групп»

Дети называют разные слова с первой частью – мА. В часы игр они зарисовывают их по записям воспитателя. Задание второе: первая часть задуманного мною слова – бу. Что за слово? Дети выполняют – булавка, бутон. «Моё слово – заканчивает письмо воспитатель – имя моего друга – Буратино. Называли ли вы его? Кто называл?

Задание третье: «Это задание потруднее, начинается мое слово часть  ма -  но в других частях слова, которые звучат после первой части слова ма – есть звук ш, кто из вас сообразит? Дети называют слова, каждое слово анализируется.

Планирование работы по развитию речи в детском саду.

  1. Сделать анализ календарного плана по развитию речи детей в одной из возрастных групп на месяц.

Работа воспитателя по развитию речи дошкольников разного возраста осуществляется систематически, поэтому она тщательно планируется. В методическом кабинете детского сада имеется материал необходимый воспитателю для работы по формированию фонематического восприятия дошкольников. План работы воспитателя определяют содержание методы и сроки процесса ознакомления дошкольников со звуковой стороной слова. Основные документы по планированию с которыми воспитатель имеет дело в течении года – это годовой план работы детского сада, календарный план – дневник воспитателя, который заполняется постепенно на две недели вперед, планы конспекты отдельных занятий. Методический кабинет постоянно пополняется новыми дидактическими пособиями, методическими наглядными материалами, необходимыми комплектами учебных занятий.

  1. Общее суждение о содержании речевой работы за весь календарный срок; строго ли соответствует программе данной группы, данного квартала; достаточно ли конкретизировано, т.е. видно ли, над чем, над какими качествами речи работает воспитатель (звуки, слова, словарные формы, речевые умения). Наблюдается ли повторность и усложнение материала, связь с другими разделами программы, привлекает ли внимательность окружение, текущие события.
  2. Оценка подбора и планирования занятий по развитию речи:
    • На один день (полнота занятий, тематическое единство содержание, обоснованность индивидуальной работы, реальные нагрузки и ее длительность)
    • На одну неделю (количество, охват всех основных задач развития речи, удачное сочетание с занятиями других разделов)
    • На один месяц (систематичность в повторении задач, организация занятий, обоснованность подбора и смены методов и приемов)
  1. Оценка форм работы по развитию речи вне занятий:
    • Используемы ли все рекомендуемые формы работы в течении недели, ритмично ли повторяются они в течении месяца, насколько конкретно указано речевое содержание в планируемых мероприятиях
  1. Состояние учета: умение воспитателя оценивать методику своей работы усвоение материала группой в целом и отдельными детьми
  1. Общее мнение о формировании плана и учета: лаконичность, правильность терминологии в том числе названий игр, картинок, произведений, диафильмов, аккуратность.
  2. Общая оценка ведение плана работы по развитию речи: наиболее удачное в плане, интересное, новое рекомендуемое проверяющими к дальнейшему использованию, распространению. Анализ плана производившийся в устной или письменной форме должен быть тактичным, доброжелательным. Особенно следует отметить творческое, не формальное отношение воспитателя к этому документу.

 

  1. Составить календарный план на одну неделю с включением разнообразных видов речевой работы с детьми.

Понедельник. (старшая подготовительная группа).

Прием детей 

Формирование разговорной речи (основная задача). Коллективные и индивидуальные разговоры с детьми для расширения кругозора и развития культуры разговорной речи (с подгруппами и индивидуально).

Утренняя прогулка

Словарная работа: природоведческая работа (наблюдение за спецификой сезонного труда людей в природе, наблюдение за существенными признаками сезона: погода, почва, растительность, животные во дворе, на участке) со всей группой.

Время игр и труда

Обогащение словаря: рассматривание предметов, показ воспитателем новых приемов труда, самообслуживание- посуда, еда, приготовление пищи (со всей группой)

Вечерняя прогулка

Звуковая культура речи: подвижная игра с текстом, хоровод (звукопроизношение) индивидуально.

Информация о работе Теоретические основы методики развития речи