Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 19:12, лекция
1. Теоретические основы методики развития речи.
2. Система работы по развитию речи детей в детском саду.
3. Методика формирования речевой деятельности дошкольников в единстве всех ее аспектов.
4. Планирование работы по развитию речи в детском саду
5. Исторические этапы становления систем речевого развития детей.
6. Подготовка детей к обучению грамоте.
7. Литературное образование дошкольников
«Детство»
Старший дошкольный возраст (Фантазеры).
Развитие связной речи. Решение основной задачи – развитие разговорной речи детей, предполагает работу воспитателя по организации целесообразной речевой среды. Для детей этого возраста наиболее оптимальным являются индивидуальное общение со взрослыми. В таком общении ребенок легче усваивает умение понимать обращенную речь, сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя. Вместе с тем расширение контактов ребенка с другими людьми вызывает необходимость научить относить к себе речь взрослого, обращенную к группе людей, понимать ее содержание и реализовать в соответствии с ним. Ребенок вступает в контакт со сверстниками и детьми других возрастов для достижения взаимопонимания, стремится задавать вопросы, сообщать об эмоционально значимых тактах просить разрешения. Ребенок осваивает первые уроки культуры общения; умение употреблять речевые формы вежливого общение, использование дружелюбного, спокойного тона общения. В процессе обучения у ребенка появляются первые формы многочисленной речи; умение рассказывать об эмоциональнозначимых событиях используя высказывания из двух, трех предложений.
Развитие словаря. Третий год жизни характеризуется активным и быстрым развитием словаря:
- дети называют предметы, включенные в круг их действий и доступные для наблюдения в ближайшем окружении.
- называют действия с
предметами некоторых их
- используют в речи название некоторых трудовых действий, орудий необходимых в труде;
- называют собственные действия
- называют по именам близких людей.
Освоение грамматически правильной речи. Дети осваивают структуру простого предложения, учат пользоваться системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов для выражения рода, числа, падежа, времени. Использовать в речи слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности.
Освоение звуковой культуры речи. Воспитание звуковой культуры речи на третьем году жизни тесно связана с овладением детьми новыми словами с правильным использованием общеречевых умений. Ребенок воспринимает и воспроизводит звуковой образ слова, передавая его ритм, говорит спокойно некрикливо, в среднем темпе; правильно пользуется речевым дыханием, воспроизводит ритм стихотворения.
Четвертый год жизни.
Развитие связной речи. Четвертый год жизни знаменует собой возникновение новых возможностей, в развитии связной речи детей. В этом возрасте у ребенка имеется достаточно большой запас представлений, полученных как сенсорным так и опосредованными способами. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем его мире. Речь активно перестраивает все психические процессы, становиться орудием мысли ребенка. Существенную роль в развитии речи детей четвертого года жизни начинают играть опосредованные способы познания мира – чтение книг, рассматривание картинок, предметов, наблюдение за объектами природы под руководством взрослого значительно обогащает содержание речи и способствуют освоению сложных речевых норм. Совершенствуется умение пользоваться установленными нормами общения. Дети используют элементы монологической речи в сообщениях о выполнении поручений, в разговорах с воспитателем, в совместной творческой деятельности по чтению чистоговорок, договариванию стихов, в пересказе известных текстов. Развитие словаря. Действуя с предметами выявляя их особенности, дети активно употребляют слова обозначающие действия, качества и свойства, называют некоторые материалы, активно используют слова обозначающие объекты и явления природы, названий растений близкого окружения, некоторых видов животных. Уточнения значений с активизацией употребления освоенных слов осуществляется в процессе творческой речевой деятельности по отгадыванию загадок. Освоение грамматически правильной речи. На четвертом году жизни дети осваивают структуру простого предложения, пользуясь системой окончаний для согласования слов. Начинают строить сложные предложения сначала бессоюзные, затем с союзными словами. Дети активно осваивают систему окончаний существительных, прилагательных, глаголов. Освоение звуковой культуры речи. Дети овладевают следующими умениями:- слушать и воспринимать звуковой образ слова, правильно передавать его звучание
- воспроизводить ритм
речи, правильно пользоваться
- читать стихи не прикрикивая, пользоваться средним темпом речи, говорить громко чтобы слышали окружающие.
Средний дошкольный возраст (5 лет).
Развитие связной речи. Дети вступают в речевое общение с окружающими, делают это охотно. Учатся задавать вопросы, отвечать на них, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу, говорить по очереди не перебивая говорящего. В разговорном общении пользоваться с помощью воспитателя разными типами предложений в зависимости от характера поставленного вопроса. Знают формы вежливого общения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой. Замечают неточности и ошибки в своей речи и речи своих товарищей, доброжелательно исправляют их. Составляют краткие описательные рассказы о предметах, рассказы из собственного опыта, пересказ литературных произведений, воспроизводят тексты. Сочиняют повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, составляют описательные задачи. Пользуются элементарными формами объяснительной речи.
Расширение словаря. Средние дошкольники осваивают и используют в речи:
- название предметов и материалов, из которых они приготовлены
- название живых существ и сред их обитания, трудовые процессы
- слова обозначающие части предметов живых организмов, жизненных явлений их свойства и качества, цветовые оттенки, вкусовые качества
- слова обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения вещей а также лежание в основе этих общений, существенные признаки
- слова и выражения
необходимые для установления
отношений с окружающими, обозначающие
социально-нравственные
Освоение грамматически правильной речи. Свободно пользуются простыми предложениями с однородными членами. Для передачи временных-пространственных, причинно-следственных связей употребляют сложно подчиненные предложения. Правильно используют суффиксы и приставки при словообразовании для выражения отношений между объектами. Самостоятельно пользуются системой окончаний, для правильного оформления речевого высказывания.
Освоение звуковой культуры речи. Овладевают произношением наиболее трудных звуков. Чисто произносят все звуки, четко воспроизводят фонетический и морфологический рисунок слова. Речь достаточно четкая, внятная. Дети учатся эмоционально, выразительно читать стихи.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Развитие связной речи. Дети обсуждают проблемы взаимоотношений, нравственные стороны поступков людей, дают ориентированные оценки, участвуют в коллективных разговорах, используют принятые нормы вежливого речевого обучения (говорить не громко, не крикливо, внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопросы, строить свои высказывания, ориентироваться на задачу общения, проявлять умение разрешать споры и конфликты в соответствии с правилами общения, знать способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми. Главной задачей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является совершенствование многочисленной речи. Дети пересказывают литературные произведения, самостоятельно и правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводят диалоги действующих лиц, они способны понимать и запоминать авторские средства выразительности, используя их в собственном пересказе, замечать в рассказе сверстников. Пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя. В описательных рассказах о предметах, объектах и явлений природы дети точно и правильно подбирают слова, характеризующие особенности данных предметов и явлений. Устанавливают признаки, определяют и воспроизводят логику описательного рассказа. Описательные рассказы детей отличаются от самостоятельных в определении содержания и логики в использовании разнообразных средств выразительности, в том числе и языковых. Дети сочиняют сюжетные рассказы по картине из опыта по прогулкам. Проявляют большой интерес к самостоятельному сочинению, создают разнообразные виды творческих рассказов. Дети старшего дошкольного возраста осваивают объяснительную форму речи, речь – доказательство.
Развитие словаря. Ребенок старшего дошкольного возраста активно владеет бытовым словарем. Он точно и правильно использует слова обозначающие название предметов быта и природы их свойства и качества, строение материал и его особенности. Продолжают осваивать слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета, формы, размера и т.д. в этом возрасте дети самостоятельно пользуются необходимыми для выявления качеств и свойств предметов обследовательскими действиями, называют их. Ведущим содержанием словарной работы в старшей и подготовительной группах является освоение детьми осознанного использования слов обозначающих видовые и родовые обобщения. В подготовительных группах дети овладевают операцией деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков. Обогащение словаря связанно с возрастанием интереса к явлениям и событиям социальной жизни, к человеку с его внутренним миром и внешним поведением.
Освоение грамматически правильной речи. К старшему дошкольному возрасту дети учатся пользоваться всеми основными грамматическими формами речи, но это умение еще неустойчиво. Главная задача воспитателя – упражнять детей в правильном использовании и основных грамматических форм для точного выражения мыслей. Продолжают знакомить их со сложными случаями использования русской грамматики. Дети способны замечать грамматические ошибки и исправлять их. Они самостоятельно активно используют различные грамматические формы. Образуют слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединения слов, предложений с заданным количеством слов.
Освоение звуковой культуры речи. В старшем дошкольном возрасте акцент в работе над звуковой культурой речи детей отличается от обучения правильному произношению звуков в сторону воспитания выразительности речи. К пяти годам дети, как правило, овладевают правильным звукопроизношением, осуществляемым в процессе повседневного речевого общения. Читая стихи, пересказывая литературные произведения, дети пользуются различными средствами интонационной выразительности: темпа, ритмом речи, логическим ударением.
Развитие речи имеет свою историю развития. Их история находится в первых документах детского сада. Содержание и построение программы складывались постепенно. В первых программах задачи развития речи носили общий характер, подчеркивалась необходимость связи содержания речи с современной деятельностью. Основной акцент в программах 30-х годов, делался на работу с книгой и картинами. С развитием педагогической науки и практики, в программе появились новые задачи, уточнялся и дополнялся объем речевых умений и навыков, совершенствовалась структура. В 1962 в первые была создана «Программа воспитания в детском саду» в которой, определены задачи речевого развития детей от 2-х месяцев до 7 лет. В отличии от ранее изданных «Руководств для воспитателя детского сада» программные требования отделены от методических указаний, значительно пересмотрен репертуар художественных произведений для чтения и рассказам детям. В подготовительной группе к школе (в первые выделены в программе) предусмотрены подготовка детей к обучению грамоте «Типовая программа обучения в детском саду» (1983-1984) по существу является основой разработки современного содержания обучения в связи с этим задает характеристику именно этой программе. В ней учитывается своеобразие природной речевой деятельности, которая обуславливает все виды деятельности. Следует отметить, что в программах (программных документах) у детского сада вплоть до 1983г задачи развития речи указывались вместе с задачами ознакомления с окружающей жизнью. Впервые они даны отдельно друг от друга в типовой программе с учетом того что в формировании собственных языковых навыков и умений не может быть обеспечено попутно при ознакомлении детей с окружающим миром, что оно требует организации отдельных форм обучения. Программа детского сада разработана с учетом научных данных о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста и опыта работы в дошкольном учреждении. Здесь отражены возрастные показатели развития речи, развитие словаря, более четко сформулированы задачи формирования грамматической речи, впервые выделяются задачи развития навыков и умения словообразования и формирования синтаксического строения речи. В целом можно сказать, что в этой программе сделана попытка отразить в требованиях к речи детей, уровень правильной речи и уровень хорошей речи. Большинство задач по развитию речи ставятся во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей. Так в младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи. Начиная со средней группы ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитание всех сторон звуковой культуры речи. В старших группах главным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи. В старшей и подготовительной к школе группах вводится новый раздел работы – подготовка к обучению грамоте и обучение грамотной речи. Обучение закладывает основы того что будет развито на последующем этапе. Программа детского сада создает перспективы для развития детей в школе. Она имеет преемственные связи с программой по русскому языку в начальных классах. В детском саду формируются такие качества устной речи, которые получают дальнейшее развитие в первом классе школы. Богатый словарь умения ясно и точно выражать свои мысли избирательно, сознательно пользоваться языковыми средствами являются предпосылками успешного обучения русскому языку и овладение всеми учебными предметами. Особенностью программы является краткость изложения задач и требований. Воспитатель должен уметь конкретизировать общие требования с учетом индивидуальных особенностей детей. В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются вариативные программы. Среди них наиболее известны «Радуга», «Развитие», «Детство», «Программа развития и воспитания детей в детском саду», «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду». В программе «Детство» выделены специальные разделы посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомление с художественным материалом: «Развиваем речь детей», «Ребенок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющих задач: развитие связной речи, словаря и грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программу отличает то что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в ней четко выделены (в виде отдельных глав) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.
Тема 3. Методика формирования речевой деятельности дошкольников в единстве всех ее аспектов.
2)Праследить усложнение программных задач развития связной речи детей в базисной программе “Пралеска”.
Малютки (первый месяц жизни)
Задачи:
Второй период полугодия жизни
Третий период второго полугодия жизни.
Насытить взаимодействие с ребенка яркой, выразительной, образной речью:
- поддерживать позитивное отношение ребенка к себе, развивать интерес и внимание к близким людям, укреплять его доверие к взрослому.
«Малыши»
Задачи:
Информация о работе Теоретические основы методики развития речи