Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:54, курсовая работа
Цель исследования: уточнить и обосновать способы и формы реализации целей социальной реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями, а также выявить трудности интеграции младших школьников с особенностями психофизического развития в здоровую среду.
Исходя из сформулированной цели нами определены задачи исследования:
1. Уточнить значение понятий «социальная реабилитация» и «интеграция», раскрыть их сущность, принципы, цели и задачи.
2. Обосновать средства, способы и формы реализации целей социальной реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями.
3. Выявить трудности интеграции младших школьников с особенностями психофизического развития в здоровую среду.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ,
ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ .………………………………………………. 6
2. СРЕДСТВА, СПОСОБЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ
СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ..………………………………… 16
3. ИНТЕГРАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЗДОРОВУЮ СРЕДУ ДЕТЕЙ И ИХ ТРУДНОСТИ .................................................................. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .....…..……………... 35
В целях выявления достоверных и обобщенных данных о взаимоотношениях учащихся ребятам был предложен следующий вопрос: «Конфликтуете ли Вы в классе? По каким вопросам конфликты?». Полученные данные свидетельствуют о стабильных положительных взаимоотношениях: 84,6% учащихся начального звена и 70% учащихся среднего звена свидетельствуют о том, что нет конфликтов. И только 45,4% учащихся начального и среднего звена говорят о пустяковых конфликтах. 88,9% респондентов, по данным исследования Т.Л. Лещинской, свидетельствуют, что нет конфликтов.
Таким образов, полученные данные нашего исследования позволили сделать следующие выводы: во-первых, интегрированное обучение дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать себя полноценными членами общества, во-вторых, совместное обучение учит обычных детей активнее сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, в-третьих, обучаясь в интегрированных классах, дети с ограниченными возможностями решают трудности, которые возникают в процессе социального развития.
Хочется отметить, что ребенок с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, которому дана некоторая сумма элементарных знаний, но не наученный и не привыкший постоянно применять эти знания в жизни, практически ничем не отличается от необученного ребенка с тяжелой умственной отсталостью. Поэтому важно не столько передать детям определенную сумму знаний, сколько выработать у них адекватность поведения, умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность. Главное в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями – это не степень и количество достижений, а продвижение, улучшение качества их жизни.
Сегодня в Беларуси признается успешность образовательной интеграции и необходимость параллельного существования специальных школ. Гибкость системы специального образования позволяет удовлетворять разнообразные нужды и потребности детей с особенностями в развитии. Вместе с тем предполагается возрастная социализация обучения в пределах интегрированной системы, которая свяжет специальное и общее образование, обеспечит адекватные образовательные услуги, коррекцию нарушений развития и успешную интеграцию выпускников в общество.
Таким
образом, проблема трудностей интеграции
младших школьников в здоровую среду
позволила нам сделать некоторые выводы,
во-первых, инертность самого ребенка,
во-вторых, незаинтересованность общества
в социальной интеграции ребенка с отклонениями
в развитии, в-третьих, недостаточная материальное
и техническое оснащение специальных
учреждений и интегрированных классов,
в-четвертых, недостаточная компетентность
педагогов, осуществляющих интегрированное
обучение и воспитание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многоаспектное изучение проблем социальной реабилитации младших школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения, позволяет сделать следующие выводы:
Н.В. Васильева предложила восемь подходов к понятию инвалидности: структурно-функциональный подход (К. Дэвид, Р. Мертон, Т. Парсонс), социально-антропологический подход (Э. Дюркгейм), макросоциологический подход, теория символического интеракционализма (Дж.Г. Мид, Н.А. Залыгина и др.), теория наклеивания ярлыков и теория социальной реакции (Г. Беккер, Э. Лемертон), теория стигматизации Н. Гоффмана, феноменологический подход.
В социально-реабилитационной деятельности выделяются следующие основные принципы: изоляции и компенсации; равных социальных прав и возможностей индивидов; независимой жизни; непрерывной связи индивида с ограниченными возможностями и социальной среды; изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалидов; комплексности и последовательности; государственных социальных гарантий; гуманистической направленности социально-реабилитационного процесса; единства диагностики и коррекции; нормативности развития; опоры на ведущую деятельность; обучения деятельности; развития; овладения культурой; опоры на положительные и сильные стороны личности ребенка; психологической комфортности.
Цель социальной реабилитации: восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости. Л.И. Акатов считает, что в социально-реабилитационной деятельности цель может выполнять следующие функции: цель – идеал; цель – стратегическая задача; цель – тактические и оперативные задачи.
Задачи – это цели, заданные в определенных условиях. Социально-реабилитационная задача – основное звено социально-реабилитационного процесса. Она должна включать в себя характеристику психического развития ребенка до конкретного воздействия и желательные изменения, которые должны произойти в его психике на определенном этапе социально-реабилитационного процесса.
В качестве способов реализации целей социальной реабилитации рассматриваются консультирование, коррекция и психотерапия. В практике социальной реабилитации находят широкое применение такие способы помощи как игротерапия и арттерапия и ее виды: рисуночная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия, эстетотерапия, терапия творческой фотографией, терапия театральной деятельностью.
Основная форма организации социальной реабилитации детей – реабилитационное (коррекционное) занятие, проводимое в условиях реабилитационного центра. Кроме реабилитационных занятий, которые могут происходить в виде тренинга, учебного занятия, в социально-реабилитационной практике используются и другие формы: кружки и секции различного профиля, проведение различных вечеров, встреч, дискотек, экскурсий, работа в мастерских и др.
Итак,
трудности интегрированного обучения:
архитектурно-пространственные, социальные
трудности, а также трудности, которые
возникают у самого ребенка с особенностями
психофизического развития.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ