Теоретические аспекты социальной реабилитации младших школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированно

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: уточнить и обосновать способы и формы реализации целей социальной реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями, а также выявить трудности интеграции младших школьников с особенностями психофизического развития в здоровую среду.
Исходя из сформулированной цели нами определены задачи исследования:
1. Уточнить значение понятий «социальная реабилитация» и «интеграция», раскрыть их сущность, принципы, цели и задачи.
2. Обосновать средства, способы и формы реализации целей социальной реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями.
3. Выявить трудности интеграции младших школьников с особенностями психофизического развития в здоровую среду.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ,
ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ .………………………………………………. 6
2. СРЕДСТВА, СПОСОБЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ
СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ..………………………………… 16
3. ИНТЕГРАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЗДОРОВУЮ СРЕДУ ДЕТЕЙ И ИХ ТРУДНОСТИ .................................................................. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .....…..……………... 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

     В целях выявления достоверных  и обобщенных данных о взаимоотношениях учащихся ребятам был предложен следующий вопрос: «Конфликтуете ли Вы в классе? По каким вопросам конфликты?». Полученные данные свидетельствуют о стабильных положительных взаимоотношениях: 84,6% учащихся начального звена и 70% учащихся среднего звена свидетельствуют о том, что нет конфликтов. И только 45,4% учащихся начального и среднего звена говорят о пустяковых конфликтах. 88,9% респондентов, по данным исследования Т.Л. Лещинской, свидетельствуют, что нет конфликтов.

     Таким образов, полученные данные нашего исследования позволили сделать следующие выводы: во-первых, интегрированное обучение дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать себя полноценными членами общества, во-вторых, совместное обучение учит обычных детей активнее сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, в-третьих, обучаясь в интегрированных классах, дети с ограниченными возможностями решают трудности, которые возникают в процессе социального развития.

     Хочется отметить, что ребенок с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, которому дана некоторая сумма элементарных знаний, но не наученный и не привыкший постоянно применять эти знания в жизни, практически ничем не отличается от необученного ребенка с тяжелой умственной отсталостью. Поэтому важно не столько передать детям определенную сумму знаний, сколько выработать у них адекватность поведения, умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность. Главное в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями – это не степень и количество достижений, а продвижение, улучшение качества их жизни.

     Сегодня в Беларуси признается успешность образовательной интеграции и необходимость параллельного существования специальных школ. Гибкость системы специального образования позволяет удовлетворять разнообразные нужды и потребности детей с особенностями в развитии. Вместе с тем предполагается возрастная социализация обучения в пределах интегрированной системы, которая свяжет специальное и общее образование, обеспечит адекватные образовательные услуги, коррекцию нарушений развития и успешную интеграцию выпускников в общество.

     Таким образом, проблема трудностей интеграции младших школьников в здоровую среду позволила нам сделать некоторые выводы, во-первых, инертность самого ребенка, во-вторых, незаинтересованность общества в социальной интеграции ребенка с отклонениями в развитии, в-третьих, недостаточная материальное и техническое оснащение специальных учреждений и интегрированных классов, в-четвертых, недостаточная компетентность педагогов, осуществляющих интегрированное обучение и воспитание.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Многоаспектное  изучение проблем социальной реабилитации младших школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения, позволяет сделать следующие выводы:

  1. Проблема социальной реабилитации младших школьников с особенностями психофизического развития активно разрабатывалась педагогами исследователями (Е.И. Холостова, Л.И. Акатов, Т.Л. Лещинская, А.Н. Коноплева, Т.В. Лисовская, Д.В. Зайцев, Л.М. Шипицына). В настоящее время понятие «социальная реабилитация» рассматривается как процесс, как конечный результат и как деятельность. Такое рассмотрение было предложено Л.И. Акатовым. Социальная реабилитация как процесс – динамическая система, в ходе которой осуществляется последовательная реализация постоянно возникающих в ходе взаимодействия с ребенком тактических задач. Социальная реабилитация как конечный результат – это достижение ее конечных целей, когда человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитационных учреждениях, вливается в социально-экономическую жизнь общества и не ощущает своей неполноценности. Социальная реабилитация как деятельность относится как к личности специалиста, являющейся ее организатором, так и к личности ребенка, включенного в социально-реабилитационный процесс, который выступает в нем как субъект деятельности и общения.

     Н.В. Васильева предложила восемь подходов к понятию инвалидности: структурно-функциональный подход (К. Дэвид, Р. Мертон, Т. Парсонс), социально-антропологический подход (Э. Дюркгейм), макросоциологический подход, теория символического интеракционализма (Дж.Г. Мид, Н.А. Залыгина и др.), теория наклеивания ярлыков и теория социальной реакции (Г. Беккер, Э. Лемертон), теория стигматизации Н. Гоффмана, феноменологический подход.

     В социально-реабилитационной деятельности выделяются следующие основные принципы: изоляции и компенсации; равных социальных прав и возможностей индивидов; независимой жизни; непрерывной связи индивида с ограниченными возможностями и социальной среды; изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалидов; комплексности и последовательности; государственных социальных гарантий; гуманистической  направленности социально-реабилитационного процесса; единства диагностики и коррекции; нормативности развития; опоры на ведущую деятельность; обучения деятельности; развития; овладения культурой; опоры на положительные и сильные стороны личности ребенка; психологической комфортности.

     Цель  социальной реабилитации: восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости. Л.И. Акатов считает, что в социально-реабилитационной деятельности цель может выполнять следующие функции: цель – идеал; цель – стратегическая задача; цель – тактические и оперативные задачи.

     Задачи  – это цели, заданные в определенных условиях. Социально-реабилитационная задача – основное звено социально-реабилитационного процесса. Она должна включать в себя характеристику психического развития ребенка до конкретного воздействия и желательные изменения, которые должны произойти в его психике на определенном этапе социально-реабилитационного процесса.

  1. К средствам реабилитационного воздействия относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), психологической помощи (психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия), специальной помощи (игротерапия, арттерапия или терапия искусством – музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия); предметы материальной и духовной культуры (технические приспособления и оборудование, необходимые для ребенка с ограниченными возможностями, литература, произведения искусства, аудиовизуальные технические средства, средства массовой информации и др.).

     В качестве способов реализации целей социальной реабилитации рассматриваются консультирование, коррекция и психотерапия. В практике социальной реабилитации находят широкое применение такие способы помощи как игротерапия и арттерапия и ее виды: рисуночная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия, эстетотерапия, терапия творческой фотографией, терапия театральной деятельностью.

     Основная  форма организации социальной реабилитации детей – реабилитационное (коррекционное) занятие, проводимое в условиях реабилитационного центра. Кроме реабилитационных занятий, которые могут происходить в виде тренинга, учебного занятия, в социально-реабилитационной практике используются и другие формы: кружки и секции различного профиля, проведение различных вечеров, встреч, дискотек, экскурсий, работа в мастерских и др.

  1. Термин «интеграция»   рассматривается многими учеными (Т.Л. Лещинская, Л.М. Шипицына, А.Н. Коноплева, Т.В. Лисовская, Л.И. Акатов) относительно локальной проблемы (например, интеграция инвалидов по зрению в современном обществе; интегрированный подход в обучении глухих, их интеграция в общество; интеграция детей в общество дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития) или интерпретируется в общественном виде (интеграция – включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе; или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов).

     Итак, трудности интегрированного обучения: архитектурно-пространственные, социальные трудности, а также трудности, которые возникают у самого ребенка с особенностями психофизического развития. 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

     
  1. Аб правах дзіцяці: Закон Рэспублікі Беларусь ад 19 лістапада 1993 г., № 33 // Настаўніцкая газета. – 2001. – № 11.
  2. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л. И. Акатов. – М.: Гуманист. издат. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
  3. Бгажнокова, И. М. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта / И. М. Бгажнокова // Дефектология. – 1997. – № 5. – С 33–36.
  4. Большой психологический словарь / сост. и ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.
  5. Вехова, М. Трещинка на камне / М. Вехова // Учительская газета. – 2005. − № 7. – С 6.
  6. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т.  / под ред. Власовой Т. А. и др. – М.: Педагогика, 1982-1983. – Т. 5: Основы дефектологии / Т. А. Власова – 1983. – 386 с.
  7. Зайцев Д. В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Д.В. Зайцев // Педагогика. – 2003. – № 1. – С 21–30.
  8. Змушко, А. М, Хмелевский, В. М., Журавская, Л. В. Федорцова, Е. Е. Основные показатели развития системы специального образования в Республике Беларусь. 1994-2007 годы (информационный бюллетень), Выпуск №9 / под ред. А. М. Змушко – Мн.: ГИАЦ Министерства образования, 2008 – 133 с.
  9. Крючкова Л. Л. Развитие общения у детей-сирот младшего школьного возраста с нарушением интеллекта: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.04 / Л. Л. Крючкова; Спб. госуд. университет. – Спб., 2003. – 26 с.
  10. Курята, О. В. Давыденко, Е. А. Социализация и адаптация детей с нарушениями психофизического развития / О. В. Курята, Е. А. Давыденко // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2008. – № 8. – С. 41–46.
  11. Кухарев, Н. В., Кобринский, М. Е. Прогнозирование стратегии продуктивной педагогической деятельности интернатных учреждений / Н.В. Кухарев, М.Е. Кобринский. – Мн.: РИПО, 1998. – 194 с.  
  12. Лещинская, Т. Л. Интегративные тенденции в современном специальном образовании / Т. Л. Лещинская // Адукацыя i выхаванне. – 2004. – № 10. – С 35–40.
  13. Лещинская, Т. Л., Коноплева, А. Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь / Т. Л. Лещинская, А. Н. Коноплева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 2. – С 9–11.
  14. Лещинская, Т. Л., Олешкевич В. И. Социализация детей с особенностями психофизического развития в педагогическом контексте / Т. Л. Лещинская, В. И. Олешкевич // Дэфекталогiя. – 2004. – № 2. – С 3–9.
  15. Лисовская, Т. В. Научно-методические подходы к образовательной деятельности в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / Т. В. Лисовская // Дэфекталогiя. – 2007. – № 4. – С 12–17.
  16. Лисовская, Т. В. Научные исследования в области специального образования: некоторые итоги и перспективы / Т. В. Лисовская // Спецыяльная адукацыя. – 2008. – № 2. – С 3–7.
  17. Немов, Р. С. Психология. Словарь-справочник: В 2 ч. / Р. С. Немов. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Ч.1. – 304 с.
  18. Немов, Р. С. Психология. Словарь-справочник: В 2 ч. / Р. С. Немов. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Ч.2. – 352 с.
  19. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Гуманист. издат. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.2. Психология образования / Р. С. Немов – 2003. – 608 с.
  20. Нікіфарава, С. Спецыяльная адукацыя: каррэкцыйная работа не дапуская фармалізму / С. Нікіфарава // Настаўніцкая газета. – 2009. – 21 мая
  21. Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании): Закон Республики Беларусь от 18 мая 2004 г., № 285-3 // Настаўніцкая газета. – 2004. – 5 чэрвеня.
  22. Профессиональная реабилитация – социальная защита лиц с ограниченными возможностями: материалы Междунар. науч.-практ. семинара, г. Минск, 28–29 окт. 2003 г. / редкол.: Э. И. Зборовский [и др.]. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. – 170 с.
  23. Развитие профессиональной компетентности специалистов социально-педагогической и психологической службы, республиканская научно-практическая конференция (18–19 сентября 2008г.): [материалы] в 2 ч. Ч. 2 / редкол.: Ф. В. Кадол, В. П. Горленко [и др.]. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2008. – 253 с.
  24. Реализация социально-педагогических и коррекционных направлений в работе с детьми, имеющими особенности в психофизическом развитии: материалы научно-практической конф. (27 апреля 2001) / Под ред. Н. А. Котовой, Т. Н. Шилько. – Гомель: ГГОИПК, 2001. – 106 с.
  25. Сводина, В. Н. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушением слуха / В. Н. Сводина // Дефектология. – 1998. – № 6. – С 9–13.
  26. Стандартные правила обеспечения равных возможностей инвалидов: приняты Генер. Асамблеей ООН 20 декабря 1993 (резолюция 48/96). – Нью-Йорк.: ООН, 1994. – 83 с.
  27. Холостова, Е. И. Социальная реабилитация [Текст]: учебное пособие для вузов / Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева. – М.: Дашков и К, 2006. – 340 с.
  28. Храпылина, Л. И. Реабилитация инвалидов / Л. И. Храпылина. – М.: Издательство Экзамен, 2006. – 415 с.
  29. Шипицына, Л. М. Интеграция детей с ограниценными возможностями здоровья / Л. М. Шипицына // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 2. – С 7–9.
  30. Энциклопедический социологический словарь / под общей редакцией Г. В. Осипова – М., 1995. – 939 с.
  31. Ярская-Смирнова,  Е. Р.  Социальное конструирование инвалидности / Е. Р. Ярская-Смирнова // Социс. – 1999. – № 4. – С 38–45.

Информация о работе Теоретические аспекты социальной реабилитации младших школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированно