Теоретические аспекты социальной реабилитации младших школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированно

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: уточнить и обосновать способы и формы реализации целей социальной реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями, а также выявить трудности интеграции младших школьников с особенностями психофизического развития в здоровую среду.
Исходя из сформулированной цели нами определены задачи исследования:
1. Уточнить значение понятий «социальная реабилитация» и «интеграция», раскрыть их сущность, принципы, цели и задачи.
2. Обосновать средства, способы и формы реализации целей социальной реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями.
3. Выявить трудности интеграции младших школьников с особенностями психофизического развития в здоровую среду.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ,
ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ .………………………………………………. 6
2. СРЕДСТВА, СПОСОБЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ
СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ..………………………………… 16
3. ИНТЕГРАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЗДОРОВУЮ СРЕДУ ДЕТЕЙ И ИХ ТРУДНОСТИ .................................................................. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .....…..……………... 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

     Трудовая  деятельность – это форма деятельности, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека [19, с. 600]. Разновидностями труда в детском возрасте выступает бытовой труд, труд в мастерских, труд по самообслуживанию и др.

     Естественно, что в практике социальной реабилитации постоянно возникают ситуации, когда ребенок не может самостоятельно справиться с проблемами, возникающими на жизненном пути, и ему необходима соответствующая помощь. В зависимости от возраста, состояния здоровья и особенностей жизненной ситуации такая помощь может быть оказана специалистом по социальной реабилитации, психологом или психотерапевтом, а при наличии психопатологии – врачом-психиатром.

     В понятие «психологическая помощь» могут быть включены следующие ее виды: профилактическая и консультативная помощь, психологическая коррекция и психотерапия. Во всех названных видах помощи содержится психологический аспект, поскольку так или иначе она осуществляется в процессе общения и взаимодействия ребенка и взрослого.

     Психопрофилактика в социально-реабилитационной деятельности реализует цель сохранения, улучшения и укрепления психического здоровья детей. К видам психопрофилактической работы могут быть отнесены и консультирование, и коррекция, и психотерапия.

     Понятие «консультация» включает такие значения, как совет, совещаться, забота, заботиться. Консультирование – область практической профессиональной деятельности специалиста, связанная с оказанием помощи нуждающимся в этом людям советами и рекомендациями по решению их жизненных психологических проблем [17, с. 226]. По степени воздействия оно может носить информационный, ориентационный характер или направлено на изменение отношений личности к себе.

     Понятие «коррекция» означает исправление. Коррекция – область практической психологии, касающаяся исправления нарушений в психологии и поведении человека [18, с. 145]. Коррекционные воздействия направлены на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования ребенка с ограниченными возможностями. По содержанию различают коррекцию познавательной сферы, аффективно-волевой сферы, поведенческих аспектов, личности, межличностных отношений.

     Психотерапия  – это область теоретических знаний и практических методов воздействия на людей, пограничная между психологией и медициной, включающая в себя описание, изучение и правила использования средств психологического воздействия на больных людей с целью их лечения [19, с. 596]. В то же время термин «психотерапия» не является чисто медицинским понятием. Существует и психологическая модель психотерапии, цель которой не изменение от «психических расстройств», а оказание помощи в процессе становления и развития личности.

     По  мнению Л.И. Акатова, наряду с рассмотренными видами помощи в практике социальной реабилитации широкое применение находят специальные виды помощи и, прежде всего, игротерапия и арттерапия (терапия искусством).

     Игротерапия – метод коррекционного воздействия  на детей с использованием игры. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается, благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Применение игротерапии полезно при социальном инфантилизме, замкнутости, необщительности, сверхконформности и сверхпослушании, при нарушении поведения и наличии вредных привычек и др.

     Анимационная  терапияреабилитационная технология с использованием разнообразных видов деятельности, включающие социально значимые акции, участие в проектной работе, художественные виды творчества в группе, участие в массовых мероприятиях. Функции анимации, с одной стороны заключаются в разблокировании общественных связей, установлении теплых, доверительных отношений; с другой стороны – в обучении и овладении языками мышления, эстетики, поэтики. Среди форм организации анимационной терапии следует выделить клубы общения, широко использующие все технологии социально-культурной реабилитации. Их деятельность может содержать элементы групповой психотерапии и психологические тренинги, релаксационные программы, участие в конструктивном споре, разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории жизни, описание содержания сновидений, фантазий, ассоциаций, использование процедур трансактного анализа и другие.

     Участие в таких видах деятельности позволяет  членам анимационной группы выступать  одновременно в роли активного участника  и в роли наблюдателя, предоставляет возможность для тренинга эмоциональной сферы, проведения интеллектуального анализа, поиска и выбора конкретного подходящей модели поведения.

     Ведущий метод анимационной терапии –  художественное творчество. Различные  направления художественного творчества (драматическое исполнительство, театральная импровизация, изобразительное искусство, самодеятельное музыкальное исполнительство, авторские виды творчества и др.) являются основными средствами анимации инвалидной среды. Основной принцип применения творчества – искусство для участника, а ее искусство для зрителя, т.е. доставить эстетическое и нравственное удовлетворение участнику, а не публике, что является терапевтическим моментом для реабилитанта. Поэтому пациент может апробировать себя в разнообразных ролях – исполнитель, автор, ассистент, организатор и т.д.

     Арттерапия  – терапия искусством. Основная ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителей психоанализа важнейшей техникой арттерапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. С точки зрения представителей гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с представлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, в утверждении и познании своего «Я».

     К основным видам арттерапии относятся [28]: рисуночная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия, эстетотерапия, терапия творческой фотографией, терапия театральной деятельностью.

     Рисование – творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

     Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средств коррекции (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование). Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отношений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

     Библиотерапия – специальное коррекционное  воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что  те или иные образы и связанные с ними чувствами, влечениями, желаниями, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу.

     Танцевальная  терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные  расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Цель танцевальной терапии – развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения. Танцевальная терапия используется в основном в групповой работе. Она побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность, укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне.

     Сочинение историй, рассказов используется для оживления чувств ребенка, для того чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ, найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребенка.

     Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают у детей интенсивный эмоциональный резонанс, что помогает создать в сложной эмоциональной обстановке эффективную ситуацию общения.

     Куклотерапия  как метод основан на процессах  идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Куклотерапия широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму.

     Эстетотерапияактивное вовлечение инвалидов в художественно-эстетическую деятельность путем организации концертов, смотров-конкурсов, фестивалей для инвалидов и с их участием, в том числе, вместе с профессиональными артистами.

     Терапия творческой фотографией – реабилитационная технология, ориентированная на выявления, отражение в снимке душевной особенности фотографирующего. Фотокамерой инвалид отбирает свое, помогающее понять себя, испытывает вследствие этого вдохновение-отреагирование.

     Терапия театральной деятельностью –  реабилитация посредством эмоционально-эстетического воздействия на лиц с ограниченными возможностями. Среди инвалидов наибольшее распространение получила участие в следующих видах театров: камерный театр, театры пластический, моды, фольклорного, циркового, кукольного искусства, музыкального, драматического, литературного творчества, мюзикла, постановки жестовой песни, эстрадных миниатюр, комедийного водевиля, истории в костюмах, рождественских историй, балета, клоун-мим-шоу, эстрады, иллюзорного мира.

     Кроме разновидностей арттерапии выделяют еще  гардеотерапию и иппотерапию.

     Гардеотерапия – это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей и  взрослых к работе с растениями, в том числе выращивание, сбор, сушка растений, составление плоских и объемных композиций. Реабилитационная направленность – развитие тонкой моторики, ориентации в пространстве, логического мышления, эстетического вкуса, расширение круга общения, релаксация.

     Иппотерапияреабилитационное воздействие езды и общения с лошадьми на здоровье человека. Список противопоказаний для иппотерапии относительно незначительный, тогда как установлен широкий спектр заболеваний, поддающихся корректировке с ее помощью. В их ряду на первом месте – детский церебральный паралич, посттравматические состояния, заболевания внутренних органов простатит (болезнь желудочно-кишечного тракта), отдельные сенсорные расстройства (нарушения слуха и зрения), некоторые заболевания мышечно-связочного аппарата: группа психических расстройств (детский аутизм, шизофрения, олигофрения, болезнь Дауна). Эти занятия помогают инвалиду обрести уверенность в себе, стимулируют реализацию заключенных в нем способностей.

     Методы  социальной реабилитации – это способы  профессионального взаимодействия специалиста и ребенка с ограниченными возможностями с целью решения социально-реабилитационных задач [2]. Все многообразие методов, используемых в реабилитационной практике, можно объединить в три группы:

  1. Методы организации социально-реабилитационного процесса и познавательной деятельности детей. К ним относятся словесные (рассказ, беседа, работа с книгой), наглядные (метод примера) и практические (упражнения, приучение и др.) методы.

     В практике социальной реабилитации наиболее широко используемым методом является упражнение. Упражнение – планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью формирования определенных навыков и умению. Упражнения необходимы при обучении детей любой деятельности и овладении теми или иными формами поведения. Первоначально они опираются на такой метод, как приучение, представляющий собой организацию планомерного и регулярного выполнения определенных действий с целью превращения их в привычные формы поведения (привычки). Особенно эффективен он на ранних этапах развития детей.

     В реабилитационной практике также широко применяется метод моделирования воспитывающих ситуаций. Детям создаются такие условия, когда они становятся перед необходимостью выбрать определенное решение из нескольких возможных вариантов: помолчать, сказать правду или ответить «не знаю». Необходимо иметь в виду, что при использовании метода упражнений следует предусматривать прохождение трех взаимосвязанных этапов: воспроизведение действий по образцу; применение усвоенных действий в новых условиях; выполнение упражнений творческого характера.

Информация о работе Теоретические аспекты социальной реабилитации младших школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированно