Теоретические аспекты социальной реабилитации младших школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированно

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: уточнить и обосновать способы и формы реализации целей социальной реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями, а также выявить трудности интеграции младших школьников с особенностями психофизического развития в здоровую среду.
Исходя из сформулированной цели нами определены задачи исследования:
1. Уточнить значение понятий «социальная реабилитация» и «интеграция», раскрыть их сущность, принципы, цели и задачи.
2. Обосновать средства, способы и формы реализации целей социальной реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями.
3. Выявить трудности интеграции младших школьников с особенностями психофизического развития в здоровую среду.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ,
ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ .………………………………………………. 6
2. СРЕДСТВА, СПОСОБЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ
СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ..………………………………… 16
3. ИНТЕГРАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЗДОРОВУЮ СРЕДУ ДЕТЕЙ И ИХ ТРУДНОСТИ .................................................................. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .....…..……………... 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

     В рамках социально-антропологического подхода (Э. Дюркгейм) в отношении инвалидизации исследовались стандартизированные и институциональные формы социальных отношений, социальные институты, механизмы социального контроля. Использована терминология для обозначения детей-инвалидов: нетипичные дети, дети с ограниченными возможностями. В отечественных трудах данный подход предложили А.Н. Суворов, Н.В. Шапкина и др.

     Макросоциологический  подход к изучению проблем инвалидности основан на социально-экологической теории, предложенной в отечественных исследованиях В.О. Скворцовой. Проблемы инвалидности рассматриваются в контексте «воронки» понятий: макросистема, экосистема, мезосистема, микросистема.

     В теориях символического интеракционализма (Дж.Г. Мид, Н.А. Залыгина и др.) инвалидность описывается посредством системы символов, характеризующих эту социальную группу лиц с ограниченными возможностями. Рассматриваемые проблемы становления социального «Я» инвалида, анализируется специфика этой социальной роли, устойчиво воспроизводимые стереотипы поведения самих инвалидов и отношение к ним социального окружения.

     В рамках теории наклеивания ярлыков  и теории социальной реакции (Г. Беккер, Э. Лемертон) для обозначения лиц  с ограниченными возможностями появляется понятие «девианты». Инвалидность рассматривается как отклонение от социальной нормы, носителям этой девиации наклеивается ярлык – инвалид. В рамках этой социоцентристской теории изучается социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения феноменов социального контроля, социальной реакции. Появляется новое понятие «социальный аттитюд». В отечественных исследованиях на этой методологической базе проблемы инвалидизации изучались М.П. Левицкой и др.

     Н.В. Васильева отдельно рассматривает теорию стигматизации И. Гоффмана. В этой также социоцентристской теории изучаются социальные проблемы индивида посредством изучения отношения к нему общества в целом, проблема инвалидов мыслится в понятиях «девианты», понятие «стигма» в данном аспекте близко к понятию «наклеивание ярлыка». Рассмотрение механизмов и социальных последствий стигматизации с оговорками можно соотнести с механизмами социальной реакции, социального контроля.

     Феноменологический  подход отличает социокультурную теорию нетипичности Е.Р. Ярской-Смирновой [31]. Феномен «нетипичного ребенка» формируется и транслируется всем его социальным окружением. Он характеризуется всем многообразием исторически сложившихся этноконфессионального,  социокультурного, макро- и микросоциума, в которых нетипичный ребенок проходит социализацию. Этот подход продолжен в исследованиях Д.В. Зайцева, Н.И. Шапкиной и др.

     По  мнению Е.И. Холостовой, понимание социальной реабилитации прошло достаточно содержательный путь развития. Первоначально здесь преобладал чисто медицинский подход: Всемирная организация здравоохранения полагала, что сущность реабилитации заключается в том, чтобы не только вернуть больного к его прежнему состоянию, но и развить его физические и психологические функции до оптимального уровня [27].

     Постепенно  происходит переход от чистого медицинского подхода к социальной модели, а в рамках социальной модели реабилитация рассматривается не только как восстановление трудоспособности, но как восстановление всех индивидуальных способностей индивида. Комитет экспертов ВОЗ даёт следующую развернутую трактовку: «Реабилитация инвалидов должна включать все мероприятия, призванные дать инвалиду полностью интегрироваться в общество. Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окружающей среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает его интеграцию в общество. Сами инвалиды, их семьи и местные органы должны участвовать в планировании и проведении мероприятий по реабилитации» [27, с. 39].

     В статье 2 Закона Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» понятие «инвалид» трактуется следующим образом: «инвалидом признается лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществляются самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью» [22, с. 17].

     Следует обратить внимание, что в основе понятия «инвалид» находится  медицинский диагноз, отражающий нарушение  функций организма. Однако ампутация  или паралич конечностей, полная слепота или глухота не оставляют надежды на медицинскую помощь. В то же время социальными мерами можно уменьшить ограничения жизнедеятельности инвалида.

     В 1932 году Организацией Объединенных Наций была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов [26], которая предусматривала такие направления, как:

  • раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;
  • медицинское обслуживание;
  • консультирование и оказание помощи в социальной области;
  • подготовка к самостоятельному индивидуальному уходу, независимому образцу жизни;
  • обеспечение вспомогательными техническими средствами, средствами передвижения, социально-бытовыми приспособлениями и пр.;
  • специальные услуги в области образования;
  • услуги по восстановлению профессиональной способности (включая профессиональную ориентацию, профессионально-техническую подготовку, трудоустройство).

     На  данный момент итоговым является определение  реабилитации, принятое в результате обсуждения в ООН процитированных выше Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов: «Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости. Реабилитация может включать меры по обеспечению и/или по восстановлению функций или компенсаций утраты или отсутствия функций или функционального ограничения. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. Он включает в себя широкий круг мер и деятельности… Необходимо изменить общество, с тем чтобы создать условия для инвалидов, а не изменять индивидуума, имеющего инвалидность, с тем чтобы приспособить его к жизни общества» [26, с. 43].

     В Республике Беларусь сегодня действует  сеть реабилитационных центров и предприятий общественных объединений инвалидов (10 учебно-производственных унитарных предприятий общественного объединения «Белорусское общество глухих», 23 учебно-производственных унитарных предприятий общественного объединения «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» и 176 предприятий общественного объединения «Белорусское общество инвалидов»), которые обладают значительным производственным потенциалом для организации профессионального обучения инвалидов. 22 января 1996 года с материальной и методической поддержкой Германии в г. Минске открыт первый в Республике Беларусь экспериментальный центр по переобучению инвалидов на специальность «менеджер в торговой сфере». Этот центр обучает 25 инвалидов с помощью современных информационных технологий. Срок обучения 1 год 10 месяцев. Второй центр по переобучению инвалидов с помощью ФРГ был открыт на базе Белорусского протезно-ортопедического восстановительного центра. Последние 10 лет в ряде государственных и негосударственных учебных заведений организована подготовка специалистов по социальной работе. С 1999 года в Белорусском государственном университете открыта кафедра социальной работы и началась подготовка специалистов по специализации «социально-психологическая помощь», а с 2003 года – подготовка специалистов по специализации «социальная реабилитация личности» [22].

     В социально-реабилитационной деятельности ряд ученых (Е.И. Холостова, Л.И. Акатова, Т.В. Лисовской, Т.Л. Лещинской и другие) выделяют следующие основные принципы [2, 27]: изоляции и компенсации; равных социальных прав и возможностей индивидов; независимой жизни; непрерывной связи индивида с ограниченными возможностями и социальной среды; изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалидов; комплексности и последовательности; государственных социальных гарантий; гуманистической направленности социально-реабилитационного процесса; единства диагностики и коррекции; нормативности развития; опоры на ведущую деятельность; обучения деятельности; развития; овладения культурой; опоры на положительные и сильные стороны личности ребенка; психологической комфортности.

     Принцип изоляции берет начало с самых древних этапов развития социальной истории и доходит до наших дней. В прошлом этот принцип приводил к отвержению таких людей, формированию разного рода фобий и предрассудков по их адресу. Сегодня он выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями, сегрегированных от общих систем: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного проживания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т.д.

     Принцип компенсации реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной компенсационной форме: выплата пенсий или пособий, предоставление льгот (на пользование транспортом, на лекарства и пр.) [27].

     Принцип равных социальных прав и возможностей индивидов, предложенный Е.И. Холостовой, предоставляется каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей. В соответствии с ним инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъект своей собственной жизнедеятельности. Социальные права включают в себя не только удовлетворение элементарных потребностей, обеспечение выживания, но также и всю полноту социальных потребностей индивида. Наличие и осознание этих потребностей лимитируется развитием способности инвалида к пониманию и оценке окружающей действительности, себя самого и своего места в социальном мире.

     Принцип независимой жизни лиц с ограниченными  возможностями, который заключается в их максимальном развитии и использовании способностей к самообслуживанию, самопомощи и самообеспечению. Помощь и содействие, оказываемые инвалиду различными учреждениями и организациями, должны быть адекватными его состоянию и самочувствию, приниматься (или отвергаться) на добровольной основе, содействовать самопомощи и побуждать к ней.

     Принцип неразрывной связи индивида с  ограниченными возможностями и социальной среды предполагает, что, разумеется, среда влияет на инвалида по многим направлениям – через общие социальные связи и чувства, через ближайшую социальную сеть, через общественные настроения, предрассудки и ожидания. Личность инвалида формируется в конкретных социальных условиях. Однако и сами инвалиды сознательно или бессознательно формируют своё социальное окружение. Это находит отражение в феномене созависимости, в неблагоприятном эмоциональном фоне многих инвалидных семей, в сознательном или бессознательном стремлении ряда инвалидов к манипулированию теми лицами, с которыми они общаются.

     Принцип изучения и сохранения семейных и  социальных связей инвалида является не менее важным, т.к. для каждого индивида семья должна являться наиболее совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой. Что касается детей с объективными ограничениями, лиц с нарушениями функций, пожилых людей, переживающих возрастные изменения, то исследованиями статистически установлено, что только в условиях семьи они могут добиться высоких показателей в развёртывании своей жизнедеятельности, сохранении социальной и интеллектуальной адекватности, во всяком случае, по сравнению с лицами, находящимися в государственных стационарных учреждениях. Известно, что в домах-интернатах консервируется социально-психологический комплекс госпитализма, медленнее происходит восстановление функций и компенсация нарушений, более быстрыми темпами угасают интеллектуальные и физические способности.

     Принцип комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий, поскольку отдельные несистематизированные меры могут не принести полноценного положительного результата или даже в редких случаях сказаться негативно. Незавершенность реабилитационной программы, отсутствие некоторых направлений сокращает возможности реализации индивидуального реабилитационного потенциала.

     Принцип государственных социальных гарантий для инвалидов  обусловлен, с одной стороны, провозглашением нашей страны социальным государством, которое, таким образом, принимает на себя ответственность за социальное благосостояние своих граждан. С другой стороны, результаты кризиса в экономике, снижение возможностей трудового самообеспечения даже для вполне здоровых и квалифицированных работников, сокращение в обществе трудовой мотивации приводит к тому, что инвалиды более всех других граждан испытывают затруднение в обеспечении своей жизнедеятельности, реализации своих потребностей – от самых первичных нужд до высших социальных и духовных потребностей. Люди с ограниченными возможностями в ряде случаев не могут надеяться на выживание без систематизированной и всесторонней поддержки государства. Социальная реабилитация как дорогостоящий и ресурсообъёмный процесс также должна проводиться на основе зафиксированных в законодательстве социальных гарантий.

     Принцип гуманистической направленности социально-реабилитационного  процесса предполагает необходимость  сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всего социально-реабилитационного процесса формированию личности ребёнка, ориентированной на отношения достоинства. В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека. Именно культура достоинства создает лучшие условия для выхода из социальных катаклизмов, потому что ребенок, воспитанный в культуре достоинства, как подчеркивал Л.С. Выготский, «приспособлен к социальной динамике, а не к социальной статистике» [2].

Информация о работе Теоретические аспекты социальной реабилитации младших школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированно