Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:54, курсовая работа
Цель исследования: уточнить и обосновать способы и формы реализации целей социальной реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями, а также выявить трудности интеграции младших школьников с особенностями психофизического развития в здоровую среду.
Исходя из сформулированной цели нами определены задачи исследования:
1. Уточнить значение понятий «социальная реабилитация» и «интеграция», раскрыть их сущность, принципы, цели и задачи.
2. Обосновать средства, способы и формы реализации целей социальной реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями.
3. Выявить трудности интеграции младших школьников с особенностями психофизического развития в здоровую среду.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ,
ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ .………………………………………………. 6
2. СРЕДСТВА, СПОСОБЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ
СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ..………………………………… 16
3. ИНТЕГРАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЗДОРОВУЮ СРЕДУ ДЕТЕЙ И ИХ ТРУДНОСТИ .................................................................. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .....…..……………... 35
При
организации самостоятельной
Соревнование – метод, в основе которого лежит стремление детей к соперничеству и самоутверждению. Вовлечение детей в процессе социальной реабилитации в борьбу за достижение лучших результатов стимулирует их быть более активными, инициативными и ответственными. Соревнование может быть индивидуальным и групповым. В процессе его организации следует соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность и сравнимость показателей. Для детей с ограниченными возможностями особенно важно, чтобы в ходе соревнования они испытывали переживание успеха. Поэтому необходимо подбирать такие задания, которые были бы по силам конкретному человеку.
Поощрение – способ выражения положительной оценки поведения и деятельности отдельного ребенка или группы детей. Его стимулирующая роль проявляется в том, что в нем содержится признание того образа действия, который избран ребенком. Переживая чувство удовлетворения, ребенок испытывает прилив сил, уверенность, желание выполнять действие и дальше.
Наказание – это такое воздействие на личность ребенка, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения, принятым в обществе. Средствами метода наказания является замечание, выговор, порицание. Применение наказаний в процессе реабилитации требует от специалиста такта и определенного мастерства. Применение метода наказания в любой форме в целях стимулирования активности ребенка является исключением и может быть оправдано лишь в экстремальных ситуациях.
Наряду с понятием метод существует также понятие методический прием. Прием – это элемент метода. Он не имеет самостоятельной задачи и подчиняется той, которую преследует данный метод. Например, при использовании метода рассказа можно применить такой прием, как повторение одной и той же мысли, чтобы обратить на нее внимание. Приемы и методы в процессе социальной реабилитации выступают как единое целое. Методический прием может быть использован в разных методах.
Основная форма организации социальной реабилитации детей – реабилитационное (коррекционное) занятие, проводимое в условиях реабилитационного центра [2]. Оно может осуществлять в индивидуальной или групповой формах. В первом случае взаимодействие осуществляется один на один с ребенком при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае специалист работает с группой детей, которые взаимодействуют не только с ними, но и между собой. Группа облегчает процесс осознания своих чувств, установок, мыслей, желаний и поступков. В группе легче происходит самораскрытие, возрастает уверенность в себе.
Индивидуальное взаимодействие удобно тем, что быстрее снимаются психологические барьеры, которые могут возникать у ребенка в присутствии других детей. В то же время оно не эффективно в выработке навыков общения и межличностного взаимодействия. Противопоказаниями для организации процесса социальной реабилитации в условиях группы могут быть сильно выраженная эмоциональная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность ребенка, трудный характер, низкий уровень интеллектуального развития.
Кроме реабилитационных занятий, которые могут происходить в виде тренинга, учебного занятия, в социально-реабилитационной практике используются и другие формы: кружки и секции различного профиля, проведение различных вечеров, встреч, дискотек, экскурсий, работа в мастерских и др.
Таким образом, у специалиста по социальной реабилитации имеется значительный арсенал средств, методов и форм организации занятий с детьми с ограниченными возможностями, используя которые можно успешно решать поставленные задачи и добиваться соответствующего результата.
ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В
ЗДОРОВУЮ
СРЕДУ ДЕТЕЙ И ИХ ТРУДНОСТИ
В логике нашего исследования целесообразно выделить трудности, которые встречаются в процессе интеграции младших школьников с особенностями психофизического развития в здоровую среду детей.
Интеграция
детей с ограниченными
Термин «интеграция» либо рассматривается относительно локальной проблемы (например, интеграция инвалидов по зрению в современном обществе; интегрированный подход в обучении глухих, их интеграция в общество; интеграция детей в общество дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития), либо интерпретируется в общественном виде (интеграция – включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе; или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов) [29, с. 7].
В Республике Беларусь на начало 2007-2008 учебного года количество классов и классов комплектов составляло 57789, в которых занималось 972268 детей. Количество интегрированных классов составляет 5806, в которых детей с особенностями психофизического развития 11605. В том числе в городской местности количество интегрированных классов составляет 2555 с 6486 детьми, в сельской местности 3251интегрированный класс с 5119 детьми [8].
В Гомельской области в 1994-1995 учебном году был 1 класс интегрированного обучения, где занималось 15 детей; в 1995-1996 учебном году 24 класса интегрированного обучения с 372 учащимися; 1996-1997 учебный год 29 классов интегрированного обучения, где занималось 135 учащихся; 1997-1998 учебный год 64 класса интегрированного обучения с 2447 учащимися, из них 49 с особенностями развития [11].
На начало 2007-2008 учебного года количество 1-ых – 10-ых классов и классов комплектов составляет 9139. В них обучается детей 154927. Количество интегрированных классов составляет 1161, в которых обучается 2683 учащихся с особенностями психофизического развития. В том числе в городской местности 599 интегрированных классов с 1685 детьми, в сельской местности 562 класса интегрированного обучения с 1018 детьми [8].
В настоящее время сложилась тенденция к увеличению интегрированных классов. Это свидетельствует о том, что данная форма обучения является оптимальной для многих детей с ограниченными возможностями, что способствует успешной интеграции и решению тех трудностей, которые могут возникнуть у ребенка с ограниченными возможностями в процессе социального развития.
Одним из первых ученых, заложивших экспериментально обоснованные теоретические принципы интегрированного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями является Л. С. Выготский. Он указывал на необходимость включения детей с отклонениями в развитии в среду обычных детей: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми»; и далее: «…глубоко антипедагогично правило, сообразно которому мы, в целях удобства, подбираем однородные коллективы умственно отсталых детей. Делая это, мы идем не только против естественной тенденции в развитии этих детей, но, что гораздо более важно, мы лишаем умственно отсталого ребенка коллективного сотрудничества и общения с другими, стоящими выше него, детьми, усугубляем, а не облегчаем ближайшую причину, обусловливающую недоразвитие его высших функций» [6, с. 256]. Создание специальных условий для развития обеспечивает полноценное взаимодействие ребенка с социальной средой. На этом положении основана вся теория Л. С. Выготского об обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии.
На развитие процессов интеграции в Республике Беларусь сказалось признание новых ценностей образования как социальной системы, создающей условия для развития человека и общества. В основе новых концептуальных подходов к образованию детей с особенностями развития легли постулаты гуманистической психологии. Все больше утверждается новое педагогическое мышление, отражающее признание личности каждого человека единственной неповторимой ценностью. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Интеграция становится ведущим направлением в развитии специального образования.
Демократические изменения в нашем государстве, разработка ряда законодательных и нормативно-правовых актов и отношений детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития позволили создать правовую основу обеспечения равных прав и возможностей для данной категории детей.
Правовые гарантии государства на оказание специальной помощи, получение образования, в том числе и профессионального, на трудоустройство и социальную реабилитацию детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития были отражены в Законах Республики Беларусь «О правах ребенка», «Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». В 1999 году разработана и утверждена Концепция реформирования специального образования в Республике Беларусь, определившая дальнейшую стратегию развития национальной системы специального образования. В данном документе отражены современные подходы к социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития средствами образования[22, с. 50].
Закон Республики Беларусь «Об образовании лис с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» ориентирует на активное обновление содержания образования детей с особенностями психофизического развития. Содержательное реформирование специального образования позволяет рассмотреть перспективы его развития. Так, в рамках реформирования изменяются цель специального образования, возможен переход от знаниевой основы обучения к конпетентностной, постепенный переход от дидактоцентрической системы обучения к личностно-развивающей, которая основывается на закономерностях индивидуального развития ребенка [23, с. 158]. Также Закон предусматривает создание специальных условий для прохождения вступительных испытаний в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования с учетом имеющихся особенностей психофизического развития (сурдоперевод, использование технических средств социальной реабилитации и иных). Предусмотрена возможность организации дистанционного обучения лиц с особенностями психофизического развития. Данные положения Закона соответствуют международным и должны обеспечить всем гражданам равные права на получение образования. Нормативно-правовыми документами Министерства образования Республики Беларусь определены сроки получения специального образования для всех категорий лиц с особенностями развития (в том числе и для лиц с интеллектуальной недостаточностью) и предусмотрена возможность открытия классов углубленной социальной и профессиональной подготовки для учащихся с интеллектуальной недостаточностью [22, с. 52].
В Законе Республики Беларусь «О правах ребенка» обозначаются основные направления предпринимаемых действий: «Государство гарантирует детям-инвалидам, детям с недостатками умственного или физического развития бесплатную специализированную медицинскую помощь, дефектологическую и психологическую помощь, выбор ими и родителями учебного заведения, базовое и профессиональное образование, трудоустройство в соответствии с их возможностями, социальную реабилитацию, полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают их пригодность, содействуют активному включению в жизнь общества…» [13, с. 10]. С принятием в 1995 году «Временного положения об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития» создаются предпосылки для формирования единого образовательного пространства, преодоления изоляции детей с особенностями развития и их совместного обучения с обычными детьми.
Оказание социальной помощи детям с ограниченными возможностями осуществляется в рамках Президентской программы «Дети Беларуси» и, в частности, ее подпрограмма «Молодые инвалиды». Ее возникновение связано с неразрывностью сети восстановительного лечения, неудовлетворительной оснащенностью медицинских учреждений современной диагностической и реанимационной аппаратурой.