Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:54, курсовая работа
Цель исследования: уточнить и обосновать способы и формы реализации целей социальной реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями, а также выявить трудности интеграции младших школьников с особенностями психофизического развития в здоровую среду.
Исходя из сформулированной цели нами определены задачи исследования:
1. Уточнить значение понятий «социальная реабилитация» и «интеграция», раскрыть их сущность, принципы, цели и задачи.
2. Обосновать средства, способы и формы реализации целей социальной реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями.
3. Выявить трудности интеграции младших школьников с особенностями психофизического развития в здоровую среду.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ,
ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ .………………………………………………. 6
2. СРЕДСТВА, СПОСОБЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ
СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ..………………………………… 16
3. ИНТЕГРАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЗДОРОВУЮ СРЕДУ ДЕТЕЙ И ИХ ТРУДНОСТИ .................................................................. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .....…..……………... 35
Суть принципа единства диагностики и коррекции, который отражает целостность оказания помощи ребёнку в условиях социально-реабилитационного процесса, в том, что, во-первых, началу собственно социально-реабилитационных воздействий обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования ребенка, на основе которого составляется первичное заключение об уровне его развития, и формируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Во-вторых, реализация плана социально-реабилитационных мероприятий требует постоянного контроля динамики изменений личности, ее поведения, деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Такой контроль позволяет вносить необходимые коррективы в программу социальной реабилитации, вовремя изменять и дополнять методы и средства воздействия.
Принцип нормативности развития ребенка. Нормативность развития понимается как последовательность сменяющих друг друга возрастных этапов в онтогенезе. Каждый возрастной этап в жизни человека характеризуется своей социальной ситуацией, динамикой развития, психическими новообразованиями, ведущей деятельностью. Реализация названного принципа предполагает обязательный учет особенностей возрастного развития ребенка и происходящих изменений на всех этапах процесса социальной реабилитации. Наряду с понятием «возрастная норма» в социально-реабилитационной практике широко используется понятие «индивидуальная норма», что позволяет вносить коррективы в программу социальной реабилитации с учетом индивидуальных особенностей ребенка, специфики и тяжести дефекта и самостоятельного пути развития.
Согласно принципу опоры на ведущую деятельность, процесс социальной реабилитации на разных возрастных этапах ребенка должен соответствовать ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного этапа (игра, учение, общение) и психологическим возможностям и ограничениям, связанным с возрастными особенностями (самооценка, самосознание и т.д.)
Принцип обучения деятельности предполагает активизацию детей с целью овладения детьми различными видами деятельности, начиная от простейших предметно-практических действий до сложных действий в познавательной сфере. У детей должны быть сформированы умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Ребенок должен уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для ее достижения.
Принцип развития предусматривает выделение не только ведущего дефекта, но и вторичных нарушений, оценку причин из возникновения и прогнозирования последствий, ориентирует на целостное развитие личности ребенка, ее готовность к дальнейшему самосовершенствованию. Процесс социальной реабилитации должен быть нацелен на то, чтобы каждому ребенку были созданы такие условия, в которых он мог бы максимально реализовать не только свой интеллект, способности, активность, а, прежде всего, личность.
Также необходимым является принцип овладения культурой. Культура – это способность человека ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентации и с интересами и ожиданиями других людей. Использование данного принципа в процессе социальной реабилитации состоит в том, что ребенок, включаясь в систему предлагаемых форм воздействия, осваивает нормативные способы действий в окружающем мире и социальной среде.
Принцип опоры на положительные и сильные стороны личности ребенка, выделенный Л.И. Акатовым, указывает на то, что у каждого ребенка, даже если у него имеются значительные проблемы в развитии, есть стремление к нравственному самосовершенствованию. Это стремление можно и погасить, если с ним обращаться с помощью упреков и нотаций, и усилить, если взрослый вовремя заметит даже малейшие положительные изменения в поведении или деятельности ребенка. Если ребенок, овладевая новыми формами поведения и деятельности, добивается положительных результатов, он переживает радость, что укрепляет уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту.
Принцип психологической комфортности предполагает создание в социально-реабилитационном процессе доверительной, раскованной, стимулирующей активности ребенка атмосферы, с опорой на внутренние мотивы и, в частности, на мотивацию успешности.
Центральным звеном всей педагогической системы являются цели воспитания и развития личности ребенка. Цель социально-реабилитационной деятельности по отношению к ребенку с ограниченными возможностями определяется, с одной стороны, на основе понимания сущности человеческой личности, с другой – знания особенностей развития конкретного ребенка, полученных в результате его изучения с помощью психодиагностических и других средств. Цель выступает как системообразующий фактор социально-реабилитационного процесса.
Таким образом, цель социальной реабилитации: восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.
По мнению Л.И. Акатова, в социально-реабилитационной деятельности цель может выполнять следующие функции: цель – идеал; цель – стратегическая задача; цель – тактические и оперативные задачи.
Цель – идеал – это идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, ее наиболее полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация и постоянное самосовершенствование на этой основе.
Цель – стратегическая задача состоит в том, чтобы сформировать граждански устойчивую, внутренне дисциплинированную личность, способную взаимодействовать с окружающими людьми зачастую в неприспособленной для нее социальной среде. Достигается в результате более полного развития у ребёнка с ограниченными возможностями его духовных и физических сил.
Цель – тактические и оперативные задачи вытекает из цели – идеала и стратегической цели формирования личности. Она представляет собой систему конкретных воспитательных, образовательных, развивающих, коррекционно-реабилитационных воздействий, организация и эффективная реабилитация которых призвана обеспечить положительные изменения в развитии личности ребенка.
Еще одним звеном педагогической системы являются задачи, в ходе решения которых осуществляется воспитание и развитие личности ребенка.
Задачи – это цели, заданные в определенных условиях. Социально-реабилитационная задача – основное звено социально-реабилитационного процесса. Взаимодействуя с детьми, специалист по социальной реабилитации постоянно ставит перед собой цели и задачи, вытекающие из ситуации, а затем переводит их в задачи детей с целью стимуляции их активности. Социально-реабилитационный процесс можно представить как цепочку последовательно возникающих социально-реабилитационных ситуаций, в ходе которых ставятся и решаются многочисленные воспитательные, развивающие и коррекционные задачи разного уровня сложности. Основной «клеточкой» социально-реабилитационного процесса являются оперативные задачи, последовательность выполнения которых приводит к решению тактической и стратегической целей.
С точки зрения Л.И. Акатова, чтобы социально-реабилитационные цели были грамотно поставлены, необходимо учитывать следующие их особенности:
Специалист
по социальной реабилитации – это
организатор жизни и
Таким образом, во-первых, понятие «социальная реабилитация» можно рассматривать в различных формах: как процесс, как конечный результат и как деятельность, во-вторых, понимание социальной реабилитации прошло путь от чисто медицинского подхода до социальной модели, в-третьих, в Республике Беларусь сегодня действует сеть реабилитационных центров и предприятий общественных объединений инвалидов, которые обладают значительным производственным потенциалом для организации профессионального обучения инвалидов, в четвертых, проблема социальной реабилитации дала возможность выделить принципы ее изучения, в-пятых, цель выступает как системообразующий фактор социально-реабилитационного процесса, в-шестых, цели социально-реабилитационного процесса позволили выделить ряд задач, с помощью которых осуществляется воспитание и развитие личности ребенка.
Раскрыв
сущность, принципы, цели и задачи социальной
реабилитации, целесообразно перейти
к выявлению средств, способов и форм реализации
целей социальной реабилитации младших
школьников с ограниченными возможностями.
2 СРЕДСТВА, СПОСОБЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ
СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Цели социальной реабилитации – наиболее полное развитие у ребенка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и сознания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее эффективно проявляться [2]. При этом важно, чтобы в процессе социальной реабилитации у ребенка с отклонениями в развитии произошли изменения в восприятии своего собственного «Я» и окружающей действительности, чтобы они научились быть равными с так называемыми здоровыми людьми и у них сформировались качества, противодействующие успешному осуществлению жизненных планов.
Чтобы реализовать названные задачи специалист по социальной реабилитации должен владеть средствами и методами воздействия на ребенка.
К
средствам реабилитационного
Л.И. Акатов считает, что процесс социальной реабилитации протекает только в деятельности. Она обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Основными видами деятельности ребенка, в которых он наиболее полно развивается, являются игра, учение и труд.
Игра – это исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме [4, с. 184]. Она для ребенка является формой реализации активности и сферой жизнедеятельности, где он получает удовольствие. Воссоздаваемые в игре реальные и воображаемые предметы, образы, игрушки помогают ребенку познать окружающий мир, приучают его к целенаправленной деятельности, способствуют развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Особое значение для развития ребенка имеет ролевая игра. Распределяя роли в игре, и, общаясь друг с другом, в соответствии с принятыми ролями (врач-больной и др.), дети осваивают социальное поведение, учатся взаимодействовать между собой. На следующем этапе – игре по правилам – эти черты поведения получают свое дальнейшее развитие.
Учение – это процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. Результат учения - элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки) [4, с. 566]. В ходе учебной деятельности ребенок не только овладевает опытом предшествующих поколений, но и учится управлять своими психическими процессами, у него вырабатываются умения выбирать, организовывать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. Учение подготавливает человека к трудовой деятельности.