Теоретические аспекты социальной реабилитации младших школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированно

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: уточнить и обосновать способы и формы реализации целей социальной реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями, а также выявить трудности интеграции младших школьников с особенностями психофизического развития в здоровую среду.
Исходя из сформулированной цели нами определены задачи исследования:
1. Уточнить значение понятий «социальная реабилитация» и «интеграция», раскрыть их сущность, принципы, цели и задачи.
2. Обосновать средства, способы и формы реализации целей социальной реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями.
3. Выявить трудности интеграции младших школьников с особенностями психофизического развития в здоровую среду.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ,
ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ .………………………………………………. 6
2. СРЕДСТВА, СПОСОБЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ
СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ..………………………………… 16
3. ИНТЕГРАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЗДОРОВУЮ СРЕДУ ДЕТЕЙ И ИХ ТРУДНОСТИ .................................................................. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .....…..……………... 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

     Министерство  образования Республики Беларусь 

Учреждение  образования

«Гомельский государственный  университет

имени Франциска Скорины» 

Факультет психологии и довузовской  подготовки 

Кафедра педагогики 
 
 
 
 
 

Теоретические аспекты социальной реабилитации младших школьников с особенностями

психофизического  развития в условиях

интегрированного обучения

  

Курсовая  работа 
 
 
 

     Исполнитель:

     студентка группы СП-23      ____________ Петух С. В. 

     Научный руководитель:

     доцент, кандидат

     педагогических  наук            ____________ Ермакова Л. Д 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Гомель 2009

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

     ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3 

  1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ,

ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ .……………………………………………….  6 

  1. СРЕДСТВА, СПОСОБЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ

СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ  ..………………………………… 16 

  1. ИНТЕГРАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С

ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЗДОРОВУЮ СРЕДУ ДЕТЕЙ И ИХ ТРУДНОСТИ .................................................................. 24 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ….……………………………………………………….. 33 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  .....…..……………... 35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Рост  удельного веса детей с ограниченными возможностями среди населения Республики Беларусь предопределил создание системы специального образования, включающей в себя: участников образовательного процесса; образовательные стандарты и разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; учреждения, обеспечивающие получение специального образования; научно-методические и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы специального образования. В структуре системы специального образования определенное место отведено и классам интегрированного обучения. Целью создания классов интегрированного обучения является обеспечение условий развития детей с ограниченными возможностями и безболезненной их социализации в здоровую среду.

     На  развитие процессов интеграции в  Республике Беларусь сказалось признание новых ценностей образования как социальной системы, создающей условия для развития человека и общества. Все больше утверждается новое педагогическое мышление, отражающее признание личности каждого человека единственной неповторимой ценностью. Все больше осознаётся, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Интеграция становится ведущим направлением в развитии специального образования.

     Демократические изменения в нашем государстве, разработка ряда законодательных и нормативно-правовых актов и отношений детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития позволили создать правовую основу обеспечения равных прав и возможностей для данной категории детей. Но создание нормативно-правовой базы, которая позволила реализовать право на образование не решила ряд проблем, касающихся организации обучения в интегрированных классах. По результатам исследований Д. В. Зайцева [7], для детей данной категории необходимы меньшие по наполняемости классы, адаптированные к их особым психофизическим возможностям учебные программы, специальное дидактическое, коррекционно-развивающее обучение, иногда наставник, который был бы закреплен за ребенком и оказывал ему помощь в занятиях. Штат специалистов должен быть достаточно укомплектован высококвалифицированными кадрами, что способствовало бы более полному удовлетворению потребностей в области образования и социальной интеграции детей с отклонениями в развитии, оптимальной реализации программ социально-психологического и медицинского сопровождения.

     По  данным Министерства статистики и анализа  в Республике Беларусь по состоянию  на начало 2007-2008 учебного года количество детей в возрасте до 18 лет составляло 1819095, из них всего детей с особенностями психофизического развития, состоящих на учете в банке данных 126661. Получают специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь111665 детей. Дети с ограниченными возможностями составляют 6,14% от общего количества детей [8].

     По  состоянию на 15 сентября 2008 года в  Гомельской области насчитывается 18645 детей с особенностями психофизического развития. Из них 1767 инвалидов, 2738 детей имеют диагноз интеллектуальную недостаточность, 3367 детей с нарушениями психического развития, 471 ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата, 12360 детей имеют нарушение речи, 361 ребенок с нарушением слуха, 925 детей с нарушением зрения, а также 289 детей с множественными физическими и (или) психическими нарушениями и 349 детей нуждаются во вспомогательных средствах передвижения.

     В Республике Беларусь для реализации права на образование независимо от степени нарушений, и выбора детьми с ограниченными возможностями и их родителями образовательного учреждения, разработаны следующие нормативные документы: Законы Республики Беларусь «О правах ребенка», «Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». В 1999 году разработана и утверждена Концепция реформирования специального образования в Республике Беларусь, определившая дальнейшую стратегию развития национальной системы специального образования. В данном документе отражены современные подходы к социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития средствами образования.

     Одним из первых  ученых, создавших теорию обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, согласно которой создание специальных условий для развития обеспечивает полноценное взаимодействие ребенка с социумом, является Л.С. Выготский.

     Методологической  основой исследования проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями послужили концепции:

  • философские и историко-педагогические, раскрывающие сущность образования как всеобщей формы развития личности и общества;
  • профессиональной культуры как системы физических, социальных, морально-нравственных и духовных качеств, обеспечивающих высокий уровень профессиональной деятельности;
  • социальной педагогики как отрасли науки о комплексном изучении проблем с учетом конкретных условий социальной среды, исследований проблемы интеграции воспитательных сил общества с целью повышения его культурного уровня;
  • социального педагога и социального работника – специалистов-профессионалов по повышению жизненного комфорта человека, социального благополучия и улучшению его социального функционирования.

     Проблема  социальной реабилитации младших школьников с особенностями психофизического развития активно разрабатывалась педагогами исследователями (Е.И. Холостова, Л.И. Акатов, Л.И. Храпылина). Цель социальной реабилитации – восстановление социального статуса инвалида, достижением им материальной независимости и его адаптации.

     В настоящее время проблема интегрированного обучения является ведущим направлением в системе специального образования. Ряд ученых (Л.И. Акатов, Т.Л. Лещинская, А.Н. Коноплева, Т.В. Лисовская, Д.В. Зайцев, Л.М. Шипицына) рассматривают интеграцию как отражение самого высокого уровня взаимодействия, характеризующийся способностью включаться в жизнь мобильного общества. В рамках интегрированного обучения реализуется социальная модель специального образования, которая пропагандирует равноправие всех детей и предоставление им равных возможностей при получении образования. Признается, что у детей с особенностями развития есть право быть принятыми такими, какие они есть.

     Учитывая  актуальность и потребность в исследовании, тема курсовой работы сформулирована следующим образом – теоретические аспекты социальной реабилитации младших школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения.

     Цель  исследования: уточнить и обосновать способы и формы реализации целей социальной реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями, а также выявить трудности интеграции младших школьников с особенностями психофизического развития в здоровую среду.

     Исходя  из сформулированной цели нами определены задачи исследования:

  1. Уточнить значение понятий «социальная реабилитация» и «интеграция», раскрыть их сущность, принципы, цели и задачи.
  2. Обосновать средства, способы и формы реализации целей социальной реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями.
  3. Выявить трудности интеграции младших школьников с особенностями психофизического развития в здоровую среду.

     Объект исследования – концепции и теоретические положения социальной реабилитации детей  с особенностями психофизического развития.

     Предмет исследования – условия интегрированного обучения младших школьником с особенностями психофизического развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ,

ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 
 

     Понятие «социальная реабилитация» рассматривают в различных его вариантах: как процесс, как конечный результат и как деятельность. Социальная реабилитация как процесс представляет собой динамическую систему, в ходе которой осуществляется последовательная реализация постоянно возникающих в ходе взаимодействия с ребенком тактических задач на пути к достижению стратегической цели – восстановление его социального статуса, формирования устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество. Процесс социальной реабилитации осуществляется под руководством специалиста в этой области, протекает в специально организованных условиях, в ходе которых используются различные формы, методы и специальные средства воздействия на ребёнка.

     Социальная реабилитация, с точки зрения Л.И. Акатова, как конечный результат – это достижение ее конечных целей, когда человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитационных учреждениях, вливается в социально-экономическую жизнь общества и не ощущает своей неполноценности [2].

     Социальная  реабилитация как деятельность относится  в равной мере как к личности специалиста, являющейся ее организатором, так и к личности ребёнка, включённого в социально-реабилитационный процесс, который выступает в нём как субъект деятельности и общения.

     Л.П. Храпылина дает следующую трактовку понятию «социальная реабилитация». Социальная реабилитация – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма [28, с. 5].

     Н.В. Васильевой были предложены восемь социологических концепций в рамках изучения проблемы социальной реабилитации [27]: структурно-функциональный подход (К. Дэвид, Р. Мертон, Т. Парсонс), социально-антропологический подход (Э. Дюркгейм), макросоциологический подход, теория символического интеракционализма (Дж.Г. Мид, Н.А. Залыгина и др.), теория наклеивания ярлыков и теория социальной реакции (Г. Беккер, Э. Лемертон), теория стигматизации Н. Гоффмана, феноменологический подход.

     В структурно-функциональном подходе (К. Дэвис, Р. Мертон, Т. Парсонс) рассмотрены проблемы инвалидности как специфического социального состояния индивида, социальной реабилитации, социальной интеграции, социальной политики государства по отношению к инвалидам, конкретизируемой в деятельности социальных служб по поддержке семей, имеющих детей-инвалидов. Предложены понятия: «дети с ограниченными возможностями», «инвалиды». В отечественных исследованиях в рамках структурно-функционального анализа проблему инвалидизации исследовали Т.А. Каткова, Н.С. Морова, Н.Б. Шабалина и др.

Информация о работе Теоретические аспекты социальной реабилитации младших школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированно