Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:11, контрольная работа
С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность.
Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми. Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определенных условий и приемов.
Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя.
Понятие о технологии педагогического общения.
Этапы решения коммуникативной задачи.
Стадии педагогического общения и технологии их реализации.
Стили педагогического общения и технология их реализации.
Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений.
6.Технология установления
педагогически целесообразных взаимоотношений
Нормой отношений педагогов
и воспитанников в школе являются гуманные
или так называемые педагогически целесообразные
отношения. Такие взаимоотношения подчинены
достижению воспитательного результата
и основаны на добровольном признании
учащимися авторитета, прав, знаний и опыта
педагога и его лидерства. Это проявляется
в стремлении учащихся учиться у учителя,
общаться с ним и подражать ему.
Установление педагогически
целесообразных взаимоотношений между
педагогами и воспитанниками не сводится
к решению таких отдельных сторон этой
многогранной проблемы, как педагогический
такт, авторитет, личный пример педагога,
методы педагогического воздействия или
«прикосновения» к личности и т. п. Однако,
с другой стороны, недооценка на практике
хотя бы одной из этих сторон порой катастрофически
сказывается на формировании истинно
товарищеских, гуманных взаимоотношений.
Отношения в педагогическом процессе
складываются в совместной деятельности.
Приступая к организации какой-либо деятельности,
педагог, как показано в предыдущей главе,
выдвигает определенные требования, от
выполнения которых зависит успех. Но
педагогическое требование — это не единственный
метод, с помощью которого устанавливаются
педагогически целесообразные отношения
с воспитанниками. Более того, не подкрепленное
яркой, заманчивой перспективой, пробуждающей
инициативу детей, их интерес к общему
делу, радость и счастье творческого усилия,
требование легко может стать помехой
на пути установления таких отношений.
Важную роль в их создании играют опора
на формирующееся общественное мнение
детского коллектива и имеющиеся в нем
микрогруппы, правильная объективная
оценка знаний и поведения учащихся. Ошибки
педагогов в такой оценке чреваты особо
тяжелыми последствиями для их отношений
с учащимися. Большое влияние на становление
взаимоотношений педагогов и воспитанников
оказывает и личный пример первых, их убеждения,
личные моральные качества и поступки.
Таким образом, технология установления
педагогически целесообразных взаимоотношений
может быть рассмотрена с позиций
инструментовки педагогического требования,
опоры на общественное мнение коллектива,
адекватности оценок знаний, умений, навыков,
а также поведения учащихся и
самой личности педагога как фактора,
оказывающего непосредственное влияние
на характер складывающихся отношений
в той или иной деятельности.
Причины огромного нравственного влияния
личности учителя на личность учащегося,
а следовательно, и становления гуманных
взаимоотношений лежат в самой природе
человека и человеческих отношений, складывающихся
в процессе педагогической деятельности.
В этой связи необходимо обратиться к
психологическим основам познания людьми
друг друга и формирования отношений между
ними. Как показывают психологические
исследования, среди условий, от которых
зависят полнота и глубина познания другого
человека, одни больше связаны с характеристиками
самого познаваемого лица (в нашем случае
педагога), другие, наоборот, являются
следствием особенностей человека, которому
приходится выступать в роли «оценщика».
Конечно, в реальном процессе познания
людьми друг друга разъединить эти две
группы условий бывает почти невозможно.
Для реализации первого условия учитель
должен обладать всеми необходимыми профессиональными
качествами. Второе условие зависит от
особенностей тех, кто воспринимает (учащиеся),
поскольку каждый судит о другом в меру
своей воспитанности. Следовательно, установить
педагогически целесообразные отношения
— это прежде всего сформировать ценностные
ориентации, мировоззрение учащихся.
Исследования показывают, что представления,
которые складываются у учащихся об учителе,
зависят в значительной мере от их личностных
характеристик, от того, какие взгляды
на человека у них сформированы. Отсюда
— чем более значим в системе ценностей
учащихся педагог, тем заинтересованнее
их отношение к нему. Однако это не значит,
что учитель в целях установления педагогически
целесообразных отношений должен подстраиваться
под уже имеющуюся систему ценностей учащихся.
Учащиеся наиболее высоко ценят учителей,
предъявляющих к ним строгие требования,
настойчивых, но тактичных и справедливых,
учителей, умеющих занимательно изложить
новый материал, держать класс «на взводе».
Таких учителей уважают даже те ученики,
которые в авторитете учителя усматривают
угрозу своей свободе. Ему обеспечена
поддержка класса, избранной им меры педагогического
воздействия, какой бы она строгой ни была,
лишь бы в ней не было посягательства на
достоинство провинившегося.
Рассматривая вопрос
о влиянии личности учителя на воспитанника,
необходимо отметить, что установление
педагогически целесообразных отношений
во многом зависит от того, какое место
педагог занимает в педагогическом коллективе.
Характерно, что подростки склонны использовать
любое разногласие в педагогическом коллективе
не в пользу учителя и во вред педагогическому
процессу. Наличие в личности учителя
таких качеств, как самомнение, зазнайство,
грубость, эгоизм, нетерпимость, завистливость,
не может остаться незамеченным. Практика
свидетельствует о том, что в тех классах,
где классными руководителями, начиная
с IV–VI классов, назначаются учителя с
такими чертами характера, трудно налаживать
отношения и другим педагогам.
Из всей совокупности взаимоотношений
учителя с детьми, основанных на профессиональном
долге и чувстве ответственности, следует
выделить педагогический
такт.
Педагогический такт можно определить
как соблюдение педагогического принципа
меры в общении с детьми в самых разнообразных
сферах деятельности, как умение выбрать
правильный подход к учащимся, исходя
из их личностных особенностей и отношений
с ними. Педагогический такт есть одновременно
и чувство меры, и сознательная дозировка
воздействия, и способность проконтролировать
и, если это необходимо, уравновесить это
средство другим. Педагогический такт
во многом зависит от личных качеств педагога,
его кругозора, культуры, воли, гражданской
позиции и профессионального мастерства.
Он является той основой, на которой вырастает
духовная близость между учителями и учащимися,
зарождается и крепнет дружба. Особенно
отчетливо педагогический такт проявляется
в контрольно-оценочной деятельности
педагога — крайне важна особая внимательность
и справедливость. Проявления педагогического
такта изо дня в день поднимают авторитет
учителя.
Существенным моментом, который не может
не учитываться при установлении педагогически
целесообразных взаимоотношений, является
то, что подростки не терпят никаких запретов
(особенно необоснованных). Но при этом
они не уважают учителей, потакающих любой
их прихоти. Это расценивается учащимися
как проявление слабости, и поэтому они
не считают для себя зазорным игнорировать
просьбы и распоряжения учителя.
Литература: