Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:11, контрольная работа
С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность.
Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми. Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определенных условий и приемов.
Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя.
Понятие о технологии педагогического общения.
Этапы решения коммуникативной задачи.
Стадии педагогического общения и технологии их реализации.
Стили педагогического общения и технология их реализации.
Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений.
Зачётная книжка № 6020
1 курс
группа ФЗО 1 СПС
Вариант № 10
Контрольная работа
по педагогике
студентки Факультета Заочного Обучения
1 курса ФЗО 1СПС
ГБОУ ВПО «Ставропольский Государственный Педагогический Институт»
Виноградовой Виктории Игоревны
Преподаватель: Ляшенко Людмила Анатольевна
Домашний адрес:
Ставропольский край,
Нефтекумский район,
х. Андрей-Курган,
улица Кирова 4 кв. 2
Вариант № 10
Тема: Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений.
План:
1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя
Общение — это не просто
ряд последовательных отдельных
действий (деятельностей) общающихся субъектов.
Любой акт непосредственного
общения это воздействие
Таким образом, педагогическое
общение — это многоплановый процесс
организации, установления и развития
коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия
между педагогами и учащимися, порождаемый
целями и содержанием их совместной деятельности.
Проблеме педагогического общения посвящено
значительное количество исследований,
анализ которых обнаруживает несколько
аспектов в ее изучении. Прежде всего это
определение структуры и условий формирования
коммуникативных умений педагога. В этом
аспекте получили развитие методы активного
социального обучения (АСО): ролевые игры,
социально-психологические тренинги,
дискуссии и др. С их помощью педагоги
овладевают способами взаимодействия,
развивают общительность.
Другим направлением является исследование
проблемы взаимопонимания между педагогами
и обучаемыми. Они значимы в силу того,
что контакт возможен только в условиях
достаточно полного взаимопонимания между
общающимися, достижение которого требует
поиска определенных условий и приемов.
Особую группу исследований составляют
те, которые изучают нормы, реализуемые
в педагогическом общении. Прежде всего
это исследования по проблеме педагогической
этики и такта. Педагогическая система
«учитель-ученик» в этом случае рассматривается
как определенная культурная общность,
в которой большая роль отводится выполнению
социально одобряемых норм поведения:
уважительного отношения к человеку, доброжелательности,
общительности и др.
Эти и другие аспекты изучения педагогического
общения, взаимно дополняя друг друга,
показывают его сложный и многогранный
характер в образовательном процессе.
Итак, педагогическое
общение представляет собой социально-нормативные
формы взаимодействия педагогов и учащихся.
Цели, содержание, нравственно-психологический
уровень общения и ценностные отношения,
которые должны актуализироваться в нем,
для педагога выступают как социально
заданные. Однако поскольку общение протекает
непосредственно, лицом к лицу, то оно
приобретает для участников педагогического
взаимодействия личностное измерение.
Педагогическое общение как процесс жизнедеятельности
педагога и обучаемых «втягивает» в себя
личность каждого из них.
2. Понятие о технологии педагогического общения
Продуктивность педагогической
деятельности во многом предопределяется
уровнем овладения учителем технологией
педагогического общения. Анализ педагогической
практики показывает, что многие серьезные
затруднения в решении задач
обучения и воспитания возникают
из-за неумения учителя правильно
организовать общение с детьми. Какие
бы классификации методов обучения
и воспитания ни предлагались, воздействие
педагога на личность школьника осуществляется
только через живое и непосредственное
общение с воспитанниками. Незнание
технологии приводит к тому, что коммуникативные
действия осуществляются путем проб и
ошибок.
Педагогическое общение как особый вид
творчества в технологическом плане находит
свое выражение в умениях передать информацию,
понять состояние ученика, в организации
взаимоотношений с детьми, в искусстве
воздействия на партнера по общению, в
искусстве управлять собственным психическим
состоянием.
Для понимания
сущности технологии педагогического
общения необходимо обращение к понятию
«коммуникативная задача», поскольку
процесс профессионально-
Коммуникативная задача есть та же педагогическая
задача, но переведенная на язык коммуникации.
В то же время коммуникативная задача,
отражая задачу педагогическую, носит
вспомогательный, инструментальный по
отношению к ней характер. Поэтому, организуя
конкретное педагогическое воздействие,
необходимо представлять способы его
коммуникативной реализации.
Принято различать общие коммуникативные
задачи предстоящей деятельности,
которые, как правило, планируются заранее,
и текущие коммуникативные
задачи, возникающие в ходе педагогического
взаимодействия. Общая коммуникативная
задача сводится к повествованию (сообщению)
и побуждению.
Таким образом, в процессе решения
коммуникативных задач педагог реализует
две основные цели: передать учащимся
сообщение или воздействовать на них,
т. е. побудить к действию.
Коммуникативная задача вплетена и в общий
контекст учебной задачи, которая, согласно
Д. Б. Эльконину, является основной единицей
учебной деятельности. При этом основное
отличие учебной задачи от всяких других
заключается в том, что ее цель и результат
состоят в изменении самого действующего
субъекта, в овладении определенными способами
действия, а не в изменении предметов,
с которыми действует субъект.
3. Этапы решения коммуникативной
задачи
Технология педагогического
общения будет раскрыта неполно,
если не охарактеризовать этапы решения
коммуникативной задачи. Они могут
быть представлены следующим образом:
ориентирование в условиях общения;
привлечение внимания; «зондирование
души объекта»; осуществление вербального
общения; организация обратной содержательной
и эмоциональной связи.
На этапе ориентирования
в условиях общения происходит сложный
процесс «подгонки» общего стиля общения
к конкретным условиям общения (урока,
мероприятия и т. п.). Подобная адаптация,
как установлено, опирается на следующие
компоненты: осознание педагогом собственного
стиля общения с учащимися; мысленное
восстановление предыдущих особенностей
общения в данном коллективе — коммуникативная
память; уточнение стиля общения в новых
коммуникативных условиях деятельности,
исходя из ситуации в классе и текущих
педагогических задач. Здесь происходит
и конкретизация объекта общения, в качестве
которого может выступать класс, группа
детей или отдельные воспитанники.
Этап привлечения
к себе внимания может быть реализован
разными приемами. Выделяют такие варианты,
как речевой — вербальное общение с учащимися;
пауза с активным внутренним требованием
внимания к себе; двигательно-знаковый
— развешивание таблиц, наглядных пособий,
запись на доске и т. п.; смешанный вариант,
включающий в себя элементы трех предыдущих.
Чаще всего используется смешанный тип
привлечения внимания.
Основной этап
решения коммуникативной задачи — осуществление
вербального общения. Успешность такого
общения предполагает наличие у педагога
хорошей вербальной памяти; умений правильно
отбирать языковые средства, обеспечивающие
яркую, выразительную речь, логически
строить изложение передаваемой информации,
ориентировать речь на собеседника; высокого
уровня антиципации (предвосхищения).
Заключительный
этап решения коммуникативной задачи
— организация содержательной и эмоциональной
обратной связи. Содержательная обратная
связь дает информацию об уровне усвоения
учащимися учебного материала. Она осуществляется
с помощью фронтального и оперативного
индивидуального опроса, периодической
постановки вопросов на выяснение понимания
и анализа выполненных заданий. Эмоциональная
обратная связь устанавливается педагогом
через чувствование настроя класса на
данном уроке или мероприятии, уловить
который можно только по поведению учащихся,
выражениям их лиц и глаз, по отдельным
репликам и эмоциональным реакциям. Содержательная
обратная связь в единстве с эмоциональной
дает педагогу информацию об уровне восприятия
материала и познавательно-нравственной
атмосфере проводимого занятия.
4. Стадии педагогического общения и технология их реализации
Педагогическое общение
имеет динамику, соответствующую
логике педагогического процесса (замысел,
воплощение замысла, анализ и оценка).
Отсюда и его стадии:
1) моделирование предстоящего общения
в процессе подготовки к уроку или мероприятию
(прогностический этап);
2) организация непосредственного общения
(начальный период общения) «коммуникативная
атака»;
3) управление общением в педагогическом
процессе;
4) анализ осуществленной технологии общения
и моделирование новой для решения другой
педагогической задачи.
Названные стадии характеризуют поэтапное
развертывание педагогического общения.
Первая стадия педагогического
общения — его моделирование — связана
с осуществлением своеобразного планирования
коммуникативной структуры взаимодействия,
адекватной педагогическим задачам, сложившейся
ситуации, индивидуальности педагога,
особенностям отдельных учащихся и класса
в целом. Предварительное моделирование
помогает педагогу представить вероятностную
схему взаимодействия. Кроме того, на этой
стадии происходит перевод педагогических
задач в сферу задач коммуникативных,
достигается их соответствие, обеспечивающее
продуктивную реализацию целей педагогического
взаимодействия.
Необходимым элементом моделирования
предстоящего общения является предвидение
возможной психологической атмосферы,
например на уроке, выбор средств достижения
эмоциональной синтонности взаимодействующих
субъектов. Это, в свою очередь, определяет
собственно педагогические аспекты взаимодействия,
позволяет педагогу представить свое
коммуникативное поведение и эмоциональное
состояние.
Вторая стадия педагогического
общения предполагает организацию
непосредственного общения, во время которого
педагог берет на себя инициативу, позволяющую
ему иметь некоторое преимущество в управлении
общением. С этой целью осуществляется
ориентировка в условиях предстоящего
общения, которая может включать такие
моменты, как осознание педагогом стиля
собственного общения с учащимися; мысленное
восстановление опыта его общения с данным
классом; уточнение стиля общения в новых
коммуникативных условиях. Здесь происходит
и конкретизация объекта общения. Обычно
в качестве объекта общения выступает
класс в целом. Однако в зависимости от
конкретных педагогических задач коммуникативное
внимание педагога может сосредоточиваться
на группе детей или на отдельном воспитаннике.
Третья стадия педагогического общения
— управление общением, суть которого
состоит в коммуникативном обеспечении
применяемых методов воздействия. Управление
общением складывается из конкретизации
модели общения, уточнения условий и структуры
общения, осуществления непосредственного
общения.
Основным условием управления общением
является инициативность педагога, которая
позволяет решать ряд стратегических
и тактических задач: обеспечить руководство
процессом, создать эмоциональную атмосферу
и др.
Четвертая стадия
— анализ хода и результатов осуществленной
технологии педагогического общения.
Она чаще всего называется стадией обратной
связи в общении и по своему содержанию
и технологии реализации соответствует
заключительному этапу решения коммуникативной
задачи. Без обратной связи рефлексивный
момент не только ухудшается, но и может
стать неадекватным. Главное назначение
этой стадии — диагностически-коррекционное.
5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика
Общепринятой классификацией
стилей педагогического общения
является их деление на авторитарный,
либеральный и демократический (попустительский).
При авторитарном
стиле общения педагог единолично
решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности
как классного коллектива, так и каждого
учащегося. Исходя из собственных установок,
он определяет положение и цели взаимодействия,
субъективно оценивает результаты деятельности.
В наиболее ярко выраженной форме этот
стиль проявляется при автократическом
подходе к воспитанию, когда учащиеся
не участвуют в обсуждении проблем, имеющих
к ним прямое отношение, а их инициатива
оценивается отрицательно и отвергается.
Авторитарный стиль общения реализуется
с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие
школьников властному давлению педагога
чаще всего приводит к возникновению устойчивых
конфликтных ситуаций. Личность и индивидуальность
учащегося оказываются вне стратегии
взаимодействия. В этой связи взаимная
позитивная персонализация педагога и
учащегося оказывается маловероятной.
Попустительский стиль общения характеризуется
стремлением педагога минимально включаться
в деятельность, что объясняется снятием
с себя ответственности за ее результаты.
Такие педагоги формально выполняют свои
функциональные обязанности, ограничиваясь
лишь преподаванием. Попустительский
стиль общения реализует тактику невмешательства,
основу которой составляют равнодушие
и незаинтересованность проблемами как
школы, так и учащихся. Успеваемость и
дисциплина в классах таких педагогов,
как правило, неудовлетворительны.
Общими особенностями попустительского
и авторитарного стилей общения, несмотря
на кажущуюся противоположность, являются
дистантные отношения, отсутствие доверия,
явная обособленность, отчужденность,
демонстративное подчеркивание своего
доминирующего положения.
Альтернативой этим стилям
общения является стиль сотрудничества
участников педагогического взаимодействия,
чаще называемый демократическим.
При таком стиле общения педагог ориентирован
на повышение субъектной роли учащегося
во взаимодействии, на привлечение каждого
к решению общих дел. Основная особенность
этого стиля — взаимоприятие и взаимоориентация.
В результате открытого и свободного обсуждения
возникающих проблем учащиеся совместно
с педагогом приходят к тому или иному
решению. Демократический стиль общения
педагога с учащимися — единственный
реальный способ организации их сотрудничества.
Для педагогов, придерживающихся этого
стиля, характерны активно-положительное
отношение к учащимся, адекватная оценка
их возможностей, успехов и неудач. Им
свойственны глубокое понимание школьника,
целей и мотивов его поведения, умение
прогнозировать развитие его личности.
По внешним показателям своей деятельности
педагоги демократического стиля общения
уступают своим авторитарным коллегам,
но социально-психологический климат
в их классах всегда более благополучен.
При демократическом стиле общения педагог
стимулирует учащихся к творчеству, инициативе,
организует условия для самореализации,
что создает возможности для взаимной
персонализации педагога и школьников.
Характеристика приведенных выше стилей
педагогического общения дана в «чистом»
виде, вместе с тем в реальной педагогической
практике чаще всего имеют место смешанные
стили общения. Педагог не может абсолютно
исключить из своего арсенала некоторые
частные приемы авторитарного стиля общения.
Как показали исследования, они оказываются
иногда достаточно эффективными, особенно
при работе с классами и отдельными учащимися
относительно низкого уровня социально-психологического
и личностного развития. Но и в этом случае
педагог должен быть в целом ориентирован
на демократический стиль общения, диалог
и сотрудничество с учащимися, так как
этот стиль общения позволяет максимально
реализовать личностно-развивающую стратегию
педагогического взаимодействия.