Структура профессиональной деятельности социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 10:25, лекция

Краткое описание

Цель деятельности соц. педагога: сохранение и восстановление разрушенных соц. связей. Соц. педагог работает с микросредой, т.е. ближайшим окружением ребенка.

Файлы: 1 файл

Методика и технология работы социального педагога. Nikolenko.doc

— 139.00 Кб (Скачать)
 

Инфраструктура  соц.-пед. Деятельности 

Инфраструктура –  это совокупность органов и учреждений + материальная база + нормативно-законадательная база.

Органы:

Министерство здравоохранения  и соц. развития (на федеральном уровне).

Департамент, комитет, министерство (подчиняется на фед. Уровне +областной, городской, республиканской, краевой администрации).

Т.о. органы соц. защиты имеют двойное подчинение: по линии  министерства и местной администрации.

Учреждения: соц. центры, школы (образовательные учреждения), дет. садики, больницы, библиотеки, службы занятости, клубы и т.д., а также негосударственные (некоммерческие) общественные организации.

Материальная база: все сооружения и средства, выделяемые для воспитания, образования, развития, соц. поддержки.

Соц. педагог может  работать в любых учреждениях  различного ведомственного подчинения. Место его работы зависит от специфики региона и определяется степенью развитости соц. инфраструктуры.

В практике организации  соц.-пед. Деятельности существует 2 принципа:

- институциональный

- территориальный

Наиболее экономичен и гуманен территориальный подход к созданию межведомственной системы соц. служб.

Территориальный подход дает возможность:

  1. Точнее определить функции учреждений, избегать дублирования.
  2. Объединить специалистов разного профиля для решения одной задачи.
  3. Установить единый подход к проблеме и тем самым создать условия для ее комплексного исследования и решения.
  4. Четко выделить основные направления соц. помощи несовершеннолетним и объединить все силы на решение ключевой проблемы.
  5. Усилить ответственность руководителей и исполнителей за конечный результат, устранить несогласованность и дублирование.
 
 

17.03.05.

3 лекция 

Соц. педагог в учреждениях  образования 

  1. Школа
 

Цели работы:

а) способствует устранению и преодолению трудностей в социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества.

б) развивает опережающую  социализацию: знакомит учащихся с  их перспективами и шансами в  обществе, ролями, которые им предстоит  играть. Школа должна готовить гражданина, семьянина и работника.

в) Способствует развитию личности, ее ориентации в соц. процессах на стадии обучения и выбора профессии

г) Участвует в разрешении конфликтов. 

Требования  к квалификации соц. педагога в школе

  1. Участвует в воспитании развитии и соц. защите ребенка в учреждениях и по месту жительства.
  2. Изучает психолого-мед.-пед. особенности детей, микросреду и условия жизни.
  3. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликты, отклонения в поведении и оказывает соц. помощь
  4. Выступает посредником между учащимися, школой, семьей, другими службами
  5. Планирует соц.-пед. работу в школе
  6. Организует различную соц. полезную деятельность
  7. Способствует установлению гуманных отношений, психологического комфорта и безопасности воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья
  8. Осуществляет работу в помощи трудоустройства, проф. ориентации
  9. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами соц. служб, другими организациями для создания оптимальных условий для детей.
 

Школьный соц. педагог:

  1. Охрана, защита, социализация
  2. Профориентация
  3. ЗОЖ, здоровьесбережение
 

2. ППМС-центр (психолого-педагогический медико-социальный центр) 

- оказывает ППМС  помощь детям, семьям, педагогам.

- методическая работа, помощь учителям, соц. педагогам,  психологам 

3. Учреждения интернатного  типа (дет.дома, дет.интернаты) 

- Соц. педагог осуществляет защиту прав ребенка: гражданских, имущественных, жилищных и других

- Осуществляет связь  с соц. службами и другими  органами 

4. Образовательные  учреждения для  детей, нуждающихся  в ППМС помощи 

Это могут быть: дет. дом – профилакторий, интернаты для детей с проблемами в развитии (# для слабовидящих, слабослышащих). Гл. задача: соц. адаптация (научение ребенка жить среди людей). 

5. Специальные учебно-воспитательные  учреждения для  детей и подростков  с девиантным поведением (интернат для трудновоспитуемых подростков)

- Соц. педагог занимается  социальной реабилитацией

- Поддерживает связь  с семьей и другими органами 

Соц. педагог в учреждениях  системы соц. защиты населения 

Соц. службы – это система гос. и негос. Структур, которые осуществляют соц. работу и имеют в своем составе специализированное учреждение для оказания соц. услуг и органы управления ими.

Соц. обслуживание – это деятельность соц. служб по соц. поддержке, оказанию различных услуг и материальной помощи, обеспечению соц. адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В каждом регионе существует центр соц. помощи семье и детям, который предназначен для оказания различных услуг населению данной территории.

Задачи центра зависят  от социально-экономической, демографической ситуации, национальных особенностей региона, конкретной ситуации.

Задачи:

а) выявление причин и факторов соц. неблагополучия конкретных семей и детей, определение их потребностей в помощи

б) определение и  предоставление конкретных услуг семьям и детям, нуждающимся в соц. помощи

в) поддержка семей  и отдельных граждан в решении  проблем самообеспечения и преодоление трудных жизненных ситуаций

г) соц. патронаж семей  и отдельных граждан, нуждающихся  в соц. помощи, поддержке, реабилитации

д) участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в защите их прав

е) анализ уровня развития соц. обслуживания семей с детьми и развитие сферы соц. услуг

ж) привлечение гос. и негос. Организаций для решения  соц. проблем семей с детьми. 

Подразделения центра:

  1. Отдел информации, анализа, прогнозирования
  2. Отдел соц.-экономической помощи
  3. Отдел медико-соц. помощи
  4. Отдел псих.-пед. помощи
 

Соц. приют 

Цель: соц. помощь беспризорным детям и подросткам, организация их временного проживания, правовая и мед.-соц. помощь, их дальнейшее жизнеобеспечение. Время нахождения в приюте 2-6 месяцев.

Структура приюта (зависит от наличия специалистов):

- приемная

- стационарная

- соц.-правовая служба

Функции соц. педагога в приюте:

  1. сбор информации о соц. статусе ребенка
  2. ведет документацию на каждого ребенка
  3. ищет пути устройства ребенка после приюта
  4. устанавливает контакты, поддерживает связи с учреждениями, оказывающими соц. помощь детям
  5. готовит документы на усыновление, взятие под опеку, перевод в другие учреждения
  6. оказывает соц. поддержку ребенку во время пребывания в приюте, т.е. устройство в школу, ПТУ, трудоустройство, решение других жизненных проблем
  7. помогает при подготовке документов для суда
  8. выполняет обязанности педагога – воспитателя.
 

Соц. службы для молодежи 

Это учреждения, которые создаются на межведомственной основе для помощи в решении проблем жизненного старта и других молодежных проблем.

Виды  служб:

  1. Молодежная биржа труда
  2. Центры соц.-псих. Помощи (в т.ч. телефоны доверия)
  3. Наркологические службы
  4. Службы по восстановлению физического, психического и соц. статуса молодых инвалидов
  5. Центры реабилитации несовершеннолетних правонарушителей
  6. Центры юридической помощи и консультации
  7. Службы помощи молодой семье
  8. Досуговые службы

    И др.

Основные  задачи:

  1. Квалифицированное и разностороннее консультирование
  2. Помощь молодым, попавшим в трудную жизненную ситуацию
  3. Выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, ведущих к дезадаптивному состоянию
  4. Развитие соц. инфраструктуры для молодежи
  5. Создание досуговых молодежных центров
 

Соц. педагог в учреждениях  системы здравоохранения 

- Дом ребенка (дети  до 3х лет)

- Детские поликлиники  (медико-соц. патронаж семьи)

- Стационарные учреждения (детские больницы)

- Учреждения медико-соц.  реабилитации (санатории, коррекционные  учреждения)

- Психиатрические  и наркологические клиники и  диспансеры

- Центры планирования  семьи

Функции соц. педагога

  1. забота о больных
  2. помощь в снятии стрессов
  3. пропаганда ЗОЖ
 

Соц. педагог в учреждениях культуры 

Служба соц.-пед. анимации (возбуждение, побуждение к действиям). Различные дома культуры, досуговые  центры.

Функции соц. педагога:

  1. Развитие соц.-культурной среды, координация действий различных учреждений культуры
  2. Организация семейного отдыха, занятий спортом
  3. Возрождение народных традиций и культуры
  4. Организация совместного отдыха различных поколений
  5. Обустройство среды жителей данной местности
 

21.03.05

4 лекция 

Соц. педагог в учреждениях  пенитенциарной системы (система исправления – колонии) 

  1. Дом ребенка  для детей от 0 до 3-4 лет, родившихся в местах заключения (ок. 500 детей  в России)
  2. Спец. школы и СПТУ – учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, совершивших общественно опасное действие: в спец шк. – до 14 лет; в спец. ПТУ – от 14 до 18 лет. Направляются комиссией по делам несовершеннолетних. Принадлежат министерству образования (в России 34 спец. школы, 16 – СПТУ)
  3. Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (спец. приемник – распределителей). Принадлежит органам милиции. Сюда помещают детей: бездомных, брошенных, задержанных, сбежавших, личность которых не могут установить (находятся до 1 мес.). Дети от 0 до 18 лет
  4. Изолятор временного содержания. Учреждения закрытого типа для задержанных на месте преступления, подозреваемых в преступлении. Это милицейское учреждение. Могут находится до 3х суток, но в исключительных случаях могут продлить пребывание до 30 суток (а затем отправляют в следственный изолятор).
  5. Воспитательные колонии. Это ведомство министерства юстиций. Бывают: а) общего режима (для девушек и подростков, совершивших преступление впервые); б) усиленного режима (для подростков, ранее отбывающих наказание)
 

Статистика:

Воспитат. Колонии  – 63

Усиленный режим – 4

Для девушек – 3

Общего режима – 56

Ок. 22 тыс. подростков всего:

- 14-16 лет ок. 3.5 тыс.

- 16-18 лет ок. 18 тыс.

Преступность несовершеннолетних составляет 6% от взрослой преступности.

Функции соц. педагога:

  1. Защита прав несовершеннолетних
  2. Социализация и ресоциализация, т.е. забота о будущем подростка и подготовка к жизни после отбывания наказания
  3. Поддержание связей с семьей
  4. Работа с общественностью
 

Соц.-пед. технологии: понятие  и сущность 

Цель – это идеальный образ будущего результата деятельности. Цель может формулироваться на 2х уровнях:

  1. Цель-идеал = стратегическая цель, достижение ее предполагает длительность и комплексность. В соц.-пед. деятельности цель-идеал – это создание условий для успешного становления ребенка как субъекта соц. жизни и создание педагогически целесообразной среды.
  2. Цель - ожидаемый результат = тактическая цель, которая может иметь следующие формулировки:

Информация о работе Структура профессиональной деятельности социального педагога