Структура профессиональной деятельности социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 10:25, лекция

Краткое описание

Цель деятельности соц. педагога: сохранение и восстановление разрушенных соц. связей. Соц. педагог работает с микросредой, т.е. ближайшим окружением ребенка.

Файлы: 1 файл

Методика и технология работы социального педагога. Nikolenko.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

    а) увеличение степени самостоятельности личности, ее способности контролировать свою жизнь и эффективно решать проблемы

    б) создание условий для максимальной реализации личности

    в) адаптация и реадаптация (переадаптация) личности в обществе

    г) создание условий, в которых человек, несмотря на физическое увечие, душевный срыв, жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих

Определить цели важно  по следующим причинам:

  1. позволяет концентрировать усилие на главном
  2. ясность и гласность совместной работы соц. педагога и воспитанников, семьи
  3. создание эталонов оценки результатов соц.-пед. деятельности
 

Алгоритм  формулировки цели

  1. Цель должна начинаться с глагола неопределенной формы повелительного наклонения (это создает ее конкретность)
  2. Учитывать следующие положения:

    а) конкретизировать конечный результат

    б) конкретизировать заданный срок

    в) конкретизировать ресурсы

    г) давать, по возможности, количественное описание результата

    д) детализировать работу

Цель должна:

- быть понятной  всем, кто работает на ее достижение

- быть реальной  и достижимой, не легкой

- быть реализуемой  в пределах бюджета, времени

- исключать двойную ответственность и дублирование

- фиксироваться письменно

- быть согласованной  с соисполнителями

Важно, чтобы цели совпадали с целями и интересами клиентов.

Особенность целеполагания  в соц.-пед. деятельности: обязательная практика совместного целеполагания педагога с ребенком, родителями и другими участниками. 

Основные  характеристики соц.-пед. деятельности 

  1. Активность  участников соц.-пед. процесса (помощь в развитии самопомощи).
  2. Гуманизм (критерий оценки работы соц. педагога блага человека, ребенка, осознание его уникальности, творческой способности).
  3. Демократизация в соц.-пед. деятельности предполагает:

    а) включение в  соц.-пед. деятельность различных гос. и общественных структур значительного  числа граждан

    б) поиск диалога  с различными структурами с целью решения соц.-пед. задач

    в) обеспечение прямой и обратной связи, развитие информации.

    г) развитие волонтерского  движения 
     

Соц.-пед. технологии, их специфика. Типы соц.-пед. технологий   

Технология (techne – искусство, мастерство, умение; logos – наука, слово).

Чем более усложняются  виды человеческой деятельности, тем  более обязательным становится расчленение  их на соответствующие этапы операции.

Если содержание деятельности специалиста имеет цель, определенный алгоритм, стандарт или норматив действий, а также объективные критерии оценки результатов деятельности, то можно говорить о технологичности его работы.

Технология  – это система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Признаки технологии:

  1. детальное описание конечного результата
  2. тиражируемость = воспроизводство

Специфика соц.-пед. технологий:

  1. не может быть досконально конкретизирован конечный результат
  2. процедура преобразования гибкая, не жестко детерминированная
  3. человек – многофакторная система, нет гарантии достижения полной эффективности
  4. для успешности соц.-пед. технологии должна быть четкая обратная связь.
 

Типы  соц.-пед. технологий 

1. Субъективные технологии:

А) индивидуальные (# технология усыновления)

Б) групповые (# групповая соц. полезная деятельность, тренинги и т.д.). Групповые делятся:

- по признаку пола

- по проф. признаку

- по возрастному  признаку и т.д.

В) массовые (массовые акции, праздники и т.д.) 

2. Деятельностные  технологии:

- направленные на  совершенствование соц.-пед. работы  как вида деятельности

- направленные на  улучшение деятельности организационных  структур

- улучшение деятельности  клиента 

3.Средовые технологии: технологии оздоровления окружающей  среды (природной, социальной, психологического  климата)

 

Алгоритм  деятельности социального  педагога 

Алгоритм  – программа решения задачи точно предписывающая как и в какой последовательности операций можно получать результат, определенный исходными данными.

  1. Предварительный этап: выявление, оценка, ранжирование проблемы, выявление причин ее возникновения с помощью диагностики.
  2. Целеполагание:  первичная формулировка цели. Цель обуславливает выбор средств, способов достижения, определяет направление поиска дополнит. Информации о клиенте.
  3. Обработка информации: поиск дополнительных источников информации, ее систематизация, анализ, обобщение, уточнение цели и задач, выработка программы действий.
  4. Процедурно-организационный: реализация намеченной программы мер соц. воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление результатов с критериями успешности.
  5. Контрольно-аналитический: завершающий этап, на котором анализируются итого работы специалиста, выявляются факторы, способствовавшие или мешающие выполнению задачи, намечаются устранения недостатков.
 

Соотношение понятий  методика и технология:

Особенность технологии - ее универсальность, максимальное количество специалистов, имеющих достаточную  подготовку в состоянии освоить  ведущие технологии. 

23.03.05.

5 лекция 

Соц.-педагогическое посредничество 

Соц. управление: индивид, группа, организация, соц. процессы являются объектами соц. управления. Оно имеет дело с человеком, взятым в его соц. качестве (статус, роли, цели и т.д.) и направлено на поддержание равновесия и развития управляемого объекта.

Методы соц. управления:

- прямое (задания, приказы, распоряжения)

- через мотивы и  потребности (стимулирование)

- через систему  ценностей (воспитание, образование,  т.е. через систему «выращивания»  умов)

- управление через  окружающую среду (изменение условий  жизнедеятельности)

По своей сути соц.-пед. деятельность представляет собой управление процессами развития личности, группы, общности.

Соц. творчество – это содействие достижению согласия между соц. субъектами для решения соц. проблем одного из них или оказанию ему помощи. В роли такого субъекта выступают: личность, семья, соц. слой, общество, государство.

Соц. педагог

Личность   семья   общество   государство   соц.слой  группа   коммерч. Структура 

Быть соц. посредником  – это значит объяснять интересы и взгляды одной стороны для  другой.

Соц. педагог должен уметь устанавливать связи с  субъектами, которые могут оказать  соц. поддержку и убедить их в  необходимости это сделать.

В соц.-пед. практике посредничество реализуется в разных формах: посредничество в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных, психолого-пед. и соц. проблем клиента (# оформление опеки, защита имущественных прав несовершеннолетних, участие в дознании, судопроизводстве).

Соц. педагог –  это посредник между ребенком и всеми государственными и общественными  субъектами, призванными заботиться о ребенке и семье. 

Технология  соц.-пед. посредничества 

  1. Диагностика проблемы, оценка возможностей ее решения, соотнесение  с имеющейся информацией о  соц. услугах и другие.
  2. Выбор учреждения, которое лучше всего подходит клиенту.
  3. Помощь в установлении контакта, содействие приему клиента в учреждение, службе у специалиста.
  4. Проверка результативности контакта, продвижение в решении проблемы.
  5. Контроль над ситуацией до ее разрешения.
 

Приемы  оказания посреднических услуг 

  1. Выписка данных
  2. Сопроводительное письмо
  3. Личный контакт с соц. службами учреждения (звонок, посещение)
  4. Подбор сопровождающего для клиента
  5. Заключение официального или неофициального договора (договор – это рабочее соглашение, цель которого разъяснить сторонам различные аспекты предоставляемых услуг). Существенно то, что при составлении договора об услугах соц. педагог побуждает клиента активно участвовать в выработке условий. Это дает возможность клиенту изложить свой взгляд на проблему, на пути ее решения, т.о. реализуется принцип самоопределения клиента.
 

Работа  с волонтерами 

Успешность соц.-пед. работы зависит от добровольного  участия многих людей, волонтеров.

Ориентиры в работе с волонтерами:

  1. Пропагандировать и инициировать создание волонтерских групп
  2. Работа волонтеров должна быть актуальна, понятна им, должна быть результативна.
  3. Планировать работу с волонтерами.
  4. Обратная связь, благодарность волонтерам.
 

14.04.05.

1 Практика 

Современная парадигма соц. воспитания 

Эта парадигма направлена на:

  1. Поощрение неповторимости как главное условие самореализации человека.
  2. Понимание ребенка как субъекта пед. взаимодействия.
  3. Развитие творческих способностей человека, как общей ориентации в выборе форм и методов воспитания.
  4. Самовоспитание души
  5. Формирование положительной «Я-концепции», как стратегии формирования личности и обязательного условия свободного развития человека
  6. Диалог культур, в т.ч. взрослой и детской.
  7. Общение по принципу: понимать, принимать, сострадать, любить, помогать.
 

Соц. сеть 

Это положительное  соц. окружение.

- Структура соц.  сети (организации и люди, входящие  в окружение ребенка или семьи)

- объем соц. сети  – количество людей, входящих  в соц. сеть.

Существуют: формальные системы поддержки:

- органы соц. помощи

- учреждения здравоохранения

- школы

- детские учреждения

- проекты и программы  соц. направления

Естественные  системы поддержки:

- родственники

- друзья

- неформальные группы (спортивные, религиозные и др.) 

Формы соц. поддержки:

  1. информационная
  2. материальная
  3. эмоциональная
 
 

15.04.05.

2 Практика 

Приемы, методы и технологии в работе соц. педагога 

Знакомства:

- снежный ком, клубок

- взаимопрезентация

- самопрезентация

- интервью 

Игра  «Портрет на фоне»

Нарисовать себя на любом фоне левой рукой. Затем  собрать с группы все рисунки  и перемешать. Каждый должен вытянуть рисунок (только не свой) и написать соответствующую рисунку надпись. Затем опять помешать все рисунки и каждый вытянуть новый (тот, который еще не держали). И поочереди каждый должен объяснить содержание рисунка, что, на его взгляд, хотел изобразить автор рисунка, соответствует ли рисунку надпись. Потом каждый берет свой рисунок и соглашается или не соглашается со сказанным.

Информация о работе Структура профессиональной деятельности социального педагога