Структура профессиональной деятельности социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 10:25, лекция

Краткое описание

Цель деятельности соц. педагога: сохранение и восстановление разрушенных соц. связей. Соц. педагог работает с микросредой, т.е. ближайшим окружением ребенка.

Файлы: 1 файл

Методика и технология работы социального педагога. Nikolenko.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

МЕТОДИКА  И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 

14.03.05.

1 лекция 

Литература:

  1. М.В. Шакурова «Методика и технология работы соц. Педагога», М., 2002г.
  2. П.А. Шептенко, Г.А. Воронина  «Методика и технология работы соц. Педагога», М., 2001г.
  3. Ю.В. Василькова «Методика и технология работы соц. Педагога», М.,2001г.
 

Структура профессиональной деятельности соц. педагога 

                                              Цель 

Субъект           Средства – содержание – формы -         объект

                                  -методы / технологии 

                                           Результат 

Цель  деятельности соц. педагога: сохранение и восстановление разрушенных соц. связей. Соц. педагог работает с микросредой, т.е. ближайшим окружением ребенка. 

Соц. атом 

                          Мать 

         Дело                     семья

                          Ребе-

                           нок

       Гр.

    Сверстн.                          Дети 

                       учитель

      
 
 

  1. Мать-ребенок (до 1 года). Связь с матерью – это базовое доверие или недоверие к миру. Эта связь компенсирует для ребенка родовой стресс.
  2. Нуклеарная семья – ребенок (до 3х лет). В этот период ребенку необходимо получить опыт вертикальных и горизонтальных связей (отношение между сверстниками).
  3. Дети ребенок (до 6-7 лет). Усилившееся умение горизонтальных связей. Ребенку необходимо приобрести опыт вхождения в группу сверстников.
  4. Учитель-ребенок (7-10-11 лет). От первого учителя зависит как сложатся отношения ребенка со школой, учением.
  5. Группа сверстников ребенок (12-15 лет). Человек учится занимать место в обществе (в подростковом возрасте).
  6. Дело ребенок (15-18 лет). Это период самоутверждения. Для молодого человека очень важно связать себя с социально значимым делом, вызывающим внимание окружающих, лишь став участником такого дела юный человек имеет шанс найти в мире свое исключительное место.
 

Объекты соц. работы 

Дети, оказавшиеся в  трудной жизненной  ситуации (трудная жизненная ситуация – ситуация, из которой человек не может самостоятельно найти выход):

- дети, оставшиеся  без попечения

- инвалиды, имеющие  недостатки в физич. и психич. развитии

- жертвы вооруженных  конфликтов и катастроф

- из семей беженцев  и вынужденных переселенцев

- жертвы насилия

- находящиеся в спец. учреждениях

- из малоимущих  семей

- с отклонениями  в поведении

И т.д.

Дети, жизнедеятельность  которых объективно направлена в  результате сложившихся обстоятельств  и которые не могут преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. 

Соц. адаптация ребенка – это процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе нормам и правилам поведения, а также процесс преодоления последствий моральной или психической травмы.

Соц. реабилитация ребенка – это мероприятие по восстановлению утраченных ребенком соц. связей и функций, восполнение жизнеобеспечение, усилению заботы  о нем.

Соц. службы для детей – это организации, которые оказывают соц.-бытовые медико-социальные, Ψго-пед., правовые и др. Услуги и материальную помощь, содействие в реабилитации детей.

Соц. инфраструктура для  детей – система объектов строений и сооружений, необходимых для жизнеобеспечения детей, которые оказывают социальные услуги и действуют в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей, удовлетворения их общественных потребностей. 

Личностные  характеристики и  проф. компетентность соц. педагога 

Соц. педагог –  профессия появилась в России в 90х годах.

Соц. педагог должен обладать следующими личностными качествами:

  1. Гуманистические качества (доброта, альтруизм, толерантность, чувство собственного достоинства: чувство безопасности, чувство идентичности, чувство принадлежности к какой-либо группе, чувство цели, определение смысла жизни, чувство компетентности, уверенность в своем профессионализме.
  2. Ψкие характеристики личности, определяющие способность к данному виду деятельности: требования к:

    - психич. процессам:  восприятие, память, воображение и  т.д.

    - психич. состоянием: усталость, тревожность, апатия,  стресс

    - эмоциональные  и волевые характеристики

    3. Психоаналитические  качества: самоанализ, самоконтроль, самокритичность,  самооценка.

    4. Умения: коммуникативные  умения (установление, поддержка контакта, речь и т.д.), эмпатичность, эмпатичность, перцепция (умение воспринимать, принимать ребенка), внешняя привлекательность.

    5. Должностные обязанности  соц. педагога:

        а) соц.-информационная  помощь (обеспечение детей и родителей  необходимой информацией, а также  информирование население о деятельности соц. служб)

        б) соц.-правовая  помощь (соблюдение прав ребенка  и реализация прав детей по  жилищным, семейно-брачным, трудовым  и гражданским вопросам)

        в) соц.реабилитационная  помощь (оказание реабилитационных  услуг в центрах, службах)

        г) соц.-бытовая  помощь (помощь в улучшении бытовых условий детям из семей риска)

        д) Социально-экономическая  помощь (содействие в получении  пособий, компенсаций, материальной  помощи)

        е) Медико-социальная  помощь (уход за больными детьми, профилактика алкоголизма и наркомании, медико-социальный патронаж – для семей групп риска)

        ж) Соц.-психологическая  помощь (создание благоприятного  микроклимата в семье, социуме,  умение собрать информацию о  ребенке, умение создать ситуацию  общения, умение наблюдать и интерпретировать поведение ребенка. 

16.03.05.

2 лекция 

Нормативно-правовые основы соц.-педагогической деятельности 

  1. Международные документы:
 

А) Конвенция ООН  о правах ребенка:

Принята в ноябре 1989г.

Цель конвенции: максимальная защита интересов ребенка.

  1. выживание
  2. развитие
  3. защита
  4. обеспечение активного участия детей в жизни общества.

Впервые в международную  лексику были введены слова ребенок, права 

ребенка. В РФ в  полном объеме конвенция не реализуется, т.к. отсутствуют механизмы реализации, не хватает специалистов, низка правовая культура в обществе.

Б) Всемирная декларация и план действий на высшем уровне в интересах детей (1990г)

В) Конвенция о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления (1993г) 

2. Федеральные законы 

А) Конституция

Б) Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ (1998г)

В) Закон «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (1999г)

Г) Федеральные президентские  программы:

- «Дети России» (1995г). Имеются программы: дети-сироты, одаренные дети, дети-инвалиды, безопасное материнство, развитие соц. обслуживания семьи и детей, дети Чернобыля и др.

- «Молодежь России»  (1994г). Направлена на соц. поддержку  и защиту молодежи. 

3. Региональные законы

Законы и постановления принятые местными органами власти. # закон «О развитии детского спорта» 

Функции соц. педагога 

Функция – обязанность, круг деятельности, ее назначение, роль.

  1. Образовательно-воспитательная функция: целенаправленное пед. Влияние на поведение детей и взрослых.
  2. Сигникативная (сигникат – значение, смысл), т.е. смысложизненная, смыслообразующая функция. Задача соц. педагога: помочь клиенту обрести смысл жизни, цель существования активизировать собственные ресурсы, помочь бороться с трудностями своими силами, разбудить активность личности.
  3. Диагностическая функция: постановка «социального» диагноза путем изучения личностных особенностей, социально-бытовых условий, окружения, позитивных и негативных влияний и т.д.
  4. Прогностическая и экспертная функция: разработка проектов, программ, планов развития, социума (учреждения, микрорайон, группа организаций, связанная с работой с детьми), социально-педагогическое проектирование личности ребенка и экспертиза документов, материалов.
  5. Организаторская: организация общественно-ценной деятельности детей (# акции, праздники, поисковая деятельность и т.д.), педагогов, волонтеров для решения задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания, развития.
  6. Коммуникативная: налаживание межличностных отношений, взаимодействия между различными организациями и людьми в интересах ребенка.
  7. Охранно-защитная функция: использование правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие в применении мер гос. принуждения, реализация юридической ответственности в отношении лиц, допускающих противоправные действия в отношении детей.
  8. Посредническая функция: осуществление связей в интересах ребенка между семьей , образовательных учреждением и ближайшим окружением.
 

Содержание  соц.-пед. Деятельности 

  1. Изучение личности, группы, семьи, ближайшего окружения, соц.-пед. Проблем.
  2. Соц.-пед. Поддержка личности в критических ситуациях.
  3. Организация воспитательно-образовательного взаимодействия с проблемным ребенком, нуждающимся в помощи: индивидуальное консультирование, групповая терапия, межперсональное консультирование, различные тренинги и т.д.
  4. Соц.-пед. Опека и посредничество в творческом развитии личности и группы: пед. Диагностика способностей, приобщение к творческой деятельности, побуждение к самообразованию и самоизменению, влияние на ценности, смысл жизни
  5. Педагогическое управление целеполаганием личности, т.е. совместный выбор цели, пути, программы действий, планирование жизненных задач и т.д.
 

Специализации соц. работы 

  1. Семейный соц. педагог – специалист широкого профиля, в ведение которого 30-50 семей.
  2. Общинный = сельский соц. педагог – работает в сельской местности, специалист широкого профиля.
  3. Специалист по соц. работе с детьми и молодежью организатор соц. работы с детьми по месту жительства.
  4. Специалист по организации культурного досуга: организация культурно-досуговой деятельности детей и семей.
  5. Валеолог = специалист по охране здоровья (деятельность школьного соц. педагога). Организация медико-оздоровительной деятельности детей, семей.
  6. Социальный эколог – организация экологической и природо-охранной деятельности детей, семей. (# эколонич. Клуб).
  7. Соц. педагог, специализирующийся на проблемах занятости: содействует трудоустройству и проф. адаптации подростков и молодежи, организует внешкольную трудовую деятельность детей (# летние рабочие лагеря).
  8. Соц. этнолог – специалист по этно-культурной работе, возрождению традиций, промыслов, народного творчества.
  9. Соц. педагог – дефектолог – специалист по оказанию соц.-пед. Помощи детям, имеющим отклонение в умственном и физическом развитии и их семьям. (Задача: профилактика и устранение соц. причин).
  10. Школьный соц. педагог.
  11. Соц. педагог по работе с подростками, склонными к правонарушениям (уделяет внимание профилактике, предупреждению противоправных действий подростков, реабилитации подростков, совершивших правонарушение).
  12. Муниципальный соц. педагог – работники муниципальных органов, комитетов соц. служб, специалисты широкого профиля, которые организуют соц.-пед. Деятельность в микрорайонах.

Информация о работе Структура профессиональной деятельности социального педагога