2. Структура дошкольного,
начального и среднего образования
Украины.
2.0. Региональные
особенности / Статус языка в различных/разных
регионах.
2.1. Характеристики дошкольного
и начального образования в Украине.
2.2. Дифференциация
и интеграция детей с особыми
потребностями
Образование является важнейшим
конструктом цивилизации, определяющим
фактором социально-экономического прогресса
общества. Каждая страна в соответствии
со своего исторического развития, национальных
традиций, условий, перспектив формирует
свою систему образования
Как известно Украина
– сравнительно молодое государство
на карте мира, но оно обладает
своей системой образования, которое
сформировалось на базе системы
образования Советского Союза. Изначально
Украинское образование старалось сохранить
всё то хорошее, что оно унаследовало,
но время не стоит на месте, и образование
должно идти в ногу со временем.
В Украине образование можно
получить как в государственных, так и
в частных учебных заведениях. Многие
частные учебные заведения выдают сертификаты
об окончании государственного общепринятого
образца.
Основной язык образования
на Украине – украинский, хотя
есть отдельные учебные заведения,
где предметы преподаются исключительно
на одном языке: например, только
русском, или только на английском.
К таким учебным заведениям, в
основном, относятся школы, гимназии, лицеи.
Система образования - это совокупность
учебно-воспитательных и культурно-образовательных
заведений, научных, научно-методических
и методических учреждений, научно-производственных
предприятий, государственных и местных
органов управления образованием и самоуправления
в области образования, которые в соответствии
с Конституцией и другими законами Украины
осуществляют образование и воспитание
граждан. Функционирование системы образования
обеспечивается государством. В статье
53 Конституции Украины определено: "Государство
обеспечивает доступность и бесплатность
дошкольного, полного общего среднего,
профессионально-технического, высшего
образования в государственных и коммунальных
учебных заведениях; развитие дошкольного,
полного общего среднего , специального,
внешкольного, профессионально-технического,
высшего и последипломного образования,
разных форм обучения; предоставление
государственных стипендий и льгот учащимся
и студентам".
Структура и целесообразность
созданной в стране системы образования
характеризуют ее эффективность и перспективность
развития.
2. Структура системы образования
в Украине
Основными элементами структуры
образовательной системы в Украине являются:
- дошкольное образование
(ясли, детские садики);
- общее образование (начальная,
основная и старшая школа);
- высшее образование (институты,
университеты, академии);
- дополнительное образование
(аспирантура, ординатура, докторантура).
1. Дошкольное
образование. Ее осуществляют дошкольные
учебные заведения: ясли, ясли-сады, детские
сады, ясли-сады компенсирующего типа,
дома ребенка, детские дома интернатного
типа, ясли-сады семейного типа, ясли-сады
комбинированного типа, центры развития
ребенка, детские дома семейного типа.
Детей принимают в возрасте от 2 и до 6 лет.
Учреждения бывают государственные и
частные. В последнее время наблюдается
значительное развитие разнообразных
методик преподавания разных дисциплин
в детских садиках. Особенно в этом плане
выделяются иностранные языки.
2. Общее среднее образование.
В направлении формирования сети общеобразовательных
учреждений государство гарантирует конституционное
право для каждого гражданина на доступность
и бесплатность получения полного общего
среднего образования.
Сеть общеобразовательных учебных
заведений формируется с учётом демографической,
этнической и социально-экономической
ситуации по образовательным уровням.
Обучения начинается с 6-7
летнего возраста.
Общеобразовательные учреждения
делятся на три ступени: І ступень или
начальная школа, что обеспечивает начальное
общее образование, , ІІ ступень – основная
школа, которая обеспечивает базовое общее
среднее образование, и ІІІ ступень –
старшая школа, что обеспечивает полное
общее среднее образование. Для развития
способностей, дарований и талантов детей
создаются профильные классы, специализированные
школы, гимназии, лицеи, коллегиумы, а также
различные типы учебно-воспитательных
комплексов, объединений. Для получения
фобщего среднего образования могут создаваться
вечерние (сменные) школы, а также классы,
группы по очной, заочной формами обучения
при общеобразовательных школах.
Болонский процесс
В мае 2005 года Украина
присоединилась к Болонскому процессу на Конференции
министров европейских стран в Бергене. Как участница Болонского
процесса, Украина должна решить ряд первостепенных
ключевых задач, предусматривающих введение
к 2010 году стандартов, рекомендаций и основных
инструментов Европейского пространства
высшего образования: национальной рамки
квалификаций, инновационной Европейской
кредитно-трансферной системы, приложения
к диплому европейского образца.
4 марта 2008 года
в Брюсселе (Бельгия) Украина
стала полноправным правительственным
членом Европейского реестра обеспечения
качества (EQAR). Правительственными членами
данного реестра стали 18 стран-участниц
Болонского процесса.
Советская система образования
использовала 5-ти бальную шкалу оценки
знаний:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно или
посредственно,
«2» - неудовлетворительно
«1» - отсутствие знаний
В средней школе также использовалась
4-балльная шкала до 2000 года. С 2000 года в
Украине в среднем образовании используют
12-балльную шкалу оценивания результатов.
«12» = «5+»
«11» = «5»
«10» = «5-»
«9» = «4+»
«8» = «4»
«7» = «4-»
«6» = «3+»
«5» = «3»
«4» = «3-»
«3» = «2+»
«2» = «2»
«1» = «2-»
В законодательстве
Украины предусмотрено, что каждый
гражданин имеет право на бесплатное
полное среднее образование.
3. Внешкольное образование.
Внешкольное образование является составляющей
системы непрерывного образования, определённой
Конституцией Украины, законами Украины
«Об образовании», «О внешкольном образовании»,
и направлено на развитие способностей
и дарований воспитанников, учащихся и
слушателей, удовлетворения их интересов,
духовных запросов и потребностей в профессиональном
определении.
На Украине действуют
1496 внешкольных учебных заведений системы
Министерства образования и науки, молодёжи
и спорта Украины государственной и коммунальной
форм собственности.
К внешкольным учреждениям
образования относятся дворцы, дома, центры,
станции детского и юношеского творчества,
школы искусств, студии, начальные специализированные
художественные учреждения образования,
библиотеки, детские театры, парки, оздоровительные
центры и другие учреждения.
Типы внешкольных
учебных заведений:
Детско-юношеские спортивные
школы.
Клубы: военно-патриотического
воспитания, детско-юношеские (моряков,
речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов,
десантников, пограничников, радистов,
пожарных, автолюбителей, краеведов, туристов,
этнографов, фольклористов, физической
подготовки и других направлений).
Малая академия искусств (народных
ремёсел).
Малая академия наук учащейся
молодёжи.
Детско-юношеские лагеря.
Центр, дворец, дом, клуб художественного
творчества детей, юношества и молодёжи,
художественно-эстетического творчества
учащейся молодёжи, детского и юношеского
творчества, эстетического воспитания.
Центр, дом, клуб эколого-натуралистического
творчества учащейся молодёжи, станция
юных натуралистов.
Центр, дом, клуб научно-технического
творчества учащейся молодёжи, станция
юных техников.
Центр, дом, клуб, бюро туризма,
краеведения, спорта и экскурсий учащейся
молодёжи, туристско-краеведческой творчества
учащейся молодёжи, станция юных туристов.
Центры: военно-патриотического
и других направлений внешкольного образования.
Детская флотилия моряков и
речников.
4. Профессионально-техническое
образование. Профессионально-техническими
учебными заведениями являются:
профессионально-техническое училище,
профессионально-художественное училище,
профессиональное училище социальной
реабилитации, училище-агрофирма, училище-завод,
высшее профессиональное училище,
учебно-производственный центр, центр
подготовки и переподготовки
рабочих кадров, учебно-курсовой
комбинат, другие типы учреждений,
предоставляющих рабочую профессию.
5. Высшее образование. Высшими
учебными заведениями являются:
техникум (училище), колледж, институт,
консерватория, академия, университет.
6. Последипломное образование.
К заведений последипломного образования
относятся: академии, институты (центры)
повышения квалификации, переподготовки,
совершенствования; учебно-курсовые комбинаты;
подразделения высших заведений образования
(филиалы, факультеты, отделения и др.);
профессионально-технические учреждения
образования; соответствующие подразделения
в организациях и на предприятиях.
7. Аспирантура.
8.Докторантура.
9.Самообразование. Для самообразования
граждан государственными органами,
предприятиями, учреждениями, организациями,
объединениями граждан, гражданами
создаются открытые и народные
университеты, лектории, библиотеки, центры,
клубы, теле -, радіонавчальні программы
и т.д.
Исходя из структуры образования,
в Украине установлены соответствующие
образовательные уровни:
начальное общее образование;
базовое общее среднее образование;
полное общее среднее образование;
профессионально-техническое
образование;
базовое высшее образование;
полное высшее образование.
Законом Украины "Об образовании"
установлено также образовательно-квалификационные
уровни:
1) квалифицированный рабочий;
2) младший специалист;
3) бакалавр;
4) специалист, магистр.
http://mon.gov.ua/ua/activity/education/65/6918/
2.0. ЗАКОН УКРАИНЫ
Об основах государственной
языковой политики
(Ведомости Верховной
Рады (ВВР), 2013, № 23, ст.218)
{С изменениями, внесенными
согласно Кодексу
№ 4651-VI від 13.04.2012, ВВР, 2013, № 9-10, № 11-12, № 13, ст.88
законами
№
5475-VI від 06.11.2012, ВВР, 2013, № 44-45, ст.634
№ 245-VII від 16.05.2013, ВВР, 2014, № 12,
ст.178
№ 709-VII від 21.11.2013, ВВР, 2014, № 22,
ст.794
№ 1556-VII від 01.07.2014, ВВР, 2014, № 37-38,
ст.2004}
В соответствии с положениями
Конституции Украины, Декларации прав
национальностей, Закона Украины "О
ратификации Европейской хартии региональных
языков или языков меньшинств" и т.п.,
учитывая, что свободное использование
языков в частной и общественной жизни
в соответствии с принципами, провозглашенными
в Международном пакте Организации Объединенных
Наций о гражданских и политических правах,
и духа Конвенции Совета Европы о защите
прав и основных свобод человека является
неотъемлемым правом каждого человека;
придавая важное значение укреплению
статуса государственного - украинского
языка как одного из важнейших факторов
национальной самобытности украинского
народа, гарантии его национально-государственной
суверенности; исходя из того, что только
свободное развитие и равноправие всех
национальных языков, высокая языковая
культура является основой духовного
взаимопонимания, культурного взаимообогащения
и консолидации общества, этим Законом
определяются принципы государственной
языковой политики в Украине.