1. Нормативно-правовое обеспечение:
• разработка Типового положения
о порядке организации инклюзивного обучения
в общеобразовательных учебных заведениях;
• внесении изменений в Положение
о центральной и республиканской (Автономная
Республика Крым), областные, Киевскую
и Севастопольскую городские, районные
(городские) психолого-медико-педагогические
консультации.
2. Учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса в
условиях инклюзивного обучения:
• разработка личностно ориентированных
учебных планов, программ;
• разработка методических
рекомендаций, методических пособий по
психолого-педагогических особенностей
организации обучения, комплексной реабилитации,
создание предпосылок для социализации
детей с особыми образовательными потребностями
дошкольного и школьного возраста в условиях
инклюзии;
• разработка критериев оценки
знаний учащихся с особыми образовательными
потребностями, которые учатся в общеобразовательных
учебных заведениях с инклюзивным обучением;
• обеспечение общеобразовательных
учебных заведений с инклюзивным и интегрированным
обучением специальными учебниками и
наглядно-дидактическими материалами
с учетом контингентов учащихся с особыми
образовательными потребностями;
• реализация коррекционно-развивающей
составляющей личностно ориентированного
учебного плана в условиях инклюзивного
обучения, направленной на решение специфических
задач, обусловленных особенностями психофизического
развития учащихся, путем осуществления
индивидуального и дифференцированного
подхода.
3. Институциональные изменения:
• введение соответствующими
учебными заведениями для детей дошкольного
и школьного возраста, психолого-медико-педагогическими
консультациями, другими структурами
в системе образования социально-педагогического
патроната, системной ранней помощи и
реабилитации детей с нарушениями развития,
начиная от рождения;
• внедрение в дошкольных и
общеобразовательных учебных заведениях
инклюзивного обучения с учетом пожеланий
родителей (лиц, их заменяющих);
• создание в составе органов
управления образованием отдельных структурных
подразделений по вопросам образования
детей с особыми образовательными потребностями;
• создание кафедр коррекционного
образования (лабораторий) в институтах
последипломного педагогического образования
и введения должности методиста по вопросам
инклюзивного обучения;
• использование информационно-методического
ресурса, кадрового потенциала специальных
общеобразовательных учебных заведений,
психолого-медико-педагогических консультаций
для профессионального системного сопровождения
детей, обучающихся по инклюзивной форме;
• дополнение Классификатора
профессий новой квалификацией — ассистент
учителя.
4. Модернизация высшего
педагогического образования и
системы повышения квалификации
педагогических кадров:
• специальная подготовка и
переподготовки педагогических кадров
для работы с детьми с особыми образовательными
потребностями в условиях инклюзивного
обучения;
• специальная подготовки консультантов
областных и районных (городских) психолого-медико-педагогических
консультаций по вопросам обучения и развития
детей с особыми образовательными потребностями
в условиях инклюзивного обучения;
• внедрение системной организационно-методической,
консультативно-разъяснительной работы
среди руководителей учебных заведений,
общественности, родителей по обеспечению
права детей с особыми потребностями на
образование.
Ожидаемые результаты
Реализация Концепции будет
способствовать:
• обеспечению права детей с
особыми образовательными потребностями
на равный доступ к качественному образованию,
независимо от состояния здоровья, места
их проживания;
• созданию надлежащих условий
для функционирования и развития инклюзивного
образования в Украине, обеспечению достаточного
объема финансирования для внедрения
инклюзивного обучения;
• изменении образовательной
парадигмы, совершенствованию учебного
процесса путем учета современных достижений
науки и практики;
• обеспечению архитектурной
доступности общеобразовательных учебных
заведений разных типов, независимо от
форм собственности, и подчинения, в соответствии
с потребностями детей;
• подготовке достаточного
количества квалифицированных педагогических
кадров, владеющих методиками инклюзивного
обучения, создание системы повышения
их профессионального мастерства;
• обеспечению учебных заведений,
внедряющих инклюзивное обучение, транспортными
средствами, соответствующими учебно-методическими,
наглядными, дидактическими материалами,
современными средствами реабилитации
индивидуального и коллективного назначения.
Финансовое обеспечение:
Финансирование организации
инклюзивного обучения осуществляется
за счет государственного бюджета, средств
местных общин и средств общественных,
благотворительных и международных организаций.
/ Обеспечение дошкольным
образованием детей, имеющих особые
потребности Сегодня в сфере дошкольного
образования внедряется значительное
количество инноваций различного характера,
направленности и значимости, воплощаются
новинки в организацию, содержание, методику,
технологию обучения. Ведь, дошкольное
образование - это основа, фундамент всего
образования. Расширяется сеть дошкольных
учебных заведений (групп) компенсирующего
типа, в которых бесплатно воспитываются
и проходят лечение больные дети и дети
с недостатками психофизического развития,
нуждающихся в коррекции физического
и (или) умственного развития. Одновременно
с получением дошкольного образования
они проходят комплекс лечебно-реабилитационных
мероприятий. Законом Украины «О дошкольном
образовании» утверждены государственные
гарантии в получении дошкольного образования
детей, нуждающихся в коррекции физического
и (или) умственного развития. В статье
33 Закона Украины «О дошкольном образовании»
указано, что Государство обеспечивает
социальную защиту, поддержку детей дошкольного
возраста, особенно детей-сирот и детей,
лишенных родительской опеки, детей, нуждающихся
в коррекции физического и (или) умственного
развития, длительном лечении и реабилитации,
а также детей из малообеспеченных и многодетных
семей. Детям, которые нуждаются в коррекции
физического и (или) умственного развития,
длительном лечении и реабилитации, гарантировано
право на посещение государственных и
коммунальных дошкольных учебных учреждений
с гибким режимом работы и их содержание
в этих учреждениях за счет государства.
Направление детей в дошкольное учебное
учреждение (ясли-сад) компенсирующего
типа осуществляет соответствующая психолого-медико-педагогическая
консультация, деятельность которой регламентируется
Положением о психолого-медико-педагогической
консультации.
Дошкольные учебные заведения
и численность детей в группах специального
назначения
(по данным Государственной
службы статистики Украины)
год
Количество заведений, которые
имеют группы специального назначения
Количество групп специального
назначения
Численность детей
в группах специального назначения
2009 1784 4912 76 тыс. 053
2010 1834 5023 78 тыс. 628
2011 1826 4988 80 тыс. 233
2012 1847 5050 82 тыс. 685
2013 1878 5147 85 тыс. 053
Количество дошкольных
учебных заведений по видам групп
специального назначения (по данным Государственной
службы статистики Украины)
Количество заведений,
которые имеют группы специального
назначения, по видам
2009 2010 2011
2012 2013
для детей с нарушениями
зрения
182 183 178 178 176
для детей с нарушениями
слуха
28 26 26 27 28
для детей с нарушениями
речи
1385 1434 1411 1437 1474
для детей с нарушениями интеллекта
72 74 73 70 70
для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата
283 282 270 275 276
для детей с задержкой
психического развития
235 245 267 278 292
для детей с нарушениями
по другим профилям
25 22 21 16 17
Численность отдельных категорий
детей в дошкольных учебных заведениях
(по данным Государственной службы статистики
Украины)
Отдельные категории
детей в ДОУ
2009 2010 2011 2012 2013
Дети с ограниченными
функциональными возможностями (дети
инвалиды)
6 тыс. 338 6 тыс. 766 7 тыс. 339 7 тыс.
950 8 тыс. 519
Дети-сироты и лишенные родительской
опеки
4 тыс. 488 4 тыс. 621 4 тыс. 702 4 тыс.
800 5 тыс. 115
Дети, пострадавших вследствие
аварии на ЧАЭС
59 тыс. 860 63 тыс. 203 68 тыс.
112 71 тыс. 912 71 тыс. 972
Количество детей с особыми
потребностями в Украине с каждым годом
растет. Сейчас в стране живет более 165
тысяч таких детей в возрасте до 18 лет.
В основном у таких детей наблюдаются
врожденные аномалии, болезни нервной
системы, расстройства психики и поведения.
Поэтому, чтобы интегрировать "особых
детей" в общество и предоставить им
нормальное образование, общественные
организации совместно с научными и профильными
госструктурами еще десять лет назад разработали
экспериментальную программу по внедрению
инклюзивного образования.
Общество воспринимает, но...
В эксперименте по привлечению
детей с особыми потребностями к учебному
процессу в обычных школах изначально
принимали участие 22 учебных заведения,
рассказала программный координатор Всеукраинского
фонда "Крок за кроком" Юлия Найда.
Именно эта общественная организация
стала инициатором эксперимента по внедрению
инклюзивного образования в Украине. Впоследствии
этот эксперимент стал распространяться
по всей Украине, и сейчас школ, практикующих
инклюзивное обучение, стало больше. Только
во Львове действует до 80 инклюзивных
школ. Среди детей, посещающих такие классы,
есть дети с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, органическими поражениями
головного мозга, сенсорными нарушениями
и другими расстройствами развития.
"Общество у нас готово
к тому, чтобы эти дети ходили
в обычные классы. Но готов
ли отдельный учитель, отдельный
директор в условиях ограниченного
бюджета внедрять инклюзивное
образование? И готовы ли родители
обычных школьников к этому? Это
открытый вопрос", - прокомментировала
Юлия Найда. Эксперты констатируют,
что в Украине лишь одиннадцать
процентов от общего количества
учебных заведений являются приспособленными
к потребностям детей инвалидов.
В Украине только отдельные
учебные заведения могут похвастаться
хотя бы возможностью свободного доступа
для детей с физическими недостатками.
Да и отдельные учителя не готовы обучать
таких детей, а некоторые родители могут
просто не захотеть, чтобы их малыш сидел
за одной партой с инвалидом", - говорят
в Белоцерковском городском обществе
детей-инвалидов и их родителей.
И школы, и родители недостаточно
проинформированы о том, что дети-аутисты,
с синдромом Дауна, больные ДЦП имеют право
на полноценное образование и как его
можно реализовать в Украине. "Сейчас
на инклюзивном обучении в Украине находится
18 тысяч детей. Еще 65 000 учится в специнтернатах",
- рассказывает программный координатор
Всеукраинского фонда "Крок за кроком".
Она отметила, что обычным школам не хватает
спецоборудования, которое помогает детям
с особыми потребностями. Специальные
парты, слуховые аппараты и т.д. вынуждены
покупать или родители, или меценаты.
Родители делают все возможное
Белоцерковская школа - одна
из нескольких десятков в Украине, где
несколько лет назад ввели инклюзивную
форму обучения. Там учатся более тридцати
учеников, больных церебральным параличом.
С виду это обычное учебное заведение,
однако, присмотревшись внимательнее,
видно, что здание оборудовано специальными
пандусами и лифтом, которым можно подняться
в класс на инвалидной коляске. Ольга Никитюк,
ученица 9-го класса, чувствует себя в этой
школе комфортно. Ее семья переехала в
Белую Церковь из города Бровары именно
из-за этой школы, где может учиться их
"особый" ребенок. "Когда я была
в Броварах, я сидела фактически в четырех
стенах, ни с кем не общалась. Это было
для меня очень тяжело. А теперь у меня
появилось много друзей", - рассказывает
девушка.
Внедрять инклюзивное образование
в Украине приходится разнообразным ассоциациям
родителей "особых детей". Центр раннего
развития для детей с синдромом Дауна
работает только год, однако за это время
члены центра помогли почти пятистам семей
интегрировать детей с синдромом Дауна
в общество, создать условия, при которых
ребенок идет в обычный детский сад или
школу. "Дети с синдромом Дауна сложнее
и дольше учатся, поэтому им необходимо
стартовать раньше своих сверстников.
При постоянных занятиях с раннего возраста,
эти дети могут в дальнейшем пойти в обычные
детские сады и школы. У нас есть такие
примеры", - говорит Сергей Курьянов,
президент Всеукраинской благотворительной
организации "Даун Синдром".