раздел III
ЯЗЫК ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, ИНФОРМАТИКИ
И КУЛЬТУРЫ
Статья 20 Язык образования
1 Свободный выбор языка
обучения является неотъемлемым
правом граждан Украины, которое
реализуется в рамках этого
Закона, при условии обязательного
изучения государственного языка
в объеме, достаточном для интеграции
в украинское общество.
2 Гражданам Украины гарантируется
право получения образования
на государственном языке и
на региональных языках или
языках меньшинств. Это право
обеспечивается через сеть дошкольных
детских учреждений, общих средних,
внешкольных, профессионально-технических
и высших государственных и
коммунальных учебных заведений
с украинским или другими языками
обучения, которая создается в
соответствии с потребностями
граждан в соответствии с законодательством
Украины об образовании.
3 Потребность граждан
в языке обучения определяется
в обязательном порядке по
заявлениям о языке обучения,
представляемых учениками (для несовершеннолетних
- родителями или лицами, их заменяющими),
студентами при поступлении в
государственные и коммунальные
учебные заведения, а также, в
случае потребности, в любое время
в течение обучения.
4 Государственные и коммунальные
учебные заведения в установленном
порядке создают отдельные классы,
группы, в которых обучение ведется
на другом языке, чем в учебном
заведении в целом, при наличии
достаточного количества соответствующих
заявлений о языке обучения
от учеников (для несовершеннолетних
- от родителей или лиц, их заменяющих),
студентов в соответствии с
законодательством Украины об
образовании.
5 С целью поддержания
немногочисленных языковых групп
в установленном законом порядке
устанавливаются нормативы формирования
малокомплектных учебных заведений,
классов, групп и обеспечиваются
условия для их функционирования.
6 Язык обучения в частных
учебных заведениях всех образовательных
уровней определяется учредителями
(собственниками) этих учреждений.
7 Во всех общих средних
учебных заведениях обеспечивается
изучение государственного языка
и одного из региональных языков
или языков меньшинств. Объем
изучения региональных языков
или языков меньшинств определяется
местными советами в соответствии
с законодательством об образовании с
учетом распространенности этих языков
на соответствующей территории.
8 В государственных и
коммунальных общеобразовательных
учебных заведениях с обучением
на региональных языках изучение
предметов ведется на региональных
языках (за исключением украинского
языка и литературы, изучение
которых ведется на украинском
языке).
9 Тесты для внешнего
оценивания качества образования
составляются на государственном
языке. По желанию лица тесты
предоставляются в переводе на
региональный язык или язык
меньшинств (за исключением теста
по украинскому языку и литературе).
10 Собеседование или другие
формы контроля, если таковые
предусмотрены при поступлении
в учебное заведение, проводятся
на государственном языке или
языке, которым осуществляется обучение
в этом заведении, по желанию
абитуриента.
11 Государство обеспечивает
подготовку педагогических кадров
для учебных заведений с обучением
на региональных языках или
языках меньшинств, осуществляет
методическое обеспечение такой
подготовки.
12 Учебные заведения могут
создавать классы, группы с обучением
на иностранных языках.
Итак, на сегодняшний день в Украине действует закон
"Про основы государственной языковой
политики" от 3 июля 2012 года N
5029-VI авторства депутатов Партии регионов
Кивалова и Колесниченко.
В кризисной горячке парламент Украины,
"великие" специалисты по языковому
вопросу, решил избавиться от, выражаясь
словами Добкина, "по-дебильно написанного
текста"..
Их желание что-то отменить было велико
и 23 февраля 2014 Рада голосует за
отмену закона про основы государственной языковой
политики.
Позже и.о. президента Александр
Турчинов всё равно наложит вето на данное
решение, и закон Кивалова-Колесниченко продолжает
действовать.
2.1. Характеристика дошкольного
и начального образования.
Пунктом 1 статьи 4 Закона Украины
"О дошкольном образовании" (от 11.07.2001
г.) Определено, что дошкольное образование
является обязательной первичной составной
частью непрерывного образования в Украине.
На уровне государства обеспечивается
реализация права каждого ребенка пятилетнего
возраста на доступность и бесплатность
дошкольного образования, полноценное
физическое, интеллектуальное, нравственное,
эстетическое и социальное ее развитие,
формирование предпосылок учебной деятельности.
Основной целью нововведения
является создание равных условий для
детей пятилетнего возраста к будущему
обучению в школе, формирование культуры
поведения, нравственных чувств, используя
для этого различные виды деятельности,
в том числе, развивающие игры. Кроме этого,
статьей 9 Закона Украины "О дошкольном
образовании" предусмотрено, что родители
имеют возможность выбирать различные
формы получения детьми дошкольного образования.
Наиболее распространенными формами получения
дошкольного образования детьми пятилетнего
возраста являются: - Дошкольные учебные
заведения; - Группы кратковременного
пребывания; - Группы при общеобразовательных
учебных заведениях; - Охват социально-педагогическим
патронатом т.д.
2.2. Концепция инклюзивного
образования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ УКРАИНЫ
ПРИКАЗ
от 1 октября 2010 года N 912
Об утверждении Концепции развития
инклюзивного образования
Во исполнение решения итоговой
коллегии Министерства образования и
науки от 20 августа 2010 года (протокол N
8/1-2) и в целях реализации государственной
политики по обеспечению права детей с
особыми образовательными потребностями
на получение качественного образования,
интеграции их в общество приказываю:
1. Утвердить Концепцию
развития инклюзивного образования,
которая прилагается.
2. Министерству образования
и науки Автономной Республики
Крым, управлением образования и
науки областных, Киевской и Севастопольской
городских государственных администраций
довести до сведения руководителей
учебных заведений Концепцию
развития инклюзивного образования.
3. Опубликовать Концепцию
развития инклюзивного образования
в Информационном сборнике Министерства
образования и науки и разместить
на официальном веб-сайте Министерства.
4. Контроль за выполнением
приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра
Б. М. Жебровский
КОНЦЕПЦИЯ
развития инклюзивного образования
Общие положения
Концепция развития инклюзивного
образования разработана в соответствии
с Конституцией и законами Украины, международными
договорами Украины, согласие на обязательность
которых дано Верховной Радой Украины,
других нормативно-правовых актов, регулирующих
отношения в сфере образования, социальной
защиты и реабилитации лиц с инвалидностью.
Присоединившись к основных
международных договоров в области прав
человека (Декларации ООН о правах человека,
Конвенции ООН о правах инвалидов, о правах
ребенка), Украина взяла на себя обязательства
по соблюдению общечеловеческих прав,
в частности, по обеспечению права на образование
детей с особыми образовательными потребностями.
В законах Украины “Об основах
социальной защищенности инвалидов в
Украине», «О государственных социальных
стандартах и государственных социальных
гарантиях», «Об охране детства», «О социальных
услугах», «О реабилитации инвалидов в
Украине» регламентировано предоставление
образовательных, медицинских, социальных
услуг лицам с ограниченными возможностями
здоровья, в частности, детям с особыми
образовательными потребностями.
В соответствии с Конституцией
Украины и законодательством в области
образования, реабилитации, социальной
защиты государство должно обеспечить
доступность к качественному образованию
соответствующего уровня детям с особыми
образовательными потребностями с учетом
способностей, возможностей, желаний и
интересов каждого ребенка путем внедрения
инклюзивного образования.
Законом Украины “О внесении
изменений в законодательные акты по вопросам
общего среднего и дошкольного образования
по организации учебно-воспитательного
процесса” внесены изменения в Закон
Украины “Об общем среднем образовании”
в части внедрения инклюзивного обучения
в общеобразовательных учебных заведениях.
Цель, задачи, принципы
Инклюзивное обучение — это
комплексный процесс обеспечения равного
доступа к качественному образованию
для детей с особыми образовательными
потребностями путем организации их обучения
в общеобразовательных учреждениях на
основе применения личностно ориентированных
методов обучения, с учетом индивидуальных
особенностей учебно-познавательной деятельности
таких детей. Определение оптимальных
путей и средств внедрения инклюзивного
обучения базируется на основе соответствующего
нормативно-правового, учебно-методического,
кадрового, материально-технического
и информационного обеспечения “, — говорится
в пояснительной записке документа.
Целью Концепции является:
• определение приоритетов
государственной политики в сфере образования
в части обеспечения конституционных
прав и государственных гарантий детям
с особыми образовательными потребностями;
• создание условий для совершенствования
системы образования и социальной реабилитации
детей с особыми образовательными потребностями,
в том числе с инвалидностью, путем внедрения
инновационных технологий, в частности,
инклюзивного обучения;
• формирование новой философии
общества относительно позитивного отношения
к детям и лиц с нарушениями психофизического
развития и инвалидностью.
Основные задачи:
• совершенствование нормативно-правового,
научно-методического, финансово-экономического
обеспечения, ориентированного на внедрение
инклюзивного обучения;
• внедрение инновационных
образовательных технологий в контексте
форм инклюзивного подхода и моделей предоставления
специальных образовательных услуг для
детей с особыми образовательными потребностями,
в том числе с инвалидностью;
• формирование образовательно-развивающей
среды для детей с особыми образовательными
потребностями путем обеспечения психолого-педагогического,
медико-социального сопровождения;
• внедрение инклюзивного модели
обучения в общеобразовательных учебных
заведениях с учетом потребности общества;
• обеспечение доступа к социальной
среде и учебных помещений, разработка
и использование специального учебно-дидактического
обеспечения, реабилитационных средств
обучения;
• совершенствование системы
подготовки и переподготовки педагогических
кадров, работающих в условиях инклюзивного
обучения;
• привлечение родителей детей
с особыми образовательными потребностями
к участию в учебно-реабилитационном процессе
с целью повышения его эффективности.
Принципы развития инклюзивного
образования:
1. научность (разработка теоретико-методологических
основ инклюзивного обучения, программно-методического
инструментария, анализ и мониторинг результатов
внедрения инклюзивного обучения, оценка
эффективности технологий, используемых
для достижения положительного результата,
проведение независимой экспертизы);
2. системность (обеспечение
равного доступа к качественному образованию
детей с особыми образовательными потребностями,
преемственности между уровнями образования:
ранняя помощь — дошкольное образование
— общее среднее образование);
3. вариативность, коррекционная
направленность (организация личностно
ориентированного учебного процесса в
комплексе с коррекционно-развивающей
работы для удовлетворения социально-образовательных
потребностей, создание условий для социально-трудовой
реабилитации, интеграции в общество детей
с нарушениями психофичного развития,
в том числе детей-инвалидов);
4. индивидуализация (осуществление
личностно ориентированного (индивидуального,
дифференцированного подхода));
5. социальная ответственность
семьи (воспитание, обучение и развитие
ребенка, создание надлежащих условий
для развития его природных способностей,
участие в учебно-реабилитационном процессе);
6. межведомственная интеграция
и социальное партнерство (координация
действий различных ведомств, социальных
институтов, служб с целью оптимизации
процесса образовательной интеграции
детей с особыми образовательными потребностями).
Пути внедрения
Реализация Концепции предусматривает
комплексное решение вопросов, связанных
с нормативно-правовым, научно-методическим,
кадровым обеспечением инклюзивного образования.