Структура дошкольного, начального и среднего образования Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 00:00, реферат

Краткое описание

Как известно Украина – сравнительно молодое государство на карте мира, но оно обладает своей системой образования, которое сформировалось на базе системы образования Советского Союза. Изначально Украинское образование старалось сохранить всё то хорошее, что оно унаследовало, но время не стоит на месте, и образование должно идти в ногу со временем.

Файлы: 1 файл

Структура дошкольного, начального и среднего образования Украины.docx

— 48.68 Кб (Скачать)

раздел III

ЯЗЫК ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, ИНФОРМАТИКИ И КУЛЬТУРЫ

Статья 20 Язык образования

1 Свободный выбор языка  обучения является неотъемлемым  правом граждан Украины, которое  реализуется в рамках этого  Закона, при условии обязательного  изучения государственного языка  в объеме, достаточном для интеграции  в украинское общество.

2 Гражданам Украины гарантируется  право получения образования  на государственном языке и  на региональных языках или  языках меньшинств. Это право  обеспечивается через сеть дошкольных  детских учреждений, общих средних, внешкольных, профессионально-технических  и высших государственных и  коммунальных учебных заведений  с украинским или другими языками  обучения, которая создается в  соответствии с потребностями  граждан в соответствии с законодательством  Украины об образовании.

3 Потребность граждан  в языке обучения определяется  в обязательном порядке по  заявлениям о языке обучения, представляемых учениками (для несовершеннолетних - родителями или лицами, их заменяющими), студентами при поступлении в  государственные и коммунальные  учебные заведения, а также, в  случае потребности, в любое время  в течение обучения.

4 Государственные и коммунальные  учебные заведения в установленном  порядке создают отдельные классы, группы, в которых обучение ведется  на другом языке, чем в учебном  заведении в целом, при наличии  достаточного количества соответствующих  заявлений о языке обучения  от учеников (для несовершеннолетних - от родителей или лиц, их заменяющих), студентов в соответствии с  законодательством Украины об  образовании.

5 С целью поддержания  немногочисленных языковых групп  в установленном законом порядке  устанавливаются нормативы формирования  малокомплектных учебных заведений, классов, групп и обеспечиваются  условия для их функционирования.

6 Язык обучения в частных  учебных заведениях всех образовательных  уровней определяется учредителями (собственниками) этих учреждений.

7 Во всех общих средних  учебных заведениях обеспечивается  изучение государственного языка  и одного из региональных языков  или языков меньшинств. Объем  изучения региональных языков  или языков меньшинств определяется  местными советами в соответствии с законодательством об образовании с учетом распространенности этих языков на соответствующей территории.

8 В государственных и  коммунальных общеобразовательных  учебных заведениях с обучением  на региональных языках изучение  предметов ведется на региональных  языках (за исключением украинского  языка и литературы, изучение  которых ведется на украинском  языке).

9 Тесты для внешнего  оценивания качества образования  составляются на государственном  языке. По желанию лица тесты  предоставляются в переводе на  региональный язык или язык  меньшинств (за исключением теста  по украинскому языку и литературе).

10 Собеседование или другие  формы контроля, если таковые  предусмотрены при поступлении  в учебное заведение, проводятся  на государственном языке или  языке, которым осуществляется обучение  в этом заведении, по желанию  абитуриента.

11 Государство обеспечивает  подготовку педагогических кадров  для учебных заведений с обучением  на региональных языках или  языках меньшинств, осуществляет  методическое обеспечение такой  подготовки.

12 Учебные заведения могут  создавать классы, группы с обучением  на иностранных языках.

 

Итак, на сегодняшний день в Украине действует закон "Про основы государственной языковой политики" от 3 июля 2012 года N 5029-VI авторства депутатов Партии регионов Кивалова и Колесниченко.

В кризисной горячке парламент Украины, "великие" специалисты по языковому вопросу, решил избавиться от, выражаясь словами Добкина, "по-дебильно написанного текста"..

Их желание что-то отменить было велико и 23 февраля 2014 Рада голосует за отмену закона про основы государственной языковой политики.

Позже и.о. президента Александр Турчинов всё равно наложит вето на данное решение, и закон Кивалова-Колесниченко продолжает действовать.

 

2.1. Характеристика дошкольного  и начального образования.

Пунктом 1 статьи 4 Закона Украины "О дошкольном образовании" (от 11.07.2001 г.) Определено, что дошкольное образование является обязательной первичной составной частью непрерывного образования в Украине.   На уровне государства обеспечивается реализация права каждого ребенка пятилетнего возраста на доступность и бесплатность дошкольного образования, полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и социальное ее развитие, формирование предпосылок учебной деятельности.

Основной целью нововведения является создание равных условий для детей пятилетнего возраста к будущему обучению в школе, формирование культуры поведения, нравственных чувств, используя для этого различные виды деятельности, в том числе, развивающие игры.   Кроме этого, статьей 9 Закона Украины "О дошкольном образовании" предусмотрено, что родители имеют возможность выбирать различные формы получения детьми дошкольного образования. Наиболее распространенными формами получения дошкольного образования детьми пятилетнего возраста являются:   - Дошкольные учебные заведения;   - Группы кратковременного пребывания;   - Группы при общеобразовательных учебных заведениях;   - Охват социально-педагогическим патронатом т.д.

 

 

 

 

 

 

2.2. Концепция инклюзивного образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ПРИКАЗ

от 1 октября 2010 года N 912

Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования

Во исполнение решения итоговой коллегии Министерства образования и науки от 20 августа 2010 года (протокол N 8/1-2) и в целях реализации государственной политики по обеспечению права детей с особыми образовательными потребностями на получение качественного образования, интеграции их в общество приказываю:

1. Утвердить Концепцию  развития инклюзивного образования, которая прилагается.

2. Министерству образования  и науки Автономной Республики  Крым, управлением образования и  науки областных, Киевской и Севастопольской  городских государственных администраций  довести до сведения руководителей  учебных заведений Концепцию  развития инклюзивного образования.

3. Опубликовать Концепцию  развития инклюзивного образования  в Информационном сборнике Министерства  образования и науки и разместить  на официальном веб-сайте Министерства.

4. Контроль за выполнением  приказа оставляю за собой.

Первый заместитель Министра

Б. М. Жебровский

КОНЦЕПЦИЯ

развития инклюзивного образования

 Общие положения

Концепция развития инклюзивного образования разработана в соответствии с Конституцией и законами Украины, международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, социальной защиты и реабилитации лиц с инвалидностью.

Присоединившись к основных международных договоров в области прав человека (Декларации ООН о правах человека, Конвенции ООН о правах инвалидов, о правах ребенка), Украина взяла на себя обязательства по соблюдению общечеловеческих прав, в частности, по обеспечению права на образование детей с особыми образовательными потребностями.

В законах Украины “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях», «Об охране детства», «О социальных услугах», «О реабилитации инвалидов в Украине» регламентировано предоставление образовательных, медицинских, социальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детям с особыми образовательными потребностями.

В соответствии с Конституцией Украины и законодательством в области образования, реабилитации, социальной защиты государство должно обеспечить доступность к качественному образованию соответствующего уровня детям с особыми образовательными потребностями с учетом способностей, возможностей, желаний и интересов каждого ребенка путем внедрения инклюзивного образования.

Законом Украины “О внесении изменений в законодательные акты по вопросам общего среднего и дошкольного образования по организации учебно-воспитательного процесса” внесены изменения в Закон Украины “Об общем среднем образовании” в части внедрения инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях.

Цель, задачи, принципы

Инклюзивное обучение — это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию для детей с особыми образовательными потребностями путем организации их обучения в общеобразовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей. Определение оптимальных путей и средств внедрения инклюзивного обучения базируется на основе соответствующего нормативно-правового, учебно-методического, кадрового, материально-технического и информационного обеспечения “, — говорится в пояснительной записке документа.

Целью Концепции является:

• определение приоритетов государственной политики в сфере образования в части обеспечения конституционных прав и государственных гарантий детям с особыми образовательными потребностями;

• создание условий для совершенствования системы образования и социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью, путем внедрения инновационных технологий, в частности, инклюзивного обучения;

• формирование новой философии общества относительно позитивного отношения к детям и лиц с нарушениями психофизического развития и инвалидностью.

Основные задачи:

• совершенствование нормативно-правового, научно-методического, финансово-экономического обеспечения, ориентированного на внедрение инклюзивного обучения;

• внедрение инновационных образовательных технологий в контексте форм инклюзивного подхода и моделей предоставления специальных образовательных услуг для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью;

• формирование образовательно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями путем обеспечения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения;

• внедрение инклюзивного модели обучения в общеобразовательных учебных заведениях с учетом потребности общества;

• обеспечение доступа к социальной среде и учебных помещений, разработка и использование специального учебно-дидактического обеспечения, реабилитационных средств обучения;

• совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, работающих в условиях инклюзивного обучения;

• привлечение родителей детей с особыми образовательными потребностями к участию в учебно-реабилитационном процессе с целью повышения его эффективности.

 

Принципы развития инклюзивного образования:

1. научность (разработка теоретико-методологических основ инклюзивного обучения, программно-методического инструментария, анализ и мониторинг результатов внедрения инклюзивного обучения, оценка эффективности технологий, используемых для достижения положительного результата, проведение независимой экспертизы);

2. системность (обеспечение равного доступа к качественному образованию детей с особыми образовательными потребностями, преемственности между уровнями образования: ранняя помощь — дошкольное образование — общее среднее образование);

3. вариативность, коррекционная направленность (организация личностно ориентированного учебного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей работы для удовлетворения социально-образовательных потребностей, создание условий для социально-трудовой реабилитации, интеграции в общество детей с нарушениями психофичного развития, в том числе детей-инвалидов);

4. индивидуализация (осуществление личностно ориентированного (индивидуального, дифференцированного подхода));

5. социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание надлежащих условий для развития его природных способностей, участие в учебно-реабилитационном процессе);

6. межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных ведомств, социальных институтов, служб с целью оптимизации процесса образовательной интеграции детей с особыми образовательными потребностями).

Пути внедрения

Реализация Концепции предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с нормативно-правовым, научно-методическим, кадровым обеспечением инклюзивного образования.

Информация о работе Структура дошкольного, начального и среднего образования Украины