Прибыль предприятия и структура ее образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2011 в 20:30, доклад

Краткое описание

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 35.70 Кб (Скачать)

1. Прибыль предприятия и структура ее образования

    Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых  предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория  она характеризует финансовый результат  предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность  производства, объем и качество произведенной  продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

    Вместе  с тем прибыль оказывает стимулирующее  воздействие на укрепление коммерческого  расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

    Прибыль - один из основных финансовых показателей  плана и оценки хозяйственной  деятельности предприятий. За счет прибыли  осуществляются финансирование мероприятий  по научно-техническому и социально- экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

    Она является не только источником обеспечения  внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все  большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и  благотворительных фондов.

    Многоаспектное  значение прибыли усиливается с  переходом экономики государства  на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности  предприятие, получив финансовую самостоятельность  и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после  уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

    Прибыль как конечный финансовый результат  деятельности предприятий представляет собой разницу между общей  суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции  с учетом убытков от различных  хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и отрицательным знаком.

    Для оценки уровня прибыльности предприятия  можно воспользоваться методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. Эти методы могут быть на вооружении налоговой инспекции, кредитных и финансовых учреждений, органов контроля, арбитража и др., тех звеньев, которые взаимодействуют с данным хозяйствующим субъектом.

    Комплексный анализ прибыли рекомендуется проводить  в определенной последовательности. Прежде всего, валовую прибыль анализируют  по ее составным элементам, главным  из которых является прибыль от реализации товарной продукции. Затем анализируются  укрупненные факторы изменения  прибыли от выпуска товарной продукции. Важным в этой системе будет анализ технико-экономических факторов снижения (повышения) затрат на денежную единицу  товарной продукции. Кроме того, анализируются  изменение объема и структуры  реализации, изменение уровня цен  на реализованную продукцию, а также  на приобретенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты. Сопоставляется уровень материальных затрат и затрат на оплату труда.

    Основными функциями, которые выполняет прибыль  предприятия, являются:

1. Оценочная.  Она дает возможность дать  оценку эффективности работы  предприятия.

2. Распределительная.  Ее сущность заключается в  том, что прибыль предприятия  является инструментом распределения  доходов.

3. Стимулирующая.  Ее сущность заключается в  том, что прибыль используется  как в интересах предприятия,  так и в интересах его работников.

    Сумма прибыли не показывает уровень эффективности  работы предприятия, поэтому используют ее относительный показатель, который  выражается в процентах и называется рентабельностью.

    Если  прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный  показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы.

    Предприятие рентабельно, если суммы выручки  от реализации продукции достаточны не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования  прибыли.

    Рентабельность  может исчисляться по-разному. На протяжении последних 25 лет широко применялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли  к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и  материальных оборотных средств).

    Учитывая, что данный показатель в прежних  условиях хозяйствования был плановым, предполагалось, что он должен был  воздействовать на увеличение выпуска  продукции с наименьшей суммой производственных фондов, т.е. стимулировать улучшение  использования последних.

    Однако, как показал прошедший период, поставленная цель не была достигнута. Тем не менее, данный показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, продолжает применяться в практике предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности предприятия. При этом рассуждают так, что поскольку в процессе производства принимают участие, как средства труда, так и предметы труда, постольку, чем больше «съем» прибыли с каждого рубля производственных фондов, тем лучше и эффективнее работает предприятие и наоборот.

    Учитывая, что прибыль связана как с  себестоимостью изделия, так и с  ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может  быть исчислена как отношение  прибыли к стоимости реализованной  продукции по свободным или регулируемым ценам. Показатели рентабельности продукции взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов продукции будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому весьма важно сформировать структуру продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

    Важным  фактором роста рентабельности в  нынешних условиях является работа предприятий  по ресурсосбережению, что ведет  к снижению себестоимости, а, следовательно, росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

    Снижение  себестоимости должно стать главным  условием роста прибыльности и рентабельности производства.

    Изменение социально-экономического развития государства  в период перехода к рыночным отношениям приводит к качественным структурным  сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает  неизменный рост денежных накоплений и главным образом прибыли  предприятий различных форм собственности.

    Важнейшим фактором роста доходов являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических  разработок, а, следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов. Основной источник денежных накоплений предприятий - выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

    Затраты на производство и реализацию продукции  определяют уровень и структуру  ее себестоимости. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих  ценах. В условиях радикального изменения  управления экономикой показатель выручки  от реализации продукции становится одним из важнейших показателей  деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте  количественного объема выпускаемой  продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции (с учетом снижения остатков нереализованной продукции). А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.

    Заинтересованность  предприятий в производстве и  реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при  прочих равных условиях находится в  прямой зависимости от объема реализации этой продукции.

    Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу  между выручкой от реализации продукции  по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли  зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а  также от увеличения объема реализованной  продукции.

    Затраты на производство и реализацию продукции, определяющие ее себестоимость, состоят  из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных  затрат. Состав и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.

    Затраты на производство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость, - один из важнейших качественных показателей  коммерческой деятельности предприятий.

Затраты на производство и реализацию продукции, исходя из их экономического содержания, объединяются в пять групп: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов и прочие затраты.

    В состав группы «Материальные затраты» включаются покупные сырье и материалы, входящие в состав производимой продукции.

    Состав  второй группы «Затраты на оплату труда» весьма разнообразен. Сюда входят выплаты заработной платы по существующим формам и системам оплаты труда; выплаты по установленным системам премирования; оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск; оплата учебный отпусков рабочим и служащим, обучающихся в вечерних и заочных учебных заведениях, в заочной аспирантуре; оплата труда штатных работников, работающих на договорных условиях; другие выплаты, включаемые в фонд оплаты труда в соответствии с действующим законодательством.

    В третью группу затрат на производство и реализацию продукции включены «Отчисления на социальные нужды». Это обязательные платежи социального государственного страхования, в пенсионный фонд, в государственный фонд занятости. Эти виды отчислений производятся в соответствующие внебюджетные фонды. Размеры отчислений в указанные фонды исчисляются по нормам, установленным законом в процентах к затратам на оплату труда, включаемым в себестоимость продукции.

    Четвертым элементом состава затрат на производство и реализацию продукции является «Амортизация основных фондов». В этой части затрат отражаются амортизационные  отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, сумма которых определяется на основании их балансовой стоимости и действующих норм амортизации.

    Пятую, но отнюдь не последнюю по важности и разнообразию группу затрат на производство и реализацию продукции представляют «Прочие затраты». Прежде всего, в эту группу включаются некоторые виды налогов, сборов и платежей. К ним относятся платежи по оплате процентов за полученные кредиты. К «Прочим затратам» относятся оплата услуг связи, вычислительных центров, банков (в частности, по факторинговым операциям), плата за аренду.

    Итак, затраты на производство и реализацию продукции в целом, формирующие  себестоимость продукции, являются важнейшим многофакторным компонентом, определяющим величину прибыли предприятия.

    Размер  прибыли как конечного финансового  результата работы предприятия зависит  и от второй, не менее важной величины - объема выручки от реализации продукции. Размер выручки от реализации продукции и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и от уровня применяемых цен.

    Традиционный  метод определения выручки от реализации продукции состоит в  том, что реализация считается совершенной  по мере оплаты продукции и поступления  денег либо на счета предприятий  в банке, либо наличными в кассу  предприятия. Наряду с этим выручка  от реализации может быть исчислена  и по мере отгрузки продукции покупателю и предъявления ему расчетных  документов.

Информация о работе Прибыль предприятия и структура ее образования