Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2015 в 13:07, курсовая работа
Цель: теоретическое обоснование форм и методов работы социального педагога в условиях территориального центра с детьми с особами потребностями.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «ограниченные возможности», «дети с ограниченными возможностями» в психолого-педагогической литературе.
3. Изучить основные категории ограничений жизнедеятельности детей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. НАУЧНО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ…………………………………………………………..…6
1.1Характеристика понятий «ограниченные возможности», «дети с ограниченными возможностями» в психолого-педагогической литературе……………………………..…………………………………………..6
1.2.Категории детей с ограниченными возможностями здоровья……….…….8
1.3.Основные проблемы жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями……………………………………………………………..……13
ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………….…...23
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ………………………………………………...………………….25
2.1. Технологии социально-педагогической работы с семьей воспитывающего ребенка инвалида………………………………………………………………..25
2.2. Специфика работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями в условиях территориального Центра реабилитации инвалидов пгт Первомайское….......................................................................... 31
ВЫВОД К ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ……………………………...……
Важную роль в оказании социальной
помощи детям с ограниченными возможностями
играет открытие специализированных центров где оказывается комплексное
повышение эффективности профилактической
работы по предупреждению детской инвалидности;
– создание предпосылок для комплексной
психолого – педагогической и социальной
реабилитации детей – инвалидов; обеспечение
их техническими средствами реабилитации
и средствами, облегчающими бытовое обслуживание;
повышение уровня технической оснащенности
детских реабилитационных учреждений
для внедрения современных методов лечения
и реабилитации детей – инвалидов; – организация
научных исследований, научно – методическое
и информационное обеспечение решения
проблем детской инвалидности.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.
Отмечая государственное внимание к детям с ограниченными возможностями, успешное развитие отдельных медицинских и учебно-воспитательных учреждений, тем не менее, следует признать, что уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, так как не решаются проблемы их социальной реабилитации и адаптации в будущем.
Государство не просто призвано предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.
Важнейшей проблемой при работе с детьми с ограниченными физическими возможностями является выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей. Большинство семей отличаются гиперопекой, снижающей социальную активность ребенка, но встречаются семьи с явным или открытым эмоциональным отвержением больного ребенка.
Значимой составной частью социальной работы является психолого-педагогическая подготовка родителей в Центре реабилитации инвалидов.
Психолого-педагогическое образование родителей означает систематически проводимую и теоретически обоснованную программу, целью которой является трансляция знаний, формирование соответствующих представлений и навыков развития, обучения и воспитания детей с ограниченными физическими возможностями и использование родителей в качестве ассистентов педагогов.
Следует отметить, что только совместная работа социальных педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акатов Л. И. Социальная
реабилитация детей с
2. Алексеенко Т.Ф. Социальная педагогика/ энциклопедия К.: Центр учебной литературы
3. Быков А. В. – Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков / А.В. Быков – М., – УРАО – 2001 – 100с.
4. Зайнышев И. Г. Технология социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /И. Г. Зайнышев . – М.: Гуманитарное издательство Владос, 2000. – 240 с.
5. Капська А.Й. Социальна робота: учебное пособия/ А.Й. Капська- Киев: Центр учебной литературы / 2005. - 328 с.
6. Коновалова М. П. Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями в процессе информационно-библиотечного обслуживания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств / М. П. Коновалова. – 2003. - N 2. – С. 103-107. – (Технологии социально-культурной реабилитации)
7. Кравченко Р. И. Социальная реабилитация инвалидов с
умственнойотсталостью:
8. Ломакина Н. Г. Особый ребенок в семье. Развитие творческих способностей/ Симферополь. ООО «Форма», 2007г. 28с.
9. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. - М.: Академия, 2002.
10. Назарова Н.М. Специальная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
11. . Романов М. Р. Реабилитация инвалидов / М. Р. Романов. - М.: Вагриус, 2000. – 175с.
12. Василькова Ю. В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А.Василькова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 321с.
13. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко, Т. И.Шульга, И. Ф. Дементьева. – М: ВЛАДОС, 2002. – 345с.
14. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л. Г. – М.: – Социальное здоровье России, 1997. – 210с.
15. Права дітей з особливими потребами Посіб. -довід. нормативно- правовихдокументів / За заг. ред. академіка О. Л. Копиленко. - К.: РННЦ „ДІНІТ", 2002.
16. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А. И. Панова, Е. И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 2001. – 364 с
17. Социальная реабилитация
детей с ограниченными
18. Психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков с эграниченными возможностями здоровья и проблемами в обучении. Краткий словарь-справочник / Под ред.М. А. Галагузовой. - Ростов н/Д: Радуга, 2002. – 177с.
19. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы / Ред. А. М. Панова. – М., 1997. – 200 с.
20. Словарь « Русского Языка» С. И. Ожегова с. 305
21. Настольная книга специалиста
- Социальная работа с
22. http://zakon3.rada.gov.ua/