Специфика работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями в условиях территориального Центра реабилитации инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2015 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель: теоретическое обоснование форм и методов работы социального педагога в условиях территориального центра с детьми с особами потребностями.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «ограниченные возможности», «дети с ограниченными возможностями» в психолого-педагогической литературе.
3. Изучить основные категории ограничений жизнедеятельности детей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. НАУЧНО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ…………………………………………………………..…6
1.1Характеристика понятий «ограниченные возможности», «дети с ограниченными возможностями» в психолого-педагогической литературе……………………………..…………………………………………..6
1.2.Категории детей с ограниченными возможностями здоровья……….…….8
1.3.Основные проблемы жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями……………………………………………………………..……13
ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………….…...23
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ………………………………………………...………………….25
2.1. Технологии социально-педагогической работы с семьей воспитывающего ребенка инвалида………………………………………………………………..25
2.2. Специфика работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями в условиях территориального Центра реабилитации инвалидов пгт Первомайское….......................................................................... 31
ВЫВОД К ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ……………………………...……

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

В соответствии с данной Концепцией, с современными требованиями к образованию и реабилитации детей инвалидов, вся система работы с детьми инвалидами, направлена на раннюю социальную реабилитацию.

 Ранняя социальная реабилитация детей-инвалидов – это система реабилитационных и коррекционно-оздоровительных мероприятий, которые применяются для детей-инвалидов раннего возраста с целью уменьшения или преодоления физических и интеллектуальных изъянов, приобретения знаний, умений и навыков, которые бы дали возможность ребенку-инвалиду интегрироваться в детские коллективы и не находиться в интернатных учреждениях или учиться дома.

Гуманистический характер системы заключается в том, что ребенок-инвалид остается в семье, со своей семьей, в привычных для него условиях. Его искусственно не отрывают от биологически родного и психологически знакомого окружения. С другой стороны, семья, близкие ребенку люди имеют возможность ежедневно проявлять свою любовь и милосердие, принимая непосредственное участие в преодолении изъянов ребенка. Родители под руководством специалистов овладевают методикой выполнения реабилитационных приемов и продолжают реабилитационный процесс за пределами центра.

Спектр деятельности ранней социальной реабилитации очень широкий и предусматривает органично соединенный с другими формами реабилитации комплексный подход к ребенку-инвалиду. Это не только абилитация, адаптация и реабилитация, но и образование, овладение определенным минимумом знаний, умений и навыков, постепенная интеграция ребенка, в общество.[ 8]

Социальный педагог – это именно тот специалист, деятельность которого должна способствовать успеху адаптации ребенка сначала в новом для него социальном окружении (детский коллектив, сотрудники Центра), а затем и в окружающем мире.

Цель социального педагога– наиболее полное развитие у ребенка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее эффективно проявляться. Четко поставленная цель в работе с детьми инвалидами определяет содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой [13].

Для достижения цели необходимо применять средства и методы воздействия на ребенка. К средствам реабилитационного воздействия относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), психологической помощи (психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия), специальной помощи (игротерапия, арттерапия или терапия искусством – музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия); предметы материальной и духовной культуры (технические приспособления и оборудование, необходимые для ребенка с ограниченными возможностями, литература, произведения искусства, аудиовизуальные технические средства, средства массовой информации и др.).

Огромное значение для ранней социальной реабилитации приобретает работа с родителями ребенка с особыми потребностями. Помощь семье, пережившей стресс рождения ребенка с врожденными аномалиями, должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи, их родственники, неформальные группы поддержки, работники специализированных (медицинских, социальных, реабилитационных и др.) учреждений, чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи и ее нуждам. В такой ситуации, к которой семья, как правило, оказывается совершенно неподготовленной, она нуждается в помощи специалиста, который смог бы активно войти в ее конкретную жизненную ситуацию, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Необходимо постепенно и планомерно формировать в сознании родителей и ближайшего окружения ребенка адекватное представление о проблеме, о заболевании. Знания и умения, полученные членами семьи в реабилитационном центре, помогут родителям и ближайшему окружению правильно организовать реабилитационное пространство дома. Работа социального педагога с родителями проводится в форме лекций, бесед, тренингов.

Чтобы предотвратить отказ от ребенка и включить семью в реабилитационный процесс, специалист должен иметь реальные представления о перспективах ребенка и о той роли, которую надлежит сыграть семье в ходе его воспитания и развития. Задача социального педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. 
Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льготах.

Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывавшими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь.

Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, т. е. косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией. Кроме того, семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, цель которых – улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

Чем раньше (желательно на первые – вторые сутки жизни ребенка) состоится беседа специалиста с родителями, тем меньше будут отрицательные последствия пережитого кризиса, так как возможность обсуждения своих проблем и получения информации способствует физическому и моральному восстановлению семьи.

Первые острые чувства, которые испытывают родители (шок, вина, горечь), никогда не исчезают совсем, они как бы дремлют, являясь постоянной частью эмоциональной жизни семьи. В определенные периоды семейного цикла они могут стать дезадаптирующим фактором семейной жизни. 
Неблагоприятные периоды нередко сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в семье возникают психолого-педагогические проблемы: 
3 года – связан с процессом формирования основных индивидуально-психологических качеств личности и создания предпосылок для развития социально-нравственных качеств;

7-8 лет – адаптация к социальному статусу школьника, усвоение нового режима жизни, установление отношений с учителем, детским коллективом; 
12 - 17 лет – период самоутверждения, изменения отношений с родителями и миром взрослых в целом;

18-21летнего возраста –  социальное самоопределение.

В такие моменты семья нуждается в большей поддержке, причем с учетом имеющихся физических или психических особенностей, обусловливающих отставание в развитии, эти периоды могут не совпадать с реальным возрастом ребенка [21].

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство – эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии – «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство – это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Если ребенок в состоянии принимать участие в диалогах специалистов и родителей, он может стать еще одним партнером, мнение которого, возможно, отличается от мнения взрослых и который может неожиданно предложить новое решение проблемы своей реабилитации. Таким образом, представление о потребностях детей расширяются за счет мнения самих детей. Успех любого партнерства основан на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия и принципа равноправия партнеров, поскольку ни один из них не является более важным или значительным, чем другой [19]

Делая выводы можно отметить, что социальному педагогу желательно консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Это важно, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, родителям предоставляется возможность высказаться, скажем, не только о недостатках и проблемах, но и об успехах и достижениях ребенка. Когда социальный педагог спрашивает родителей, что им нравится в их детях, это порой воспринимается ими как одно из редких проявлений интереса со стороны окружающих не к порокам, а к достоинствам их ребенка. Во-вторых, такая информация помогает разрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы. В-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия - залог успешной коммуникации.

 

2.2. Специфика работы  социального педагога с детьми  с ограниченными возможностями  в условиях территориального  Центра реабилитации инвалидов  пгт Первомайское

 

Отделение реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями работает с 13.10.2012г. Реорганизовано из отделения социальной помощи семье и детям в связи с наибольшей востребованностью услуг семьями, имеющими детей-инвалидов, для организации наиболее эффективной помощи семьям данной категории и в соответствии с методическими рекомендациями по организации деятельности комплексных центров социального обслуживания.

В отделении сформированы 3 реабилитационные группы для детей с ограниченными возможностями:

– реабилитационная группа дневного пребывания с предоставлением оздоровительного питания работает ежедневно с 8-00 до 17-00. Деятельность группы строится в соответствии с режимом дня, определяющим перечень мероприятий в группе, их последовательность и временную протяженность, расписанием работы с детьми. Режим дня построен с учетом индивидуальных особенностей детей.

–реабилитационная группа без предоставления питания. Дети, обучающиеся в образовательных учреждениях посещают отделение в свободное от занятий время.

–реабилитационная группа для детей не имеющих возможности самостоятельного передвижения. Дети обслуживаются на дому. Им оказываются социально-педагогические и социально-медицинские услуги, проводится обучение родителей навыкам общения с ребенком -инвалидом.

В Центре предусмотрены индивидуальные курсы реабилитации, массаж, лечебную гимнастику, физиотерапевтические процедуры, психологическую коррекцию. Между курсами реабилитации, проводимыми в Центре, родители продолжают заниматься с ребенком в домашних условиях.

Основными методами и методиками психолого-педагогического сопровождения являются: 

–релаксационные техники с использованием оборудования сенсорной комнаты (  умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, восстановление психологического статуса и формирование умений действовать в группе).( см. Приложение Г рис 1 – 3)

– методика нейропсихологической коррекции поведения(дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, немедикаментозная иммунопрофилактика). Данная коррекционная программа представляет собой систему развития, включая новые адаптивные возможности, способствует дальнейшему гармоничному всестороннему развитию личности. Этот метод позволяет восполнить недостающие звенья в развитии, а значит, дает возможность ребенку быть успешным как в обучении, так и в дальнейшей жизни.

– изотерапия(рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.«Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор).

– песочная терапия (pадачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации.)

–сказкотерапия (чтения или обсуждения самой сказки)(см. Приложение А, рис. 1-2); 

–куклотерапия (создание куклы из бумаги или других материалов )

– вокалотерапия(Искусство пения – это прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни).

– игротерапия(использование различных игр,   пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками, сказки)

– аромотерапия (использование различных эфирных масел с целью преодоления  различных детских недомоганий: простуда, грипп, кашель, а также положительное действие эфирных масел на психику)

Проведение мероприятий для детей с ограниченными возможностями, организация выставок художественного и прикладного творчества.(см. Приложение В рис.1–3) Совместные работы с родителями. (см. Приложение Д рис.1–2)

Также активно сотрудничает и помогает местная церковь в организации и проведении различных мероприятий.  ( см приложение Б рис. 1–2)

Таким образом, можно сказать, о совершенствовании государственной социальной политики в отношении детей-инвалидов и оказание помощи детям и  их семьям.

ВЫВОД КО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ

Проведенное исследование позволили сделать следующие выводы, огромное значение для ранней социальной реабилитации приобретает работа с родителями ребенка с особыми потребностями. Чем раньше состоится беседа специалиста с родителями, тем меньше будут отрицательные последствия пережитого кризиса, так как возможность обсуждения своих проблем и получения информации способствует физическому и моральному восстановлению семьи. Знания и умения, полученные членами семьи в реабилитационном центре, помогут родителям и ближайшему окружению правильно организовать реабилитационное пространство дома. Партнерство с семьей – это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга.

Информация о работе Специфика работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями в условиях территориального Центра реабилитации инвалидов