Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:15, реферат
Быстрый научно-технический прогресс (НТП) требует постоянного максимального расширения общего образования и подготовки и переподготовки как можно большего количества специалистов как можно более широкого профиля, способных производительно и безопасно работать с быстро обновляемой техникой. Без таких специалистов НТП становится и медленным и потенциально опасным. Медленность НТП сама по себе тоже является опасной для человечества в целом и его частей в частности. Этот теоретический вывод общей теории систем достаточно подтвержден на практике кровавой историей войн, голодоморов и эпидемий, чтобы не сомневаться в его справедливости, по крайней мере, на планете Земля.
Социально-психологические и ресурсно-экономические проблемы в системе непрерывного образования
Быстрый
научно-технический прогресс (НТП) требует
постоянного максимального
Однако этот системный вывод-требование ускоренного развития входит в определенное противоречие с другим системным выводом об ограниченности ресурсов любых ограниченных систем. Уровень ограниченности системных ресурсов может обуславливаться многими факторами, но в конкретном случае постсоветских стран с учетом лучше обеспеченных прошлых времен существенными (основными, первичными) сейчас можно считать только социально-психологические (субъективные) факторы-причины, которые дальше уже приводят к объективным ресурсным ограничениям-следствиям.
Социально-психологические
факторы тоже можно подразделять
на причины и следствия. Например,
вследствие реально существующего
общественного разделения труда
любого работника-производителя
Например, недостаточно образованные в вопросах общественных потребностей последние руководители советского социалистического общества когда-то слишком облегчили доступ еще менее образованным в этих же вопросах политикам и журналистам к средствам массовой информации, что, в свою очередь, повлекло формирование у большинства граждан существенно искаженного представления о реально существующих и перспективных общественных и, как это ни удивительно, даже собственных индивидуальных потребностях, включая образовательные. Абстрагируясь от слишком сложного анализа предшествующих конкретных причин и мотивов действий конкретных людей можно констатировать, что все то общество подвел недостаточный профессионализм и/или полная профессиональная непригодность сравнительно небольшого количества официальных руководителей самого высокого уровня как специалистов в своей области управления. Созданная ними аномальная социально-психологическая конъюнктура открыла доступ к некорректному управлению обществом другим неспециалистам, индивидуальные желания и действия которых часто противоречат потребностям общества. Потом уже эти организационные недостатки вызвали все последующие проблемы с материальными и человеческими потерями, которые можно однозначно увязать с этим социально-психологическим фактором, как их первопричиной. Будь те руководители лучшими специалистами в области управления, можно было б не только избежать потерь, но и значительно улучшить жизнь и развитие общества, поскольку это разрешал существующий тогда уровень науки и техники даже при изменении собственности на средства производства.
Однако
недостаточный профессионализм
руководителей как социально-
Та система была рассчитана на определенный общественно-политический строй и теоретически могла быть достаточно эффективной при его существовании. Возможно, что ей просто не хватило времени на демонстрацию своей эффективности, но со сменой строя основные принципы ее организации потеряли свое значение, представляют уже только исторический интерес и не могут быть использованы в новых условиях. Однако некоторые из остальных ее элементов мало зависят от временно господствующих политических идеологий, поэтому заслуживают на внимание и детальный анализ как неплохие прототипы элементов новых систем образования, необходимых стабильно развивающемуся обществу.
К таким
элементам можно отнести так
называемую систему непрерывного образования
и систему научно-технической
информации, которые включали совокупность
организационных мер и общих
и/или ведомственных
Такая
разветвленная система в
Вариант подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов очень широкого профиля теоретически мог бы решить все кадровые проблемы, поэтому этот вариант можно было б считать идеальным для удовлетворения общественных потребностей. Однако высокая стоимость массового образования, ограниченное время активной жизни людей и низкая скорость усвоения ними новой информации устанавливают очень жесткие ресурсные ограничения на допустимый объем образования и делают идеальный вариант неприемлемым для современного общества из-за этих ограничений. Поэтому вынужденно оптимальным становится общепринятый вариант многоступенчатого непрерывного образования, который одновременно уменьшает общую стоимость образования, обеспечивает общество необходимым количеством специалистов самых массовых профессий и учитывает постоянно возникающие изменения профессиональных требований к специалистам. Менее массовые профессии остаются оставленными общественной системой образования на традиционное самообеспечение путем традиционного самообразования специалистов. Удачное соединение преемственности ступеней общественной системы образования теоретически тоже способно наилучшим образом использовать материальные и образовательные возможности-ресурсы и обеспечить кадровые потребности общества. Для этого необходимо и достаточно только найти и установить оптимальные пропорции (частотно-весовые коэффициенты) между всеми элементами системы образования. К сожалению, испытанные пропорции старой системы образования после изменения строя в новых условиях с новой системой ценностей не могут быть положены в основу новой системы образования без существенных изменений. Поиск новых пропорций сам по себе требует дополнительных затрат времени и материальных ресурсов, длительной подготовки кадров и проведения длительных экспериментов. Однако другого выхода пока не видно. Любая потребность рано или поздно удовлетворяется. Поэтому вопрос только в том, насколько болезненным для общества будет способ ее удовлетворения.
Резкое
изменение системы
Сущность
проблемы в том, что для принятия
эффективных решений и
Вероятность найти изученную технику и соответствующую ей организацию производства резко уменьшается с ростом сложности и наукоемкости производства. Только в одном Советском Союзе на момент его развала было зарегистрировано около 1,7 млн. изобретений. По данным начала восьмидесятых годов ХХ столетия время удвоения количества научных публикаций в мире по некоторым отраслям примерно составляло в годах: материаловедение – 11 лет; тяжелое машиностроение – 6-8 лет; станкостроения – 4-5 лет; приборостроение – 4 года; электроника – 3 года. В результате, к концу 5-го курса все знания, например, полученные студентом-электронщиком на втором курсе, могут уже безнадежно устареть. Изменение условий хозяйствования дополнительно приводит еще и к значительному дроблению крупных когда-то производств, перепрофилированию, замене и уразнообразниванию оборудования.
На этом фоне возрастает значение более дешевого для государства (но не для общества) узкоспециализированного непрерывного образования и самообразования специалистов с местной оценкой их квалификации по результатам работы, что усложняет оценки и делает их не всегда соизмеримыми (сравнимыми). Кроме того, самообразование требует наличия доступных (во времени, пространстве и стоимости) каналов достаточно ценной и общественно-безопасной научно-технической информации, в первую очередь, новейшей. Проблема доступности каналов информации наиболее актуальна для наименее обеспеченных молодых и перспективных специалистов. Нужны они и студентам, и учителям, и преподавателям вузов. Однако старые каналы исчезли при распаде старой системы, а создание и наполнение новых однотипных каналов требует значительных ресурсных затрат, скорее всего, непосильных для малых постсоветских стран.
Поэтому наиболее перспективным и простым представляется немедленное использование для целей образования готовых сетей компьютерной связи, создаваемых, но еще не используемых надлежащим образом для подобных целей. Обществу необходимо только взять на себя роль координатора образовательного использования этих сетей и создания доступных для абонентов банков научно-технической и учебной информации, в первую очередь, на базе мощных компьютерных классов и аудиторий учебных заведений. Многочисленность таких банков создает условия для облегчения доступа к ним и резервирования информации с целью ее безопасного хранения. Массовое размещение терминалов в местах скопления высококвалифицированных специалистов позволяет сравнительно дешево и эффективно заменить потерянные потоки переводной, обзорной и реферативной информации путем привлечения этих специалистов к пополнению банков информации. Этому может существенно содействовать небольшая оплата и приравнивание наиболее ценных (например, по уровню цитирования или востребования) переводов, обзоров и рефератов к научным публикациям различных уровней. Быстрый отбор и обзор информации множеством квалифицированных специалистов является одним из наиболее эффективных способов преодоления информационных барьеров и потерь информации.