Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что по данным Государственного комитета России сейчас в Российской Федерации по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детей (около 18 миллионов) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 миллион беспризорных, 330 тысяч преступлений совершено подростками, 2 тысячи детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тысячи детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тысяч детей; 745 детских домов для 84 тысяч детей, 237 школ-интернатов для 71 тысячи детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке. Ежегодно убегает 50 тысяч из-за жестокого обращения родителей
Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Социально-педагогическая деятельность с подростками детского дома …………………………………………………………………………………7
Социально-педагогическая деятельность в детском доме: понятие, направления, формы и методы ………………………………………….………. 7
Причины агрессивного поведения подростков детского дома … 13
Формы и методы коррекции агрессивного поведения подростков детского дома ………………………………………………………………….… 16
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков детского дома и его коррекция ……………………………………………… 22
2.1. Программа исследования агрессивного поведения подростков детского дома и анализ результатов ………………………………………….. 22
2.2. Программа по коррекции агрессивного поведения подростков детского дома …………………………………………………………..……….. 28
Заключение ………………………………………………………………………43
Список использованной литературы ………………………………………..45
Приложения …………………………………………………..…………………49
– помочь подросткам справляться со своими страхами и стрессом. Для этого нам необходимо предоставить подросткам возможность говорить и о неприятных для них вещах, внимательно выслушивая их при этом. Мы можем показать им, как рационально распределять свое время, выполнять свои обязательства и расслаблять душу и тело.
– показать подросткам, как можно жить без насилия. В ситуации, когда ребенок рассержен или обижен, можно помочь ему выразить свои чувства без агрессивного поведения и конфликта помочь подросткам достичь баланса между стремлением к личной свободе и близким отношениям помочь подросткам открыть для себя искусство достигать внутренней гармонии и уравновешенности выбирая игру, мы должны иметь в виду конкретных подростков, которым эта игра поможет больше других и помочь подросткам развить в себе сильные стороны своего характера.
Организационные условия проведения занятий
Программа предназначена для работы с подростками с 12 до 15 лет; оптимальная численность группы – 10-12 человек; продолжительность занятий – 40 минут. Периодичность занятий определяется самим психологом, но не реже одного раза в неделю. Программа рассчитана на 10 занятий (одна учебная четверть).
Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий необходимы: бумага, карандаши, мелки, ножницы, гуашь, клей, фломастеры, мячи, мягкие игрушки.
Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основное упражнение. Разминки и ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и саморефлексия (при необходимости рефлексия проводится после или в процессе выполнения упражнения). Перед началом занятий проводятся индивидуальные консультации с каждым подростком. После окончания групповой работы также проводятся консультации на которых закрепляются произошедшие с детьми изменения и групповое тестирование по методике Басса – Дарки (возможно использование других методик, с которыми работает психолог). Тестирование позволяет отследить динамику личностных изменений.
Практические рекомендации
по коррекции агрессивного поведения подростков-
В целях проверки эффективности предложенных рекомендаций, нами была проведена контрольная диагностика.
Результаты, полученные нами после исследования показали, что у большинства мальчиков и девочек подросткового возраста уровень самооценки стабилизировался до адекватного, в результате чего понизился уровень агрессивного поведения и агрессивных проявлений, а также стабилизировался самоконтроль, способность и умение держаться принятой линии поведения. Подростки стали более спокойные, жизнерадостные, доброжелательные, уверенные в себе, обязательные, самостоятельные.
Проблема агрессивного
поведения в современном
Агрессивное поведение нельзя рассматривать без такого понятия как «агрессия». Агрессия определяется любой формой поведения, имеющей цель нанесения вреда другому человеку. В работе мы придерживаемся следующего определения агрессивного поведения – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Агрессивному поведению свойственны различные формы проявления. Единого основания для классификации данного явления нет. Психолог А. Басс выделяет три основных параметра, характеризующих формы агрессивного поведения: физическая - вербальная агрессия, активная - пассивная агрессия, прямая - косвенная агрессия.
Причинами возникновения агрессивного поведения подростков могут быть, как социально полезными, так и социально вредными.
Подобрали и провели исследование по диагностическим методикам, из которых следуют дальнейшие выводы.
На протяжении подросткового
возраста агрессивные проявления во
фрустрирующих ситуациях отлича
Уровень проявления агрессивного поведения (высокий – низкий) у подростков-воспитанников детского дома определяется следующими чертами личности: на низком уровне проявления агрессивного поведения – склонность к чувству вины, настойчивость, беспокойство; на уровне ниже среднего – фрустрированность; на среднем уровне – беспокойство; на уровне выше среднего – высокая совестливость, склонность к чувству вины и высокий интеллект; на высоком уровне – самоконтроль.
У подростков-воспитанников детского дома с разным уровнем проявления агрессивного поведения отмечаются черты личности разного уровня: общие и специфические. Общие черты личности, характерные для подростков-воспитанников детского дома на каждом из пяти уровней: «мягкосердечность», «осторожный индивидуализм», «инфантилизм». Специфические (отличительные) черты, характерны для подростков-воспитанников детского дома только на одном из пяти выделенных уровней. У подростков-воспитанников детского дома на 1-м и 2-м уровне проявления агрессивного поведения выраженных отличительных черт не выявлено. У подростков-воспитанников детского дома на 3-м (среднем) уровне –доброжелательность, целеустремленность. На 4-м (выше среднего) уровне – невозмутимость, эмоциональная неустойчивость, тревожность. На 5 (высоком) уровне проявления агрессивного поведения – беспечность, высокий самоконтроль, тревожность, астенизированность, невротизация.
Подростки с низким уровнем и уровнем выше среднего проявления агрессивного поведения обладают организованной структурой черт личности. Наибольшая интегративность отмечается на низком уровне проявления агрессивного поведения. На этом уровне выявлены ведущие элементы (качества): самоконтроль, интеллект, эмоциональная устойчивость, смелость и склонность к чувству вины. У подростков-воспитанников детского дома с уровнями проявления агрессивного поведения: ниже среднего, средним и высоким, структура черт личности находится в развитии, не выработан определенный, необходимый для оптимального функционирования структуры режим (низкая интегративность и дифференцированность).
Агрессивное поведение представляет собой взаимодействие человека с миром, опосредованное его вредоносной позицией и реализуемое в результате ценностно-смысловой дезориентации, агрессивной мотивации, нравственной дезориентации, эмоциональной ригидности, агрессивных поведенческих стереотипов. Особенность агрессивного поведения подростков-воспитанников детского дома выражается в одновременной интенсификации проявлений всех его деформированных компонентов – ценностно-смыслового, мотивационного, нравственного, эмоционального, саморегуляционного.
Необходимым условием коррекционной работы с подростками, проявляющими агрессивное поведение, является привлечение специалистов: социального педагога, воспитателя, классного руководителя, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних.
Нами разработана программа по коррекции агрессивного поведения подростков детского дома. При внедрении ее в жизнь у большинства детей подросткового возраста уровень самооценки стабилизируется до адекватного, в результате чего понизится уровень агрессивного поведения и агрессивных проявлений, а также стабилизируется самоконтроль, способность и умение держаться принятой линии поведения. Подростки станут более спокойными, жизнерадостными, доброжелательными, уверенными в себе, обязательные, самостоятельные.
Приложение 1
Опросник Басса-Дарки
Слово «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.
Различные авторы в своих
исследованиях, монографиях по-разному определ
как установку к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).
Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.
Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивного поведения. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессивного поведения может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Исходя из этого, можно разделить проявления агрессивного поведения на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессивного поведения. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.
А. Басе, воспринявший ряд
положений своих
ОПРОСНИК
|
да |
нет |
· Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю |
да |
нет |
· Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь |
да |
нет |
· Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню |
да |
нет |
· Я не всегда получаю то, что мне положено |
да |
нет |
· Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной |
да |
нет |
· Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать |
да |
нет |
· Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести |
да |
нет |
· Мне кажется, что я не способен ударить человека |
да |
нет |
· Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами |
да |
нет |
· Я всегда снисходителен к чужим недостаткам |
да |
нет |
· Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его |
да |
нет |
· Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами |
да |
нет |
· Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал |
да |
нет |
· Я часто бываю несогласен с людьми |
да |
нет |
· Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь |
да |
нет |
· Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему |
да |
нет |
· Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями |
да |
нет |
· Я гораздо более раздражителен, чем кажется |
да |
нет |
· Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор |
да |
нет |
· Меня немного огорчает моя судьба |
да |
нет |
· Я думаю, что многие люди не любят меня |
да |
нет |
· Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной |
да |
нет |
· Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины |
да |
нет |
· Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку |
да |
нет |
· Я не способен на грубые шутки |
да |
нет |
· Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются |
да |
нет |
· Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались |
да |
нет |
· Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится |
да |
нет |
· Довольно многие люди завидуют мне |
да |
нет |
· Я требую, чтобы люди уважали меня |
да |
нет |
· Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей |
да |
нет |
· Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу» |
да |
нет |
· Я никогда не бываю мрачен от злости |
да |
нет |
· Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь |
да |
нет |
· Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания |
да |
нет |
· Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть |
да |
нет |
· Иногда мне кажется, что надо мной смеются |
да |
нет |
· Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям |
да |
нет |
· Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены |
да |
нет |
· Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня |
да |
нет |
· Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь |
да |
нет |
· Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием |
да |
нет |
· Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел |
да |
нет |
· Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам» |
да |
нет |
· Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю |
да |
нет |
· Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею |
да |
нет |
· Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь |
да |
нет |
· С детства я никогда не проявлял вспышек гнева |
да |
нет |
· Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться |
да |
нет |
· Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать |
да |
нет |
· Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня |
да |
нет |
· Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ |
да |
нет |
· Неудачи огорчают меня |
да |
нет |
· Я дерусь не реже и не чаще чем другие |
да |
нет |
· Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее |
да |
нет |
· Иногда я чувствую, что готов первым начать драку |
да |
нет |
· Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо |
да |
нет |
· Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю |
да |
нет |
· Я ругаюсь только со злости |
да |
нет |
· Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть |
да |
нет |
· Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее |
да |
нет |
· Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу |
да |
нет |
· Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся |
да |
нет |
· У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить |
да |
нет |
· Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает |
да |
нет |
· Я часто думаю, что жил неправильно |
да |
нет |
· Я знаю людей, которые способны довести меня до драки |
да |
нет |
· Я не огорчаюсь из-за мелочей |
да |
нет |
· Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня |
да |
нет |
· Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение |
да |
нет |
· В последнее время я стал занудой |
да |
нет |
· В споре я часто повышаю голос |
да |
нет |
· Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям |
да |
нет |
· Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить |
да |
нет |