Социально-педагогическая деятельность по коррекции агрессивного поведения у подростков в детском доме

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что по данным Государственного комитета России сейчас в Российской Федерации по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детей (около 18 миллионов) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 миллион беспризорных, 330 тысяч преступлений совершено подростками, 2 тысячи детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тысячи детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тысяч детей; 745 детских домов для 84 тысяч детей, 237 школ-интернатов для 71 тысячи детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке. Ежегодно убегает 50 тысяч из-за жестокого обращения родителей

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Социально-педагогическая деятельность с подростками детского дома …………………………………………………………………………………7
Социально-педагогическая деятельность в детском доме: понятие, направления, формы и методы ………………………………………….………. 7
Причины агрессивного поведения подростков детского дома … 13
Формы и методы коррекции агрессивного поведения подростков детского дома ………………………………………………………………….… 16
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков детского дома и его коррекция ……………………………………………… 22
2.1. Программа исследования агрессивного поведения подростков детского дома и анализ результатов ………………………………………….. 22
2.2. Программа по коррекции агрессивного поведения подростков детского дома …………………………………………………………..……….. 28
Заключение ………………………………………………………………………43
Список использованной литературы ………………………………………..45
Приложения …………………………………………………..…………………49

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 856.50 Кб (Скачать)

Устранение пробелов в знаниях осуществляется как  на уроках, так и во внеурочной деятельности. Оно может проявляться в даче посильных индивидуальных заданий, подборе дополнительного материала, в конкретизации учебных заданий, в указании способов работы, предупреждающих ошибки, в совместном выполнении образцов заданий, в предупреждении о возможных трудностях в учебной деятельности и путях их преодоления. Кроме того, устранение пробелов в знаниях может быть более дифференцированным, иметь характер непосредственной (оперативной) и опосредованной (длительной) помощи. Оперативная помощь направлена на устранение причин, порождающих отставание, на общее улучшение условий обучения; это помощь широкого и длительного действия. Непосредственная помощь носит единовременный, локальный характер, призвана оперативно устранить недостатки в учебно-познавательной деятельности. Дифференцированная непосредственная (оперативная) коррекционная помощь строится педагогом в зависимости от учебной ситуации. Если ученик затрудняется в ответах на вопросы по содержанию рассказа учителя или тексту учебника, если он не может выделить главные теоретические положения, определить правильность изложения материала другими учащимися и их ответов на вопросы, неправильно воспроизводит формулу, определение понятий, формулировку закона, не может объяснить или воспроизвести данный ему график, схему, то в этих случаях полезно повторить объяснение в максимально расчлененном виде, а затем задавать вопросы о главном, отделяя детали. Если затруднения проявляются в понимании и запоминании правил и формул, в неумении применить их в знакомой ситуации, по образцу, целесообразно выполнить с учащимися ряд однотипных заданий с постоянным возвращением к тексту этих правил или формул и после соответствующей тренировки попросить их воспроизвести формулу или определение. Рекомендуется также повторное рассмотрение и анализ используемых на уроке таблиц и схем с объяснением непонятного [6].

При обнаружении отставания в творческом применении изучаемого материала (применение законов и формул для решения задач незнакомого типа, составление плана решения, оценка плана, предложенного другими учениками и др.) лучше решить с учащимися ряд задач, в которых используется изучаемый закон (понятие), вскрывая возможные ходы мысли, альтернативные решения. Можно затратить много сил и энергии в коррекции знаний агрессивных подростков, но мало продвинуться в решении этой задачи. Поэтому следующим аспектом в коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся является их психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, мотивация учебно-познавательного процесса. Познавательный интерес вызывает существенные изменения в характере умственной деятельности школьников. Поэтому без психологической подготовки учащихся к приобретению знаний и выполнению умственных действий, без показа перспективы предстоящей работы, без убеждения в значимости знаний и умений трудно надеяться на проявление учащимися активного отношения к изучению учебного материала.

Мотивация учебной деятельности агрессивных подростков складывается из следующих направлений коррекционно-педагогической деятельности. Во-первых, необходимо создать ситуации желания получения знаний на этапе восприятия нового материала. Это могут быть ситуации, эмоционально благоприятные для восприятия знаний; ситуации, связанные с раскрытием практической и познавательной значимости изучаемого материала; ситуации, способствующие осознанию недостаточности своих знаний и умений, необходимости приобретения новых. В усилении мотивации учебной деятельности важную роль играют эмоциональный фон учебной деятельности, состояние занимательности, удивления в восприятии предлагаемого материала [28]. В наиболее сложных случаях освоения учебного материала это может быть установка на получение новых знаний через призыв к особому вниманию, через создание определенного интеллектуального напряжения при освоении материала учебной программы.

Чтобы усилить эмоционально-действенную  сторону коррекционно-познавательного  процесса, необходимо задействовать еще одно направление этого процесса – овладение учащимися познавательными умениями. В ходе формирования познавательных умений ученые выделяют два пути. Первый путь – организация специальных указаний, правил и других предписаний, апеллирующих к мыслительным операциям и прямо влияющих на процесс их протекания. Косвенный путь формирования познавательных умений проявляется в специальном подборе содержания учебного материала [15, с.169]. При формировании познавательных умений необходимо прежде всего разъяснить назначение данных умений, их роль в приобретении знаний (умение работать с книгой, справочной литературой и др.). Здесь особое значение приобретает умение учителя использовать в своей работе информационный метод убеждения детей. Информационный метод обеспечивает передачу воспитанникам знаний, идей, фактов путем сообщения им тех или иных сведений непосредственно педагогом или путем организации под руководством учителя самостоятельной работы воспитанников с источниками: книгами, газетами, журналами, фильмами, радио – и телепередачами, произведениями искусства. Одной из основных задач, которые решаются с помощью этого метода, является обеспечение восприятия детьми определенного круга знаний на доступном для них уровне и усвоения их в нужном объеме. Другая важная задача – стимулирование интереса воспитанников к этим занятиям, развитие у них потребности постоянно их пополнять. Книга является одним из наиболее значимых средств информации, поэтому важнейшей задачей педагога является научить школьников в совершенстве владеть техникой чтения, многообразными приемами работы с книгой, основами библиографической культуры. Наиболее распространенные формы работы с книгой сводятся к следующим: чтение для запоминания тех или иных знаний с целью их последующего воспроизведения, чтение текста для осмысленного заучивания его наизусть, письменное изложение прочитанного своими словами, составление простого и тезисного планов изученного текста, конспектирование. Обучению воспитанников этим умениям и навыкам способствует продуманный инструктаж воспитателя, содержащий установку на последовательное выполнение детьми определенных практических действий, из которых складываются эти умения и навыки. Нередко такой инструктаж дается в виде памятки.

Таким образом, образовательно-коррекционная деятельность в ходе учебно-воспитательного процесса представляет собой единый процесс эмоционального, оперативного и содержательного свойства, что дает возможность корректировать не только внешнюю сторону учебно-познавательной деятельности, проявляющуюся в выполнении учебных заданий, но и внутреннюю, выражающуюся в отношении подростков к учебному предмету вообще и к школе в частности.

Методы воспитательной работы с агрессивными воспитанниками. Одной из главных задач воспитания агрессивного подростка является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Во-первых, необходимо обеспечить включённость подростков-воспитанников детского дома в реальные социальные отношения. Во-вторых, предоставить каждому подростку возможность самореализации в процессе социального взаимодействия. Воспитание агрессивного школьника может осуществляться только на основе активности самого подростка во взаимодействии с окружающей средой. Говоря об активности подростка, следует подчеркнуть, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы подростка, определять, что является для подростка главным на данный момент [12, с. 167]. В процессе воспитания агрессивного школьника главное – добиваться ценностно-рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку ребенком своего поступка; т. е. основной целью воспитания является формирование у подростка стремления к самостоятельному перевоспитанию. Воспитание агрессивных школьников предполагает включение в его процесс следующих компонентов: целенаправленной работы по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.п.); актуализации всех источников нравственного опыта воспитанников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа; отношения воспитанник – групповой коллектив, подростки – родители, воспитатель – воспитанник, воспитатель – родители); введения нравственных критериев в оценку всех видов деятельности и проявлений личности воспитанников; оптимального соотношения форм практической деятельности и нравственного просвещения воспитанников.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков в детском доме и его коррекция

 

 

2.1. Программа исследования агрессивного поведения подростков детского дома и анализ результатов

 

 

 

В первой главе мы теоретически изучили особенности агрессивного поведения, проявляющегося у мальчиков и девочек подросткового возраста. Исходя из этого, нами было проведено исследование, целью которого являлась диагностика, которая позволит исследовать склонности подростков в детском доме к агрессивному поведению. Исследование было проведено в ГКОУ СО «Новоуткинский детский дом».

Таблица 1.

Банк диагностических  методик

№ п/п

Название методик

Автор

Цель

Методическое сопровождение

1.

Опросник Басса-Дарки

А. Басе и А. Дарки

Изучить виды агрессивных проявлений мальчиков подросткового возраста

 Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко / Речь. – 2008. – с. 704

2.

«Методика рисуночной фрустрации» Тест Розенцвейга

С. Розенцвейг

Изучить фрустрационные реакции

Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко / Речь. – 2008. – с. 704

3.

 Опросник К. Томаса

К. Томас 

Определить стиль поведения  в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению

Колесникова Г.И. Психологическое консультирование / Феникс. – 2006. – с.288


 

Поведение подростка  определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости. Проявления агрессивного поведения у подростков-воспитанников детского дома крайне разнообразны – от оппозиционно-вызывающего поведения до физического насилия и крайних проявлений жестокости и садизма, наблюдающихся при психической патологии. Систематическая физическая агрессия у подростков-воспитанников детского дома с расстройством поведения в большинстве случаев сочетается с другими видами агрессивного поведения – вербальной, разрушением собственности, самоповреждениями, зоосадизмом, вандализмом у мальчиков и агрессивным фантазированием у девочек. Для исследования проявляющихся склонностей подростков в детском доме к агрессивному поведению нами были использованы следующие методики.

Методика 1. «Опросник Басса-Дарки». Методика направлена на диагностику видов агрессивных проявлений (Приложение 1). Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа: мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность; инструментальная агрессия, как средство. При этом подразумевают, что оба вида агрессивного поведения могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями – гневом, враждебностью. Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессивного поведения. Одной из мощных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки. А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». С помощью опросника оцениваются следующие виды агрессивного поведения мальчиков подросткового возраста.

Рассмотрим полученные нами в ходе исследования результаты (см. таблицу 2).

Таблица 2 .

Результаты методики «Опросник Басса-Дарки» диагностирующей виды агрессивных проявлений на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п

Имя ребёнка

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозри тельность

Вербальная агрессия

Угрызение совести и чувство вины

1

Алексей А.

+

             

2

Алина Р.

   

+

         

3

Арина Ю

     

+

       

4

Белла А.

             

+

5

Гарик А

+

             

6

Гоша Н.

           

+

 

7

Ирина В.

           

+

 

8

Инна С.

 

+

           

9

Игорь Ф.

 

+

           

10

Катя А.

+

             

11

Юрий Р.

       

+

     

12

Юля Д.

   

+

         
 

Всего подростков

3

2

2

1

1

0

2

1

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по коррекции агрессивного поведения у подростков в детском доме