Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что по данным Государственного комитета России сейчас в Российской Федерации по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детей (около 18 миллионов) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 миллион беспризорных, 330 тысяч преступлений совершено подростками, 2 тысячи детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тысячи детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тысяч детей; 745 детских домов для 84 тысяч детей, 237 школ-интернатов для 71 тысячи детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке. Ежегодно убегает 50 тысяч из-за жестокого обращения родителей
Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Социально-педагогическая деятельность с подростками детского дома …………………………………………………………………………………7
Социально-педагогическая деятельность в детском доме: понятие, направления, формы и методы ………………………………………….………. 7
Причины агрессивного поведения подростков детского дома … 13
Формы и методы коррекции агрессивного поведения подростков детского дома ………………………………………………………………….… 16
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков детского дома и его коррекция ……………………………………………… 22
2.1. Программа исследования агрессивного поведения подростков детского дома и анализ результатов ………………………………………….. 22
2.2. Программа по коррекции агрессивного поведения подростков детского дома …………………………………………………………..……….. 28
Заключение ………………………………………………………………………43
Список использованной литературы ………………………………………..45
Приложения …………………………………………………..…………………49
Работа по передаче детей на воспитание в семью является одним из направлений деятельности социального педагога и заключается:
Критериями оценки эффективности социально-
По данным критериям и направлениям работы в конце каждого учебного года социальный педагог анализирует эффективность своей деятельности.
Одним из самых критических моментов из жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в общество, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В детском доме у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Если не проводить специальную работу по социализации ребенка-сироты, то, выйдя из стен детского дома, он будет испытывать большие затруднения, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью.
Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются:
Выше названное определяет, что конечным результатом воспитания и образования воспитанников интернатного учреждения должна стать готовность к самостоятельной жизни. В настоящее время в нашем детском доме проживает 12 воспитанников старшего школьного возраста, что составляет примерно 37% от общего числа детей. Поэтому наиболее актуальным вопросом в деятельности педагогического коллектива на данный момент является вопрос о комплексном сопровождении выпускников детского дома. Основной выпуск воспитанников из детского дома придется на 2013-2015 уч.г., следовательно, разработка пошагового планирования по подготовке выпускников, их адаптации к обществу должна найти отражение в обозначении перспектив деятельности детского дома, определении путей, способов построения системы сопровождения данной категории детей.
Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни возможна лишь при объединении усилий всего коллектива детского дома и на основе активизации внутреннего личностного потенциала субъектов воспитательно-образовательного процесса. Всем этим требованиям отвечает особый вид помощи – комплексное сопровождение развития ребенка [40, с.270].
Выпуск воспитанника-выпускника и его дальнейшее сопровождение (постинтернатная адаптация) является последним этапом в психолого-педагогическом, медико-социальном сопровождении. На данном этапе наиболее важно определить:
Анализ имеющихся в учреждении ресурсов по сопровождению воспитанников выявил необходимость определения основных факторов, способствующих успешной подготовке их к выпуску из детского дома.
Агрессия – это
любая форма поведения
Агрессивное поведение может причинить окружающим людям физический вред или вызвать у них отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности. Уровни агрессивного поведения обусловлены негативной социализацией, приобретением негативного жизненного опыта в социальной среде. Как черта личности агрессивность бывает импульсивная, аффективная, экспрессивная и целенаправленная. Для того чтобы понять проблему агрессивного поведения подростков и выработать пути её решения, прежде всего, нужно понять почему, под влиянием каких факторов она возникает. Так сказать найти причины данного явления.
Поискам причин подросткового агрессивного поведения и будет посвящена данная глава нашего исследования. Человек не бывает от рождения эгоистом или альтруистом, смелым или трусливым, скромным или хвастливым. Всё зависит от той среды, в которой развивается личность. В процессе развития личности возникают те или иные качества личности. Они могут быть, как социально полезными, так и социально вредными [32, с.26].
Причины агрессивного повеления детей могут быть очень разными. Иногда они вызваны особенностями темперамента и нервной системы, но очень часто это лишь следствие неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта ребенка, которого не научили адекватно реагировать на события, с которыми ему приходится иметь дело. Нередко такие дети чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят, и пытаются найти способ привлечения внимания сверстников и взрослых. Пытаются стать нужными и любимыми. К сожалению, эти поиски часто заканчиваются вовсе не так, как хотелось бы самому ребенку и окружающим его людям.
В каждом возрастном этапе
развития человек занимает определённое
положение в системе
В подростковом возрасте в период с 12-ти до 15-ти лет человек переживает ряд изменений биологических – половое созревание и психологических – появление большого количества новообразований касающихся самосознания и эмоциональной сферы. Подросток под воздействием этих изменений начинает чувствовать себя взрослым. Он чувствует себя равноправным членом общества, семьи, класса. У него возникает внутренний конфликт между возросшим самосознанием и самооценкой, желанием преобразования окружающего мира с одной стороны, и невозможностью фактически реализовать возникшие потребности с другой. Он стремится к реализации себя, как личности, но из-за недостатка знаний и жизненного опыта порой сталкивается с суровой правдой жизни.
Этих подростков отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки оказываются перед лицом большого количества "лишнего времени". Но для этих подростков характерно именно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых "острых ощущений ". Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков.
На пути к достижению своих целей, поставленных перед собой ещё под воздействием по детски наивного мировоззрения, но воспринимаемых подростком вполне серьёзно. Он наталкивается на препятствия для преодоления, которых требуется принятие взрослых решений, и принятие на себя ответственности, к которой молодой человек ещё не готов в силу своего, как физического, так и морально-психологического развития [32].
В этом кроется корень той проблемы, о которой идёт речь. В подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, проявляющаяся, как в семье, так и школе.
Причины агрессивного поведения бывают и другие. Дети могут становиться более агрессивными, если они слишком подавлены стрессовой ситуацией, включая такие семейные проблемы, как супружеские раздоры, развод, безработица, финансовые сложности, болезнь одного из родителей или переезд в другой город. Если ребенок подвергался физическому, сексуальному или эмоциональному насилию либо на него не обращали внимания, его проявление агрессии может быть криком о помощи. Некоторые дети разражаются бранью в порыве расстройства или гнева, если они ощущают, что не смогли оправдать ожиданий близких взрослых. В некоторых случаях, хотя и достаточно редких, причиной агрессивного поведения могут служить медицинские проблемы, такие как травмы головы или гиперактивность ребенка.
Подростка детского дома характеризует открытое протестующее поведение, эмоциональная и нервно-психическая неустойчивость, не желание мириться с излишней опекой взрослых и несправедливостью мира, застенчивость и юношеский максимализм. Всё это вызывает беспокойство воспитателей и педагогов. Желание чувствовать свою особенность, отличие от окружающих, а вместе с тем отождествление себя с взрослыми, важная психологическая особенность молодых людей в данный период жизни. Молодой человек в подростковом возрасте начинает строить планы своей будущей взрослой жизни, ищет применение своей энергии. Его взгляды на жизнь во многом не реальны и фактически, но они важны для подростка и он ревностно защищает их. Воспитатели, учителя или просто знакомые для подростка взрослые и даже более «продвинутые» сверстники с высоты своего жизненного опыта пытаются наставить подростка «на путь истинный» и навязать собственное, по их мнению, правильное мнение. Но при этом они часто забывают, что сами были такими, не учитывают возрастные способности подростка и его личное мнение. Этим они не только не решают проблему, но ещё более усугубляют положение. «Поучения» взрослых вызывают реакцию протеста со стороны подростка детского дома. Как следствие это ведёт к отчуждению между поколениями. Между взрослыми и подростками рвётся и без того слабая в этот период связь, исчезает взаимопонимание.
Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков-воспитанников детского дома в учебном процессе. Важное место в жизни подростка занимает школа. Здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы и явления природы и общества, усваивает правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность является ведущим видом деятельности у абсолютного большинства подростков-воспитанников детского дома школьного возраста. Неуспеваемость определяется как суммарная, комплексная, итоговая неподготовленность учащихся, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения (А.Д. Гонеев). Подтягивая отстающего ученика в обучении, ликвидируя его неуспеваемость, мы решаем не только учебную, но и социальную превентивно-коррекционную задачу, изменяем статус и психологическое самочувствие агрессивного подростка.
Л. В. Славина, изучавшая проблему неуспеваемости подростков-воспитанников детского дома в школе, выделяет следующие причины неуспеваемости школьников: неправильное отношение к учению; трудности в усвоении учебного материала, связанные с тем, что обычно называют отсутствием способностей; неправильно сформировавшиеся навыки и способы учебной работы; неумение трудиться; отсутствие познавательных и учебных интересов [6].
Л. В. Славина отмечала,
что при правильно