Социально-педагогическая деятельность по коррекции агрессивного поведения у подростков в детском доме

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что по данным Государственного комитета России сейчас в Российской Федерации по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детей (около 18 миллионов) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 миллион беспризорных, 330 тысяч преступлений совершено подростками, 2 тысячи детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тысячи детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тысяч детей; 745 детских домов для 84 тысяч детей, 237 школ-интернатов для 71 тысячи детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке. Ежегодно убегает 50 тысяч из-за жестокого обращения родителей

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Социально-педагогическая деятельность с подростками детского дома …………………………………………………………………………………7
Социально-педагогическая деятельность в детском доме: понятие, направления, формы и методы ………………………………………….………. 7
Причины агрессивного поведения подростков детского дома … 13
Формы и методы коррекции агрессивного поведения подростков детского дома ………………………………………………………………….… 16
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков детского дома и его коррекция ……………………………………………… 22
2.1. Программа исследования агрессивного поведения подростков детского дома и анализ результатов ………………………………………….. 22
2.2. Программа по коррекции агрессивного поведения подростков детского дома …………………………………………………………..……….. 28
Заключение ………………………………………………………………………43
Список использованной литературы ………………………………………..45
Приложения …………………………………………………..…………………49

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 856.50 Кб (Скачать)

 Работа по передаче детей на воспитание в семью является одним из направлений деятельности социального педагога и заключается:

  1. в занесении воспитанников в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и своевременной коррекции информации о них;
  2. в консультировании потенциальных опекунов и усыновителей;
  3. в подготовке документации для процесса оформления опеки или усыновления.

Критериями оценки эффективности социально-педагогической деятельности мы считаем:

  1. Степень разрешения актуальных проблем воспитанников.
  2. Степень защищенности прав воспитанника в детском доме (жилищных, материальных, социальных).
  3. Подготовленность выпускника к самостоятельной жизни.

По данным критериям  и направлениям работы в конце  каждого учебного года социальный педагог анализирует эффективность своей деятельности.

Одним из самых критических моментов из жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в общество, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В детском доме у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Если не проводить специальную работу по социализации ребенка-сироты, то, выйдя из стен детского дома, он будет испытывать большие затруднения, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью.

Наиболее характерными затруднениями выпускников в  период постинтернатной адаптации являются:

  1. проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития;
  2. затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства;
  3. затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;
  4. затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;
  5. правовая некомпетентность;
  6. возврат в кризисные условия после выпуска [40].

Выше названное определяет, что конечным результатом воспитания и образования воспитанников  интернатного учреждения должна стать  готовность к самостоятельной жизни. В настоящее время в нашем детском доме проживает 12 воспитанников старшего школьного возраста, что составляет примерно 37% от общего числа детей. Поэтому наиболее актуальным вопросом в деятельности педагогического коллектива на данный момент является вопрос о комплексном сопровождении выпускников детского дома. Основной выпуск воспитанников из детского дома придется на 2013-2015 уч.г., следовательно, разработка пошагового планирования по подготовке выпускников, их адаптации к обществу должна найти отражение в обозначении перспектив деятельности детского дома, определении путей, способов построения системы сопровождения данной категории детей.

Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни возможна лишь при объединении усилий всего коллектива детского дома и на основе активизации внутреннего личностного потенциала субъектов воспитательно-образовательного процесса. Всем этим требованиям отвечает особый вид помощи – комплексное сопровождение развития ребенка [40, с.270].

Выпуск воспитанника-выпускника и его дальнейшее сопровождение (постинтернатная адаптация) является последним этапом в психолого-педагогическом, медико-социальном сопровождении. На данном этапе наиболее важно определить:

  1. во-первых, место и роль комплексного сопровождения выпускников в едином воспитательно-реабилитационном пространстве детского дома (т.е. ответить на вопрос «зачем?»).
  2. во-вторых, содержание сопровождения в период подготовки воспитанников к выпуску из детского дома (т.е. ответить на вопрос «что?»).
  3. в-третьих, эффективные формы, методы комплексного сопровождения выпускников (т.е. ответить на вопрос «как?»).

Анализ имеющихся в  учреждении ресурсов по сопровождению  воспитанников выявил необходимость определения основных факторов, способствующих успешной подготовке их к выпуску из детского дома.

 

 

1.2. Причины агрессивного поведения подростков детского дома

 

 

 

Агрессия – это  любая форма поведения нацеленного  на оскорбление или причинение вреда  другому живому существу, не желающему  подобного обращения. В словаре по социальной педагогике Л.В. Мардахаева используется определение агрессии, как поведение, связанное с нанесением физической и моральной травмы другому человеку или угрозой таковой, разрушительное воздействие на группу [16, c. 11]. Агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния [11, с. 19]. В словарях даются еще другие определения агрессивному поведению, это специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. Агрессивное поведение – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический или моральный ущерб людям, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.п.) [44,45]. Из этого множества определений агрессии ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным. Л. Берковиц обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессивного поведения в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьезной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия. Одно из определений агрессивного поведения, предложенно А. Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец, третья точка зрения, высказанная Н. Зильманном, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Несмотря на значительные разногласия относительно определений агрессивного поведения, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму из приведенных здесь. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: агрессивное поведение – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

 Агрессивное поведение может причинить окружающим людям физический вред или вызвать у них отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности. Уровни агрессивного поведения обусловлены негативной социализацией, приобретением негативного жизненного опыта в социальной среде. Как черта личности агрессивность бывает импульсивная, аффективная, экспрессивная и целенаправленная. Для того чтобы понять проблему агрессивного поведения подростков и выработать пути её решения, прежде всего, нужно понять почему, под влиянием каких факторов она возникает. Так сказать найти причины данного явления.

Поискам причин подросткового агрессивного поведения и будет посвящена данная глава нашего исследования. Человек не бывает от рождения эгоистом или альтруистом, смелым или трусливым, скромным или хвастливым. Всё зависит от той среды, в которой развивается личность. В процессе развития личности возникают те или иные качества личности. Они могут быть, как социально полезными, так и социально вредными [32, с.26].

Причины агрессивного повеления  детей могут быть очень разными. Иногда они вызваны особенностями темперамента и нервной системы, но очень часто это лишь следствие неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта ребенка, которого не научили адекватно реагировать на события, с которыми ему приходится иметь дело. Нередко такие дети чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят, и пытаются найти способ привлечения внимания сверстников и взрослых. Пытаются стать нужными и любимыми. К сожалению, эти поиски часто заканчиваются вовсе не так, как хотелось бы самому ребенку и окружающим его людям.

В каждом возрастном этапе  развития человек занимает определённое положение в системе общественных отношений. Каждый возрастной этап характеризуется своими требованиями к человеку, определяет круг его прав и обязанностей. Для каждого возраста характерна своя «социальная ситуация развития», т.е. определённое соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.

В подростковом возрасте в период с 12-ти до 15-ти лет человек переживает ряд изменений биологических – половое созревание и психологических – появление большого количества новообразований касающихся самосознания и эмоциональной сферы. Подросток под воздействием этих изменений начинает чувствовать себя взрослым. Он чувствует себя равноправным членом общества, семьи, класса. У него возникает внутренний конфликт между возросшим самосознанием и самооценкой, желанием преобразования окружающего мира с одной стороны, и невозможностью фактически реализовать возникшие потребности с другой. Он стремится к реализации себя, как личности, но из-за недостатка знаний и жизненного опыта порой сталкивается с суровой правдой жизни.

Этих подростков отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки оказываются перед лицом большого количества "лишнего времени". Но для этих подростков характерно именно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых "острых ощущений ". Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков.

На пути к достижению своих целей, поставленных перед собой ещё под воздействием по детски наивного мировоззрения, но воспринимаемых подростком вполне серьёзно. Он наталкивается на препятствия для преодоления, которых требуется принятие взрослых решений, и принятие на себя ответственности, к которой молодой человек ещё не готов в силу своего, как физического, так и морально-психологического развития [32].

В этом кроется корень той проблемы, о которой идёт речь. В подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, проявляющаяся, как в семье, так и школе.

Причины агрессивного поведения  бывают и другие. Дети могут становиться  более агрессивными, если они слишком  подавлены стрессовой ситуацией, включая  такие семейные проблемы, как супружеские раздоры, развод, безработица, финансовые сложности, болезнь одного из родителей или переезд в другой город. Если ребенок подвергался физическому, сексуальному или эмоциональному насилию либо на него не обращали внимания, его проявление агрессии может быть криком о помощи. Некоторые дети разражаются бранью в порыве расстройства или гнева, если они ощущают, что не смогли оправдать ожиданий близких взрослых. В некоторых случаях, хотя и достаточно редких, причиной агрессивного поведения могут служить медицинские проблемы, такие как травмы головы или гиперактивность ребенка.

Подростка детского дома характеризует открытое протестующее поведение, эмоциональная и нервно-психическая неустойчивость, не желание мириться с излишней опекой взрослых и несправедливостью мира, застенчивость и юношеский максимализм. Всё это вызывает беспокойство воспитателей и педагогов. Желание чувствовать свою особенность, отличие от окружающих, а вместе с тем отождествление себя с взрослыми, важная психологическая особенность молодых людей в данный период жизни. Молодой человек в подростковом возрасте начинает строить планы своей будущей взрослой жизни, ищет применение своей энергии. Его взгляды на жизнь во многом не реальны и фактически, но они важны для подростка и он ревностно защищает их. Воспитатели, учителя или просто знакомые для подростка взрослые и даже более «продвинутые» сверстники с высоты своего жизненного опыта пытаются наставить подростка «на путь истинный» и навязать собственное, по их мнению, правильное мнение. Но при этом они часто забывают, что сами были такими, не учитывают возрастные способности подростка и его личное мнение. Этим они не только не решают проблему, но ещё более усугубляют положение. «Поучения» взрослых вызывают реакцию протеста со стороны подростка детского дома. Как следствие это ведёт к отчуждению между поколениями. Между взрослыми и подростками рвётся и без того слабая в этот период связь, исчезает взаимопонимание.

 

 

1.3. Формы и  методы коррекции агрессивного поведения подростков детского дома

 

 

 

Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков-воспитанников детского дома в учебном процессе. Важное место в жизни подростка занимает школа. Здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы и явления природы и общества, усваивает правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность является ведущим видом деятельности у абсолютного большинства подростков-воспитанников детского дома школьного возраста. Неуспеваемость определяется как суммарная, комплексная, итоговая неподготовленность учащихся, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения (А.Д. Гонеев). Подтягивая отстающего ученика в обучении, ликвидируя его неуспеваемость, мы решаем не только учебную, но и социальную превентивно-коррекционную задачу, изменяем статус и психологическое самочувствие агрессивного подростка.

Л. В. Славина, изучавшая  проблему неуспеваемости подростков-воспитанников детского дома в школе, выделяет следующие причины неуспеваемости школьников: неправильное отношение к учению; трудности в усвоении учебного материала, связанные с тем, что обычно называют отсутствием способностей; неправильно сформировавшиеся навыки и способы учебной работы; неумение трудиться; отсутствие познавательных и учебных интересов [6].

Л. В. Славина отмечала, что при правильно организованном учебно-воспитательном процессе можно  добиться успеваемости каждого подростка, обучающегося в школе. Устранению неуспеваемости учащихся, по ее мнению, будет способствовать учет учителями индивидуальных особенностей своих учеников и осуществление индивидуального подхода, поскольку для разных подростков-воспитанников детского дома в силу индивидуальных особенностей могут оказаться необходимыми совсем разные условия обучения и воспитания [6]. В познавательном плане для учащихся с девиантным поведением характерно: наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также отсутствие необходимых практических умений; наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы ученика настолько, что он не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, учебных умений и навыков; недостаточный уровень развития и воспитания личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность, саморегуляцию и другие качества, необходимые для успешного учения. Исходной точкой педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков-воспитанников детского дома в учебной деятельности является глубокая диагностика их познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы. Диагностические исследования позволяют выявить взаимосвязь умственного развития подростков-воспитанников детского дома и их отношения к учебе, взаимосвязь характера учебной деятельности школьника и отношения к ее результатам. Опираясь на результаты диагностики, строится образовательно-коррекционная работа с агрессивными детьми.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по коррекции агрессивного поведения у подростков в детском доме