Социально-педагогическая деятельность по коррекции агрессивного поведения у подростков в детском доме

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что по данным Государственного комитета России сейчас в Российской Федерации по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детей (около 18 миллионов) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 миллион беспризорных, 330 тысяч преступлений совершено подростками, 2 тысячи детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тысячи детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тысяч детей; 745 детских домов для 84 тысяч детей, 237 школ-интернатов для 71 тысячи детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке. Ежегодно убегает 50 тысяч из-за жестокого обращения родителей

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Социально-педагогическая деятельность с подростками детского дома …………………………………………………………………………………7
Социально-педагогическая деятельность в детском доме: понятие, направления, формы и методы ………………………………………….………. 7
Причины агрессивного поведения подростков детского дома … 13
Формы и методы коррекции агрессивного поведения подростков детского дома ………………………………………………………………….… 16
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков детского дома и его коррекция ……………………………………………… 22
2.1. Программа исследования агрессивного поведения подростков детского дома и анализ результатов ………………………………………….. 22
2.2. Программа по коррекции агрессивного поведения подростков детского дома …………………………………………………………..……….. 28
Заключение ………………………………………………………………………43
Список использованной литературы ………………………………………..45
Приложения …………………………………………………..…………………49

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 856.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

Введение ………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Социально-педагогическая деятельность с подростками детского дома …………………………………………………………………………………7

    1. Социально-педагогическая деятельность в детском доме: понятие, направления, формы и методы ………………………………………….………. 7
    2. Причины агрессивного поведения подростков детского дома … 13
    3. Формы и методы коррекции агрессивного поведения подростков детского дома ………………………………………………………………….… 16

Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения  подростков детского дома и его коррекция ……………………………………………… 22

2.1.  Программа исследования агрессивного поведения подростков детского дома и анализ результатов ………………………………………….. 22

2.2. Программа по коррекции агрессивного поведения подростков детского дома …………………………………………………………..……….. 28

Заключение  ………………………………………………………………………43

Список использованной литературы ………………………………………..45

Приложения  …………………………………………………..…………………49

 

 

Введение

 

 

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что по данным Государственного комитета России сейчас в Российской Федерации по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детей (около 18 миллионов) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 миллион беспризорных, 330 тысяч преступлений совершено подростками, 2 тысячи детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тысячи детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тысяч детей; 745 детских домов для 84 тысяч детей, 237 школ-интернатов для 71 тысячи детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке. Ежегодно убегает 50 тысяч из-за жестокого обращения родителей [7, с. 87].

В связи с этим в современной социальной педагогике все более признается значимость социально-педагогической деятельности с агрессивными и склонными к агрессивного поведения подростками. Об этом, в частности, свидетельствует увеличение количества программ профилактики и коррекции подростковой агрессивного поведения (Е.В. Гребенкин, Л.М. Семенюк, Т.П. Смирнова). В основе указанных программ, разработанных в традиционной и гуманистической парадигмах, лежат модели профилактики и коррекции агрессивного поведения, направленные на нейтрализацию психофизических и социальных симптомокомплексов подростковой агрессивного поведения. Это относится и к подросткам, воспитывающимся в детском доме.

Объект исследования: агрессивное поведение подростков в детском доме.

Предмет исследования: коррекция агрессивного поведения подростков в детском доме.

Цель исследования: изучить социально-педагогическую деятельность по коррекции агрессивного поведения у подростков-воспитанников детского дома подросткового возраста.

Задачи:

  1. Изучить понятие, направления, формы и методы социально-педагогической деятельности в детском доме.
  2. Выявить причины агрессивного поведения подростков в детском доме.
  3. Изучить формы и методы коррекции агрессивного поведения подростков в детском доме.
  4. Подобрать методики диагностики агрессивного поведения подростков детского дома и проанализировать полученные результаты исследования.
  5. Разработать программу по коррекции агрессивного поведения подростков детского дома.

Теоретической и методологической основой исследования послужили: принципы системного подхода в психологии (В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, А.Д. Глоточкин) и положения об основных направлениях работы психологической службы (И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин, Е.С. Романова, А.Ф.Шикун); психологические теории агрессивного поведения (А.С. Белкин, Л.Н. Зюбин, Н.Д. Левитов, Л.Е. Личко, Н.С. Мансуров, Д.И. Фельдштейн, К.Лоренц, З.Фрейд, Л.Берковиц); деятельностно – личностный подход к исследованию, формированию и психической коррекции личности (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Л.С.Выготский, Р.А. Лурия. и др.); теория комплексного изучения личности подростков-воспитанников детского дома (И.С Кон, Л.С Седова, Т.В Драгунова и др.).

Методы исследования: для решения поставленных задач применялись диагностические и коррекционные методы. Из диагностических методов использовались: тестирование, анкетирование. Коррекционные методы включали уроки, занятия и внеклассные мероприятия по понижению уровня агрессивного поведения подростков.

Научная новизна работы заключаются в том, что в ходе исследования изучены и раскрыты специфика проявления и динамика агрессивного поведения и закономерности её проявления у мальчиков и девочек подросткового возраста, а также установлена взаимосвязь меняющихся представлений о себе с проявлениями агрессивного поведения в данный возрастной период.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, заключается в том, что определено понимание агрессивного поведения подростков-воспитанников детского дома как ориентира педагогической профилактики, способствующее уточнению интерпретации подростковой агрессивного поведения теорией отклоняющегося поведения в рамках гуманитарной педагогической парадигмы; выявлен педагогический потенциал внеурочной деятельности в профилактике агрессивного поведения подростков, что расширяет представления о воспитательных возможностях урочных и внеурочных занятий, что полученные данные имеют отношение к разработке теоретических проблем подростковой агрессивного поведения, вносят определенный вклад в изучение закономерностей психического и личностного развития мальчиков и девочек подросткового возраста. Они способствуют уточнению понимания феномена агрессивного поведения проявления агрессивного поведения, в отношении его происхождения, степени стабильности и факторов, вызывающих дифференциально – психологические различия в его проявлениях.

Практическая  значимость: результаты данного исследования могут оказать помощь родителям и педагогам в организации воспитательной работы среди мальчиков и девочек подросткового возраста, имеющей своей целью коррекцию их самооценки и агрессивного поведения.

 

Глава 1. Социально-педагогическая деятельность с подростками детского дома

 

 

1.1. Социально-педагогическая деятельность в детском доме: понятие, направления, формы и методы

 

 

 

Социально-педагогическая деятельность в детском доме направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование, вполне осуществима в условиях детского учреждения следующим образом: так называемое социальное закаливание подростков,  развитие у них способности самостоятельно преодолевать трудности, умение планировать и осуществлять свои действия в сложной жизненной ситуации.

В условиях учреждения для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-педагогическая деятельность основывается:

  1. На международном уровне – Конвенцией ООН о правах ребенка
  2. На федеральном уровне – пакетом нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в РФ: федеральной программой «Дети России», в которую входят целевые программы «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживание семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; ФЗ № 124 от 24.07.98 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; ФЗ № 159 от 21.12.96 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; ФЗ № 120 от 24.06.99 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; ФЗ № 12 от 13.01.96 «Об образовании» и др.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детском доме как  наиболее типичном учреждении государственного попечения детей, оставшихся без  родителей. Потребность и необходимость в социально - педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. На уровне учреждения социальный педагог работает на основании должностной инструкции и Положения о деятельности реабилитационной службы детского дома.

На основании выше перечисленного, социально-педагогическая деятельность детского дома строится по следующим направлениям:

  1. Защита материальных, жилищных и социальных прав воспитанников
  2. определение социального статуса воспитанников – оно предполагает лишение или ограничение родителей в родительских правах, признание их через суд безвестно отсутствующими, оформление инвалидности и гражданства воспитанникам;
  3. работа с документацией – формирование личных дел воспитанников, сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в сбербанке;
  4. социальная диагностика детского коллектива или статистический мониторинг, обеспечивающий целостное представление о результативности деятельности системы социальной службы детского дома, о качественных и количественных изменениях социального статуса воспитанника;
  5. контроль соблюдения социальных прав воспитанников в детском доме;
  6. обеспечение защиты личных прав воспитанников: получение общего среднего образования, предоставление свободного времени в распорядке дня, исключение вредного влияния, своевременное получение паспорта и регистрации и т.д.;
  7. обеспечение льгот, предусмотренных Правительством России, в период обучения детей, при выпуске их и поступлении на учебу или работу;
  8. взаимодействие с судом, загсом, комитетом соц. защиты населения, органами управления образованием и здравоохранением, нотариатом и т.д. по вопросам назначения и выплаты алиментов с родителей, начисления пенсий по утрате родителей и инвалидности и т.д. [25, с.212]

Отслеживание постдетдомовской адаптации. Содержанием данного направления определяется:

  1. запросы в отделы образования по месту проживания воспитанников, взятых под опеку или возвращенных в семью;
  2. ведение картотеки выпускников;
  3. оказание помощи выпускникам, оставшимся без попечения родителей, в поступлении на учебу или работу и получении благоустроенного жилья, комнаты в общежитии;
  4. мониторинг адаптации выпускников к самостоятельной жизни до достижения ими 23 лет. Поскольку выпускников в нашем детском доме ещё не было, то одной из форм работы по данному направлению можно назвать интегрированный спецкурс «Старт», разработанный проблемной группой детского дома, в рамках реализации которого у воспитанников-выпускников формируются умения и навыки, необходимые для их жизненного становления и обеспечения социально-психологической готовности к самостоятельной жизни [40].

Информационно-консультационная работа с воспитанниками, их родственниками и педагогами по вопросам нормативно-правовых документов, актуальных проблем воспитанников и т.д. реализуется через индивидуальные консультации и деятельность клуба «Подросток», который организован специально для воспитанников старшего возраста с целью формирования социально-психологической готовности к самостоятельной адаптации в социуме [40].

Работа по проблемам  семьи предполагает выяснение общих проблем родовой семьи воспитанника и ее особенностей. У воспитанника детского дома институт семьи как образец для собственного поведения либо отсутствует вообще (сирота), либо является недееспособным (социальное сиротство). Поэтому большое значение уделяется работе с социально благополучными родственниками. Первоначально обследуются материально-бытовые условия проживания родственников, и если условия позволяют, то ведется работа с ними по возвращению детей в семью (на данный момент семьи родственников посещают 37% воспитанников нашего детского дома). Также формирование у детей позитивного образа семьи ведется через консультации по семейному законодательству РФ и воспитательные мероприятия, посвященные Дню Матери, Дню Отца, Дню Семьи (они включают в себя симультанные и деловые игры, практикумы, библиотерапию, моделирование ситуаций, тренинги, встречи с интересными людьми.)

Профессиональное определение  воспитанников. Роль социального педагога в комплексном профопределении воспитанников заключается:

  1. в подборе профессиограмм;
  2. индивидуальном выборе профессионального учебного заведения для воспитанника и оформлении пакета документов для поступления в учебное заведение;
  3. консультировании воспитанников и педагогов детского дома по трудовому законодательству через деятельность клуба «Подросток»;
  4. временном трудоустройстве воспитанников старше 14 лет в свободное от учебы время [40, с.258].

Одним из направлений социально-педагогической деятельности в  детском доме является профилактика асоциального поведения воспитанников, которая состоит в предупреждении и коррекции социальных отклонений и социальной дезадаптации. Цель этой работы – успешная социализация наших выпускников в обществе, в том числе, через формирование социальных моделей поведения. Содержанием данного направления выступают:

  1. правовое просвещение (деятельность клуба «Подросток», курс правовых знаний, цикл бесед инспектора по делам несовершеннолетних).
  2. профилактика школьной дезадаптации (информирование участников образовательного процесса о школьной успеваемости, о нарушениях дисциплины, прогулах, внесение корректив в совместную образовательно-воспитательную деятельность).
  3. профилактика девиантного поведения и самовольных уходов воспитанников (установление норм поведения на территории детского дома, выявление асоциального окружения воспитанников, обеспечение занятости во внеучебное время через трудоустройство и посещение учреждений дополнительного образования).
  4. деятельность Совета по профилактике на базе учреждения (выявление и индивидуальная работа с детьми «группы риска», индивидуальные отчеты воспитанников инспектору отдела по делам несовершеннолетних об успеваемости и дисциплине, ведение «дневников поведения» в школе и детском доме).

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по коррекции агрессивного поведения у подростков в детском доме