Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что по данным Государственного комитета России сейчас в Российской Федерации по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детей (около 18 миллионов) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 миллион беспризорных, 330 тысяч преступлений совершено подростками, 2 тысячи детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тысячи детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тысяч детей; 745 детских домов для 84 тысяч детей, 237 школ-интернатов для 71 тысячи детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке. Ежегодно убегает 50 тысяч из-за жестокого обращения родителей
Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Социально-педагогическая деятельность с подростками детского дома …………………………………………………………………………………7
Социально-педагогическая деятельность в детском доме: понятие, направления, формы и методы ………………………………………….………. 7
Причины агрессивного поведения подростков детского дома … 13
Формы и методы коррекции агрессивного поведения подростков детского дома ………………………………………………………………….… 16
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков детского дома и его коррекция ……………………………………………… 22
2.1. Программа исследования агрессивного поведения подростков детского дома и анализ результатов ………………………………………….. 22
2.2. Программа по коррекции агрессивного поведения подростков детского дома …………………………………………………………..……….. 28
Заключение ………………………………………………………………………43
Список использованной литературы ………………………………………..45
Приложения …………………………………………………..…………………49
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Социально-педагогическая
деятельность с подростками детского
дома ………………………………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков детского дома и его коррекция ……………………………………………… 22
2.1. Программа исследования агрессивного поведения подростков детского дома и анализ результатов ………………………………………….. 22
2.2. Программа по коррекции агрессивного поведения подростков детского дома …………………………………………………………..……….. 28
Заключение ………………………………………………………………………43
Список использованной литературы ………………………………………..45
Приложения …………………………………………………..…………………49
Актуальность исследования обусловлена тем, что по данным Государственного комитета России сейчас в Российской Федерации по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детей (около 18 миллионов) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 миллион беспризорных, 330 тысяч преступлений совершено подростками, 2 тысячи детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тысячи детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тысяч детей; 745 детских домов для 84 тысяч детей, 237 школ-интернатов для 71 тысячи детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке. Ежегодно убегает 50 тысяч из-за жестокого обращения родителей [7, с. 87].
В связи с этим в современной социальной педагогике все более признается значимость социально-педагогической деятельности с агрессивными и склонными к агрессивного поведения подростками. Об этом, в частности, свидетельствует увеличение количества программ профилактики и коррекции подростковой агрессивного поведения (Е.В. Гребенкин, Л.М. Семенюк, Т.П. Смирнова). В основе указанных программ, разработанных в традиционной и гуманистической парадигмах, лежат модели профилактики и коррекции агрессивного поведения, направленные на нейтрализацию психофизических и социальных симптомокомплексов подростковой агрессивного поведения. Это относится и к подросткам, воспитывающимся в детском доме.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков в детском доме.
Предмет исследования: коррекция агрессивного поведения подростков в детском доме.
Цель исследования: изучить социально-педагогическую деятельность по коррекции агрессивного поведения у подростков-воспитанников детского дома подросткового возраста.
Задачи:
Теоретической и методологической основой исследования послужили: принципы системного подхода в психологии (В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, А.Д. Глоточкин) и положения об основных направлениях работы психологической службы (И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин, Е.С. Романова, А.Ф.Шикун); психологические теории агрессивного поведения (А.С. Белкин, Л.Н. Зюбин, Н.Д. Левитов, Л.Е. Личко, Н.С. Мансуров, Д.И. Фельдштейн, К.Лоренц, З.Фрейд, Л.Берковиц); деятельностно – личностный подход к исследованию, формированию и психической коррекции личности (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Л.С.Выготский, Р.А. Лурия. и др.); теория комплексного изучения личности подростков-воспитанников детского дома (И.С Кон, Л.С Седова, Т.В Драгунова и др.).
Методы исследования: для решения поставленных задач применялись диагностические и коррекционные методы. Из диагностических методов использовались: тестирование, анкетирование. Коррекционные методы включали уроки, занятия и внеклассные мероприятия по понижению уровня агрессивного поведения подростков.
Научная новизна работы заключаются в том, что в ходе исследования изучены и раскрыты специфика проявления и динамика агрессивного поведения и закономерности её проявления у мальчиков и девочек подросткового возраста, а также установлена взаимосвязь меняющихся представлений о себе с проявлениями агрессивного поведения в данный возрастной период.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, заключается в том, что определено понимание агрессивного поведения подростков-воспитанников детского дома как ориентира педагогической профилактики, способствующее уточнению интерпретации подростковой агрессивного поведения теорией отклоняющегося поведения в рамках гуманитарной педагогической парадигмы; выявлен педагогический потенциал внеурочной деятельности в профилактике агрессивного поведения подростков, что расширяет представления о воспитательных возможностях урочных и внеурочных занятий, что полученные данные имеют отношение к разработке теоретических проблем подростковой агрессивного поведения, вносят определенный вклад в изучение закономерностей психического и личностного развития мальчиков и девочек подросткового возраста. Они способствуют уточнению понимания феномена агрессивного поведения проявления агрессивного поведения, в отношении его происхождения, степени стабильности и факторов, вызывающих дифференциально – психологические различия в его проявлениях.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут оказать помощь родителям и педагогам в организации воспитательной работы среди мальчиков и девочек подросткового возраста, имеющей своей целью коррекцию их самооценки и агрессивного поведения.
Социально-педагогическая деятельность в детском доме направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование, вполне осуществима в условиях детского учреждения следующим образом: так называемое социальное закаливание подростков, развитие у них способности самостоятельно преодолевать трудности, умение планировать и осуществлять свои действия в сложной жизненной ситуации.
В условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-педагогическая деятельность основывается:
Рассмотрим социально-
На основании выше перечисленного, социально-педагогическая деятельность детского дома строится по следующим направлениям:
Отслеживание постдетдомовской адаптации. Содержанием данного направления определяется:
Информационно-консультационная работа с воспитанниками, их родственниками и педагогами по вопросам нормативно-правовых документов, актуальных проблем воспитанников и т.д. реализуется через индивидуальные консультации и деятельность клуба «Подросток», который организован специально для воспитанников старшего возраста с целью формирования социально-психологической готовности к самостоятельной адаптации в социуме [40].
Работа по проблемам семьи предполагает выяснение общих проблем родовой семьи воспитанника и ее особенностей. У воспитанника детского дома институт семьи как образец для собственного поведения либо отсутствует вообще (сирота), либо является недееспособным (социальное сиротство). Поэтому большое значение уделяется работе с социально благополучными родственниками. Первоначально обследуются материально-бытовые условия проживания родственников, и если условия позволяют, то ведется работа с ними по возвращению детей в семью (на данный момент семьи родственников посещают 37% воспитанников нашего детского дома). Также формирование у детей позитивного образа семьи ведется через консультации по семейному законодательству РФ и воспитательные мероприятия, посвященные Дню Матери, Дню Отца, Дню Семьи (они включают в себя симультанные и деловые игры, практикумы, библиотерапию, моделирование ситуаций, тренинги, встречи с интересными людьми.)
Профессиональное определение воспитанников. Роль социального педагога в комплексном профопределении воспитанников заключается:
Одним из направлений социально-