Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что по данным Государственного комитета России сейчас в Российской Федерации по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детей (около 18 миллионов) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 миллион беспризорных, 330 тысяч преступлений совершено подростками, 2 тысячи детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тысячи детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тысяч детей; 745 детских домов для 84 тысяч детей, 237 школ-интернатов для 71 тысячи детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке. Ежегодно убегает 50 тысяч из-за жестокого обращения родителей
Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Социально-педагогическая деятельность с подростками детского дома …………………………………………………………………………………7
Социально-педагогическая деятельность в детском доме: понятие, направления, формы и методы ………………………………………….………. 7
Причины агрессивного поведения подростков детского дома … 13
Формы и методы коррекции агрессивного поведения подростков детского дома ………………………………………………………………….… 16
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков детского дома и его коррекция ……………………………………………… 22
2.1. Программа исследования агрессивного поведения подростков детского дома и анализ результатов ………………………………………….. 22
2.2. Программа по коррекции агрессивного поведения подростков детского дома …………………………………………………………..……….. 28
Заключение ………………………………………………………………………43
Список использованной литературы ………………………………………..45
Приложения …………………………………………………..…………………49
Таблица для пересчета баллов профилей в проценты
Балл |
Процент |
Балл |
Процент |
Балл |
Процент |
0,5 |
2,1 |
8,5 |
35,4 |
16,5 |
68,7 |
1,0 |
4,2 |
9,0 |
37,5 |
17,0 |
70,8 |
1,5 |
6,2 |
9,5 |
39,6 |
17,5 |
72,9 |
2,0 |
8,3 |
10,0 |
41,6 |
18,0 |
75,0 |
2,5 |
10,4 |
10,5 |
43,7 |
18,5 |
77,1 |
3,0 |
12,5 |
11,0 |
45,8 |
19,0 |
79,1 |
3,5 |
14,5 |
11,5 |
47,9 |
19,5 |
81,2 |
4,0 |
16,6 |
12,0 |
50,0 |
20,0 |
83,3 |
4,5 |
18,7 |
12,5 |
52,1 |
20,5 |
85,4 |
5,0 |
20,8 |
13,0 |
54,1 |
21,0 |
87,5 |
5,5 |
22,9 |
13,5 |
56,2 |
21,5 |
89,6 |
6,0 |
25,0 |
14,0 |
58,3 |
22,0 |
91,6 |
6,5 |
27,0 |
14,5 |
60,4 |
22.5 |
93,7 |
7,0 |
29,1 |
15,0 |
62,5 |
23,0 |
95,8 |
7,5 |
31,2 |
15,5 |
64,5 |
23,5 |
97,9 |
8,0 |
33,3 |
16,0 |
66,6 |
24,0 |
100,0 |
Полученное таким образом процентное отношение Е, I, M, OD, ED, NP, представляет выраженные в количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого. На основании профиля числовых данных составляются три основных и один дополнительный образец.
Приложение 3
Исследование тенденций поведения в конфликтной ситуации
(тест Томаса)
В каждой паре суждений выберите одно, отражающее наиболее типичный для Вас стиль поведения при решении задач с коллегами и клиентами/партнерами. Суждения на первый взгляд однообразны, но в каждой паре вопросов ситуацию нужно представить заново.
№ |
Утверждения |
с колле-гами |
с клиен-тами |
1 |
А. Иногда я представлю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. |
||
2 |
А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Я стараюсь уладить дело с учетом интересов партнера и своих собственных. |
||
3 |
А. Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего. Б. Я стараюсь успокоить партнера и, главным образом, сохранить наши отношения. |
||
4 |
А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. |
||
5 |
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезно напряженности. |
||
6 |
А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего. |
||
7 |
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы окончательно решить его со временем. Б. Я считаю возможным в одном уступить, чтобы в другом добиться своего. |
||
8 |
А. Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего. Б. Я первым делом стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. |
||
9 |
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. |
||
10 |
А. Я твердо стремлюсь достичь своего. Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение. |
||
11 |
А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. |
||
12 |
А. Часто я избегаю положений, которые могут вызвать споры. Б. Я даю возможность партнеру в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. |
||
13 |
А. Я предлагаю среднюю (половинчатую) позицию. Б. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему. |
||
14 |
А. Я сообщаю партнеру свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б. Я пытаюсь показать партнеру логику и преимущество моих взглядов. |
||
15 |
А. Я стараюсь успокоить партнера и, главным образом, сохранить наши отношения. Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. |
||
16 |
А. Я стараюсь не задевать чувства партнера. Б. Я стараюсь убедить партнера в преимуществах моей позиции. |
||
17 |
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезно напряженности. |
||
18 |
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Б. Я даю возможность партнеру в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. |
||
19 |
А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы окончательно решить его со временем. |
||
20 |
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. |
||
21 |
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. |
||
22 |
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения партнера. Б. Я отстаиваю свои желания. |
||
23 |
А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Б. Иногда я представлю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. |
||
24 |
А. Если позиция партнера кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям. Б. Я стараюсь убедить партнера прийти к компромиссу. |
||
25 |
А. Я пытаюсь показать партнеру логику и преимущество моих взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. |
||
26 |
А. Я предлагаю среднюю (половинчатую) позицию. Б. Я всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. |
||
27 |
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Если это сделает партнера счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. |
||
28 |
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у партнера. |
||
29 |
А. Я предлагаю среднюю (половинчатую) позицию. Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. |
||
30 |
А. Я стараюсь не задеть чувства партнера. Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с партнером могли добиться успеха. |
Спасибо за сотрудничество!
ключ к тесту Томаса
Подсчитайте количество баллов (каждый ответ принимается за один балл) и постройте профиль соотношения стилей поведения в соответствие с таблицей. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению тех или иных форм поведения в различных, в том числе конфликтных, ситуациях (преобладающий стиль поведения тот, по которому индивид набрал наибольшее количество баллов).
№ вопроса |
Конфронта-ция |
Сотрудниче-ство |
Компромисс |
Избегание |
Приспособ-ление |
А |
Б | ||||
Б |
А |
||||
А |
Б | ||||
А |
Б | ||||
А |
Б |
||||
Б |
А |
||||
Б |
А |
||||
А |
Б |
||||
Б |
А |
||||
А |
Б |
||||
А |
Б | ||||
Б |
А |
||||
Б |
А |
||||
Б |
А |
||||
Б |
А | ||||
Б |
А | ||||
А |
Б |
||||
Б |
А | ||||
А |
Б |
||||
А |
Б |
||||
Б |
А | ||||
Б |
А |
||||
А |
Б |
||||
Б |
А | ||||
А |
Б | ||||
Б |
А |
||||
А |
Б | ||||
А |
Б |
||||
А |
Б |
||||
Б |
А | ||||
Сумма |
Приложение 4
Программа «Коррекция агрессивного поведения подростков»
Учебно-тематический план занятий
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
Формы работы |
Методическое, техническое, диагностическое, др. обеспечение |
1 |
Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния |
Упражнение «Прогноз погоды» |
1 час |
Групповая работа |
Лист ватмана листы бумаги, карандаши, восковые мелки |
2 |
«Проблемы – на передний план» – правило взаимодействия в команде. |
Упражнение «Камушек в ботинке» |
1 час |
Групповая работа |
Бумага, карандаши. |
3 |
Работа с гневом и обидами |
Упражнение «Спустить пар» и, или «Шутливое письмо» |
1 час |
Групповая работа |
Бумага, карандаши, корзина для бумаг |
4 |
Агрессия может быть конструктивной |
Игра «Датский бокс» |
1 час |
Групповая работа |
Изоматериалы. |
5 |
Что такое «Агрессивное поведение» |
Упражнение «Агрессивное поведение |
1 час |
Групповая работа |
Бумага, карандаши. |
6 |
Снимаем напряжение |
Упражнение «Безмолвный крик» |
1 час |
Групповая работа |
Изоматериалы. |
7 |
Положительное лидерство |
Упражнение «Король» |
1 час |
Групповая работа | |
8 |
Формирование навыков |
Упражнение «Любовь и злость |
1 час |
Групповая работа | |
9 |
Умение распознавать эмоциональное состояние |
Упражнение «Пиктограммы» |
1 час |
Групповая работа |
Бумага, карандаши, пиктограммы «Эмоции» (см. Приложение ) |
10 |
Конструктивные способы |
Упражнение «Ковер мира» |
1 час |
Групповая работа |
Кусок пледа или мягкий коврик, фломастеры, клей и материалы для оформления декораций: алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и т .п. |
Описание занятий
Занятие №1
Ритуал приветствия
«Комплимент»
Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия «Комплимента»:
Обсуждение и принятие групповых правил. Правила принимаются совместно и вывешиваются в комнате для занятий. Во время работы ведущий постоянно обращается к ним. Примерный перечень правил:
Разминка: «Змейка»
Вся группа выстраивается за тренером в затылок, кладет руки на плечи предыдущему участнику и двигается по комнате. Задача: не порвать цепочку. Через некоторое время руководитель переходит в конец шеренги, а лидером становится следующий за ним участник и т.д.
«Прогноз погоды»
Цели: Бывают дни, когда подростки (да и учителя) чувствуют себя «не в форме». Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хочется, чтобы их оставили в покое. Получив право побыть какое-то время в одиночестве, подростки легче приходят в нормальное состояние, справляются со своими чувствами и быстрее включаются в жизнь класса. С помощью этого упражнения учитель дает подростку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие подростки учатся уважать такое состояние души у каждого человека.
Материалы: Бумага и восковые мелки.
Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя невыспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.
Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой «прогноз погоды». Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.