Социально-педагогическая деятельность по коррекции агрессивного поведения у подростков в детском доме

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что по данным Государственного комитета России сейчас в Российской Федерации по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детей (около 18 миллионов) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 миллион беспризорных, 330 тысяч преступлений совершено подростками, 2 тысячи детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тысячи детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тысяч детей; 745 детских домов для 84 тысяч детей, 237 школ-интернатов для 71 тысячи детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке. Ежегодно убегает 50 тысяч из-за жестокого обращения родителей

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Социально-педагогическая деятельность с подростками детского дома …………………………………………………………………………………7
Социально-педагогическая деятельность в детском доме: понятие, направления, формы и методы ………………………………………….………. 7
Причины агрессивного поведения подростков детского дома … 13
Формы и методы коррекции агрессивного поведения подростков детского дома ………………………………………………………………….… 16
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков детского дома и его коррекция ……………………………………………… 22
2.1. Программа исследования агрессивного поведения подростков детского дома и анализ результатов ………………………………………….. 22
2.2. Программа по коррекции агрессивного поведения подростков детского дома …………………………………………………………..……….. 28
Заключение ………………………………………………………………………43
Список использованной литературы ………………………………………..45
Приложения …………………………………………………..…………………49

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 856.50 Кб (Скачать)

Таблица для пересчета баллов профилей в проценты

Балл

Процент

Балл

Процент

Балл

Процент

0,5

2,1

8,5

35,4

16,5

68,7

1,0

4,2

9,0

37,5

17,0

70,8

1,5

6,2

9,5

39,6

17,5

72,9

2,0

8,3

10,0

41,6

18,0

75,0

2,5

10,4

10,5

43,7

18,5

77,1

3,0

12,5

11,0

45,8

19,0

79,1

3,5

14,5

11,5

47,9

19,5

81,2

4,0

16,6

12,0

50,0

20,0

83,3

4,5

18,7

12,5

52,1

20,5

85,4

5,0

20,8

13,0

54,1

21,0

87,5

5,5

22,9

13,5

56,2

21,5

89,6

6,0

25,0

14,0

58,3

22,0

91,6

6,5

27,0

14,5

60,4

22.5

93,7

7,0

29,1

15,0

62,5

23,0

95,8

7,5

31,2

15,5

64,5

23,5

97,9

8,0

33,3

16,0

66,6

24,0

100,0


Полученное таким образом  процентное отношение Е, I, M, OD, ED, NP, представляет выраженные в количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого. На основании профиля числовых данных составляются три основных и один дополнительный образец.

  1. Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответа, независимо от его типа. Экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, частоты Е – 14, I – 6, М – 4, записываются Е > I > М.
  2. Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Записываются знаковые символы так же, как и в предыдущем случае. Например, мы получили ОД – 10, ED – 6,NP – 8. Записываются: OD > NP > ED.
  3. Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов, независимо от типа и направления ответа. Записываются, например, Е > Е’ > М.
  4. Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов Е и I в ситуациях «препятствия» и ситуациях «обвинения». Сумма Е и I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчет Е и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33%. Для целей интерпретации полученные проценты могут быть сравнены с этим максимальным числом.

 

 

Приложение 3

Исследование  тенденций поведения в конфликтной ситуации

(тест Томаса)

 

В каждой паре суждений выберите одно, отражающее наиболее типичный для  Вас стиль поведения при решении задач с коллегами и клиентами/партнерами. Суждения на первый взгляд однообразны, но в каждой паре вопросов ситуацию нужно представить заново.

 

 

 

 

 

Утверждения

с колле-гами

с клиен-тами

1

А. Иногда я представлю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

   

2

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я стараюсь уладить дело с учетом интересов партнера и своих собственных.

   

3

А. Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить партнера и, главным образом, сохранить наши отношения.

   

4

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

   

5

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезно напряженности.

   

6

А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

   

7

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы окончательно решить его со временем.

Б. Я считаю возможным в одном уступить, чтобы в другом добиться своего.

   

8

А. Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

   

9

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

   

10

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

   

11

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

   

12

А. Часто я избегаю положений, которые могут вызвать споры.

Б. Я даю возможность партнеру в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

   

13

А. Я предлагаю среднюю (половинчатую) позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

   

14

А. Я сообщаю партнеру свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать партнеру логику и преимущество моих взглядов.

   

15

А. Я стараюсь успокоить партнера и, главным образом, сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

   

16

А. Я стараюсь не задевать чувства партнера.

Б. Я стараюсь убедить партнера в преимуществах моей позиции.

   

17

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезно напряженности.

   

18

А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность партнеру в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

   

19

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы окончательно решить его со временем.

   

20

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

   

21

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

   

22

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения партнера.

Б. Я отстаиваю свои желания.

   

23

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я представлю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

   

24

А. Если позиция партнера кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить партнера прийти к компромиссу.

   

25

А. Я пытаюсь показать партнеру логику и преимущество моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

   

26

А. Я предлагаю среднюю (половинчатую) позицию.

Б. Я всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

   

27

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает партнера счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

   

28

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у партнера.

   

29

А. Я предлагаю среднюю (половинчатую) позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

   

30

А. Я стараюсь не задеть чувства партнера.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с партнером могли добиться успеха.

   

Спасибо за сотрудничество!

ключ к тесту Томаса

Подсчитайте количество баллов (каждый ответ принимается  за один балл) и постройте профиль соотношения стилей поведения в соответствие с таблицей. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению тех или иных форм поведения в различных, в том числе конфликтных, ситуациях (преобладающий стиль поведения тот, по которому индивид набрал наибольшее количество баллов).

 

№ вопроса

Конфронта-ция

Сотрудниче-ство

Компромисс

Избегание

Приспособ-ление

     

А

Б

 

Б

А

   

А

     

Б

   

А

 

Б

 

А

 

Б

 

Б

   

А

 
   

Б

А

 

А

Б

     

Б

   

А

 

А

 

Б

   
 

А

   

Б

   

Б

А

 

Б

 

А

   

Б

А

     
     

Б

А

Б

     

А

А

   

Б

 
   

Б

 

А

 

А

 

Б

 
 

А

Б

   
 

Б

   

А

Б

 

А

   
 

А

 

Б

 
   

Б

 

А

А

     

Б

 

Б

А

   
     

А

Б

А

Б

     
   

А

Б

 
 

Б

   

А

Сумма

         

 

 

Приложение 4

Программа «Коррекция агрессивного поведения подростков»

Учебно-тематический план занятий

 

№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

Формы работы

Методическое, техническое, диагностическое, др. обеспечение

1

Осознание и понимание своих  эмоций и внутреннего состояния

Упражнение «Прогноз погоды»

1 час

Групповая работа

Лист ватмана листы бумаги, карандаши, восковые мелки

2

«Проблемы – на передний план» – правило взаимодействия в команде.

Упражнение «Камушек в ботинке»

1 час

Групповая работа

Бумага, карандаши.

3

Работа с гневом и обидами

Упражнение «Спустить пар» и, или  «Шутливое письмо»

1 час

Групповая работа

Бумага, карандаши, корзина для бумаг

4

Агрессия может быть конструктивной

Игра «Датский бокс»

1 час

Групповая работа

Изоматериалы.

5

Что такое «Агрессивное поведение»

Упражнение «Агрессивное поведение

1 час

Групповая работа

Бумага, карандаши.

6

Снимаем напряжение

Упражнение «Безмолвный крик»

1 час

Групповая работа

Изоматериалы.

7

Положительное лидерство

Упражнение «Король»

1 час

Групповая работа

8

Формирование навыков отреагирования эмоций

Упражнение «Любовь и злость

1 час

Групповая работа

9

Умение распознавать эмоциональное  состояние

Упражнение «Пиктограммы»

1 час

Групповая работа

Бумага, карандаши, пиктограммы «Эмоции» (см. Приложение )

10

Конструктивные способы разрешения конфликта.

Упражнение «Ковер мира»

1 час

Групповая работа

Кусок пледа или мягкий коврик, фломастеры, клей и материалы для оформления декораций: алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и т .п.


 

Описание занятий

Занятие №1

Ритуал приветствия

«Комплимент»

Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия «Комплимента»:

  1. Обращение по имени.
  2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

Обсуждение и принятие групповых правил. Правила принимаются совместно и вывешиваются в комнате для занятий. Во время работы ведущий постоянно обращается к ним. Примерный перечень правил:

  1. Добровольность участия при четком определении своей позиции: выполнение задания и проговор только с согласия участника.
  2. Правило «Стоп»: если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать «стоп».
  3. Конфиденциальность. Все обсуждение только в круге.
  4. Правило «Здесь и теперь», говорить только о том, что происходит внутри группы.
  5. Активность.
  6. Искренность в общении.
  7. Оценивается только поступок, а не личность человека.

Разминка: «Змейка»

Вся группа выстраивается  за тренером в затылок, кладет руки на плечи предыдущему участнику и двигается по комнате. Задача: не порвать цепочку. Через некоторое время руководитель переходит в конец шеренги, а лидером становится следующий за ним участник и т.д.

«Прогноз погоды»

Цели: Бывают дни, когда подростки (да и учителя) чувствуют себя «не в форме». Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хочется, чтобы их оставили в покое. Получив право побыть какое-то время в одиночестве, подростки легче приходят в нормальное состояние, справляются со своими чувствами и быстрее включаются в жизнь класса. С помощью этого упражнения учитель дает подростку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие подростки учатся уважать такое состояние души у каждого человека.

Материалы: Бумага и восковые мелки.

Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя невыспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.

Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что  вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой «прогноз погоды». Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по коррекции агрессивного поведения у подростков в детском доме