Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что по данным Государственного комитета России сейчас в Российской Федерации по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детей (около 18 миллионов) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 миллион беспризорных, 330 тысяч преступлений совершено подростками, 2 тысячи детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тысячи детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тысяч детей; 745 детских домов для 84 тысяч детей, 237 школ-интернатов для 71 тысячи детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке. Ежегодно убегает 50 тысяч из-за жестокого обращения родителей
Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Социально-педагогическая деятельность с подростками детского дома …………………………………………………………………………………7
Социально-педагогическая деятельность в детском доме: понятие, направления, формы и методы ………………………………………….………. 7
Причины агрессивного поведения подростков детского дома … 13
Формы и методы коррекции агрессивного поведения подростков детского дома ………………………………………………………………….… 16
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков детского дома и его коррекция ……………………………………………… 22
2.1. Программа исследования агрессивного поведения подростков детского дома и анализ результатов ………………………………………….. 22
2.2. Программа по коррекции агрессивного поведения подростков детского дома …………………………………………………………..……….. 28
Заключение ………………………………………………………………………43
Список использованной литературы ………………………………………..45
Приложения …………………………………………………..…………………49
В случае использования данной модификации после завершения упражнения можно задать вопрос группе: «Как вам кажется, какое состояние у каждого из нас?». После того как относительно каждого высказывается несколько гипотез, следует обратиться к самому человеку с тем, чтобы он сам сказал, какое у него состояние.
Этот вариант упражнения хорошо использовать, если далее предполагается работа, связанная с пониманием состояния собеседника или своего состояния в общении, с вербализацией этого состояния.
Модификация 2
Инструкция:
Участники стоят по кругу.
«Пусть каждый из нас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние, и все мы будем повторять движение каждого 3-4 раза, стараясь при этом вчувствоваться в состояние другого человека».
Обсуждение и эффект этой модификации сходны с теми, что описаны в модификации 1.
8. « Цвета»
Участники группы садятся по кругу.
Инструкция: «Сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые повторяются дважды, т. е., если вам, например, досталась карточка, на которой написано „красный», то вы знаете, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять название овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать те цвета, которые соответствуют названным. Иногда я буду произносить названия предметов, которые не являются овощем или фруктом. В этом случае все остаются сидеть. По ходу упражнения внимательно следите за действиями остальных участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет».
В конце упражнения тренер предлагает объединиться в пары тем, кому достались одинаковые цвета. Объединение в пары происходит молча. После того как пары образованы, каждая пара по очереди говорит, какой у нее цвет.
9. «Кто начинает?»
Инструкция:
Все участники становятся по кругу.
«Пусть кто-то из вас выйдет за дверь. Мы (те, кто останется) выберем одного человека, который будет инициатором движения. Он будет выполнять какие-либо движения, время от времени меняя их, а мы все будем их повторять. Участник, находившийся за дверью, вернется в комнату, встанет в центр круга и, внимательно наблюдая за нами, постарается понять, кто же является инициатором движения». Когда один из участников выйдет за дверь, группа решает, кто будет инициатором движения.
«Обратите внимание на то, как будет происходить смена движения. Постараемся не смотреть на Олега (тренер называет имя того участника, который избран инициатором движения). Олег, а ты постарайся менять движения часто, помня о том, что делать это надо незаметно «.
В ролях инициатора движения и того, кто пытается его обнаружить, могут выступить несколько человек. Тренер может предложить кому-либо это сделать или спросить, нет ли желающих выступить в этих ролях.
В ходе обсуждения упражнения тренер спрашивает о впечатлениях участников, о том, как, каким способом удавалось найти инициатора движения, что можно было сделать участникам, чтобы затруднить решение этой задачи.
10. Упражнение «Компот»
Участники сидят в кругу, ведущий стоит, так как у него нет стула. Ведущий обращается к участникам с просьбой: «Пусть сейчас встанут и поменяются местами те, кто любит мороженое». Когда участники встали – ведущий быстро занимает место одного из них. Тот, кто остался без места, становится ведущим.
Условия:
Возможные упражнения для ритуала приветствия и прощания
«Комплимент»
Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия «Комплимента»:
Можно видоизменить упражнение в «Комплимент – пожелание», каждый комплимент должен заканчиваться приятным пожеланием.
«Приветствие»
Участники садятся по кругу.
Начнем нашу работу так: встанем (ведущий встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза, главное – никого не пропустить.
После выполнения упражнения ведущий задает группе один из вопросов: «Как настроение?», «Как вы себя чувствуете?», «Можем ли мы приступать к работе?»
«Самопохвала»
Участникам предлагается встать на какое-нибудь возвышение, например, на стул, и похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания.
Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что самопознание – тяжелый труд. Кроме того, оно готовит учащихся к выполнению следующего задания.
«Я хочу сказать «Спасибо»»
Инструкция: Мы часто, а может быть и не очень часто, говорим «спасибо». Так принято. Принято благодарить за подарки, за вкусный обед, за оказанную услугу и за многое другое. Слово «спасибо» приятно не только тому, кто его слышит, но и тому, кто произносит. Не верите? Давайте проверим. Часто мы забываем или просто не успеваем поблагодарить человека за что-то важное, что он для нас сделал или делает. Сейчас в течение двух минут мы посидим молча. В это время постарайтесь вспомнить человека, которому вы хотели бы сказать «спасибо», и за что именно вы благодарны ему.
Приложение 5
Маршрут постинтернатной адаптации на воспитанницу К. на период 2013-2014 уч.г.
Показатели готовности к выпуску |
Препятствующие и способствующи |
Мероприятия, планируемые по подготовке воспитанника к выпуску из детского дома |
Организация деятельности в период постинтернатной адаптации |
Состояние физического и психического здоровья воспитанника. |
- Врожденная двухсторонняя косолапость. - Правосторонний сколиз грудного отдела. - Инвалидность. - Ювенильная струма 1 степени. - Функциональная кардиопатия. |
- Прохождение комиссии на предмет определения группы инвалидности. - Ознакомление с существующими льготами медицинского обслуживания (льготные рецепты, льготное санаторно-курортное лечение). - Информирование о дальнейшем медицинском наблюдении (сроки прохождения мед. осмотров, адрес поликлиники, каких специалистов необходимо пройти: участковый терапевт, гинеколог, хирург, кардиолог, эндокринолог, стоматолог). - Организация практических занятий (спецкурс «Старт») по вопросам оказания доврачебной помощи, соблюдения санитарно- Отв.: медицинское подразделение. |
Организация консультационной помощи в форме индивидуальных бесед по вопросам: – медицинского наблюдения у врачей-специалистов; -организация лечебно- Контроль за посещением врачей-специалистов в связи с продлением инвалидности. Отв.: педагог-куратор Ткачева С.Г. |
Учебная успеваемость и
возможность дальнейшего обучен |
препятствующих факторов нет. Успевает по программе специальной (коррекциоиной) школы VIII вида, учится на «4» и «5». |
Консультирование по предметам общеобразовательного цикла. Индивидуальные занятия на каникулах. |
Консультирование по возможности дальнейшего обучения, в случае если не поступит в училище. |
Профопределение, возможность получения работы по профессии, разные варианты трудоустройства. |
- Нет профессионального образования. - Имеет представление о своих медицинских противопоказаниях при выборе профессии. - Мотив выбора профессий материальное благополучие и творчество в работе. - Привлекают профессии: швея-мотористка, няня, мастере по пошиву одежды. В будущей работе возможны деструктивные конфликты, проявление пассивности. |
Профопределение, варианты получения профессионального образования: 1. Обучение профессии портного в ПУ №41 в 2007-2009 уч.г. 2. Курсы при ЦЗН. 3. Обучение на рабочем месте (ателье «Ажур»). Варианты трудоустройства: - по специальности полученной в период школьного обучения (воспитатель); - по специальности вязальщицы (в ателье «Ажур»); - по специальности портной (после окончания ПУ №41). Отв.: зам. директора по РР Денисенко Е.Л. Профессиональные пробы: - надомная работа, - трудоустройство в летнее время. Отв.: социальный педагог Ткачева С.Г. |
консультирование о льготах инвалидов. - Помощь в трудоустройстве. - Взаимодействие с работодателями в целях успешной адаптации на рабочем месте. Консультационная помощь но запросам воспитанницы. Отв.: педагог-куратор Ткачева С.Г. |
Возможные варианты жизнеустройства. |
Прописана в однокомнатной квартире со старшим братом (желание брата продать квартиру или разменять без учета интересов девочки). |
- Контроль за сохранностью жилья. - Информирование воспитанницы о возможных затруднениях в решении квартирного вопроса. - Правовая и социальная защита через теоретические и практические занятия по темам курса «Старт» («Собственность, виды собственности», «недвижимость, операции на рынке недвижимости», «приватизация», «документы по жилью»). Отв.: социальный педагог Ткачева С.Г. |
- Контроль за сохранностью жилья, в случае если поступит в училище г. Каменск-Уральский. - Информирование администрации ПУ №41 о негативном влиянии родственников. Оказание помощи в решении квартирного вопроса (после достижения 18 лет). Как вариант решения проблемы: одновременная продажа квартиры и покупка комнаты. Отв.: социальный педагог Ткачева С.Г. |
Материальное благосостояние. |
- Требуется ремонт квартиры. – Не обеспечена необходимой мебелью, бытовой техникой, кухонной утварью и т.д. Имеются денежные средства от поступлений по инвалидности. - Долг за коммунальные услуги. |
- Цикл практических и теоретических занятий по курсу «Старт» (блок «социально-бытовая ориентировк - Памятки по ведению домашнего хозяйства в дневнике выпускника. - Консультирование о льготах инвалидов, оформление необходимых документов. - Контроль за поступлением денежных средств. - Погашение долга по коммунальным услугам за счет сдачи квартиры в наем. Отв.: социальный педагог Ткачева С.Г. |
Помощь в благоустройстве |
Наличие благополучных родственников, обеспечивающих благоприятный семейный климат. |
-Наличие близких и дальних
родственников, не -Страх взаимоотношений с |
- Формирование умения противостоять неблагоприятному влиянию родственников через цикл занятий по программе «Психологическое здоровье» (блок «психологическая готовность к выпуску из детского дома»). Отв.: педагог-психолог Ераскина Л.В. - Консультирование о возможных проблемах во взаимоотношениях с родственниками. |
Консультирование воспитанницы в случае притязаний родственников на квартиру и денежные средства. Отв.: педагог-куратор Ткачева С.Г. |
Уровень социальной компетентности: 1. Уровень развития психических процессов, психо- эмоциональное состояние, самооценка. 2. Уровень сформированности основных социальных компетенций. |
- Уровень развития психических процессов - средний, трудности в умозаключении. Психо-эмоциональное состояние: тревожность, неуверенность в себе, конфликтность, агрессивность. - Самооценка – средняя (адекватная). - Страх перед выходом из детского дома. - Достаточно широкий круг общения, способна сопереживать чужой боли. - Способна различать плохое и хорошее, может осуждать или одобрять поступки людей. -Охотно отзывается на просьбы о помощи. |
- Отработка фраз в различных жизненных ситуациях (моделирование ситуации) эмоциональному состоянию через «Я – высказывание», анализ конфликтных ситуаций, дневник настроения. - формирование умения противостоять влиянию родственников. - Формулы позитивного мнения «Я могу», «Я буду». - Усиление самостоятельности, приобретение социальных навыков. |
-Психологическое -Памятки: - «Психология настроения». - «10 шагов уверенности в себе». - «Защита от стресса». |
Определение уровня готовности к выпуску из детского дома воспитанницы ГКОУ «Новоуткинский детский дом» К.
Показатели готовности к выпуску из детского дома |
Уровень готовности по каждому показателю |
Общий уровень |
Состояние физического и психического здоровья. |
Недостаточный |
Недостаточный |
Возможные варианты жизнеустройства. |
Недостаточный |
|
Наличие благоприятных родственников, обеспечивающих благоприятный семейный климат в период адаптации. |
Недостаточный |
|
Материальное благосостояние. |
Недостаточный |
|
Учебная успеваемость, возможность дальнейшего обучения. |
Достаточный |
|
Профопределение, возможность получения работы по профессии, разные варианты трудоустройства. |
Недостаточный |
|
Уровень сформированности основных социальных компетенций. |
Недостаточный |
|
Наличие интересов, склонностей, способностей для организации конструктивных форм досуга. |
Достаточный |
|
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Организационные мероприятия |
|
Сентябрь
Постоянно |
Педагог-психолог
Воспитатель |
2. Создание условий для - подтверждение результатов работы устройства выпускников и воспитанников в образовательные учреждения;
|
Сентябрь
Октябрь
Постоянно
Еженедельно
По мере необходимости
Еженедельно
Октябрь Декабрь Март Май
Постоянно
В течение года
Апрель-май
В течение года
В течение года
Ноябрь Январь Апрель Май |
Социальный педагог
Зам.директора по реабил-ной работе
Воспитатели групп
Зам.директора по реабил-ной работе
Воспитатели групп
Учителя
Зам.директора по реабил-ной работе
Педагог-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог
Учитель-дефектолог
Воспитатели групп
Педагог-организатор
Зам.директора по УВР
Воспитатели групп Медицинская служба | |
|
СентябрьПостоянно
Постоянно
Постоянно
В течение года
Ежемесячно
В течение года
По мере необходимости
В течение года
По плану
По плану
Ноябрь Февраль
В течение года
В летний период
В течение года
В течение года
Сентябрь
В течение года
По плану
В течение года |
Реабилитационная служба
Воспитатели групп
Социальный педагог Зам.директора по реабилитационной работе
Воспитатели групп
Зам.директора по реабилитационной работе
Педагог-организатор
Воспитатели групп
Воспитатели групп
Алексеева Н.В.
Инспектор ОДН
Зам.директора по УВР Воспитатель групп
Социальный педагог Педагог-организатор
Социальный педагог
Инспектор ОДН Зам.директора по РР Социальный педагог
Педагог-психолог Педагог-организатор
Воспитатель групп
Воспитатели групп | |
4. Медико – психолого –
|
Ноябрь Апрель
Ежемесячно
Сентябрь
В течение года
В течение года |
Врач – педиатр
Врач – психиатр
Реабилитационная служба
Реабилитационная служба
Зам.директора по реабилитационной работе | |
Контроль |
|
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
2 раза в год |
Воспитатели групп
Воспитатели групп
Воспитатели групп
Воспитатели групп
Воспитатели групп
Социальный педагог Социальный педагог Инспектор ОДН |