Социально-педагогическая деятельность по коррекции агрессивного поведения у подростков в детском доме

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что по данным Государственного комитета России сейчас в Российской Федерации по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детей (около 18 миллионов) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 миллион беспризорных, 330 тысяч преступлений совершено подростками, 2 тысячи детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тысячи детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тысяч детей; 745 детских домов для 84 тысяч детей, 237 школ-интернатов для 71 тысячи детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке. Ежегодно убегает 50 тысяч из-за жестокого обращения родителей

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Социально-педагогическая деятельность с подростками детского дома …………………………………………………………………………………7
Социально-педагогическая деятельность в детском доме: понятие, направления, формы и методы ………………………………………….………. 7
Причины агрессивного поведения подростков детского дома … 13
Формы и методы коррекции агрессивного поведения подростков детского дома ………………………………………………………………….… 16
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков детского дома и его коррекция ……………………………………………… 22
2.1. Программа исследования агрессивного поведения подростков детского дома и анализ результатов ………………………………………….. 22
2.2. Программа по коррекции агрессивного поведения подростков детского дома …………………………………………………………..……….. 28
Заключение ………………………………………………………………………43
Список использованной литературы ………………………………………..45
Приложения …………………………………………………..…………………49

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 856.50 Кб (Скачать)

 

Проанализировав полученные результаты, нами было выявлено количество подростков, обладающих следующими видами агрессивных и враждебных реакций: физическая агрессия – 2 мальчика (16%) и 1 девочка (8%), косвенная агрессия – 1 мальчик (8%) и 1 девочка (8%), раздражение – 2 девочки (16%), негативизм – 1 девочка (8%), обида – 1 мальчик (8%), подозрительность – 0 подростков, вербальная агрессия – 1 мальчик (8%) и 1 девочка (8%), угрызения совести и чувство вины – 1 девочка (8%).

Анализ табличных и  графических данных (см. рисунок 1) показал, что в данной группе испытуемых 64% подростков-воспитанников детского дома имеют проявление агрессивного поведения и враждебности: из них 24% мальчики и 40% девочки. Причем у девочек большее проявление имеют вербальная агрессия, раздражение и негативизм, а у мальчиков – физическая агрессия.

Рисунок 1

Результаты методики «Опросник Басса-Дарки» диагностирующей виды агрессивных проявлений во время исследования.

 

Методика 2. «Методика рисуночной фрустрации» Тест Розенцвейга. Методика разработана С. Розенцвейгом и предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности (см. Приложение 2). Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.

Рассмотрим полученные результаты по этой методике (см. таблицу 3).

 

Таблица 3.

Результаты методики «Методика рисуночной фрустрации» диагностирующей фрустрационные реакции на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п

Имя ребёнка

GCR,

в %

Типы реакции

OD

ED

NP

1

Алексей А.

43,7

 

в

 

2

Алина Р.

52,1

+

н

 

3

Арина Ю

47,9

 

н

 

4

Белла А.

72,9

 

а

+

5

Гарик А

25

+

в

 

6

Гоша Н.

47,9

 

в

 

7

Ирина В.

50

 

в

 

8

Инна С.

54,1

+

в

 

9

Игорь Ф.

86,9

+

а

+

10

Катя А.

50

+

н

 

11

Юрий Р.

87,5

 

н

 

12

Юля Д.

93,7

+

н

 

 

Где: GCR – коэффициент групповой конформности (конфликтность личности), OD – фиксация на препятствии, ED – фиксация на самозащите (самооценка), NP – фиксация на удовлетворение потребностей

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в исследуемой нами группе у 83% подростков-воспитанников детского дома самооценка занижена или завышена, что влияет на их конфликтное поведение. В результате – 50% конфликтных подростков, где 16% мальчиков и 34% девочек

Методика 3. Опросник К. Томаса. Методика разработана К. Томасом и направлена на определение стиля поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению (см. Приложение 3).

Рассмотрим полученные результаты по этой методике (см. таблицу 4).

 

Таблица 4 .

Результаты методики «Опросник К. Томаса» диагностирующей стиль поведения в конфликтной ситуации на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п

Имя ребёнка

Соперни

чество

Сотруд

ничество

Компро

мисс

Избегание

Приспособ

ление

1

Алексей А.

       

+

2

Алина Р.

     

+

 

3

Арина Ю

     

+

 

4

Белла А.

 

+

     

5

Гарик А

+

       

6

Гоша Н.

       

+

7

Ирина В.

+

       

8

Инна С.

+

       

9

Игорь Ф.

     

+

 

10

Катя А.

     

+

 

11

Юрий Р.

+

       

12

Юля Д.

     

+

 
 

Всего человек

2 м и 2 д

1 д

0

1 м и 4 д

2 м.

 

В процентах

33

8

0

42

17


 

Таким образом, результаты, представленные в таблице, показывают, что из стилей поведения в конфликтной ситуации чаще всего в группе испытуемых используется стиль соперничество (33% – 16,5% мальчиков и 16,5% девочек) и избегание от участия в конфликте (42%– 9% мальчиков и 33% девочек); по результатам исследований меньше всего испытуемые владеют стилем сотрудничество (8%) и компромисс (0%).

Значит можно сказать, что в данной группе не рационально  используются стили поведения в конфликтной ситуации, а именно – чаще всего используется стиль соперничества и избегания от участия в конфликте, что, несомненно, оказывает негативное влияние на социально-психологический климат в группе, поэтому ситуация здесь характеризуется высокой конфликтностью.

Анализ результатов  исследования по данной методике показал, что в группе преобладают такие  особенности личности, как: невротичность, раздражительность, реактивная агрессивность и неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, недостаточной саморегуляции в 116% случаев у мальчиков и 80% у девочек.

Итак, можно сделать вывод о том, что необходимо провести коррекционную работу и дать практические рекомендации по коррекции снижения агрессивного поведения проявляющейся у мальчиков и девочек подросткового возраста, а также по стабилизации уровня самооценки до адекватной, повышению уровня самоконтроля, способность и умение держаться принятой линии поведения.

 

 

2.2. Программа по коррекции агрессивного поведения подростков детского дома

 

 

 

На основании проведенного исследования нами была разработана программа по коррекции агрессивного поведения подростков детского дома.

Исходной точкой педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков-воспитанников детского дома в учебной деятельности является глубокая диагностика их познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы, предстоящей работы, без убеждения в значимости знаний и умений трудно надеяться на проявление воспитанниками активного отношения к изучению учебного материала. Из чего же складывается мотивация учебной деятельности, что вызывает и поддерживает познавательный интерес учащихся? Первое, что необходимо сделать – это создать ситуации желания получения знаний на этапе восприятия нового материала: ситуации, эмоционально благоприятные для восприятия знаний; ситуации, связанные с раскрытием практической и познавательной значимости изучаемого материала; ситуации, способствующие осознанию недостаточности своих знаний и умений, необходимости приобретения новых. В усилении мотивации учебной деятельности важную роль играют эмоциональный фон учебной деятельности, состояние занимательности, удивления в восприятии предлагаемого материала. В наиболее сложных случаях освоения учебного материала это может быть установка на получение новых знаний через призыв к особому вниманию, через создание определенного интеллектуального напряжения при освоении материла учебной программы.

Чтобы усилить эмоционально-действенную  сторону коррекционно-познавательного  процесса, необходимо задействовать  еще одно направление этого процесса – овладение воспитанниками познавательными умениями. В ходе формирования познавательных умений выделяют два пути: первый путь – организация специальных указаний, правил и других предписаний, апеллирующих к мыслительным операциям и прямо влияющих на процесс их протекания; косвенный путь формирования познавательных умений проявляется в специальном подборе содержания учебного материала. При формировании познавательных умений необходимо прежде всего разъяснить назначение данных умений, их роль в приобретении знаний (умение работать с книгой, справочной литературой и др.). Для слабоуспевающих и отстающих подростков с девиантным поведением в процессе формирования учебных умений не менее важным является систематичность и последовательность в отработке каждого умения, т.е. нельзя не переходить к новому, не усвоив предыдущую операцию (обобщение, систематизация материала). В формировании и развитии учебно-познавательных умений большую роль играет алгоритмизация отработки умений, т.е. точные общепринятые предписания по выполнению в определенной последовательности элементарных операций для разрешения любой из задач, принадлежащих к определенному типу деятельности. Предписание действий для подростков-воспитанников детского дома с отклонениями в развитии и поведении дисциплинирует их мысль, приучает к последовательному ходу рассуждений, учит строить умозаключения, делать правильные выводы.

Таким образом, образовательно-коррекционная  деятельность в ходе учебно-воспитательного  процесса представляет собой единый процесс эмоционального, оперативного и содержательного свойства, что дает возможность корректировать не только внешнюю сторону учебно-познавательной деятельности, проявляющуюся в выполнении учебных заданий, но и внутреннюю, выражающуюся в отношении воспитанников к учебному предмету вообще и школе в частности.

Воспитательно-коррекционная  работа с подростками во внеурочной работе (приложение 4). Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с отклоняющимся поведением являются участниками и других видов деятельности: общественно полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, игровой и др. Однако доля их участия в этих видах деятельности и сила влияния последних на формирование и развитие личности подростков-воспитанников детского дома разная. Деятельность становится интересной и значимой для подростков, если она приносит эмоциональное удовлетворение чувству достижения намеченной цели. Не менее важным в отношении к деятельности и результативности коррекционного воздействия на подростков-воспитанников детского дома является включение их в позицию активного участника данного вида деятельности. Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и воспитателями и выбрать приемлемую форму поведения. Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) представляет возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создает условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений. Художественно- эстетическая деятельность направлена на развитие способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, на выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, на воспитание у школьников стремления и умений вносить элементы прекрасного во все стороны жизни, бороться с проявлением уродливого, безобразного, низменного. Участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, к своему труду, природе, моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует основы культуры поведения подростка.

Ниже представлена программа «Коррекция агрессивного поведения подростков детского дома» (приложение 4).

Пояснительная записка. Актуальность написания программы. Проблема воспитания подростков-воспитанников детского дома с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения подростков. Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон). Хотя явления детской агрессивного поведения и не имеют массового характера, но мириться с ними наше общество не может. Разноуровневые социально-экономические условия жизни людей, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить в этих условиях приводят наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно нелегко подрастающему поколению. Неизмеримое количество внутренних и внешних факторов воздействуют на подрастающего подростка. Далеко не все подростки могут контролировать свои поступки. Столкновение подростка с миром других подростков, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У подростка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом «арсенале» другого, положительного опыта. Программа коррекции агрессивного поведения подростков-воспитанников детского дома предназначена для расширения базовых социальных умений подростков-воспитанников детского дома с агрессивным поведением.

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, – всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.

Социальные кризисные  процессы, происходящие в современном  обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по коррекции агрессивного поведения у подростков в детском доме