Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:45, курсовая работа
Актуальность нашего исследования определяется современное управление развитием образования, которое вызывает необходимость изменения подхода к определению субъекта образовательной деятельности: его кадровые характеристики должны быть уточнены через категорию «коллектив», которая определяется как социальная общность людей, ориентаций, совместной деятельности и общения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ……5
1.1 Педагогический коллектив как объект управления в ДОУ………………5
1.2 Характеристика методов управления……………………………………..9
Выводы по первой главе……………………………………………………….29
ГЛАВА II ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ: СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В ДОУ…………31
2.1 Цели, задачи опытно – экспериментальной работы……………………31
2.2 Методы сплочения педагогического коллектива в ДОУ…………………37
Выводы по второй главе………………………………………………………43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….46
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ
ВПО «Магнитогорский
Факультет дошкольного образования
Кафедра
управления образованием
Социально психологические методы управления педагогическим коллективом в ДОУ
Курсовая
работа
Студентки
201 группы очной
формы обучения Кузнецовой Елены
Научный руководитель: Перминов Александр Николаевич, ст.преподаватель
Работа защищена
Оценка научного руководителя
____________________________
____________________________
Зав. кафедрой________________
____________________________
«___»________________2011г.
«___»________________2011г.
Магнитогорск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
3
Введение
Актуальность нашего исследования определяется современное управление развитием образования, которое вызывает необходимость изменения подхода к определению субъекта образовательной деятельности: его кадровые характеристики должны быть уточнены через категорию «коллектив», которая определяется как социальная общность людей, ориентаций, совместной деятельности и общения.
Следует иметь в виду, что наша страна, входя в мировое сообщество, испытывает на себе воздействие всех процессов, связанных с её экономическими, политическими и образовательными трансформациями. Такое общество требует принципиально иного типа управления, рассчитанного на управление постоянным и не прерывным развитием образования, осуществляющемуся через инновационно – коммуникативные связи и отношения коллектива ДОУ.
Описать
в связи с уникальностью
Итак, на сегодняшний день существует много авторов, занимающихся проблемой управления персоналом, кадрами организации. Вместе с тем, не так много исследований, конкретизирующих управленческую проблему в плане её направленности на руководство педагогическим коллективом.
В
современной практике управления трудовым
коллективом образовательного учреждения
существует противоречие. С одной
стороны, основным ядром, определяющим
эффективность образовательного процесса
и как следствие эффективной
деятельности образовательного учреждения,
является педагогический коллектив, с
другой стороны, в теории и практике
управления образовательным учреждением
выделяется раздел « управление
персоналом». Это. Наш взгляд, смещает
акцент в деятельности
4
руководителя на стандартную практику работы с кадрами. В связи с этим, объект исследования – педагогический коллектив ДОУ.
Предмет исследования:- социально - психологические методы управления педагогическим коллективом ДОУ.
Цель исследования: - изучить и дать характеристику применения социально – психологических методов управления в процессе руководства педагогического коллектива в ДОУ.
Задачи исследования: - 1.Охарактеризовать педагогический коллектив как объект управления в ДОУ.
2.
Дать общую характеристику
3.Подобрать
и апробировать
4.Подобрать комплекс упражнений и деловых игр направленных на сплоченность педагогического коллектива.
5
Глава
1. Теоретические аспекты проблемы
использования социально –
1.1Педагогический
коллектив как объект
В
данной работе нам важно дать определение
главному понятию – «коллектив».
Если иметь в виду наш аспект
образования и образовательного
учреждения, - то это понятие находиться
в ряду таких категорий, как «человек»,
«индивид», «индивидуальность», «личность»,
но подойти к нему можно, лишь обнаружив
специфические для него характеристики,
разграничив его с понятием «персонал».
После того как дадим общее
представление о «персонале», рассмотрим
понятие «персонал
Сферой
управления в образовательном учреждении
должны стать субъекты образовательного
процесса в их отношениях по поводу
педагогической деятельности. Для описания
субъектов образовательного процесса
видится необходимость
Коллектив - социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.[1.C. 160]
Коллектив – такое объединение людей, которое подразумевает единство и сплоченность, сотрудничество и товарищество, являющихся основой жизнедеятельности и общения людей.
Понятие
«педагогический коллектив» используется
нами как общность педагогов образовательного
учреждения, объединенная на основе общих
мировоззренческих взглядов, воспитательных
целей и задач.
6
Формально
педагогический коллектив считается
штатный состав образовательного учреждения,
включающий педагогов и административных
работников. Однако истинный педагогический
коллектив объединяет единомышленников,
создающих свою воспитательную систему,
строящих образовательный процесс
на взаимодействии педагогов и учащихся
и уважающих личность каждого
воспитанника. Современный педагогический
коллектив выполняет
Любым
коллективом чтобы он не распался
и продолжал выполнять
Следует
отметить, что понятия «управление»
и «руководство» во многом тождественны
и использование их для обозначения
одних и тех же явлений, целенаправленных
действий правомерно. Тем не менее,
между ними имеются определенные
различия. Управлять производством
означает, прежде всего, целенаправленно
воздействовать на все компоненты управляемой
системы для достижения заранее
намеченных результатов.
7
Иными словами, управление производством как процесс, включает людей, материальные, финансовые и другие ресурсы.[19]
Руководство – не только необходимый, но и основной элемент процесса управления, составляющий его главное содержание. Содержание процесса руководства определяется в основном двумя факторами: объёмом полномочий руководителя и характером проблемы, которую ему предстоит решить путем воздействия на подчиненный коллектив или индивид.
Воздействие
руководителя на исполнителей – процесс
непрерывный в такой же мере, в
какой непрерывен процесс производства.
Воздействие субъекта руководства
(руководителя) на объект руководства
(коллектив) является прямой связью. В
свою очередь коллектив
Руководитель,
понимая значение обратной связи
в процессе руководства трудовым
коллективом, должен активизировать поступление
от объекта руководства, прежде всего
информации, необходимой для
принятия обоснованных решений корректирующего
или перспективного характера. Значит,
обратная связь – процесс управляемый.
Руководитель должен активно влиять
на формирование структуры информации,
поступающей от объекта руководства,
с целью обеспечения
Таким
образом, руководство коллективом
– это процесс непрерывного обмена
информацией между субъектом
объектом руководства с целью
сознательного их воздействия друг
на друга.
8
Участие
руководителя в достижении трудовым
коллективом или отдельным
Как организатор руководитель коллектива должен обеспечить высокий уровень организованности руководимого коллектива. Организованность коллектива – это, прежде всего единство действий всех его членов, разных по характеру, темпераменту, физическим и психическим данным, их общая целеустремленность в решении задач повышения эффективности труда и производства. Поэтому руководитель первичного коллектива, как организатор его трудовой деятельности должен уметь ставить перед коллективом конкретные цели и выделять среди них главные, второстепенные. Рационально распределять по времени и пространстве усилия коллектива, по достижению поставленных целей, определять средства и методы решения конкретных задач, развивать инициативу и способности членов коллектива, умело использовать их знания и опыт при распределении заданий по группам рабочих или специалистов. .[1.C. 92]
Таким образом, коллектив – социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Понятие «коллектив» следует разделять с понятием «кадры». Любым коллективом, что бы он ни распался необходимо управлять. Под управлением понимается целенаправленное воздействие лиц, наделенных функциями и компетенцией руководителя.
Далее нами будет проанализирована одна из основных задач руководителя - сплочение трудового коллектива, что и является определенным процессом развития внутригрупповых связей.
9
1.2
Характеристика методов
Управление
персоналом - понятие комплексное, охватывающее
широкий спектр вопросов: от разработки
концепции кадрового
Информация о работе Социально психологические методы управления педагогическим коллективом в ДОУ