Социально психологические методы управления педагогическим коллективом в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность нашего исследования определяется современное управление развитием образования, которое вызывает необходимость изменения подхода к определению субъекта образовательной деятельности: его кадровые характеристики должны быть уточнены через категорию «коллектив», которая определяется как социальная общность людей, ориентаций, совместной деятельности и общения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ……5
1.1 Педагогический коллектив как объект управления в ДОУ………………5
1.2 Характеристика методов управления……………………………………..9
Выводы по первой главе……………………………………………………….29
ГЛАВА II ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ: СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В ДОУ…………31
2.1 Цели, задачи опытно – экспериментальной работы……………………31
2.2 Методы сплочения педагогического коллектива в ДОУ…………………37
Выводы по второй главе………………………………………………………43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….46

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 96.93 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный  университет»

Факультет дошкольного образования

Кафедра управления образованием 
 
 

Социально психологические методы управления педагогическим коллективом в ДОУ

Курсовая  работа 
 
 

                  Студентки 201 группы         очной формы обучения Кузнецовой Елены                                                             Сергеевны  

                  Научный руководитель: Перминов Александр   Николаевич, ст.преподаватель

Работа  защищена

Оценка  научного руководителя

____________________________

____________________________

Зав. кафедрой________________

____________________________

«___»________________2011г.

«___»________________2011г.

Магнитогорск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ……5 1.1 Педагогический коллектив как объект управления в ДОУ………………5 1.2 Характеристика методов управления……………………………………..9 Выводы по первой главе……………………………………………………….29 ГЛАВА II ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ: СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В ДОУ…………31 2.1 Цели, задачи опытно – экспериментальной работы……………………31 2.2 Методы сплочения педагогического коллектива в ДОУ…………………37 Выводы по второй главе………………………………………………………43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….46

 

3

Введение

     Актуальность  нашего исследования определяется современное  управление развитием образования, которое вызывает необходимость  изменения подхода к  определению  субъекта образовательной  деятельности: его кадровые характеристики должны быть уточнены через категорию «коллектив», которая определяется как социальная общность людей, ориентаций, совместной деятельности и общения.

     Следует иметь в виду, что наша страна, входя в мировое сообщество, испытывает на себе воздействие всех процессов, связанных с её экономическими, политическими  и образовательными трансформациями. Такое общество требует принципиально  иного типа управления, рассчитанного  на управление постоянным и не прерывным  развитием образования, осуществляющемуся через инновационно – коммуникативные связи и отношения коллектива ДОУ.

     Описать в связи с уникальностью специфики  коллектива ДОУ, что определяет невозможность  просто копировать западные технологии управления менеджмента персонала  в современном управлении.

     Итак, на сегодняшний день существует много  авторов, занимающихся проблемой управления персоналом, кадрами организации. Вместе с тем, не так много исследований, конкретизирующих управленческую проблему в плане её направленности на руководство  педагогическим коллективом.

     В современной практике управления трудовым коллективом образовательного учреждения существует противоречие. С одной  стороны, основным ядром, определяющим эффективность образовательного процесса и как следствие эффективной  деятельности образовательного учреждения, является педагогический коллектив, с  другой стороны, в теории и практике управления образовательным учреждением  выделяется  раздел « управление персоналом».  Это. Наш взгляд, смещает  акцент  в деятельности 

4

руководителя  на стандартную практику работы с  кадрами. В связи с этим, объект исследования – педагогический коллектив ДОУ.

Предмет исследования:- социально - психологические методы управления педагогическим коллективом ДОУ.

Цель  исследования: - изучить и дать характеристику применения социально – психологических методов управления в процессе руководства педагогического коллектива в ДОУ.

Задачи  исследования: - 1.Охарактеризовать педагогический коллектив как объект управления в ДОУ.

2. Дать общую характеристику методов  управления.

3.Подобрать  и апробировать диагностические  методики оценки уровня развития  коллектива.

4.Подобрать  комплекс упражнений и деловых  игр направленных на сплоченность педагогического коллектива.

 

5

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы использования социально – психологических  методов управления.

1.1Педагогический  коллектив как объект управления  в ДОУ.

     В данной работе нам важно дать определение  главному понятию – «коллектив». Если иметь в виду наш аспект  образования и образовательного учреждения, - то это понятие находиться в ряду таких категорий, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», но подойти к нему можно, лишь обнаружив  специфические  для него характеристики, разграничив его с понятием «персонал». После того как дадим общее  представление о «персонале», рассмотрим понятие «персонал образовательного учреждения», перейдем к более конкретному  для нас понятию – «педагогический  коллектив». .[20]

     Сферой  управления в образовательном учреждении должны стать субъекты образовательного процесса в их отношениях по поводу педагогической деятельности. Для описания  субъектов образовательного процесса видится необходимость использовать категорию «коллектив», которая  рассматривает человека включенным в многосторонние  отношения, коммуникационные связи, обнаруживающие как деловые  характеристики, так и индивидуально-психологические  свойства личности.

     Коллектив -  социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.[1.C. 160]

     Коллектив – такое объединение людей, которое  подразумевает единство и сплоченность, сотрудничество и товарищество, являющихся основой жизнедеятельности и  общения людей.

     Понятие «педагогический коллектив» используется нами как общность педагогов образовательного учреждения, объединенная на основе общих  мировоззренческих взглядов, воспитательных целей и задач. 

     6

     Формально педагогический коллектив считается  штатный состав образовательного учреждения, включающий педагогов и административных работников. Однако истинный педагогический коллектив объединяет единомышленников, создающих свою воспитательную систему, строящих образовательный процесс  на взаимодействии педагогов и учащихся и уважающих личность каждого  воспитанника. Современный педагогический коллектив выполняет воспитательную, просветительскую, консолидирующую, прогностическую  и другие функции. Результатом деятельности педагогического коллектива является создание единого воспитательного  коллектива образовательного учреждения, участниками которого на равнее выступают воспитанники. Критерием деятельности педагогического коллектива выступает не только высокий уровень знаний, получаемых учащимися, но высоконравственная атмосфера, обеспечивающая комфортное положение в коллективе каждому педагогу и каждому воспитаннику.

     Любым коллективом чтобы он не распался и продолжал выполнять возложенную  на него целевую функцию необходимо руководить. При этом под руководством понимается целенаправленное воздействие  лиц, наделенных функциями и компетенцией руководителей, на коллективы и индивидов, т.е. взаимодействие руководителей  и исполнителей, целью которого является постоянное обеспечение оптимального функционирования определенной системы  в целом.[18]

     Следует отметить, что понятия «управление» и «руководство» во многом тождественны и использование их для обозначения  одних и тех же явлений, целенаправленных действий правомерно. Тем не менее, между ними имеются определенные различия. Управлять производством  означает, прежде всего, целенаправленно  воздействовать на все компоненты управляемой  системы для достижения заранее  намеченных результатов.  

     7

Иными словами, управление производством  как процесс, включает людей, материальные, финансовые и другие ресурсы.[19]

     Руководство – не только необходимый, но и основной элемент процесса управления, составляющий его главное содержание. Содержание процесса руководства определяется в основном двумя факторами: объёмом  полномочий руководителя и характером проблемы, которую ему предстоит  решить путем воздействия на подчиненный  коллектив или индивид.

     Воздействие руководителя на исполнителей – процесс  непрерывный в такой же мере, в  какой непрерывен процесс производства. Воздействие субъекта руководства (руководителя) на объект руководства (коллектив) является прямой связью. В  свою очередь коллектив исполнителей, реализуя распоряжения руководителя, информирует его о ходе работ, факторах, способствующих успешному  выполнению задания или препятствующих этому, и таким образом оказывает  воздействие на принятие руководителем  последующих решений. Воздействие  объекта руководства ( коллектива) на субъект (руководителя) является обратной связью. .[2.C. 20-30]

     Руководитель, понимая значение обратной связи  в процессе руководства трудовым коллективом, должен активизировать поступление  от объекта руководства, прежде всего  информации,  необходимой для  принятия обоснованных решений корректирующего  или перспективного характера. Значит, обратная связь – процесс управляемый. Руководитель должен активно влиять на формирование структуры информации, поступающей от объекта руководства, с целью обеспечения обоснованности и целеустремленности руководящих  решений, вырабатываемых субъектом  управления.[2.C.20-30]

     Таким образом, руководство коллективом  – это процесс непрерывного обмена информацией между субъектом  объектом руководства с целью  сознательного их воздействия друг на друга. 

     8

     Участие руководителя в достижении трудовым коллективом или отдельным работником поставленных целей определяется, прежде всего, содержанием и качеством  выполнения им основных функций руководства.

     Как организатор руководитель коллектива должен обеспечить высокий уровень  организованности руководимого коллектива. Организованность коллектива – это, прежде всего единство действий всех его членов, разных по характеру, темпераменту, физическим и психическим данным, их общая целеустремленность в решении  задач повышения эффективности  труда и производства. Поэтому  руководитель первичного коллектива, как организатор его трудовой деятельности должен уметь ставить перед коллективом конкретные цели и выделять среди них главные, второстепенные. Рационально распределять по времени  и пространстве усилия коллектива, по достижению поставленных целей, определять средства и методы решения конкретных задач, развивать инициативу и способности членов коллектива, умело использовать их знания и опыт при распределении заданий по группам рабочих или специалистов. .[1.C. 92]

     Таким образом, коллектив – социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих  ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Понятие «коллектив»  следует разделять с понятием «кадры». Любым коллективом, что  бы он ни распался необходимо управлять. Под управлением понимается целенаправленное воздействие лиц, наделенных функциями  и компетенцией руководителя.

     Далее нами будет проанализирована одна из основных задач руководителя - сплочение  трудового коллектива, что и является определенным процессом развития внутригрупповых  связей.

 

9

     1.2  Характеристика методов управления.

     Управление  персоналом - понятие комплексное, охватывающее широкий спектр вопросов: от разработки концепции кадрового менеджмента  и мотивации работников до организационно-практических подходов к формированию механизма  ее реализации в конкретной организации.

Информация о работе Социально психологические методы управления педагогическим коллективом в ДОУ