Социально психологические методы управления педагогическим коллективом в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность нашего исследования определяется современное управление развитием образования, которое вызывает необходимость изменения подхода к определению субъекта образовательной деятельности: его кадровые характеристики должны быть уточнены через категорию «коллектив», которая определяется как социальная общность людей, ориентаций, совместной деятельности и общения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ……5
1.1 Педагогический коллектив как объект управления в ДОУ………………5
1.2 Характеристика методов управления……………………………………..9
Выводы по первой главе……………………………………………………….29
ГЛАВА II ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ: СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В ДОУ…………31
2.1 Цели, задачи опытно – экспериментальной работы……………………31
2.2 Методы сплочения педагогического коллектива в ДОУ…………………37
Выводы по второй главе………………………………………………………43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….46

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 96.93 Кб (Скачать)

     2.1 Цели, задачи опытно – экспериментальной  работы.

     В ходе опытно – экспериментальной  работы мы выявили актуальность использования  социально – психологических  методов в практике управления, в  ходе работы мы использовали ряд методов: анкетирование, методики на оценку сплоченности, подобрали диагностический инструментарий.

     Определение индекса групповой сплоченности Сишора

     Шкалы: уровень групповой сплоченности

Назначение  теста

     Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

     Тест

1. Как  бы вы оценили свою принадлежность  к группе?  
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).  
2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).  
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).  
4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).  
5. Живу и существую отдельно от нее (1).  
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).  
 2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая

32

возможность (без изменения прочих условий)?  
1. Да, очень хотел бы перейти (1).  
2. Скорее перешел бы, чем остался (2).  
3. Не вижу никакой разницы (3).  
4. Скорее всего остался бы в своей группе (4).  
5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).  
6. Не знаю, трудно сказать (1).  
 3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?  
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).  
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).  
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).  
4. Не знаю, трудно сказать (1).  
 4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?  
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).  
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).  
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).  
4. Не знаю. (1)  
 5. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?  
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).  
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).  
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).  
4. Не знаю (1).

Обработка и интерпретация результатов  теста

Уровни  групповой сплоченности 
15,1 баллов и выше – высокая; 11,6 – 15 балла – выше средней; 7- 11,5 – средняя; 4 – 6,9 – ниже средней; 4 и ниже – низкая. [24,С. 179-180] 

33

Изучение  сплоченности группы.                                                                       Шкалы: степень ценностно-ориентационного единства группы.             Назначение теста: определить степень и характер ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) изучаемого коллектива. 
Инструкция к тесту: каждый исследуемый выбирает из предложенного списка 5 наиболее важных с его точки зрения качеств личности, необходимых для успешного выполнения совместной учебной деятельности.  Тест. Вычисляется коэффициент С, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся:  С = 1,4 n – N / 6 N, где  
N – число участников эксперимента;  
n – сумма выборов, приходящихся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов.  
Если С >= 0,5 (т. е. равен или больше 0,5), то исследованная группа достигла уровня коллективизма. 
Если С находится в пределах от 0,3 до 0,5, то класс, группа расцениваются как промежуточные по уровню развития. 
Если С =< 0,3, то данная группа недостаточно развита как коллектив.   1.Дисциплинированность, 2. Эрудированность ,3. Сознание общественного долга ,4. Сообразительность ,5. Начитанность ,6. Трудолюбие ,7. Идейная убежденность ,8. Умение контролировать работу, 9. Моральная воспитанность, 10. Самокритичность, 11. Отзывчивость,12. Общественная активность, 13. Умение работать с книгой, 14. Любознательность, 15. Умение планировать работу, 16. Целеустремленность, 17. Коллективизм,                        18. Прилежание 19. Требовательность к себе,20. Критичность,21. Духовное богатство, 22. Умение объяснить задачу, 23. Честность, 24. Инициативность  
25. Внимательность, 26. Чувство ответственности , 27. Принципиальность  
28. Самостоятельность, 29. Общительность, 30. Рассудительность
 

34

31. Скромность, 32. Осведомленность, 33. Справедливость34.Оригинальность  
35. Уверенность в себе.                                                                                         Обработка и интерпретация результатов теста: отношение к учебе (1, 16, 25, 18, 6), общий стиль поведения и деятельности (12, 3, 27, 7, 9),качества, характеризующие знания (5, 32, 14, 2, 21), качества ума (34, 4, 24, 30, 20), качества, характеризующие учебно-организационные умения (8, 15, 22, 13, 26), отношение к товарищам (29, 23, 33, 28, 35, 19), отношение к себе (10, 31, 28, 35, 19) [13. С.36-38.]                                                                                                Диагностика психологического климата в малой производственной группе. Перед вами опросник с двумя колонками с противоположными по смыслу суждениями. Каждое из них – своеобразный параметр психологического климата первичного коллектива. В левой колонке – суждения, соответствующие признакам здорового психологического климата, в правой – антипод каждого суждения. Между антиподами пятибалльная шкала. Чем ближе к левому или правому суждению в каждой паре вы сделаете отметку, тем более выражен данный признак в вашем коллективе. Средний ответ «3» является промежуточным, свидетельствующий о наличии обоих признаков. Тест

           5                  4                            3                     2                          1

Признаки  здорового психологического климата Признаки  нездорового психологического климата
1 Я редко вижу в начале рабочего  дня хмурые и постные лица  своих коллег. Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости.
35
2 Большинство из нас радуются, когда появляется возможность  пообщаться друг с другом. Члены нашего коллектива проявляют безразличие  к эмоциональному общению.
3 Доброжелательность и доверительные  интонации преобладают в нашем  деловом общении. Нервозность, явная или скрытая раздражительность  окрашивают наши деловые отношения.
4 Успехи каждого из нас искренне  радуют всех остальных и почти  ни у кого не вызывают зависти. Успех почти любого из нас может вызвать  болезненную реакцию окружающих.
5 В нашем коллективе новичок скорее всего встретит доброжелательность и радушие. В нашем  коллективе новичок еще долго  будет чувствовать себя чужаком.
6 В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах. В случае неприятностей у нас будут  пытаться свалить вину друг на друга  или найдут виноватого.
7 Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно. В присутствии  руководителя многие из нас чувствуют  себя скованно и напряженно.
8 У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами. Многие  из нас предпочитают «свое» носить в «себе».
9 Неожиданный вызов к руководителю  у большинства из нас не  вызовет отрицательных эмоций. Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями.
36
10 Нарушитель трудовой дисциплины  будет у нас держать ответ  не только перед руководителем,  но и всем коллективом. Нарушитель  трудовой дисциплины у нас будет  держать ответ лишь перед руководителем.
11 Большинство критических замечаний  мы высказываем друг другу  тактично, исходя из лучших побуждений. У нас  критические замечания чаще всего  носят характер явных или скрытых  выпадов.
12 Появление руководителя у нас  вызывает приятное оживление. Появление руководителя у большинства из нас  особых восторгов не вызывает.
13 В нашем коллективе гласность – это норма жизни. До  настоящей гласности в нашем  коллективе еще далеко.

Обработка и интерпретация результатов  теста                                        Итоговые показатели психологического климата по данной шкале находятся в диапазоне от 65 до 13 баллов. Высокой благоприятности психологического климата соответствуют показатели в диапазоне 42-65 баллов. Средней благоприятности – 31-41 балл. Незначительной благоприятности 20-30 баллов. Показатели менее 20 баллов свидетельствуют о неблагоприятном психологическом климате. [6.С.41-42]

 

37

2.2 Методы сплочения педагогического  коллектива в ДОУ.

     В результате теоретической части  нашей работы мы выявили, что сплоченность коллектива является одной из важнейших  характеристик развития педагогического  коллектива. Сплоченность вокруг педагогических идей,  целей и задач.

     Сплоченность  на реализацию стратегий ДОУ. Это  позволяет координировать работу педагогического  коллектива.

     Сплоченность  коллектива – это степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере  межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности. .[9]

     Сплоченность  можно определить, как сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней. А под  понятием «силы», в данном определении, подразумевается удовлетворенность  индивида членством в коллективе. Сплоченностью является совокупность целей, преследуемых каждым работником и коллективом в целом. Если эти  цели совпадают, то трудовая деятельность коллектива будет продуктивной.

     Сплоченность  означает, что данный состав коллектива не просто возможен, но и интегрирован наилучшим образом, а так же достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой  все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны  с этой деятельностью. Существует два  основных вида трудовой сплоченности: .[29.C. 212]

     Предметно – деятельная сплоченность, формируется  по двум основаниям: относительно реализации общей цели совместной деятельности, заданной извне организацией, и относительно частных целей членов группы, несоответствующих организационным.

     38

     Морально-психологическая сплоченность, которая может образовываться на двух основаниях: поддержание позитивного морально - психологического климата в группе и получение личных выгод от взаимодействия друг с другом.[9]

     Психологическое единство в группе возникает на основании  общности человеческих ценностей, близости представлений членов коллектива о  том, какое трудовое поведение приемлемо, а какое порицается, каковы должны быть отношения в группе, стиль  и методы работы. Эта согласованность  касается не только взаимных мнений людей, но и их отношений, на значимые для  коллектива и его членов события  делового или личного характера.

     Другим  необходимым компонентом сплоченности является согласованность взаимных действий людей, их поведения, но уже  не в рамках конкретного труда  и трудовых действий, а на фоне разнообразного взаимодействия. Особенно ярко эта  сторона сплоченности коллектива проявляется  в его организованности - способности  к самоорганизации, слаженности, согласованному преодолению возникающих сложных  ситуаций, присущих моментов во взаимодействии, иначе говоря, к совместной эффективной  деятельности и к совместному  решению проблем.   Сплоченность коллектива определяется как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное  и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной  характеристики, как организационное  единство.

     Сплоченным  коллектив становится еще и по мере вовлечения индивида в группу. Индивид вовлекается в нее  в той мере, в какой данная группа удовлетворяет его собственные  потребности. .[13.C.36-38]

     Основная  цель каждого - получение прибыли (заработная плата), следовательно, их общая цель, складывается из индивидуальных целей  каждого - выполнить работу. Коллектив  будет более сплочен, если результат  каждого будет зависеть от качественной работы коллег.

     39

     Одним из способов сплочения трудового  коллектива являются игры.

     Игры  позволяют создать обстановку для  сплочения членов коллектива. Особенность  игры заключается в том, что ее процессе контакт между людьми глубок и полон, игровое содружество  сохраняется даже после ее завершения. Игра придает эффект неопределенности, который оживляет и активизирует умственные способности, а также  приводит к поиску оптимальных решений. В игре не важно, кто одержит победу, она дает полное представление о  чести и самопожертвовании во благо коллектива. .[28]

Информация о работе Социально психологические методы управления педагогическим коллективом в ДОУ