Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:45, курсовая работа
Актуальность нашего исследования определяется современное управление развитием образования, которое вызывает необходимость изменения подхода к определению субъекта образовательной деятельности: его кадровые характеристики должны быть уточнены через категорию «коллектив», которая определяется как социальная общность людей, ориентаций, совместной деятельности и общения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ……5
1.1 Педагогический коллектив как объект управления в ДОУ………………5
1.2 Характеристика методов управления……………………………………..9
Выводы по первой главе……………………………………………………….29
ГЛАВА II ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ: СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В ДОУ…………31
2.1 Цели, задачи опытно – экспериментальной работы……………………31
2.2 Методы сплочения педагогического коллектива в ДОУ…………………37
Выводы по второй главе………………………………………………………43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….46
2.1
Цели, задачи опытно –
В
ходе опытно – экспериментальной
работы мы выявили актуальность использования
социально – психологических
методов в практике управления, в
ходе работы мы использовали ряд методов:
анкетирование, методики на оценку сплоченности,
подобрали диагностический
Определение индекса групповой сплоченности Сишора
Шкалы: уровень групповой сплоченности
Назначение теста
Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
Тест
1. Как
бы вы оценили свою
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива
(5).
2. Участвую в большинстве видов деятельности
(4).
3. Участвую в одних видах деятельности
и не участвую в других (3).
4. Не чувствую, что являюсь членом группы
(2).
5. Живу и существую отдельно от нее (1).
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
2. Перешли бы вы в другую группу, если бы
представилась такая
32
возможность
(без изменения прочих условий)?
1. Да, очень хотел бы перейти (1).
2. Скорее перешел бы, чем остался (2).
3. Не вижу никакой разницы (3).
4. Скорее всего остался бы в своей группе
(4).
5. Очень хотел бы остаться в своей группе
(5).
6. Не знаю, трудно сказать (1).
3. Каковы взаимоотношения между членами
вашей группы?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов
(3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве
коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
4. Не знаю, трудно сказать (1).
4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов
(3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве
коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве коллективов
(1).
4. Не знаю. (1)
5. Каково отношение к делу (учебе и т. п.)
в вашем коллективе?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов
(3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве
коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве коллективов
(1).
4. Не знаю (1).
Обработка и интерпретация результатов теста
Уровни
групповой сплоченности
15,1 баллов и выше – высокая; 11,6 – 15 балла
– выше средней; 7- 11,5 – средняя; 4 – 6,9 –
ниже средней; 4 и ниже – низкая. [24,С. 179-180]
33
Изучение
сплоченности группы.
Инструкция к тесту: каждый исследуемый
выбирает из предложенного списка 5 наиболее
важных с его точки зрения качеств личности,
необходимых для успешного выполнения
совместной учебной деятельности.
Тест. Вычисляется коэффициент С, характеризующий
степень ценностно-ориентационного единства
учащихся: С = 1,4 n – N / 6 N, где
N – число участников эксперимента;
n – сумма выборов, приходящихся на пять
качеств личности, получивших максимальное
число выборов.
Если С >= 0,5 (т. е. равен или больше 0,5),
то исследованная группа достигла уровня
коллективизма.
Если С находится в пределах от 0,3 до 0,5,
то класс, группа расцениваются как промежуточные
по уровню развития.
Если С =< 0,3, то данная группа недостаточно
развита как коллектив. 1.Дисциплинированность,
2. Эрудированность ,3. Сознание общественного
долга ,4. Сообразительность ,5. Начитанность
,6. Трудолюбие ,7. Идейная убежденность
,8. Умение контролировать работу, 9. Моральная
воспитанность, 10. Самокритичность, 11.
Отзывчивость,12. Общественная активность,
13. Умение работать с книгой, 14. Любознательность,
15. Умение планировать работу, 16. Целеустремленность,
17. Коллективизм,
25. Внимательность, 26. Чувство ответственности
, 27. Принципиальность
28. Самостоятельность, 29. Общительность,
30. Рассудительность
34
31. Скромность,
32. Осведомленность, 33. Справедливость34.
35. Уверенность в себе.
5 4 3 2 1
|
Обработка
и интерпретация результатов
теста
37
2.2
Методы сплочения
В результате теоретической части нашей работы мы выявили, что сплоченность коллектива является одной из важнейших характеристик развития педагогического коллектива. Сплоченность вокруг педагогических идей, целей и задач.
Сплоченность на реализацию стратегий ДОУ. Это позволяет координировать работу педагогического коллектива.
Сплоченность коллектива – это степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности. .[9]
Сплоченность
можно определить, как сумма всех
сил, действующих на членов группы,
чтобы удерживать их в ней. А под
понятием «силы», в данном определении,
подразумевается
Сплоченность означает, что данный состав коллектива не просто возможен, но и интегрирован наилучшим образом, а так же достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью. Существует два основных вида трудовой сплоченности: .[29.C. 212]
Предметно – деятельная сплоченность, формируется по двум основаниям: относительно реализации общей цели совместной деятельности, заданной извне организацией, и относительно частных целей членов группы, несоответствующих организационным.
38
Морально-психологическая сплоченность, которая может образовываться на двух основаниях: поддержание позитивного морально - психологического климата в группе и получение личных выгод от взаимодействия друг с другом.[9]
Психологическое единство в группе возникает на основании общности человеческих ценностей, близости представлений членов коллектива о том, какое трудовое поведение приемлемо, а какое порицается, каковы должны быть отношения в группе, стиль и методы работы. Эта согласованность касается не только взаимных мнений людей, но и их отношений, на значимые для коллектива и его членов события делового или личного характера.
Другим
необходимым компонентом
Сплоченным коллектив становится еще и по мере вовлечения индивида в группу. Индивид вовлекается в нее в той мере, в какой данная группа удовлетворяет его собственные потребности. .[13.C.36-38]
Основная цель каждого - получение прибыли (заработная плата), следовательно, их общая цель, складывается из индивидуальных целей каждого - выполнить работу. Коллектив будет более сплочен, если результат каждого будет зависеть от качественной работы коллег.
39
Одним из способов сплочения трудового коллектива являются игры.
Игры позволяют создать обстановку для сплочения членов коллектива. Особенность игры заключается в том, что ее процессе контакт между людьми глубок и полон, игровое содружество сохраняется даже после ее завершения. Игра придает эффект неопределенности, который оживляет и активизирует умственные способности, а также приводит к поиску оптимальных решений. В игре не важно, кто одержит победу, она дает полное представление о чести и самопожертвовании во благо коллектива. .[28]
Информация о работе Социально психологические методы управления педагогическим коллективом в ДОУ