Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:45, курсовая работа
Актуальность нашего исследования определяется современное управление развитием образования, которое вызывает необходимость изменения подхода к определению субъекта образовательной деятельности: его кадровые характеристики должны быть уточнены через категорию «коллектив», которая определяется как социальная общность людей, ориентаций, совместной деятельности и общения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ……5
1.1 Педагогический коллектив как объект управления в ДОУ………………5
1.2 Характеристика методов управления……………………………………..9
Выводы по первой главе……………………………………………………….29
ГЛАВА II ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ: СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В ДОУ…………31
2.1 Цели, задачи опытно – экспериментальной работы……………………31
2.2 Методы сплочения педагогического коллектива в ДОУ…………………37
Выводы по второй главе………………………………………………………43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….46
Ролевые игры можно классифицировать следующим признакам:
1.Территориальный признак:
Настольные ролевые игры. Эти игры можно проводить не выходя из офиса, они не требуют наличия соответствующего антуража, обученного ведущего или особых навыков.
Павильонные ролевые игры. Для их проведения необходимо наличие специального помещения, в котором необходимо создание соответствующего антуража и снаряжения. Желательно присутствие ведущих игры и регулирующих его ход. В зависимости от сложности игры, требуется подготовка участников.
Ролевые игры на местности. Эти игры более сложные, в отличие от предыдущих, так как необходимо наличие специального снаряжения, костюмов, административной группы, которая будет курировать проведение данной игры, а также подготовка местности.
2.По уровню сложности.
Военные игры. В данной игре существует своя легенда, для развития которой необходимо создание особого мира, его условий, правил и законов, при которой поставленные задачи решаются силовым методом.
Сказочные
игры – это усложненные военные
игры, в которых присутствуют элементы
магии. Для игр подобного рода
требуется более высокий
40
Историко-этнографические игры проводятся по литературным произведениям и историческим событиям. Подготовка к проведению игр требует более детального подхода, как со стороны организаторов, так и ее участников.[14]
Интеллектуальные игры. В данном случае активные действия минимальные, а участники должны быть всесторонне развиты.
3.По временному признаку.
Целевые игры, основной характеристикой которых является то, что команда, достигшая поставленной цели, признается победителем и игра считается завершенной.
Игры ограниченные по времени. Основной задачей которых является достижение цели каждым игроком за определенное время.
Нон-стоп. Игры, создаваемые по определенному сценарию, в которые можно играть бесконечно, т.к. не имеют логического конца.
Участие сотрудников в ролевых играх может быть как пассивное, ограниченное, так и свободное.
Каждое
учреждение выбирает для себя подходящую
игру, стремясь сплотить коллектив, где
сплоченность рассматривается как
важнейшая характеристика трудового
коллектива и находится под постоянным
контролем руководства
Ниже мы хотим рассмотреть ряд деловых игр и тренингов направленных на сплочение педагогического коллектива.
Летели гуси
Цели и возможности применения:
Разогрев группы и вовлечение
всех в активную деятельность.
Так же возможно использование
данного упражнения для
Необходимые материалы: Бумага, карандаши.
41
Размер группы: 6-20 человек.
Процедура
1.Тренер
просит каждого решить в уме
следующую задачу и написать
ответ на листочке. Условие задачи:
Летит стая гусей, а им
2.После
того как каждый участник
Анализ упражнения
1.Пришла
ли группа к единому
2.Кто говорил, кто молчал, почему не доказывали свою точку зрения?
3.Каким образом участники продвигали, доказывали свою точку зрения? Какие коммуникативные приемы можно было увидеть в этой игре? Слушали ли участники друг друга?
4.Что помогало, что мешало командному взаимодействию?
Другие
головоломки, которые хорошо использовать
в данном упражнении 1.Полторы курицы за
полтора дня снесут полтора яйца. Сколько
снесут три курицы за четыре дня? (ответ:
8)
42
2.Однажды
царь решил проверить мудрость
своего придворного советника.
Он запер его в темнице, из
которой было два выхода, и
поставил возле каждого выхода
по воину. Одному из воинов
он приказал говорить правду,
а другому – ложь. Одному приказал
выпустить советника, если тот
решит выйти через его выход,
а другому – убить. Советник
не знал, кто из воинов может
его выпустить, и кто говорит
правду, а кто ложь. Царь разрешил
ему задать каждому из воинов
по одному вопросу, на который
можно ответить «да» или «нет».
43
Выводы по второй главе
1.Мы рассмотрели методы и понятия сплоченности коллектива:
Сплоченность коллектива – это степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности.
Предметно – деятельная сплоченность, формируется по двум основаниям: относительно реализации общей цели совместной деятельности, заданной извне организацией, и относительно частных целей членов группы, несоответствующих организационным.
Морально-психологическая сплоченность, которая может образовываться на двух основаниях: поддержание позитивного морально - психологического климата в группе и получение личных выгод от взаимодействия друг с другом.
2.
Другим необходимым
3. Одним из способов сплочения трудового коллектива являются игры.
44
Заключение
1.В
современной практике
2.Сферой
управления в образовательном
учреждении должны стать
Коллектив - социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.
Современные концепции управление персоналом основываются на признании возрастающей роли личности работника, на знании его мотивационных установок, умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Реализацию целей и задач организации руководитель осуществляет путем применения различных методов. Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
3.
В ходе опытно –
45
практике
управления, в ходе работы мы использовали
ряд методов: анкетирование, методики
на оценку сплоченности, подобрали
диагностический
4.
В результате теоретической
Сплоченность коллектива – это степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности.
Одним из способов сплочения трудового коллектива являются игры.
Игры
позволяют создать обстановку для
сплочения членов коллектива. Особенность
игры заключается в том, что ее
процессе контакт между людьми
47
17. Комментарий
к типовому положению о дошкольном образовательном
учреждении / под ред.В. И. Шкатуллы. - М.:
Астрель, 2006 . - 576 с.
22. Немов
Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед.
учеб. заведений: В 3 кн. -- 4-е изд. -- М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы
психологии. -- 688 с.
Информация о работе Социально психологические методы управления педагогическим коллективом в ДОУ