Социально психологические методы управления педагогическим коллективом в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность нашего исследования определяется современное управление развитием образования, которое вызывает необходимость изменения подхода к определению субъекта образовательной деятельности: его кадровые характеристики должны быть уточнены через категорию «коллектив», которая определяется как социальная общность людей, ориентаций, совместной деятельности и общения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ……5
1.1 Педагогический коллектив как объект управления в ДОУ………………5
1.2 Характеристика методов управления……………………………………..9
Выводы по первой главе……………………………………………………….29
ГЛАВА II ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ: СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В ДОУ…………31
2.1 Цели, задачи опытно – экспериментальной работы……………………31
2.2 Методы сплочения педагогического коллектива в ДОУ…………………37
Выводы по второй главе………………………………………………………43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….46

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 96.93 Кб (Скачать)

     Ролевые игры можно классифицировать следующим  признакам:

     1.Территориальный  признак:

     Настольные  ролевые игры. Эти игры можно проводить не выходя из офиса, они не требуют наличия соответствующего антуража, обученного ведущего или особых навыков.

     Павильонные ролевые игры. Для их проведения необходимо наличие специального помещения, в котором необходимо создание соответствующего антуража и снаряжения. Желательно присутствие ведущих игры и регулирующих его ход. В зависимости от сложности  игры, требуется подготовка участников.

     Ролевые игры на местности. Эти игры более  сложные, в отличие от предыдущих, так как необходимо наличие специального снаряжения, костюмов, административной группы, которая будет курировать проведение данной игры, а также  подготовка местности.

     2.По  уровню сложности.

     Военные игры. В данной игре существует своя легенда, для развития которой необходимо создание особого мира, его условий, правил и законов, при которой поставленные задачи решаются силовым методом.

     Сказочные игры – это усложненные военные  игры, в которых присутствуют элементы магии. Для игр подобного рода требуется более высокий уровень  подготовки игроков и организаторской  ответственности.

     40

     Историко-этнографические  игры проводятся по литературным произведениям  и историческим событиям. Подготовка к проведению игр требует более  детального подхода, как со стороны  организаторов, так и ее участников.[14]

     Интеллектуальные  игры. В данном случае активные действия минимальные, а участники должны быть всесторонне развиты.

     3.По  временному признаку.

     Целевые игры, основной характеристикой которых  является то, что команда, достигшая  поставленной цели, признается победителем  и игра считается завершенной.

     Игры ограниченные по времени. Основной задачей которых является достижение цели каждым игроком за определенное время.

     Нон-стоп. Игры, создаваемые по определенному  сценарию, в которые можно играть бесконечно, т.к. не имеют логического  конца.

     Участие сотрудников в ролевых играх  может быть как пассивное, ограниченное, так и свободное.

     Каждое  учреждение выбирает для себя подходящую игру, стремясь сплотить коллектив, где  сплоченность рассматривается как  важнейшая характеристика трудового  коллектива и находится под постоянным контролем руководства организации.

     Ниже  мы хотим рассмотреть ряд деловых  игр и тренингов направленных на сплочение педагогического коллектива.

Летели  гуси

          Цели и возможности применения: Разогрев группы и вовлечение  всех в активную деятельность. Так же возможно использование  данного упражнения для анализа  коммуникативных навыков участников  и того, насколько слажено они  умеют работать единой командой.

Необходимые материалы: Бумага, карандаши.

41

Размер  группы: 6-20 человек.

Процедура

1.Тренер  просит каждого решить в уме  следующую задачу и написать  ответ на листочке. Условие задачи: Летит стая гусей, а им навстречу  один гусь. Один гусь говорит:  «Здравствуйте, сто гусей!» Гуси  отвечают: «Нас не сто. Было  бы нас сто, если бы было  столько, сколько сейчас, да еще  столько, еще пол столько, четверть  столько, да и ты с нами. Вот  тогда нас было бы сто». Сколько  летело гусей в стае?

2.После  того как каждый участник записал  свое решение, тренер просит  их прочитать свои ответы, которые,  как правило, у всех получаются  разные. После этого за 10 минут  команде участников нужно прийти  к одному общему правильному  решению.

Анализ  упражнения

1.Пришла  ли группа к единому правильному  решению? (правильный ответ -36).

2.Кто  говорил, кто молчал, почему не  доказывали свою точку зрения?

3.Каким  образом участники продвигали, доказывали  свою точку зрения? Какие коммуникативные  приемы можно было увидеть  в этой игре? Слушали ли участники  друг друга?

4.Что  помогало, что мешало командному взаимодействию?

Другие  головоломки, которые хорошо использовать в данном упражнении 1.Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько снесут три курицы за четыре дня? (ответ: 8) 

42

2.Однажды  царь решил проверить мудрость  своего придворного советника.  Он запер его в темнице, из  которой было два выхода, и  поставил возле каждого выхода  по воину. Одному из воинов  он приказал говорить правду, а другому – ложь. Одному приказал  выпустить советника, если тот  решит выйти через его выход,  а другому – убить. Советник  не знал, кто из воинов может  его выпустить, и кто говорит  правду, а кто ложь. Царь разрешил  ему задать каждому из воинов  по одному вопросу, на который  можно ответить «да» или «нет».  Какой вопрос должен задать  советник, что бы выйти живым?  (Ответ: один из возможных вариантов вопроса: «Меня приказано выпустить тому, кто говорит правду?» На этот вопрос воин, который может выпустить советника, ответит: «да», а тот которому приказано его убить, скажет: «нет».)

 

     43

     Выводы  по второй главе

1.Мы  рассмотрели методы и понятия  сплоченности коллектива:

     Сплоченность  коллектива – это степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере  межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности.

     Предметно – деятельная сплоченность, формируется  по двум основаниям: относительно реализации общей цели совместной деятельности, заданной извне организацией, и относительно частных целей членов группы, несоответствующих организационным.

     Морально-психологическая сплоченность, которая может образовываться на двух основаниях: поддержание позитивного морально - психологического климата в группе и получение личных выгод от взаимодействия друг с другом.

2. Другим необходимым компонентом  сплоченности является согласованность  взаимных действий людей, их  поведения, но уже не в рамках  конкретного труда и трудовых  действий, а на фоне разнообразного  взаимодействия.

3. Одним из способов сплочения  трудового коллектива являются  игры.

 

44

Заключение

     1.В  современной практике управления  трудовым коллективом образовательного  учреждения существует противоречие. С одной стороны, основным ядром,  определяющим эффективность образовательного  процесса и как следствие эффективной  деятельности образовательного  учреждения, является педагогический  коллектив, с другой стороны,  в теории и практике управления  образовательным учреждением выделяется  раздел « управление персоналом».

     2.Сферой  управления в образовательном  учреждении должны стать субъекты  образовательного процесса в  их отношениях по поводу педагогической  деятельности. Для описания  субъектов  образовательного процесса видится  необходимость использовать категорию  «коллектив», которая рассматривает  человека включенным в многосторонние  отношения, коммуникационные связи,  обнаруживающие как деловые характеристики, так и индивидуально-психологические  свойства личности.

     Коллектив -  социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

     Современные концепции управление персоналом основываются на признании возрастающей роли личности работника, на знании его мотивационных  установок, умении их формировать и  направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

     Реализацию  целей и задач организации  руководитель осуществляет путем применения различных методов. Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

     3. В ходе опытно – экспериментальной  работы мы выявили актуальность  использования социально – психологических  методов в

     45

практике  управления, в ходе работы мы использовали ряд методов: анкетирование, методики на оценку сплоченности, подобрали  диагностический инструментарий.

     4. В результате теоретической части  нашей работы мы выявили, что  сплоченность коллектива является  одной из важнейших характеристик  развития педагогического коллектива. Сплоченность вокруг педагогических  идей,  целей и задач.

     Сплоченность  коллектива – это степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере  межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности.

     Одним из способов сплочения трудового  коллектива являются игры.

Игры  позволяют создать обстановку для  сплочения членов коллектива. Особенность  игры заключается в том, что ее процессе контакт между людьми 

 

47

17. Комментарий к типовому положению о дошкольном образовательном учреждении / под ред.В. И. Шкатуллы. - М.: Астрель, 2006 . - 576 с.                                    18. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки. М., 1995.                                                                           . 19.Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В2х т. Ред.коллегии: В.Н. Столетов. Т.1./ Под ред. И.А. Каирова М.: «Педагогика», 1977.                                                                                                                                 20. Макаренко А.С. Цель воспитания. Организационное строение коллектива. Перспектива //Пед. соч.: В 8 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4                                     21. Менеджмент в практике ДОУ: руководителям ДОУ / В. М. Калинкина, В. Н. Казакова, Д. В. Сереброва, Л. А. Пенькова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 80с.

22. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. -- 4-е изд. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. -- 688 с.                                                                                 23. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. -- 4-е изд. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.                                                                               24.Определение индекса групповой сплоченности Сишора / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.179-180.                                        25. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -- М.: Прогресс, 1982. - 345с.                                                                                                            26. Поздняк Л.В. Заведующий в системе управления дошкольным учреждением // Дошкольное воспитание. -1993. - № 1.- С. 55-58.                         27. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. - М.: Академия, 1999. - С.160-167.                                                                               28. Ратников В.П. Коллектив как социальная общность. -- М.: МГУ, 1978. -- 191с.                                                                                                                            29. Резник С.Д., Управление персоналом/ С.Д. Резник, И.А. Игошина, К.М. Кухарев и др. Москва: Инфра М, 2002 - 212 с.                                                     30. Старобинский Э.Е., Как управлять персоналом/ Э.Е. Старобинский, Москва 1999.                                                                                                                

Информация о работе Социально психологические методы управления педагогическим коллективом в ДОУ