Социально психологические методы управления педагогическим коллективом в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность нашего исследования определяется современное управление развитием образования, которое вызывает необходимость изменения подхода к определению субъекта образовательной деятельности: его кадровые характеристики должны быть уточнены через категорию «коллектив», которая определяется как социальная общность людей, ориентаций, совместной деятельности и общения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ……5
1.1 Педагогический коллектив как объект управления в ДОУ………………5
1.2 Характеристика методов управления……………………………………..9
Выводы по первой главе……………………………………………………….29
ГЛАВА II ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ: СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В ДОУ…………31
2.1 Цели, задачи опытно – экспериментальной работы……………………31
2.2 Методы сплочения педагогического коллектива в ДОУ…………………37
Выводы по второй главе………………………………………………………43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….46

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 96.93 Кб (Скачать)

     Совет - психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения, часто применяемый во взаимоотношениях коллег, наставников молодых рабочих и опытных руководителей. Можно сказать рабочему: "Иванов, замени инструмент" — это форма распоряжения. Можно сказать по-другому: "Я Вам советую заменить инструмент". Однако в оперативной работе, требующей принятия быстрых решений, использование советов и просьб руководителем должно быть минимизировано и исключено в тех случаях, когда рабочий допускает брак и срыв заданий.[15]

     Поведение - совокупность взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к внешней среде. Поведение человека можно представить в виде броуновского движения внутри достаточно широкого поля, образованного моральными нормами, принятыми в той социальной группе, к которой принадлежит человек. Общественная мораль зависит от

     24

экономического  строя общества, национальной принадлежности, социального класса, уровня жизни, образования  и ряда других признаков, формирование общественной морали исторически на протяжении многих тысячелетий осуществляет религия и фиксирует в священных писаниях (Библия, Коран) в виде образцов поведения Бога, ангелов и дьявола.

     Итак, социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается  в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов  из перечисленных выше. .[34.C. 204]

     Нестабильность  экономического состояния предприятия, финансовые трудности, несвоевременная  выплата заработной платы, длительные простои, конечно, не способствуют поддержанию  хорошего социально-психологического климата, т.к. руководитель значительно  больше времени вынужден уделять  не человеческому общению и функциям управления персоналом, а непосредственно  производству, маркетингу, финансам, т.е. другим функциям. .[3.C. 496]

     Примером  социально-психологических методов  управления может служить удовлетворение и стимулирование персонала. Чтобы  сохранить хороших работников, следует  следить, чтобы они были счастливы  и довольны, стараться их стимулировать  для лучшего выполнения ими работы, что, в свою очередь, принесёт пользу компании.

Исследование  преобладающих методов управления в ДОУ.

     Находясь  на практике в д/с №163 я провела исследование, по выявлению методов управления организацией.

     Определение методов управления персоналом в  д/c №163

     1. Цели работы сотрудников, в  вашей организации ставит…

     а) лишь руководство

     б) коллективное совещание

     25

     в) в произвольном порядке, каждый сотрудник  самостоятельно

     2. Как вы оцениваете атмосферу  в вашем коллективе?

     а) напряженная

     б) легкая, дружественная атмосфера

     в) атмосфера всеобщей вседозволенности

     3. Существуют ли у вас какие-  нибудь мотивационные программы?

     а) я давно об этом забыл(а)

     б) да, с этим все в порядке

     в) да, хоть не работай…

     4. Обсуждение с начальником своих  личных проблем - это…

     а) опасно

     б) ну, это уже слишком

     в) норма, так мы и работаем

     5. Отпуск для меня - это…

     а) то, чего я уже года 3 не вижу

     б) ежегодный, законный отдых

     в) само собой разумеющиеся

     6. Метод “Мозгового штурма “  в нашей организации”…

     а) недопустимо

     б) все чаще практикуется

     в) обыденность

     7. Существует ли у вас обеденный  перерыв?

     а) иногда

     б) да, как положено

     8. Какова, по вашему мнению, причина  текучести кадров в вашей организации?

     а) не подходящий для работы, напряженный  климат

     б) затрудняюсь ответить, меня все устраивает 

     26

     9. Представите себе, что вы стали  руководителем. Ваш стиль управления  имел бы сходство, со стилем  управления вашего начальника?

     а) пожалуй, нет

     б) да, его стиль наиболее оптимален

     в) я был бы, немного, по – строже

     10. В вашей организации существует  система вознаграждения , представленная…

     а) материальными наградами

     б) похвалой перед коллективом

     в) отсутствует в принципе

     11. Используется ли в вашей организации,  такая форма морального воздействия,  как принуждение?

     а) да

     б) нет

     12. Материальная ответственность и  взыскания в нашей организации…

     а) присутствуют

     б) отсутствую

Анализ  результатов исследования

     При анализе результатов, выявились  следующие данные: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     27

     

     Рис.1

     Социально- психологические- 62%

     Административные  методы- 11%

     Экономические методы- 27% 

     Таким образом, можно сделать вывод, что  в д/с №163, преобладают социально- психологические методы управления, что неплохо сказывается на работе организации,

     Рекомендации

     Исходя  из результатов исследования, видно, что менеджер применяет, в основном, лишь Социологические методы управления.

     Рекомендации  к управляющему заключаются в  следующем:

     1. Активнее, в зависимости от ситуации, применять разнообразные методы  управления

     2. Научиться, путем анализа ситуации  в организации, правильно и  грамотно, подбирать и применять  соответствующие методы управления

     3. Не забывать, что существуют административные  методы, но, ими злоупотреблять не  стоит

     28

     Итак, действуя, в соответствии со старыми  правилами, принципами и нормами, а  так же, принимая во внимание, данные выше рекомендации, руководитель сможет добиться максимальной производительности труда от своих подчиненных, при  этом сохраняя спокойный и гармоничный  климат в коллективе. .[6.C. 41-42] 
 

 

29

Выводы  по первой главе

1.В  первой части главы мы охарактеризовали  понятие педагогический коллектив.

     Коллектив -  социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

     Педагогический  коллектив - общность педагогов образовательного учреждения, объединенная на основе общих  мировоззренческих взглядов, воспитательных целей и задач.

2. так же в нашей работе мы  разделили понятия коллектив  и персонал образовательного  учреждения.

     Понятие персонал трактуется как совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация.

3.Любым  трудовым коллективом чтобы он  не распался и продолжал выполнять  возложенную на него целевую  функцию необходимо руководить. При этом под руководством  понимается целенаправленное воздействие  лиц, наделенных функциями и  компетенцией руководителей, целью  которого является постоянное  обеспечение оптимального функционирования  определенной системы в целом.

     Руководство – основной элемент процесса управления, составляющий его главное содержание.

     Руководство коллективом – это процесс  непрерывного обмена информацией между  субъектом и объектом руководства, с целью сознательного их воздействия  друг на друга.

4.Итак, следует напомнить, что существует  три метода управления персоналом:

  • Административный метод;
  • Экономический метод;
  • Социально-психологический метод.

     30

     Экономический метод основывается на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника». .[31.C. 30-33]

     Административный  метод ориентирован на необходимость  дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться на конкретном предприятии  или организации.

     Социально-психологический  метод - это способ осуществления  управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей  социологии и психологии.

5.Руководители  предприятия при работе с персоналом  «смешивают» все три метода, для  того чтобы добиться оптимальной  отдачи от своих подчиненных  и, тем самым, добиться успехов  в своей деятельности.

6.Руководитель  должен быть незаурядной личностью,  мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости "человеческой инженерии" и владеть обширными гуманитарными, человеческими знаниями.

7.Умелое  и грамотное применение и сочетание  различных методов управления, является  одним из главных факторов  успеха организации, ведь, люди- главное достоинство любой организации.

 

     31

     Глава 2. Опытно – экспериментальная часть  исследования по проблеме: социально  – психологических методов управления педагогическим коллективом в ДОУ.

Информация о работе Социально психологические методы управления педагогическим коллективом в ДОУ