Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 17:43, дипломная работа
Цель исследования - разработать программу взаимодействия школы и семьи по социальной адаптации детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме
2. Рассмотреть сущность социальной адаптации детей младшего школьного возраста
3.Подобрать диагностический инструментарий, провести и проанализировать результаты исследования
4.Разработать программу взаимодействия школы и семьи по социальной адаптации детей младшего школьного возраста
Введение…………………………………………………………………..3
Тезаурус…………………………………………………………………...6
Глава I. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации
детей младшего школьного возраста
1.1.Сущность социальной адаптации детей…………………………….7
1.2.Возрастные особенности младшего школьного возраста…………23
1.3. Психолого-педагогические условия социальной адаптации
детей в условиях общеобразовательных учреждениях………………..26
1.4. Особенности взаимодействия школы и семьи по
социальной адаптации младших школьников………………………….29
Глава II. Практический аспект взаимодействия школы и
семьи по социальной адаптации детей младшего школьного возраста
2.1.Организация и методы исследования. Интерпретация результатов39
2.2. Содержание программы взаимодействия школы и семьи
по социальной адаптации младшего школьника……….........................43
2.3 Рекомендации классному руководителю и родителям…………….47
Заключение………………………………………………………………..49
Список информационных источников…………………………………..51
Приложение…
С приходом в школу ребенок сталкивается с новой для себя деятельностью, которая становится главной. Если в игре, ведущей деятельности дошкольника важен сам процесс исполнения разных ролей, то в учебной деятельности важны результативность, обязанность и произвольность.
1.3. Психолого-педагогические условия социальной адаптации детей в условиях общеобразовательных учреждениях
Для первого этапа школьной жизни характерно то, что ребенок подчиняется новым требованиям учителя, регулирующим его поведение в классе и дома, а также начинает интересоваться содержанием самих учебных предметов. Безболезненное прохождение ребенком этого этапа свидетельствует о хорошей готовности к школьным занятиям. Но далеко не все дети семилетнего возраста обладают ею. Многие из них первоначально испытывают трудности и не сразу включаются в школьную жизнь. Наиболее часто встречаются три типа трудностей.
Первый из них связан с особенностями школьного режима. Без должных привычек у ребенка появляется чрезмерная усталость, срывы в учебной работе, пропуск режимных моментов.
Большинство детей с психофизиологической стороны подготовлены к формированию соответствующих привычек. Необходимо только, чтобы учитель и родители понятно и четко выражали новые требования к жизни ребенка, постоянно контролировали их исполнение, принимали мер поощрения и наказания с учетом индивидуальных особенностей детей. Второй тип трудностей, которые испытывают первоклассники, проистекает из характера взаимоотношений с учителем, одноклассниками, в семье.
При всей возможной приветливости и доброте к детям, учитель все-таки выступает как авторитетный и строгий наставник, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий всякие отклонения от них. Взаимоотношения учащихся в классе бывают нормальными тогда, когда учитель одинаково ровен и требователен ко всем детям, когда слабых он поощряет за трудолюбие, а сильных может пожурить за излишнюю самоуверенность. Это создает хороший психологический фон для коллективной работы класса. Учитель поддерживает дружбу детей по общности интересов, по общим внешним условиям жизни.
С поступлением в школу меняется положение ребенка в семье. У него появляются новые права и обязанности. Третий тип трудностей многие первоклассники начинают испытывать в середине учебного года. В начале они с радостью посещали школу, с удовольствием принимались за любые упражнения, гордились оценками учителя, сказывалась их общая готовность к овладению знаниями. Наиболее верный способ предупредить «насыщение» учением состоит в том, чтобы дети получали на уроках достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями.
При первоначальном вхождении в школьную жизнь у ребенка происходит существенная психологическая перестройка. Он приобретает некоторые важные привычки нового режима, устанавливает доверительные отношения с учителем и друзьями. На основе появившихся интересов к содержанию учебного материала у него закрепляется положительное отношение к учебе. Дальнейшее развитие этих интересов и динамика отношения младших школьников к учению зависят от процесса формирования у них учебной деятельности. Знания, умения и навыки усваиваются в общении с родителями и сверстниками, в играх, при чтении книг и т.д. [2, с. 23-46]
Следует выделить факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации: полная семья, высокий уровень образования отца и матери, правильные методы воспитания в семье, отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма родителей, положительный стиль отношения учителя к детям, функциональная готовность к обучению в школе, благоприятный статус ребенка до поступления в первый класс, удовлетворенность в общении со взрослыми, адекватное осознание своего положения в группе сверстников.
Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе имеет следующую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования отца и матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма родителей, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, отрицательный стиль отношения учителя к детям, неполная семья [ 18,с.173 ].
1.4. Особенности взаимодействия школы и семьи по социальной адаптации младших школьников
В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования или развития.
Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.
Семья - один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести.
В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
Однако воспитание детей - не только личное дело родителей, в нем заинтересованно все общество. Семейное воспитание - лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает « первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых.
Первый год в школе - это и своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все их недоработки: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь. Еще чаще из добрых побуждений они сами становятся виновниками школьных стрессов, ведь приспособление к школе происходит не сразу. Не день и не неделя требуется для того, чтобы освоиться в классе по-настоящему!
Опытный учитель и внимательные родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требования, правила и нормы поведения не зависели от настроения взрослого, не были "перемежающимися". Учитель с самого начала разъясняет ученикам, что от них требуется, показывает ребенку отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы.
Хорошо, если учитель здесь следует совету известного педагога Ш. Амонашвили: "Дети активные существа... А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность". [2]
Основные направления реформы общеобразовательной школы ориентируют педагогов на усиление помощи семье и поднятие ее ответственности за воспитание подрастающего поколения, на широкое вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися.
«Без сомнения, все школы хотят поддерживать открытые и тесные связи с семьями. Они знают, что обучение - совместная работа учителей и родителей. Он и также понимают, что взаимосвязь с родителями является обязательной при желании развивать способности каждого ученика в школе и за ее пределами. Педагоги, которые это понимают, будут стараться достичь содержательного диалога с родителями и будут поддерживать теплый климат в классе: без напряжений, дружеский, основанный на взаимопомощи. Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях»,- вот что высказывают по данному вопросу датский педагог Эйгил Кьяэргард и литовский педагог Рима Мартинене.[25]
Продолжает данную тему и российский педагог И. П. Подласый: «Современные школы переходят к тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа - семья». Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности. Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда традиционно их не допускали, - выбору предметов для обучения, определению объёмов их изучения, составлению учебных планов, изменению сроков и длительности учебных триместров и каникул, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы».[22]
С. Дапкене утверждает: «Форма и содержание сотрудничества школы с семьей зависят от целей поставленных учителем. Учитель, устанавливая связи с родителями и общественностью, решает такие задачи как:
1. Познание семьи ученика.
2. Систематическое изучение влияния социального окружения на личность ученика.
3. Организация совместной педагогической деятельности школы и семьи в обучении и воспитании детей.
4. Помощь родителям в воспитании детей дома.
5. Организация педагогического просвещения родителей.
6. Нейтрализация отрицательного влияния семьи».[29]
Однако, американский педагог Ричард Арендс отмечает: «Учителя хотят, чтобы нормы, регулирующие их отношения с родителями, охватили и заботу о детях, и поддержали их учебную программу.
В тоже время большинство учителей не хотят, чтобы родители вмешивались в их классную работу. Вообще, учителя склонны сохранить расстояние между собой и родителями. ...Правила, как работать с родителями зависят от конкретных обстоятельств».[28]
Русский педагог Т. Воликова пишет: «Формы работы учителя с родителями разнообразны:
- Индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе.
-Групповые: (Родители могут объединяться в группы по образованию, педагогической культуре, по поведению и показателям успеваемости их детей.) Здесь выделяются: взаимная работа учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю вести урок; и работа с активом.
- Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные мероприятия и т. д.
Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения».[8]
И.В.Гребенщиков пишет: «Родители должны обладать педагогической культурой. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. Важный компонент педагогической культуры родителей - их сугубо педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей. Основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит целенаправленному научно-педагогическому просвещению, которым занимается тот же классный руководитель или учитель»[11]
С. Дапкене выделяет следующее содержание общего педагогического просвещения родителей:
1. Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого поколения.
2. Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в разном возрасте.
3. Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания.
4. Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьей.
5. Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни.
Выделяются следующие формы педагогического просвещения:
Традиционные: родительские собрания, лекции, вечера вопросов - ответов, диспуты, дни открытых дверей.
Нетрадиционные: деловые игры, регламентированные дискуссии.
На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А. Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...».
Эту же мысль продолжает Вильма Сикорските-Войшнене: «Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой и школьной администрацией, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться».[28]
Следующее мнение по тому вопросу в своей статье высказывает Е. Мартишаускене: «Работа классного руководителя с родителями очень сложна. Их влияние имеет огромное значение для ребенка, однако в большинстве случаев данное влияние стихийно. Часто оценка родителями поведения их детей не совпадает с оценкой учителей участников, а также с оценкой самих учеников. Поэтому учитель должен искать путь к сердцу родителей, чтобы дать им позитивное направление. Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:
Информация о работе Социальная адаптация детей младшего школьного возраста