Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 17:43, дипломная работа
Цель исследования - разработать программу взаимодействия школы и семьи по социальной адаптации детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме
2. Рассмотреть сущность социальной адаптации детей младшего школьного возраста
3.Подобрать диагностический инструментарий, провести и проанализировать результаты исследования
4.Разработать программу взаимодействия школы и семьи по социальной адаптации детей младшего школьного возраста
Введение…………………………………………………………………..3
Тезаурус…………………………………………………………………...6
Глава I. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации
детей младшего школьного возраста
1.1.Сущность социальной адаптации детей…………………………….7
1.2.Возрастные особенности младшего школьного возраста…………23
1.3. Психолого-педагогические условия социальной адаптации
детей в условиях общеобразовательных учреждениях………………..26
1.4. Особенности взаимодействия школы и семьи по
социальной адаптации младших школьников………………………….29
Глава II. Практический аспект взаимодействия школы и
семьи по социальной адаптации детей младшего школьного возраста
2.1.Организация и методы исследования. Интерпретация результатов39
2.2. Содержание программы взаимодействия школы и семьи
по социальной адаптации младшего школьника……….........................43
2.3 Рекомендации классному руководителю и родителям…………….47
Заключение………………………………………………………………..49
Список информационных источников…………………………………..51
Приложение…
- учитель родителям старается дать то, что требуется и от них (выслушивает их проблемы, высказывает понимание и доброжелательность по отношению к их детям);
- учитель не забывает, что родители должны смотреть на школу глазами детьми (сначала устанавливает контакт с детьми, а затем с их родителями);
- учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей;
- учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;
- учитель надеется на победу добра в душе ребенка;
- учитель делится накопленным педагогическим опытом и т. д.».
С. Дапкене подчеркивает, что для успешной воспитательной работы учитель должен обладать педагогическим мастерством:
1. Хорошо знать и любить своего воспитанника и свою работу.
2. Сознательно стремиться достигнуть поставленных воспитательных целей и задач.
3. Эффективно применять воспитательные формы, методы и способы.
4. Уметь общаться и взаимодействовать с семьей воспитанника.
5. Поднимать авторитет родителей в глазах учеников.
6. Передавать родителям научные (педагогические, психологические, юридические и др.) знания и педагогический опыт.
7. Развивать свои способности и педагогическое мастерство. [27]
От тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в первом классе, в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа.
По мнению В. Н. Ибрагимовой содержание работы учителя с родителями первоклассников определяется «тремя основными задачами:
1. Ознакомление с опытом семейного воспитания детей с целью изучения уровня подготовленности первоклассников к школе; соблюдение преемственности между дошкольным семейным и школьным воспитанием и нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.
2. Управление воспитанием школьников в семье, оказание помощи родителям в правильной организации учебной и творческой деятельности первоклассника и его отдыха.
3. Привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе, в классе».[14]
Литовский педагог С. Дапкене предлагает учителям следующие « методы познания семьи:
- Наблюдение
- Беседа
- Анкетирование
- Метод сочинений
- Мнение других» [19]
Данную тему продолжает И. В. Гребенщиков: «Учителю первого класса особенно необходимо за короткий срок изучить учащихся, познакомиться с родителями.
Рекомендуется провести для родителей беседы на интересующие их вопросы. Например: «Об организации учебы первоклассника»; «Учебная работа первоклассников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст его особенности»; «Как помогать первокласснику в выполнении домашних заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и другие».[21]
В. Сикорските-Войшнене пишет: «В первом - втором классе важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами. Учитель должен обсудить случаи, когда родители недовольны дружбой детей. Работа происходит лучше, если она основывается на индивидуальных беседах. Следует больше организовывать совместных праздников, утренников и других мероприятий. Очень важно выслушать родителей, разрешить им говорить, высказать свои претензии школе, учителю, руководителям школы.
Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:
1. Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы.
2. Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову
учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей. На эту группу родителей учитель должен обратить особое внимание». [25]
Советы по решению проблем взаимоотношении между родителями, учителем и учащимися предлагает Тома Гедрайтене: « Меткое слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет часто решают затянувшиеся, мучительные конфликты». [30]
«Для родителей учащихся первого - второго класса характерен более высокий уровень воспитательной активности и потребности во взаимодействии со школой. Они часто приходят в школу, интересуются своими детьми. И эти интересы учитель обязан удовлетворять и давать родителям больше информации, чем их интересует». ». [14]
Вильма Сикорските - Войшнене выделяет следующие «важные аспекты общения учителя с родителями в 1 -2 -ом классах:
- Начинать разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешить решать проблемы;
- Показывать внимание родителям, интересоваться их работой, домом;
- Обсудить эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;
- Внимательно слушать и принимать то, что говорят родители, не критиковать их мнение, а стараться понять, что разрешает им так думать;
- Договориться об общих целях и на родительских собраниях говорить о том, что важно всем;
- Уделять столько времени, сколько требуется;
- Мотивировать аргументы тем, что то о чем вы говорите важно всем и большинство вас поддерживают;
- Информировать родителей лично, при помощи писем или индивидуальных бесед. Информацию, предназначенную для родителей, не передавать через детей или других лиц ». [24]
«Педагоги многих школ ищут решения проблем, понимая и осознавая, что взаимоотношения учителей, родителей и учеников замкнутый треугольник.
Родители
Учителя Ученики
И если стороны треугольника совпадают, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания всех “сторон”. Поэтому если школа обвиняет родителей, следовательно, она сама допускает ошибки и наоборот». [21]
Своеобразную «школу для родителей» создала в малокомплектной школе учительница А. Вайчюлене. Педагог заметила, что родители первоклашек не готовят детей к школе, поэтому просвещение педагог начала с родителей пяти - шестилетних детей. Кроме этого учительница начала выпускать книжки для родителей и детей. [34]
Следовательно: «И родители нужны школе и она нужна сегодня семье. Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее» «Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое». [24]
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования
Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные. При исследовании процесса социальной адаптации младших школьников нами использовать следующие методы: анкетирование
и тестирование.
Исследование проводилось в МБОУ СОШ № 9, в 1 классе. Классный руководитель Любовь Викторовна Зырянова. В классе обучается 26 учащихся, возраст 7-8 лет.
Дети разных способностей, разного уровня работоспособности, воспитания. Большинство детей на всех уроках работают активно, они любознательны, умеют добывать знания. Есть дети с неустойчивым вниманием, учиться и трудиться ленятся, не умеют и не хотят преодолевать трудности. Есть дети рассеянные, они часто отвлекаются на уроках. Но в целом класс неплохой, дети добрые, ласковые, хотят стать лучше, стремятся больше знать, но нет должного контроля со стороны взрослых в большинстве семей.
Задачи:
1.Подобрать диагностические методики для определения уровня школьной мотивации.
2.Апробировать методики в данном классе.
3.Интерпретировать результаты, полученные в ходе исследования.
Для проведения исследования нами были изучены социальный состав учащихся, уровень семейной адаптации, уровень школьной адаптации учащихся к условиям обучения, уровень социально-психологического климата в коллективе.
Для определения социального статуса учащихся была использована методика - Социальный паспорт класса, целью которой являлся сбор и анализ сведений о социальном составе учащихся класса и школы (заполнялся регистрационный бланк, который содержал в себе: Ф.И.О. учащегося; число, месяц, год рождения; домашний адрес, сведения о каждом из родителей: Ф.И.О., место работы, должность, образование; категория семьи (см. приложение 1).
По итогам проведения данной методики были установлены параметры, определяющие социальный статус учащихся. Изучение выявленных категорий семей учащихся позволило получить первоначальные представления об уровне семейной адаптации данных школьников. Результаты диагностики представлены в таблице 1 и на диаграмме 1 (см. приложение 2).
Таблица 1. Социальный состав учащихся
Параметры диагностики |
1 класс |
Всего |
26 |
Мальчики |
14 (53,8 %) |
Девочки |
12 (46,1 %) |
Благоустроенная квартира |
12 (46,1 %) |
Квартира барачного типа |
5 (19,2 %) |
Частный дом |
9 (34,6 %) |
Полная |
17 (65,4 %) |
Неполная |
2 (7,7 %) |
Многодетная |
3 (11,5 %) |
Малообеспеченная |
4 (15,3 %) |
Диаграмма. 1. Категория семей исследуемых учащихся
Таким образом, из представленных данных можно сделать вывод о том, что уровень семейной адаптации в классе разный. Это подтверждается тем, что количество учащихся, воспитывающихся в полных семьях, 65,4%,. уровень малообеспеченных семей 15,3%, многодетных семей - 11,5% и уровень неполной семьи - 7,7%.
Эти показатели могут препятствовать социальной адаптации школьников, так как низкий уровень материального обеспечения в семье может подтолкнуть учащихся к нарушению взаимоотношений между одноклассниками, подразделяя детей на «богатых» и «бедных» учащихся.
Следующей диагностикой исследования была проведена анкета для определения школьной мотивации (разработана Н.Г. Лускановой)
В результате изучения школьной мотивации были получены следующие данные:
У 5 (19%) учащихся - высокий уровень, Такие дети отличаются наличием высоких мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые шкалой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
У 14 (54%) учащихся - средний уровень, дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
У 7 (27%) учащихся - низкий уровень школьной мотивации, дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
Диаграмма 2
Таким образом, в классе преобладает средний уровень школьной мотивации.
Методика «Рисунок семьи», Г. Т. Хоментаускас
Цель: изучить детско - родительские взаимоотношения
В результате анализируя «Рисунок семьи» получили следующие данные: 50 % детей испытывают дефицит общения в семье; 23 % детей ощущают себя отверженными, и не нужными; 7 % детей включают в состав семьи посторонних людей; 10 % не имеют никаких отношений в семье; 10 % выделяют одного члена семьи, игнорируя остальных.
Диаграмма 3
Таким образом, проанализировав результаты проведенных диагностик, мы пришли к выводу о том, что необходимо привлечение родителей к активному участию в процессе адаптации ребенка. В связи с этим нами была разработана программа дальнейшего взаимодействия школы и семьи по социальной адаптации детей младшего школьного возраста
2.2. Содержание программы взаимодействия школы и семьи по социальной адаптации детей младшего школьного возраста
«Личностью человек не рождается, а становиться. Рождается индивид, но при всей своей биологической определенности он является порождением социального мира и формируется в социальной среде. Именно социальное является главным содержанием развития ребенка, который только в обществе, в общественных связях присваивает и реализует социальную сущность человека».
Информация о работе Социальная адаптация детей младшего школьного возраста