Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 17:43, дипломная работа
Цель исследования - разработать программу взаимодействия школы и семьи по социальной адаптации детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме
2. Рассмотреть сущность социальной адаптации детей младшего школьного возраста
3.Подобрать диагностический инструментарий, провести и проанализировать результаты исследования
4.Разработать программу взаимодействия школы и семьи по социальной адаптации детей младшего школьного возраста
Введение…………………………………………………………………..3
Тезаурус…………………………………………………………………...6
Глава I. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации
детей младшего школьного возраста
1.1.Сущность социальной адаптации детей…………………………….7
1.2.Возрастные особенности младшего школьного возраста…………23
1.3. Психолого-педагогические условия социальной адаптации
детей в условиях общеобразовательных учреждениях………………..26
1.4. Особенности взаимодействия школы и семьи по
социальной адаптации младших школьников………………………….29
Глава II. Практический аспект взаимодействия школы и
семьи по социальной адаптации детей младшего школьного возраста
2.1.Организация и методы исследования. Интерпретация результатов39
2.2. Содержание программы взаимодействия школы и семьи
по социальной адаптации младшего школьника……….........................43
2.3 Рекомендации классному руководителю и родителям…………….47
Заключение………………………………………………………………..49
Список информационных источников…………………………………..51
Приложение…
Пояснительная записка
Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Система семейного воспитания в последнее время претерпевают значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.
Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка.
Цель программы:
Задачи программы:
Направление деятельности:
Целевые группы:
Ожидаемый результат:
Программа взаимодействия школы и семьи
Мероприятия |
Форма |
Ответственный |
Анкетирование учащихся с целью изучения внутрисемейных взаимоотношений и уровня комфортности ребенка в семье |
анкета |
Психолог |
Составление социального паспорта класса. |
тест |
Психолог |
Тест Рисунок семьи |
тест |
Психолог |
Анкета для определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой |
анкета |
Психолог |
Социальный паспорт класса |
тест |
Психолог |
Праздник осени |
Внеклассное мероприятие |
Классный руководитель |
Дети для родителей и родители для детей? |
Дискуссия |
Классный руководитель |
Семейные обязанности |
Беседа |
Классный руководитель |
Мама, папа, я - дружная семья |
Конкурс рисунков |
Классный руководитель |
Контроль за посещаемостью и успеваемостью |
наблюдение |
Классный руководитель |
Для чего человеку нужна семья? |
Беседа |
Классный руководитель |
Индивидуальные консультации психологов, педагогов |
консультация |
Классный руководитель |
-Проблема зависимостей. Причины возникновения различных зависимостей
-Младший школьник в мире вредных привычек
-Поощрение и наказание в воспитании ребенка |
Тематические родительские собрания |
Классный руководитель |
-Что делать со случаями детского воровства?
-Почему многие дети лгут?
-Семья без мужчины |
методические рекомендации для родителей. |
Классный руководитель |
-Предотвращение насилия в семье -Закон и ответственность |
родительский лекторий |
Классный руководитель |
2.3. Рекомендации
1. Классному руководителю при работе с семьями необходимо:
1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
- Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание - это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
- Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
3. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
4. Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
5. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
6. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).
2. Родителям
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: "Как дела?", "Что получил?", а расспрашивайте о настроении, наиболее интересных моментах прошедшего школьного дня.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь вместе найти выход, предвидеть последствия. Не запугивайте, страх сковывает желание учиться.
3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов для контроля и оказания помощи.
4. Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогайте сделать его полезным и содержательным, принимайте участие в его проведении.
5. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости.
6. Помните, что по научно обоснованным нормам над выполнением всех домашних заданий ученик 9 класса должен работать не более 4 часов. Помогите придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.
7. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность ребенка. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного теоретического
анализа по данной теме, было выяснено,
что проблема
социальной адаптации младших школьников
в современных условиях приобретает все
большую значимость. В сложившейся ситуации
именно школа, являясь государственным
институтом, способна заложить в маленького
человека социально-нравственные нормы,
правила поведения и ориентировать его
на то, что действительно ценно и значимо
в жизни, что позволит ему противостоять
негативному влиянию социума и успешно
пройти процесс социальной адаптации.
Социальная адаптация школьника понимается
как способность личности к социальному,
нравственному бытовому выживанию, статусному
самоутверждению, сотрудничеству в существующих
и новых, ожидаемых и непредвидимых обстоятельствах,
готовность выбирать различные способы
жизнедеятельности, сохраняя свою индивидуальность
(Б.З.Вульфов, В.Д.Иванов, И.Ф.Исаев, А.В.Мудрик,
В.А.Сластенин, Д.И.Фельдштейн, Е.Н.Шиянов).
С физиологической точки зрения младший школьный возраст - это время бурного физического роста, когда дети быстро тянуться в вверх, когда особенно очевидна дисгармония в физической развитии, когда она явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается в ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможности в опоре на ранее приобретенные психические образования
Подобрали и провели диагностики по определению школьной мотивации, были установлены параметры, определяющие социальный статус учащихся. Проанализировав результаты, мы пришли к выводу о том, что необходимо привлечение родителей к активному участию в процессе адаптации ребенка. В связи с этим нами была разработана программа дальнейшего взаимодействия школы и семьи по социальной адаптации детей младшего школьного возраста, рекомендации классному руководителю и родителям по успешной социальной адаптации младшего школьника.
.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М: Юрайт,2010-812с.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ Под. Ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-264с.
3. Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. - М., 1990. - 180с.]
4. Белавина О.В. Одаренные дети: проблемы адаптации //Психологический журнал.2010.-№1.-С.41-54.
5.Битянова М.Р. Социальная психология:
учеб.пособие. 2-е изд., перераб.-СПб.:Питер,2008.-
6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика.- Спб.: Изд-во «Речь»,2004.-440с.
7. Бордовская,Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие.- СПб: Питер, 2008.-304с.
8. Божович Л.И. Личность и её формирование
в детском возрасте.-Спб.:Питер,2008-
9. Дорожевец, Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 1995. - 182с.]
10. Истратова О.Н., Широкова Т.В.,Эксакусто Т.В. Большая книга детского психолога.-Феникс,2008.-568с.
11. Ишкильдина Р.Т., З.Ш.Касимова. Проблемы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.-СГПА,2010.
12. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М., 1998. - 265с.
13. Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.
14.Кумарина Г.В. Педагогические условия
предупреждения адаптационных нарушений
школьников//Народное образование.-2009.-№7.-С.163-
15. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / Мухина В.С. - 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
16. Никитина, И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / И.Н. Никитина. - М., 2000. - 85с.
17. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Учеб. пособие для студентов педагог. Учеб. заведений.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт - Издат, 2003.-607с.
18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. -М.: Высшее образование,2009.-452с.
19. Особенности и динамика самоактуализации личности в процессе социокультурной адаптации/ Э.А.Ахмадуллина, Г.Ш.Габдреева//ученые записки Казанского гос. Университета.-2008.-Т.150,сер. Гуманитарные науки, кН.3.-С.15-28.
20. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
21. Подласый И.П. Педагогика: учеб.- М.: высшее образование, 2008. - 540с.
22. Популярная психология для родителей. / Под ред. А.А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1989. С,151
23. Практическая психодиагностика: методики и тесты/ ред.-сост. Д.Я. Райгородский.- Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2008.- 667 с.
24. Профилактика, коррекция, реабилитация детей и подростков с девиантным поведением, теория и методика/Авт.-сост.М.В. Абдрахманова, Ф.Р.Мавлеткулова, А.М. Анохин.- Стерлитамак. Гос. Пед. Акад. Им Зайнаб Биишевой.
Информация о работе Социальная адаптация детей младшего школьного возраста