Социальная адаптация детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 17:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - разработать программу взаимодействия школы и семьи по социальной адаптации детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме
2. Рассмотреть сущность социальной адаптации детей младшего школьного возраста
3.Подобрать диагностический инструментарий, провести и проанализировать результаты исследования
4.Разработать программу взаимодействия школы и семьи по социальной адаптации детей младшего школьного возраста

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Тезаурус…………………………………………………………………...6
Глава I. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации
детей младшего школьного возраста
1.1.Сущность социальной адаптации детей…………………………….7
1.2.Возрастные особенности младшего школьного возраста…………23
1.3. Психолого-педагогические условия социальной адаптации
детей в условиях общеобразовательных учреждениях………………..26
1.4. Особенности взаимодействия школы и семьи по
социальной адаптации младших школьников………………………….29
Глава II. Практический аспект взаимодействия школы и
семьи по социальной адаптации детей младшего школьного возраста
2.1.Организация и методы исследования. Интерпретация результатов39
2.2. Содержание программы взаимодействия школы и семьи
по социальной адаптации младшего школьника……….........................43
2.3 Рекомендации классному руководителю и родителям…………….47
Заключение………………………………………………………………..49
Список информационных источников…………………………………..51
Приложение…

Файлы: 1 файл

Социальная адаптация детей младшего школьного возраста.doc

— 1.72 Мб (Скачать)

25. Савина Н. Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины//Наука и школа.2010.-№3.-С.118-121.

26. Сухов А.Н. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-240с.

27. Теория и методика воспитания: учебное пособие /Е.В.Головнева.-2-е изд..-М.: Высш.шк.,2009.-256с.

28. Федоренко Е.Б. Ресурсы работы с гиперактивными детьми//Народное образование. 2009.-№7.-С.189-196.

29. Флейвелл, Дж. Генетическая психология Жана Пиаже /Дж. Флейвелл. - М., 1993. - 623с.

30. Школьная дезадаптация. //Школьный психолог. - 2000. - № 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Социальный паспорт класса

Классный руководитель: Фамилия _____________________________ Имя _______________________ Отчество

Класс ____________ Количество учащихся _________ Кабинет _______________

Квалификация _________________________ Образовательный уровень

Фамилия

Имя Отчество

Дата рожд.

Домашний адрес

Родители

Место работы

1

2

3

4

5

                     
       
                     
       
                     
       
                     
       
                     
       
                     
       
                     
       

 

 

Условные обозначения:

1.Образовательный уровень родителей:

А - высшее; Б - средне специальное; В - среднее.

2.Социальный статус родителей:

А - интеллигенция; Б - рабочие; В - служащие; Г - частные предприниматели; Д - безработные.

3.Учащиеся «группы риска»:

А - состоящие на учете в ПДН; Б - состоящие на учете в КДН; В - состоящие на ВШК; Г - употребляющие ПАВ.

4.Учащиеся, проживающие в неблагополучных семьях:

А - ведущих аморальный, асоциальный образ жизни; Б - с нарушенными взаимоотношениями; В - допускающих безнадзорность детей; Г - с жестоким обращением с детьми.

5.Учащиеся, нуждающиеся в социальной защите:

А - с низким материальным обеспечением; Б - попавшим в экстремальную ситуацию; В - семьи-опекуны; Г - многодетные семьи; Д - воспитывающие детей с ограниченными возможностями; Е - неполные семьи: 1) - мать; 2) - отец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Протокол № 1

Дата проведения исследования: 16 января 2012

Школа: МКОУ № 9

Класс: 1

Количество участников: 26

Метод: тест

Название методики: Социальный паспорт класса

Цель: сбор и анализ сведений о социальном составе учащихся класса и    

школы

Результаты:

Таким образом, из представленных данных можно сделать вывод о том, что уровень семейной адаптации в классе разный. Это подтверждается тем, что количество учащихся, воспитывающихся в полных семьях, 65,4%,. уровень малообеспеченных семей 15,3%, многодетных семей - 11,5% и  уровень неполной семьи - 7,7%.

Эти показатели могут препятствовать социальной адаптации школьников, так как низкий уровень материального обеспечения в семье может подтолкнуть учащихся к нарушению взаимоотношений между одноклассниками, подразделяя детей на «богатых» и «бедных» учащихся.

 

 

Приложение 3

Анкета для определения школьной мотивации

(разработана Н.Г. Лускановой)

 

1.Тебе нравится в школе или не очень?

а) не очень

б) нравится

в) не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома

б) бывает по-разному

в) иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

а) не знаю

б) остался бы дома

в) пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится

б) бывает по-разному

в)  нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы

б) не хотел бы

в) не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю

б) не хотел бы

в) хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто

б) редко

в) не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был строгий учитель?

а) точно не знаю

б) хотел бы

в) не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

а) мало

б) много

в) нет друзей

      10. Тебе нравится твои одноклассники?

а) нравится

б) не очень

в) не нравятся

 

Анализ результатов.

За каждый первый ответ- 3 балла, за промежуточный -1 балл, последний-0 баллов.  Максимальная оценка- 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

25-30 баллов: сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.

20-24 балла: отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средняя норма мотивации).

15-19 баллов: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами(внешняя мотивация).

10-14 баллов: отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень мотивации).

Ниже 10 баллов: негативное отношение к школе (школьная дезадаптация).

Ключ      

 

а

б

в

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0


     
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

 

Приложение 4

Протокол № 2

Дата проведения исследования: 17 января 2012

Школа: МКОУ № 9

Класс: 1

Количество участников: 26

Метод: анкета

Название методики:  Анкета для определения школьной мотивации

  (разработана Н.Г. Лускановой)

Результаты:

У 5 (19%) учащихся - высокий уровень

У 14 (54%) учащихся - средний уровень

У 7 (27%) учащихся - низкий уровень школьной мотивации.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, в классе преобладает средний уровень школьной мотивации.

 

 

 

Приложение 5

Тест «Рисунок семьи», Г. Т. Хоментаускас

 

Цель - выявить детско-родительские отношения

Описание методики: Ребенку предлагают нарисовать семью (свою или любую другую). В протоколе фиксируется время выполнения задания, все вопросы и высказывания испытуемого, стирания, поправки и т.п.

Беседа с ребенком после окончания рисования включает в себя примерно такие вопросы:

1. Чья семья изображена на рисунке (его самого, какого-нибудь друга, вымышленного героя)?

2. Кто конкретно нарисован (роль в семье, пол)?

3. Чем занимается каждый персонаж?

4. Где они находятся?

5. Им весело или скучно? Кто самый счастливый (несчастный) и почему?

Можно также предложить ребенку решение нескольких ситуаций:

-Представь, что вся семья идет в гости, но кто-то заболел и должен остаться дома. Кто это будет?

-Представь, что у тебя есть два билета в кино. Кого бы ты взял с собой?

-Представь, что ты попал на необитаемый остров? С кем бы ты хотел там пожить?

Материалы: Для выполнения рисунка предлагаются стандартный чистый белый лист бумаги, карандаш (желательно с мягким стержнем), ластик. Дополнительно можно предложить цветные карандаши.

Инструкция: "Нарисуй какую-нибудь семью так, как ты себе ее представляешь. Если хочешь, можешь добавить к рисунку другие детали".

 

 

 

 

Обработка теста "Рисунок семьи" проводится по следующей схеме:

 

Выделяемые признаки

Отметки о наличии признаков

1

Общий размер рисунка

 

2

Кол-во членов семьи

 

3

Соответствующие размеры членов семьи

 
 

мать

 
 

отец

 
 

сестра брат

 
 

дедушка бабушка и т.д.

 

4

Расстояние между членами семьи

Наличие каких-либо признаков между ними

 

5

Наличие животных

 

6

Вид изображения:

схематическое изображение

реалистическое

эстетическое в интерьере,

на фоне пейзажа и т.д.

метафорическое изображение в движении, действии

 

7

Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3 ...)

 

8

Степень аккуратности исполнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Протокол № 3

Дата проведения исследования: 17 января 2012

Школа: МКОУ № 9

Класс: 1

Количество участников: 26

Метод: тест

Название методики: «Рисунок семьи», Г. Т. Хоментаускас

Цель: выявить детско-родительские отношения

Результаты:

50 % детей испытывают дефицит общения в семье;  23 % детей ощущают себя отверженными, и не нужными;  7 % детей включают в состав семьи посторонних людей;  10 % не имеют никаких отношений в семье;  10 % выделяют одного члена семьи, игнорируя остальных.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Внеклассное мероприятие «Праздник осени»

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года - осени. На празднике прозвучат стихи, песни, загадки. Мы с вами увидим интересные сценки и танцы, поиграем в разные игры, вы примете участие в различных конкурсах и узнаете много нового об осенних месяцах. Итак, начинаем!

Дети поют песню «Ах, какая осень!».

ПЕСНЯ «АХ, КАКАЯ ОСЕНЬ!»

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград -

Всё поспело для ребят.

Журавли на юг летят.

Здравствуй, здравствуй, осень!

Приходи на праздник к нам,

Очень, очень просим.

Здесь мы праздник радостный

Весело встречаем,

Приходи, мы ждем тебя,

Осень золотая...

Входит осень.

Осень:

- Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья!

Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной?

Я пришла на праздник к вам петь и веселиться.

Я хочу со всеми здесь крепко подружиться!

Звучит песня «осень золотая»

Осень:

- Спасибо вам, ребята! Очень много хорошего услышала я о себе. А пришла я к вам на праздник не одна, а вместе с тремя братьями - осенними месяцами. Они помогут мне провести наш праздник.

Сентябрь:

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ…

Что за месяц к вам пришел?... (Сентябрь)

Осень:

- Сентябрь - младший брат осени. Название сентября происходит от латинского «септимус» и означает «седьмой». В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счету от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем - проводами лета. Сентябрь - самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну-две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов.

Ведущий:

- Какая команда соберет больше грибов?

Чтобы собрать грибы, вам нужно отгадать мои загадки

ЗАГАДКИ О ГРИБАХ

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора -... (боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту - зовусь я -... (подосиновик)

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются... (опята)

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок... (масленок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.

Платья - шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.

В день осенний на опушке как красивы, вы... (волнушки)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички - золотистые... (лисички)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый... (мухомор)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там - опята

Ну, а это на полянке ядовитые... (поганки)

Нет грибов дружней, чем эти, - знают взрослые и дети, -

На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)

Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой

Ты их бери, не мешкай, ведь это -... (сыроежки)

Ведущий:

- Нельзя нам на свете прожить без чудес. Они нас повсюду встречают.

Волшебный осенний и сказочный лес нас в гости к себе приглашает.

Закружится ветер под песню дождя, листочки нам под ноги бросит.

Какая красивая это пора: пришла к нам опять чудо-осень!

Под фонограмму песни А.Укупника: "Осенний лист, постой не падай. Осенний лист, ты так лучист. Еще побудь со мною рядом, не улетай, осенний лист..." девочки исполняют танец с листьями.

Информация о работе Социальная адаптация детей младшего школьного возраста