Эстетический
уровень — уровень художественного
образа — характеризуется особым
видом эмоционального познания, при
котором человек отражает действительность
в форме эмоциональных образов.
Сказки не только расширяют представления
ребенка, обогащают его знания о
действительности, главное - они вводят
его в особый, исключительный мир
чувств, глубоких переживаний и эмоциональных
открытий.
В ходе исследования
были апробированы психолого-педагогические
методы и формы использования
духовно-нравственного содержания
сказки как средства коррекции эмоциональной
сферы и социального поведения
ребенка старшего дошкольного возраста.
Была успешно подтверждена гипотеза
о том, что влияние сказок на гармоничное
эмоциональное развитие детей дошкольного
возраста заключается в том, что
в процессе дифференцирования представлений
о добре и зле происходит формирование
гуманных чувств и социальных эмоций
и осуществляется последовательный
переход от психофизиологического
уровня их развития к социальному, что
обеспечивает коррекцию отклонений
в поведении ребенка. Были решены
все задачи исследования: на основе
анализа специальной литературы
по теме исследования изучены теоретические
основания использования сказок
для эмоционального развития детей
с отклонениями в поведении; определены
психолого-педагогические условия
использования сказки для формирования
социальных эмоций и гуманных чувств
(сопереживания, сострадания) у детей
дошкольного возраста с девиантным
поведением.
Апробирование
психолого-коррекционной программы
"Воспитание сказкой" для коррекции
нарушений поведения детей дошкольного
возраста посредством развития эмоциональной
сферы подтвердило эффективность
влияния сказки на эмоциональное
развитие детей старшего дошкольного
возраста с девиантным поведением.
В процессе коррекции
нарушений эмоционально-волевой
сферы детей в процессе художественной
деятельности, связанной с содержанием
русской сказки, занятия одновременно
содействовали развитию познавательной
сферы детей, гармонизации их психоречевого
развития.
Занятия позволили
обеспечить социальную адаптацию дошкольников
путем введения их в культурную традицию
народной и авторской сказки, используя
малые жанры фольклора (пословицы,
поговорки), знакомя детей с музыкальными
и живописными произведениями на
сказочные сюжеты. Также были расширены
представления детей об окружающем
мире посредством введения их в литературную
и музыкальную культуру, что заметно
содействовало эмоциональному развитию
детей, развитию речи детей, обогащению
словаря, развитию образного строя
и навыков связной речи.
Сейчас продолжается
использование программы в психолого-коррекционной
работе Центра психолого-педагогической
реабилитации и коррекции "Пресненский"
Центрального окружного управления
образования г. Москвы с другими
группами детей дошкольного возраста,
имеющими проблемы в развитии эмоциональной
сферы и нарушения поведения.