Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:53, доклад
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями поведения
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят
детям поэтический и
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Анализируя нынешнее
состояние проблемы влияния сказки
на эмоциональное развитие детей
дошкольного возраста, можно констатировать,
что большее внимание уделяется
развитию одной сферы —
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Однако психолого-
В настоящее
время сказка, как и другие ценности
традиционной культуры, заметно утратила
свое предназначение. Этому способствовали
современные книги и
Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.
Проблема нашего
педагогического исследования состоит
в поиске психолого-педагогических
методов и форм использования
духовно-нравственного
Мы предполагали,
что влияние сказок на гармоничное
эмоциональное развитие детей дошкольного
возраста заключается в том, что
в процессе дифференцирования
В качестве системы
целенаправленной педагогической деятельности
использовалась программа, выстраивающая
основные условия традиционной культуры
воспитания в семье, "Воспитание
сказкой" для детей и родителей.
(См.: Воспитание сказкой: Методическое
пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. М., 2002.
Серия "Духовно-нравственное воспитание
дошкольного возраста"). Экспериментальная
работа проводилась с участием детей
дошкольного возраста из детских
садов с нарушениями поведения
и в последующем посещающих Центр
психолого-медико-социального
На завершающем этапе формирующего эксперимента в апреле 2004 года изучались изменения поведения и уровня эмоционального развития детей экспериментальной группы после внедрения программы "Воспитание сказкой".
При апробации
системы мероприятий по коррекции
с использованием программы духовно-
По окончании
32-х занятий с использованием
тех же анкет-опросников, которые
заполняли независимые
Если в начале формирующего эксперимента все 47 детей не стремились и не могли делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, то к концу апреля 15 детей могли достаточно выразительно изображать героев сказки, адекватно передавали их характеристики поведения и отношений, давали полную и правильную нравственную оценку поступкам, ситуациям, героям.
Анализ систематического
наблюдения со стороны воспитателей,
родителей и психологов показал,
что среди детей с девиантным
поведением на 27,6% снизился эмоционально-возбужденный
тон настроения. Одновременно с этим
на 17,5% снизилась неуверенность, боязливость,
чувство страха. Распределение боязливости
среди и мальчиков и девочек
имеет примерно равные показатели,
так же как и показатели жестокости
и обижаемости другими детьми.
На 38% снизилась заторможенная
У 8 детей из 12,
участвующих в формирующем
Педагоги и родители, привлеченные в качестве объективных экспертов, отметили у всех детей развитие навыков произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
Эмоции постепенно
становятся более осмысленными, начинают
подчиняться мышлению, когда ребенок
усваивает различные способы
действия и нормы поведения, соотносит
результаты своей деятельности с
целями и результатами других. Поведение
постепенно превращается из побуждаемого
спонтанными чувствами и
В результате формирующего эксперимента у 38% детей было зафиксировано формирование внимания к окружающим людям (сверстникам и близким). Родители в качестве независимых экспертов отметили появление у своих детей умения различать эмоции других людей, их эмоциональное состояние, что позволяло нашим воспитанникам адекватно реагировать и на содержание сказок, и выражать адекватное отношение как к героям сказок, так и к близким людям. В психофизиологических характеристиках эмоциональных проявлений у детей старшего дошкольного возраста, участвующих в формирующем эксперименте, заметно увеличилась, почти на 30%, произвольность регулирования двигательной активности.
В процессе организации
психолого-коррекционных
Результаты психолого-
На 17,5% увеличилось
число проявлений сострадания, соучастия,
взаимопомощи. Исчезли проявления агрессивности,
что было отмечено как педагогами,
так и родителями всех детей, участвующих
в экспериментальных занятиях. Отмечено
увеличение на 10,5% числа детей, устойчиво
проявляющих чувство
В результате анализа
литературных источников и анализа
результатов формирующего эксперимента
подтвердилось наше представление
о том, что гармоничное эмоциональное
развитие детей старшего дошкольного
возраста заключается в последовательном
освоении трех уровней: психофизиологического,
социального и эстетического. Это
позволило нам подтвердить
Психофизиологический
уровень эмоционального развития проявляется
в процессе внимания ребенка во время
прослушивания сказки, в адекватности
реагирования, в непроизвольных репликах
(междометиях), непроизвольных движениях,
в неосознанных отношениях детей
к героям сказок на основе умения различать
эмоциональные состояния по их внешнему
проявлению — через мимику, пантомимику,
жесты, позы, эмоциональную дистанцию.
При этом ребенок за внешними эмоциональными
проявлениями угадывает смысл поведенческих
реакций и реагирует в
Социальный уровень
является последующей ступенью эмоционального
развития детей старшего дошкольного
возраста, характерной чертой которого
является эмоциональный контроль, эмоциональная
саморегуляция. Это позволяет выделить
в эмоциональном развитии социальные
чувства, которые эффективно формируются
в процессе восприятия и переживания
сказки, поскольку включается механизм
содействия герою, мысленного обыгрывания
и прочувствования его