Система дополнительного образования в Омской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:30, реферат

Краткое описание

Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создана общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря

Файлы: 1 файл

сис-ма дополнит обр-я.docx

— 146.49 Кб (Скачать)

 

      Современные  учреждения  дополнительного образования детей   преследуют цель  развития мотивации  личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных  программ и услуг в интересах  личности, общества, государства.

Перед учреждениями дополнительного  образования стоят  задачи:

  • обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда  детей в возрасте  преимущественно от 6 до 18 лет;
  • Раскрытие творческого потенциала через различные по содержанию и уровню освоения программы для детей с разными возможностями, в том числе для детей с проблемами в сфере обучения и общения, а также  одаренных детей;
  • социальной адаптации, включающей опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы через программы детских общественных объединений; осознанный и успешный выбор профессиональной деятельности через профильные программы допрофессиональной ориентации и подготовки;
  • формирования общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности, через разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие  выбор форм и средств организации свободного времени;
  • удовлетворения потребности детей в занятиях  физической культурой и спортом.

   Деятельность детей в  учреждениях дополнительного образования  протекает в одновозрастных или  разновозрастных  объединениях  по интересам. Занятия могут  проводиться по программам одной  тематической направленности или  комплексным, интегрированным программам.  

  Предусматриваются разнообразные  формы проведения занятий: групповые,  индивидуальные, со всем составом  детского объединения. Традиционная  базовая форма - объединения детей  по интересам. Приоритетны для  них предметно-практические задачи  освоения конкретного профиля  деятельности, т.е. изучается один  учебный курс, соответствующий требованиям  программы, с группой работает, как правило, один педагог.  Набор осуществляется без ограничения  возраста.

 В большинстве учреждений  дополнительного образования   наблюдается достаточно высокий  процент сохранности контингента,  что объясняется  искренней  заинтересованностью детей в  занятиях  объединений учреждений  дополнительного образования.

Д.ЛИВАНОВ: "В ТЕКУЩЕМ  ГОДУ БУДЕТ РАЗРАБОТАН ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ  ДОД"

Выступая на итоговой коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации министр отметил, что в 2012 году Минобрнауки разработан проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. 

В проекте программы предусмотрен комплекс мер, направленный на увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей  численности детей этого возраста до 70-75 процентов.

Будут разработаны и апробированы различные модели использования  ресурсов негосударственного сектора  в предоставлении таких услуг, проведены  мероприятия по выявлению и сопровождению  молодых талантов.

Ливанов высказал предположение, что  в 2013 году прирост численности детей  в возрасте 5-18 лет, охваченных услугами дополнительного образования, составит до 8,4 млн. человек (увеличение численности  детей, занимающихся в учреждениях  дополнительного образования, на 350 тысяч человек). 

 

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Современное дополнительное образование  детей в Омской области по праву  рассматривается как важнейшая  составляющая образовательного пространства. Оно востребовано, находится в  центре внимания общества и государства. Ему отведена особая роль: дать детям  гораздо больше тех общих знаний, которые они получают в школе. Ведь исторически система дополнительного  образования явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания.

Главное и принципиальное отличие системы дополнительного  образования в том, что это  образование ведется так же, как  другие типы и виды образования, - по конкретным образовательным программам. Это - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Оно многообразно, разнонаправленно, наиболее вариативно. 

 

Ценность дополнительного  образования детей в том, что  оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам  в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

В домах творчества, станциях юннатов, техников и других учреждениях  для юного человека создаются  условия, чтобы полноценно прожить  пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. 

 

 

 

Основное содержание дополнительного  образования детей - практико-ориентированное, деятельность: здесь ребенок действует  сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами  труда, природы, с культурными памятниками  и т. д.; создаются ситуации, когда  ребенку нужно самому извлечь  знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей - исключительно  творческое, потому что побуждает  ребенка находить свой собственный  путь, потому что дорожит индивидуальным творчеством ребят: ведь все эти  знания для школьников личностно  значимы. Через это открытие они  открывают мир и находят свое место в нем.

Именно в системе дополнительного  образования детей провозглашены  такие ведущие ценностные приоритеты, как демократизация учебно-воспитательного  процесса, формирование здорового образа жизни, саморазвитие личности, создание условий для педагогического  творчества, поиск, поддержка и развитие детской творческой одарённости. 

 

Дополнительное образование  в Омской области доступно всем детям  и каждому ребенку. Его качество гарантируется образовательными программами, выполнение которых отслеживается  муниципальными органами управления образованием и Министерством образования  Омской области. Образовательный процесс  организуется в соответствии с выстроенными в педагогически целесообразной логике требованиями и нацелен на развитие у детей мотивации к  познанию и творчеству. 

 

Министерство  образования Омской области последовательно проводит работу по развитию системы дополнительного образования детей. Предпринимаемые меры для целенаправленного оформления различных педагогических инициатив по использованию в интересах личности, общества и государства процессов воспитания и обучения детей Омской области в образовательную систему обеспечили позитивные результаты.

Удается не только сохранять  материальную основу системы дополнительного  образования, но и наращивать интеллектуально-творческий и программно-методический потенциал, способный при определенных условиях решать во взаимосвязи и взаимозависимости  задачи воспитания и обучения наших  детей.

 

Министерство  культуры Омской области имеет четкую позицию в вопросах сохранения и дальнейшего развития на территории региона детских школ искусств, музыкальных и художественных школ как уникальных образовательных учреждений, осуществляющих целенаправленное духовно-культурное, творческое и нравственное воспитание подрастающего поколения. 
 
Детские школы искусств, музыкальные и художественные школы должны развиваться в сфере культуры. Они дают детям полноценное предпрофессиональное образование в области искусств и художественной культуры и являяются начальным звеном в сложившейся трехзвенной отраслевой системе подготовки кадров: школа- училище- вуз. Здесь обеспечивается массовая и целенаправленная ранняя профессиональная ориентация юного поколения для воспроизводства кадрового потенциала учреждений культуры и искусства. 
 
Помимо образовательных функций, детские школы искусств активно выполняют в каждом населенном пункте важную социокультурную функцию, осуществляя концертную, выставочную деятельность, работая как школа-филармония, школа-музей, школа-галерея, являясь неотъемлемой частью единого культурного пространства Омского региона. На базе Таврической ДШИ, Шербакульской ДШИ, Марьяновской ДШИ работают картинные галереи, в Тарской ДШИ и Нововаршавской ДШИ реализуются проекты «Школьная филармония». В условиях малых городов и поселков школы активно участвуют в развитии культурных традиций своих населенных пунктов. Концерты, организуемые и проводимые учащимися и преподавателями – массовые, в них принимают участие до30% обучающихся. Это направление работы школ повышает их престиж и имидж, расширяет спектр предоставляемых культурных услуг. 
 
Министерство культуры Омской области проводит постоянную работу по развитию муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей. В настоящее время в области оказывают культурно-образовательные услуги 79 учреждений дополнительного образования детей, находящихся в ведении органов управления культуры муниципальных образований. В 64 школах искусств, 11 художественных и 4 музыкальных школах обучается 16412 детей.  

 

В настоящее время в  Омской области функционирует 121 образовательное  учреждение дополнительного образования  детей, где организована работа свыше 10 тысяч кружков и детских объединений, в которых занимаются 147,3 тысяч детей. 

 

 

   

 

Большую часть сети учреждений дополнительного образования детей  составляют дворцы, дома детского творчества, спортивные школы, клубы, станции. Из них: многопрофильных – 50; физкультурно-спортивной направленности – 48; технической – 12; эколого-биологической – 6; туристско-краеведческой  – 5 учреждений. 

 

К приоритетным направлениям развития дополнительного образования  логично отнести совместные действия всех субъектов - организаторов дополнительного  образования детей по:

  • обеспечению доступности этой сферы для детей различных групп и категорий;
  • мобилизации всех ресурсов ее развития и обеспечению их целевого использования в интересах детей Омской области;
  • обновлению содержания на основе теоретически обоснованной и выверенной в последствиях концепции;
  • созданию индустрии детского досуга;
  • модернизации организационной структуры и системы управления;
  • формированию и реализации кадровой политики;
  • формированию инфраструктуры сферы дополнительного образования детей в Омской области;
  • созданию условий для разработки и реализации сетевых, инфраструктурных и системных проектов, направленных на позитивную социализацию детей Омской области;
  • программно-методическому, учебно-технологическому, материально-техническому обеспечению сферы дополнительного образования детей;
  • правовому регулированию образовательных процессов в сфере дополнительного образования детей;
  • моделированию стандартов качества дополнительного образования детей;
  • модернизации экономических основ, обеспечению стабильного финансирования.

Дополнительное образование  в Омской области имеет все  основания для признания общественностью  в качестве среды, обеспечивающей благополучие, безопасность и перспективность  детства.

 

На Официальном портале Администрации города Омска можно увидеть все адреса и контакты практических всех учреждений дополнительного образования в городе: http://admomsk.ru/web/guest/new-kiosk/1356

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В  ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Дополнительное профессиональное образование реализуется в Омской области как в учреждениях дополнительного профессионального образования, так и в структурных подразделениях учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Государственное образовательное  учреждение Омской области дополнительного  профессионального образования "Институт развития образования Омской области" обеспечивает профессиональное развитие педагогических и руководящих кадров системы образования Омской области. Институт осуществляет научно-методическое сопровождение деятельности федеральных, региональных и муниципальных опытно-экспериментальных  площадок; изучает, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт педагогов  и образовательных учреждений всех видов и типов, оказывает консалтинговую помощь педагогам по широкому спектру  актуальных проблем.

Деятельность по повышению  квалификации и профессиональной переподготовке осуществляется во всех омских вузах. В Омском государственном университете эффективно проводит образовательную  деятельность Центр делового образования. В Омском государственном педагогическом университете активно работают: Центр  образовательных инициатив и  Институт повышения квалификации и  профессиональной переподготовки работников образования. В структуре Омского  государственного аграрного университета действует отраслевой институт повышения  квалификации, в котором также  проходят переподготовку работники  различных отраслей сельского хозяйства  не только из районов Омской области, но и из других регионов.

 

 

 

 

Список литературы и источников:

  1. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 2002
  2. Материал из Википедии—свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Дополнительное_образование_детей
  3. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ - ПОРТАЛ

системы образования Омской области http://old.omskedu.ru/

  1. Официальный сайт Министерства культуры Омской области http://www.sibmincult.ru/inf_mat/p6_3.php
  2. Информационный портал системы дополнительного образования детей http://www.dopedu.ru/gosudarstvennaya-politika-v-sfere-dop-obrazovaniya/d-livanov-v-tekuschem-godu-budet-razrabotan-paket-dokumentov-dlya-obespecheniya-kachestva-i-dostupnosti-dod

 


Информация о работе Система дополнительного образования в Омской области