Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 17:01, реферат
Исламская Республика Иран - государство в Западной Азии. На севере граничит с Арменией, Азербайджаном и Туркменистаном и омывается Каспийским морем, на востоке соседствует с Афганистаном и Пакистаном, на западе – с Ираком и Турцией. На юге страна располагает широким выходом к Персидскому и Оманскому заливам.
1. Общая характеристика Исламской Республики Иран.
2. Система образования в Иране.
3. Список использованных источников.
ПЛАН:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН
Исламская Республика Иран - государство в Западной Азии. На севере граничит с Арменией, Азербайджаном и Туркменистаном и омывается Каспийским морем, на востоке соседствует с Афганистаном и Пакистаном, на западе – с Ираком и Турцией. На юге страна располагает широким выходом к Персидскому и Оманскому заливам.
Официальный язык Ирана - персидский (фарси). Денежная единица - риал. Государственная религия - ислам шиитского толка (более 90% населения), а также сунниты (около 4%), христиане, иудеи, бахаисты, зороастрийцы. Территория Территория Ирана занимает 1 648 000 кв.км. Климат на основной части страны субтропический континентальный и сухой. В Тегеране средняя температура января 12°С, июля 29°С. Максимальная температура летом 43°С, минимальная температура зимой 9,8°С. На юге и юго-западе страны на побережье Оманского и Персидского заливов климат тропический (средние температуры: январь 19°С, июль 32°С.
Население Население Ирана - около 65 млн. человек. Этнический состав: персы (51%), азербайджанцы (27%), курды (5%), остальные 17% - луры, арабы, туркмены, белуджи, армяне, евреи, представители других национальностей. Крупнейшие города Тегеран (6830 тыс. чел.), Мешхед (2011 тыс. чел.), Исфахан (1915 тыс. чел.), Тебриз (994 тыс. чел.), Шираз (848 тыс. чел.).
В Иране остаются сильными родственные связи, в том числе на работе и общественно-политической сфере. Отношения в семье строятся на уважении и почитании старших, браки заключаются с согласия родителей. Несмотря на то, что после 1979 были восстановлены исламские семейные принципы, разрешающие иметь несколько жен, на практике многоженство встречается крайне редко. Не получил широкого распространения и разрешенный после революции институт временного брака-сиге. Большое значение имеют праздники – семейные, религиозные, государственные. Ценится образованность, в повседневной жизни – умение читать стихи. Употребление алкогольных напитков запрещено. Высока кулинарная культура, особенно приготовление различных пловов. Распространено курение кальяна. Иранцы гостеприимны, общительны, отличаются вежливым обращением. Предупредительны и скромны в общении, мужчины уделяют много внимания детям.
Из-за правил вежливости склонны к обещаниям, в деловых отношениях нельзя ограничиваться устными договоренностями. Для городской жизни характерна «пикниковая» культура, когда после захода солнца в теплое время горожане семьями выходят в парки, скверы, зеленые улицы, устраивая пикники, сохраняя при этом порядок и чистоту.
Традиционные иранские ремесла – художественная миниатюра, гончарное производство, ковроткачество и изготовление серебряных изделий – наиболее широко представлены в Исфахане, Ширазе, Тебризе.
Ковроткачество - долгий, сложный и трудоемкий процесс. С недавних пор в Иране внедрены в производство ковров моющие, красящие и прядильные аппараты. Шерсть окрашивают естественными красителями. После этой операции шерсть промывают в чистой воде и развешивают для сушки. Красители получают из корней марены, оболочки грецких орехов, листьев винограда, стеблей спаржи, кожуры гранатов, из кошенили, прокисшего молока. Для крашения используются также минеральные и химические вещества в сочетании с каустической содой, лимонной кислотой и др.
Дизайнер рисует эскиз на листе бумаги в одну четверть всего ковра, а затем путем симметричного наложения завершает весь рисунок. Этот эскиз раскрашивается и поступает к оператору, который в соответствии с ним ткет ковер.
В Иране существуют два метода ковроткачества: турецкий и персидский. Турецкие ковры ткутся с помощью крючкообразной иглы. По персидскому методу завязывают внутренние узелки вручную. Ковры, изготовленные по турецкому методу, прочнее по текстуре. Это зависит от способа завязывания узлов, который отличается от персидского. У персидского ковра ровная поверхность изнанки благодаря своеобразному способу завязывания узлов.
Станок представляет собой деревянную раму, на которую между верхней и нижней перекладиной натягивают полотно. Оно состоит из продольных нитей, расположенных близко друг к другу. На этих нитях завязаны шерстяные пучки, которые формируют ворс ковра. Когда один ряд узлов по ширине ковра завершается, вводится дополнительная поперечная нитка для того, чтобы придать узлам и всему изделию прочность и форму. Этот процесс повторяется ряд за рядом до тех пор, пока не сформируется весь ворс ковра. Затем следует последняя часть операции: стрижка ворса. Он должен быть пострижен по всей длине до толщины объема шерстяных нитей. Таким образом, формируется плотный и густой ворс. От плотности узлов зависит четкость рисунка.
Узлы должны быть ровными, а расположение их упорядоченно. Если вы посмотрите на изнанку ковра ручной работы, рисунок и цвета будут чистыми. Такой ковер выгодно отличается от ковра машинной работы, который имеет размытый рисунок.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ИРАНА
Руководство Исламской республики Иран уделяет особое внимание финансированию образования, науки и исследований. В стране школьное образование является бесплатным и общедоступным. За все годы учебы в университете (вместе взятые) вносится небольшая плата порядка 200-300 евро, что не представляет проблемы для большинства иранцев. Сегодня, по статистическим данным, число девушек в иранских вузах давно опередило количество юношей.
Среднее образование в Иране
находится под контролем Министерства
образования (The Ministry of Education), осуществляющего администрирование
и финансирование школ, и Верховного совета
по образованию (The Supreme Council of Educat
Официальным языком, на котором ведется обучение в Иране, является персидский. Однако в школах ученики в обязательном порядке изучают английский язык в качестве второго.
Система образования в нашей стране состоит
из нескольких ступеней. В возрасте
5 лет в течение 1 года дети посещают дошкольные
учреждения (махд-е кудак), целью которых является
физическое, эмоциональное, социальное
развитие детей. Однако дошкольное образование
не является обязательным. Для пятилетних детей предусмотрена
возможность дошкольного подготовительного
обучения.
В 6 лет ребенок автоматическим поступает
в 1 класс начальной школы (Dabestan),
где обучается в течение 5 лет, после чего
сдает единый национальный экзамен, дающий
доступ к последующей ступени обучения
и получает сертификат об окончании начальной
школы. Задача начального образования
развивать таланты и способности ребенка,
обучать грамоте (чтение, правописание,
счет) и социально-религиозному участию
в обществе. Школы в Иране раздельные для мальчиков
и девочек, а вот в университете юноши
и девушки уже учатся вместе.
Младшее
среднее образование, также известное
как ориентировочный цикл (Rahnamayi),
получают в течение 3 лет с 6 по 8 класс. Школа рахнамаи
рассчитана на детей 10-13 лет. В данный
период ученики изучают персидский язык
и литературу, математику, историю, географию,
Коран, естественные науки и определяются
с выбором дальнейшего направления обучения.
В конце 8 класса ученики также сдают экзамены.
Восьмилетнее школьное образование (начальное
и среднее) является обязательным
и представляет собой базовое образование для всех
иранцев. В рамках программы восьми классов
школьники приобретают базовые знания
в области трех блоков дисциплин: это точные
и естественные науки (математика, физика,
химия, биология и т. д.), гуманитарные науки
(персидский язык и литература, история,
география) и исламские науки (арабский
язык, чтение и толкование Корана, история
исламской религии и цивилизации). Эта
программа является общей для всех учеников,
для мужских и женских школ.
За средней школой следут старшая школа
(дабирестан), в которой учатся 14-17-летние
подростки. Здесь уже начинается специализация.
Целью дабирестана является подготовка
к поступлению в университет в соответствии
с выбранным профессиональным направлением.
Ученикам предоставляется возможность
выбрать теоретическое (для тех, кто хочет
поступать в университет) либо профессионально-техническое
и прикладное обучение (для тех, кто желает
ограничиться средне-специальным образованием).
Ученики, избравшие профессионально-техническое
и прикледное направление, после окончания
старшей школы еще два года учатся по программе
«кардани» (фоук-е диплом), которую можно
рассматривать в качестве курса повышения
их квалификации. Всего в дабирестане
три класса.
Перед учениками, выбравшими теоретическое направление, также стоит задача определиться, в какой области они хотят продолжать обучение: физико-математические, экспериментальные, социально-экономические или гуманитарные науки. Первый год старшей средней школы теоретического направления предполагает продолжение изучения предметов, пройденных в предыдущем цикле. Начиная со второго года старшей средней школы, идет углубленное изучение предметов той области, которая была выбрана. В конце 11 класса ученики сдают экзамены и получают диплом старшей школы (Diplom-Metevaseth). Для поступления в высшие учебные заведения ученикам теоретического направления также необходимо пройти заключительный предуниверситетский уровень длительностью 1 год. Успешно окончившие данный уровень обучения получают Сертификат довузовской подготовки и могут сдавать единые национальные вступительные экзамены (Konkoor), которые проходят ежегодно в конце учебного года. Поступить на обучение по медицинским специальностям могут только абитуриенты с наибольшим количеством баллов.
Профессионально – техническое и прикладное направления ориентированы в первую очередь на подготовку специалистов начального уровня в сельском хозяйстве, торговле, промышленности. В школах, где обучение проходит по прикладной программе, готовят рабочих, техников и менеджеров низшего звена. Выпускники профессионально-технического и прикладного направлений также получают дипломы и сертификаты и могут продолжить образование по двухлетним программам младших специалистов или сдать национальные вступительные экзамены дающие доступ к программам подготовки бакалавров.
Первый уровень высшего образования представлен двухгодичными и четырехгодичными программами.
Как уже было сказано выше, прежде, чем
поступить в университет, молодые люди
и девушки в течение года учатся с целью
получения сертификата довузовской подготовки,
что дает им право сдавать единый вступительный
экзамен в вузы (конкур).
Примечательно, что вне зависимости от
специализации абитуриенты сдают физику,
математику, биологию, химию, персидский
язык и литературу и исламские науки.
Читатель удивится и задаст сам собой
назревающий вопрос: зачем будущему режиссеру
или искусствоведу сдавать физику и химию?
Часто, обладая выдающимися гуманитарными
способностями, молодые люди «плавают»
в области наук естественных и откровенно
недолюбливают их. Впрочем, у тех, для кого
это является непреодолимым испытанием,
есть возможность пойти в коммерческий
вуз. Кстати, на заре Исламской революции,
во времена имама Хомейни все без исключения
университеты были бесплатными и доступными
на общих основаниях. Но сейчас также появилась
возможность получать и платное высшее
образование наряду с бюджетным. В Иране
насчитывается около 87 университетов,
23 института, 6 центров высшего образования,
70 очных институтов, 120 университетов "Пейяме
нур" ("Вестников света") и 115 исламских
университетов и общее число вузов
около 440.
Могут быть свои «за»
и «против» описанной политики на вступительных
экзаменах, но позиция руководства Ирана
такова: образованный человек должен знать
основы естественных наук, равно как и
наук богословских. Для Исламской республики
исключительно важны и ценны не только
исламские знания, но и естественные дисциплины.
Развитие науки, технологий, промышленности,
оборонного комплекса — это одно из важнейших,
приоритетных направлений для этого государства.
С этим связан особый пиетет перед естественными
науками. Даже в исламских академиях
для того, чтобы стать признанным богословом,
сегодня необходимо прослушать курс теоретической
физики.
Два года обучения по программе
высшего образования завершаются получением
диплома Kardani (Fogh-e-
Обучение на степень бакалавра (Licence или Karchenasi) длится, как правило, 4 года. Академический год состоит из двух семестров. В Иране действует зачетная система. Бакалаврские программы рассчитаны на объем не менее 130-140 зачетных единиц.
Длительность обучения по
программе магистратуры (Fogh-Licence илиKarshenasi-
Отдельным направлением является
педагогическое образование. Педагогические
центры осуществляют подготовку учителей
для работы в начальной и младшей средней
школе по двухгодичным программам. По
окончании обучения также выдается Fogh-e-Diplom. Для желающих преподавать
в старшей средней школе обязательным
условием является наличие диплома бакалавра,
который можно получить в университетах
и педагогических колледжах.
Отдельным словом следовало бы упомянуть
и исламские университеты и духовные академии
(хоузе-е эльмийе).
В Куме самым известным из них является
международный университет «Джамаат-е
Мостафа», в котором обучаются сотни студентов
изо всех стран мира. Религиозные университеты
являются одними из немногих в Иране, где
обучение раздельное для мужчин и женщин.
Поэтому с «Джамаат-е Мостафа» аффилированы
и такие женские исламские академии, как
«Джамаат-е Захра» и «Бинту-ль-Худа». Кроме
того, действует и отделение коротких
курсов (кутах моддат) для ученых-исследователей,
где по индивидуальным или групповым программам
обучаются как мужчины, так и женщины.
Для иностранных студентов в Куме создаются
максимально комфортные условия. Семейным
парам, приехавшим из-за границы, выделяют
отдельную двухкомнатную квартиру с кухней,
санузлом и душем, равно как и стипендии.
Незамужние и неженатые живут в общежитии,
где их бесплатно кормят обедом и ужином.
Есть возможность посещать бассейн, спортзал.
Женский университет «Джамаат-е Захра»
славится своей огромной территорией
и своим спорткомплексом с просторным
бассейном, популярным и у обычных жительниц
города. Мужчинам строго запрещено заходить
на территорию спорткомплекса, поэтому
прекрасные дамы снимают свои черные чадры,
традиционные для Кума, и плавают в привычных
европейскому оку купальниках. Есть и
волейбольный, и баскетбольный зал, фитнес
и аэробика для девушек.
В Тегеране также есть исламские университеты.
Одни из самых известных является университет
Имама Садика. В священном городе Мешхед
тоже действуют именитые хоузе-е эльмийе.
Кроме того, факультеты исламских наук
существуют и во многих светских вузах.