Система образования в Иране

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 17:01, реферат

Краткое описание

Исламская Республика Иран - государство в Западной Азии. На севере граничит с Арменией, Азербайджаном и Туркменистаном и омывается Каспийским морем, на востоке соседствует с Афганистаном и Пакистаном, на западе – с Ираком и Турцией. На юге страна располагает широким выходом к Персидскому и Оманскому заливам.

Оглавление

1. Общая характеристика Исламской Республики Иран.
2. Система образования в Иране.
3. Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ИРАНЕ.docx

— 30.58 Кб (Скачать)

ПЛАН:

  1. Общая характеристика Исламской Республики Иран.
  2. Система образования в Иране.
  3. Список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН

Исламская Республика Иран -  государство в Западной Азии. На севере граничит с Арменией, Азербайджаном и Туркменистаном и омывается Каспийским морем, на востоке соседствует с Афганистаном и Пакистаном, на западе – с Ираком и Турцией. На юге страна располагает широким выходом к Персидскому и Оманскому заливам.

Официальный язык Ирана - персидский (фарси). Денежная единица - риал. Государственная религия - ислам шиитского толка (более 90% населения), а также сунниты (около 4%), христиане, иудеи, бахаисты, зороастрийцы. Территория Территория Ирана занимает 1 648 000 кв.км. Климат на основной части страны субтропический континентальный и сухой. В Тегеране средняя температура января 12°С, июля 29°С. Максимальная температура летом 43°С, минимальная температура зимой 9,8°С. На юге и юго-западе страны на побережье Оманского и Персидского заливов климат тропический (средние температуры: январь 19°С, июль 32°С.

Население Население Ирана - около 65 млн. человек. Этнический состав: персы (51%), азербайджанцы (27%), курды (5%), остальные 17% - луры, арабы, туркмены, белуджи, армяне, евреи, представители других национальностей. Крупнейшие города Тегеран (6830 тыс. чел.), Мешхед (2011 тыс. чел.), Исфахан (1915 тыс. чел.), Тебриз (994 тыс. чел.), Шираз (848 тыс. чел.).

В Иране остаются сильными родственные связи, в том числе на работе и общественно-политической сфере. Отношения в семье строятся на уважении и почитании старших, браки заключаются с согласия родителей. Несмотря на то, что после 1979 были восстановлены исламские семейные принципы, разрешающие иметь несколько жен, на практике многоженство встречается крайне редко. Не получил широкого распространения и разрешенный после революции институт временного брака-сиге. Большое значение имеют праздники – семейные, религиозные, государственные. Ценится образованность, в повседневной жизни – умение читать стихи. Употребление алкогольных напитков запрещено. Высока кулинарная культура, особенно приготовление различных пловов. Распространено курение кальяна. Иранцы гостеприимны, общительны, отличаются вежливым обращением. Предупредительны и скромны в общении, мужчины уделяют много внимания детям.

Из-за правил вежливости склонны к обещаниям, в деловых отношениях нельзя ограничиваться устными договоренностями. Для городской жизни характерна «пикниковая» культура, когда после захода солнца в теплое время горожане семьями выходят в парки, скверы, зеленые улицы, устраивая пикники, сохраняя при этом порядок и чистоту.

Традиционные иранские ремесла – художественная миниатюра, гончарное производство, ковроткачество и изготовление серебряных изделий – наиболее широко представлены в Исфахане, Ширазе, Тебризе.

Ковроткачество - долгий, сложный и трудоемкий процесс. С недавних пор в Иране внедрены в производство ковров моющие, красящие и прядильные аппараты. Шерсть окрашивают естественными красителями. После этой операции шерсть промывают в чистой воде и развешивают для сушки. Красители получают из корней марены, оболочки грецких орехов, листьев винограда, стеблей спаржи, кожуры гранатов, из кошенили, прокисшего молока. Для крашения используются также минеральные и химические вещества в сочетании с каустической содой, лимонной кислотой и др.

Дизайнер рисует эскиз на листе бумаги в одну четверть всего ковра, а затем путем симметричного наложения завершает весь рисунок. Этот эскиз раскрашивается и поступает к оператору, который в соответствии с ним ткет ковер.

В Иране существуют два метода ковроткачества: турецкий и персидский. Турецкие ковры ткутся с помощью крючкообразной иглы. По персидскому методу завязывают внутренние узелки вручную. Ковры, изготовленные по турецкому методу, прочнее по текстуре. Это зависит от способа завязывания узлов, который отличается от персидского. У персидского ковра ровная поверхность изнанки благодаря своеобразному способу завязывания узлов.

Станок представляет собой деревянную раму, на которую между верхней и нижней перекладиной натягивают полотно. Оно состоит из продольных нитей, расположенных близко друг к другу. На этих нитях завязаны шерстяные пучки, которые формируют ворс ковра. Когда один ряд узлов по ширине ковра завершается, вводится дополнительная поперечная нитка для того, чтобы придать узлам и всему изделию прочность и форму. Этот процесс повторяется ряд за рядом до тех пор, пока не сформируется весь ворс ковра. Затем следует последняя часть операции: стрижка ворса. Он должен быть пострижен по всей длине до толщины объема шерстяных нитей. Таким образом, формируется плотный и густой ворс. От плотности узлов зависит четкость рисунка.

Узлы должны быть ровными, а расположение их упорядоченно. Если вы посмотрите на изнанку ковра ручной работы, рисунок и цвета будут чистыми. Такой ковер выгодно отличается от ковра машинной работы, который имеет размытый рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

 

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ИРАНА

 

Руководство Исламской республики Иран уделяет особое внимание финансированию образования, науки и исследований. В стране школьное образование является бесплатным и общедоступным. За все годы учебы в университете (вместе взятые) вносится небольшая плата порядка 200-300 евро, что не представляет проблемы для большинства иранцев. Сегодня, по статистическим данным, число девушек в иранских вузах давно опередило количество юношей.

 

Среднее образование в Иране находится под контролем Министерства образования (The Ministry of Education), осуществляющего администрирование и финансирование школ, и Верховного совета по образованию (The Supreme Council of Education) – высшего законодательного органа в сфере среднего образования. Учреждения высшего образования подчиняются Министерству науки, исследований и технологий (The Ministry of Science, Research and Technology). При этом деятельность медицинских учебных учреждений регулируется Министерством здравоохранения и медицинского образования (The Ministry of Health andMedical Education).

 

Официальным языком, на котором ведется обучение в Иране, является персидский. Однако в школах ученики в обязательном порядке изучают английский язык в качестве второго.

 

Система образования в нашей стране состоит из нескольких ступеней. В возрасте 5 лет в течение 1 года дети посещают дошкольные учреждения (махд-е кудак), целью которых является физическое, эмоциональное, социальное развитие детей.  Однако дошкольное образование не является обязательным. Для пятилетних детей предусмотрена возможность дошкольного подготовительного обучения. 
 
             В 6 лет ребенок автоматическим поступает в 1 класс начальной школы (Dabestan), где обучается в течение 5 лет, после чего сдает единый национальный экзамен, дающий доступ к последующей ступени обучения и получает сертификат об окончании начальной школы. Задача начального образования развивать таланты и способности ребенка, обучать грамоте (чтение, правописание, счет) и социально-религиозному участию в обществе. Школы в Иране раздельные для мальчиков и девочек, а вот в университете юноши и девушки уже учатся вместе.

 
 
           Младшее среднее образование, также известное как ориентировочный цикл (Rahnamayi), получают в течение 3 лет с 6 по 8 класс. Школа рахнамаи рассчитана на детей 10-13 лет. В данный период ученики изучают персидский язык и литературу, математику, историю, географию, Коран, естественные науки и определяются с выбором дальнейшего направления обучения. В конце 8 класса ученики также сдают экзамены.

 
             Восьмилетнее школьное образование (начальное и среднее) является обязательным и представляет собой базовое образование для всех иранцев. В рамках программы восьми классов школьники приобретают базовые знания в области трех блоков дисциплин: это точные и естественные науки (математика, физика, химия, биология и т. д.), гуманитарные науки (персидский язык и литература, история, география) и исламские науки (арабский язык, чтение и толкование Корана, история исламской религии и цивилизации). Эта программа является общей для всех учеников, для мужских и женских школ. 
 
             За средней школой следут старшая школа (дабирестан), в которой учатся 14-17-летние подростки. Здесь уже начинается специализация. Целью дабирестана является подготовка к поступлению в университет в соответствии с выбранным профессиональным направлением. Ученикам предоставляется возможность выбрать теоретическое (для тех, кто хочет поступать в университет) либо профессионально-техническое и прикладное обучение (для тех, кто желает ограничиться средне-специальным образованием). Ученики, избравшие профессионально-техническое и прикледное направление, после окончания старшей школы еще два года учатся по программе «кардани» (фоук-е диплом), которую можно рассматривать в качестве курса повышения их квалификации. Всего в дабирестане три класса.

 

Перед учениками, выбравшими теоретическое направление, также стоит задача определиться, в какой области они хотят продолжать обучение: физико-математические, экспериментальные, социально-экономические или гуманитарные науки. Первый год старшей средней школы теоретического направления предполагает продолжение изучения предметов, пройденных в предыдущем цикле. Начиная со второго года старшей средней школы, идет углубленное изучение предметов той области, которая была выбрана. В конце 11 класса ученики сдают экзамены и получают диплом старшей школы (Diplom-Metevaseth). Для поступления в высшие учебные заведения ученикам теоретического направления также необходимо пройти заключительный предуниверситетский уровень длительностью 1 год. Успешно окончившие данный уровень обучения получают Сертификат довузовской подготовки и могут сдавать единые национальные вступительные экзамены (Konkoor), которые проходят ежегодно в конце учебного года. Поступить на обучение по медицинским специальностям могут только абитуриенты с наибольшим количеством баллов.

 

Профессионально – техническое и прикладное направления ориентированы в первую очередь на подготовку специалистов начального уровня в сельском хозяйстве, торговле, промышленности. В школах, где обучение проходит по прикладной программе, готовят рабочих, техников и менеджеров низшего звена. Выпускники профессионально-технического и прикладного направлений также получают дипломы и сертификаты и могут продолжить образование по двухлетним программам младших специалистов или сдать национальные вступительные экзамены дающие доступ к программам подготовки бакалавров.

 

Первый уровень высшего образования представлен двухгодичными и четырехгодичными программами.

 
              Как уже было сказано выше, прежде, чем поступить в университет, молодые люди и девушки в течение года учатся с целью получения сертификата довузовской подготовки, что дает им право сдавать единый вступительный экзамен в вузы (конкур).          Примечательно, что вне зависимости от специализации абитуриенты сдают физику, математику, биологию, химию, персидский язык и литературу и исламские науки. 
 
                Читатель удивится и задаст сам собой назревающий вопрос: зачем будущему режиссеру или искусствоведу сдавать физику и химию? Часто, обладая выдающимися гуманитарными способностями, молодые люди «плавают» в области наук естественных и откровенно недолюбливают их. Впрочем, у тех, для кого это является непреодолимым испытанием, есть возможность пойти в коммерческий вуз. Кстати, на заре Исламской революции, во времена имама Хомейни все без исключения университеты были бесплатными и доступными на общих основаниях. Но сейчас также появилась возможность получать и платное высшее образование наряду с бюджетным. В Иране насчитывается около  87 университетов, 23 института, 6 центров высшего образования, 70 очных институтов, 120 университетов "Пейяме нур" ("Вестников света") и 115 исламских университетов и общее число вузов около 440.  
Могут быть свои «за» и «против» описанной политики на вступительных экзаменах, но позиция руководства Ирана такова: образованный человек должен знать основы естественных наук, равно как и наук богословских. Для Исламской республики исключительно важны и ценны не только исламские знания, но и естественные дисциплины. Развитие науки, технологий, промышленности, оборонного комплекса — это одно из важнейших, приоритетных направлений для этого государства. С этим связан особый пиетет перед естественными науками. Даже в исламских академиях для того, чтобы стать признанным богословом, сегодня необходимо прослушать курс теоретической физики.

Два года обучения по программе высшего образования завершаются получением диплома Kardani (Fogh-e-Diplom). Эти программы в первую очередь рассчитаны на выпускников профессионально-технических и прикладных школ и позволяют студентам расширить знания в выбранной ими области и повысить профессиональный уровень. Для поступления на данные программы не требуется прохождения предуниверситетского курса обучения.

Обучение на степень бакалавра (Licence или Karchenasi) длится, как правило, 4 года. Академический год состоит из двух семестров. В Иране действует зачетная система. Бакалаврские программы рассчитаны на объем не менее 130-140 зачетных единиц.

 

Длительность обучения по программе магистратуры (Fogh-Licence илиKarshenasi-ye Arshad) составляет 2 года на базе бакалавриата. Программа предусматривает сдачу экзаменов, подготовку дипломной работы и ее защиту. Получить степень доктора можно после не менее 3 лет обучения на базе магистратуры. Максимальный период обучения не может превышать шесть лет обучения и также предполагает сдачу экзаменов и защиту диссертации. Программа докторантуры состоит из двух частей: образовательная программа и самостоятельные научные исследования соискателя. Для того, чтобы быть допущенным к обучению по этой программе, студент должен сдать экзамен по иностранному языку. Затем он должен прослушать образовательный курс, после чего сдать устный и письменный экзамен. Только после этого он может приступить к собственным научным исследованиям и посвятить все время работе над диссертацией. Для допуска к защите диссертации нужно иметь хотя бы одну публикацию в научных журналах. 

Отдельным направлением является педагогическое образование. Педагогические центры осуществляют подготовку учителей для работы в начальной и младшей средней школе по двухгодичным программам. По окончании обучения также выдается Fogh-e-Diplom. Для желающих преподавать в старшей средней школе обязательным условием является наличие диплома бакалавра, который можно получить в университетах и педагогических колледжах.  
 
 
             Отдельным словом следовало бы упомянуть и исламские университеты и духовные академии (хоузе-е эльмийе). 
 
              В Куме самым известным из них является международный университет «Джамаат-е Мостафа», в котором обучаются сотни студентов изо всех стран мира. Религиозные университеты являются одними из немногих в Иране, где обучение раздельное для мужчин и женщин. Поэтому с «Джамаат-е Мостафа» аффилированы и такие женские исламские академии, как «Джамаат-е Захра» и «Бинту-ль-Худа». Кроме того, действует и отделение коротких курсов (кутах моддат) для ученых-исследователей, где по индивидуальным или групповым программам обучаются как мужчины, так и женщины. 
 
               Для иностранных студентов в Куме создаются максимально комфортные условия. Семейным парам, приехавшим из-за границы, выделяют отдельную двухкомнатную квартиру с кухней, санузлом и душем, равно как и стипендии. Незамужние и неженатые живут в общежитии, где их бесплатно кормят обедом и ужином. Есть возможность посещать бассейн, спортзал. Женский университет «Джамаат-е Захра» славится своей огромной территорией и своим спорткомплексом с просторным бассейном, популярным и у обычных жительниц города. Мужчинам строго запрещено заходить на территорию спорткомплекса, поэтому прекрасные дамы снимают свои черные чадры, традиционные для Кума, и плавают в привычных европейскому оку купальниках. Есть и волейбольный, и баскетбольный зал, фитнес и аэробика для девушек. 
 
             В Тегеране также есть исламские университеты. Одни из самых известных является университет Имама Садика. В священном городе Мешхед тоже действуют именитые хоузе-е эльмийе. Кроме того, факультеты исламских наук существуют и во многих светских вузах.

Информация о работе Система образования в Иране