Система дополнительного образования в Омской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:30, реферат

Краткое описание

Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создана общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря

Файлы: 1 файл

сис-ма дополнит обр-я.docx

— 146.49 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО Омский государственный  педагогический университет

Факультет истории, права и философии

Кафедра правоведения, государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В ОМСКОЙ       ОБЛАСТИ

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск  -  2013 г.

ВОСПИТАНИЕ – САМОЕ  СВЯТОЕ

                                                                               ИЗ  ВСЕХ   СВЯТЫХ ДЕЛ                                                          

                                                                                        (Святитель Феофан Затворник)

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую ПОТРЕБНОСТЬ в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В  РОССИИ

Система дополнительного  образования в России формировалась  из уникальных российских форм внешкольной работы (внешкольноговоспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. . Возникновение в России первых внешкольных учреждений для детей связано с именами: Станислава Теофиловича Шацкого( 1878 – 1934 г.г.) – педагога экспериментатора и Александра Устиновича Зеленко (1871 – 1953 г.г.) – архитектора-педагога.

Так, культурно-просветительное  общество «Сетлемент» (англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создана общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря

ОТ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ — К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ

На государственном уровне решение  о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение - Станция юных любителей природы (Москва,Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств. В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская  организация, единственная молодёжная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребёнка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требующие организовывать то по 10 кружков технического творчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей. Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов.Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных  учреждений, получила приращение. В  соответствии с Законом РФ «Об  образовании» с 1992 года внешкольные  учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-ые годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей.В 2008 году исполнилось 90 лет русской системе дополнительного образования детей.

Сегодня  в Российской Федерации  в каждом городе и  населенном пункте на различных станциях,  в  центрах, школах, домах и дворцах  дополнительного  образования дети получают возможность, заниматься, развиваться и совершенствоваться  в таких направлениях как:

    • физкультурно-спортивное;                                                                                                                                                                                                                      
    • научно-техническое;
    • спортивно-техническое;
    • художественно-эстетическое;
    • туристско-краеведческое;
    • эколого-биологическое;
    • военно-патриотическое;
    • социально-педагогическое;
    • культурологическое;
    • естественнонаучное и другие.

ИНФРАСТРУКТУРА  СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

В инфраструктуру системы  дополнительного образования детей  в настоящее время входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучается  более 10 млн российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн детей).

Важной чертой функционирования системы  в Российской Федерации является её бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях  этого типа не превышает 10-25 процентов, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного  творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько  выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю.  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 Работа  всех образовательных  учреждений дополнительного образования  детей в современной России  определена документами:

    • Законом Российской Федерации «Об образовании»;
    • Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
    • Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010(в 2012 году Минобрнауки разработан проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года)
    • Санитарными правилами и нормативами.

С принятием Закона РФ «Об образовании»  статус внешкольных учреждений по дополнительному  образованию существенно изменился.

Закон установил принцип автономности образовательного учреждения, провозгласил образовательное учреждение  юридическим  лицом  действующем на основе своего устава, создал правовую базу для дальнейшей дифференциации  учреждений дополнительного  образования детей. Этот процесс обусловлен с одной стороны ориентацией на образовательные потребности детей и их родителей, с другой стороны стремлением полнее реализовать имеющийся педагогический потенциал самих образовательных учреждений.

Учреждения дополнительного образования  выполняют функцию организационно-методического  обеспечения федеральных педагогических проектов. К их числу относятся  всероссийские конкурсы творческих работ учащихся, всероссийские соревнования по  техническим видам спорта, туризма и ориентированию, спортивные соревнования, олимпиады.

Таким образом, можно отметить, что  если первоначально внешкольные учреждения компенсировали отсутствие общего образования у детей и по характеру своей педагогической деятельности были своеобразной альтернативой традиционной школе, то с расширением сети школ, переходом ко всеобщему обучению детей школьного возраста произошло превращение внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования, а само дополнительное образование стало важным компонентом общего образования.

Отличительными чертами  педагогики дополнительного образования  детей являются:

· создание условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени её освоения, педагога;

· многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка;

· личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

· личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого;

· создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

· признание за ребёнком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

· применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка

Система дополнительного образования  детей основана на принципе добровольного  участия в деятельности детских  объединений и в мероприятиях, которые  проводят учреждения дополнительного  образования. В связи с этим создание возможностей для свободного выбора детьми привлекательных для них  видов деятельности является необходимым  условием самого существования учреждений дополнительного образования детей.

Система дополнительного  образования  обладает большими возможностями для  совершенствования общего  образования  его гуманитаризации. Все виды добровольных детских объединений независимо от их профиля способствуют развитию у детей способности к самопознанию  и самоопределению.

 Дополнительное образование  позволяет полнее использовать  потенциал школьного образования  за счет углубления, расширения  и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную  ограниченность школьного образования  путём реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные эстетические творческие запросы.

 Дополнительное образование не только существенно расширяет  знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей. В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования.

 Условием становления дополнительного  образования как сферы свободного  самоопределения личности является  реализация вариативных и   дифференцированных педагогических  программ, удовлетворяющих различные  по мотивам и содержанию образовательные  потребности заказчиков, основными  из которых являются дети и  их родители. К числу ведущих  видов потребностей следует отнести:

    • Творческие потребности, обусловленные как желанием родителей развить  индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;
    • Познавательные потребности, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в области выходящих за рамки программы школьного образования;
    • Коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;
    • Компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения;
    • Профориентированные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;
    • Досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.

Информация о работе Система дополнительного образования в Омской области