Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:18, шпаргалка

Краткое описание

1. Педагогика как наука о воспитании.
Предмет, объект, функции и основные задачи педагогической науки. Теоретико-методологические основы педагогики. Основные категории педагогики. Педагогика в системе наук о человеке. Система педагогических наук. Влияние политики, экономики и интересов общества на развитие педагогической теории.

Файлы: 1 файл

ГЭ педагогика студентам.doc

— 534.00 Кб (Скачать)

основа воспитания в процессе обучения - собственные суждения учащихся, их отношение к фактам и явлениям и т. д.

Требования  к развивающей цели урока:

учет психологической  структуры личности (интеллектуальная сфера, волевая, эмоциональная, мотивационная);

вычленение развивающей  цели в комплексе целей, т. к. задачи обучения и воспитания не всегда решают проблемы развития психофизических свойств личности;

подбор необходимых  форм и методов работы с учащимися.

Комплексное планирование целей  урока - не самоцель. Следует стремиться не к механическому нагромождению целей, а к их органической взаимосвязи.

 

 

22. Дидактические принципы  обучения и правила их реализации

Система классических принципов обучения.

 В настоящее время  можно выделить три системы принципов, действующих в сфере образования.

1. Общие  принципы, отражающие ведущие тенденции современного образования: гуманизации; гуманитаризации; демократизации; интеграции; интенсификации и др.

2. Общепедагогические принципы, определяющие организацию целостного педагогического процесса: природосообразности; культуросообразности; личностной направленности педагогического процесса; учета возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей и др.

3. Система дидактических принципов, регламентирующих непосредственно процесс обучения.

3.1. Традиционная  в классической дпдактике система  принципов обучения включает в себя

  • принцип преемственности, систематичности и последовательности;
  • принцип наглядности;
  • принцип сознательности и активности учащихся в обучении;
  • принцип самостоятельности;
  • принципы доступности и научности;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип прочности.

Вместе с тем, традиционно  сложившаяся система принципов  не соответствует полностью тем концепциям и подходам к образованию, которые существуют в настоящее время. Именно поэтому многие авторы считают необходимым пересмотреть содержание некоторых из них, дополнить их новыми, отражающими современное состояние педагогической науки и требования практики образования. (М.И.Махмутов, В.В.Давыдов, Л.В.Занков). Так, М.И.Махмутов вводит в существующую систему принципов такие, как принцип проблемности, принцип индивидуализации и дифференциации обучения, принцип профессиональной направленности (для обучения в системе профессионального образования). В.В.Давыдовым и Л.В. Занковым разработаны принципы развивающего обучения, во многом противоречащие сложившимся в теории и практике принципам традиционного репродуктивного обучения.

3.2. Давыдов В.В. предлагает следующие  принципы обучения: преемственности (вместо систематичности и последовательности), деятельности (вместо сознательности и активности), предметности (вместо наглядности), принцип развития теоретического мышления  (вместо научности), принцип развивающего обучения (вместо  доступности).

 

4. Характеристика  классических  принципов обучения.

 Каждый принцип  обучения конкретизируется в  правилах обучения, вытекающих из него и определяющих характер отдельных приемов деятельности учителя и учеников.

4.1. Принцип, систематичности и последовательности

   Реализация принципа  последовательности и систематичности  предполагает соблюдение преподавателем в своей практической деятельности следующих правил и требований:

1. Планировать  систему  занятий и каждое занятие; определять  место каждого занятия в данной системе, связывая и с предыдущими; последовательность этапов и методов выстраивать в логике усвоения учащимися учебного материала.

2. Вводить новые понятия  и способы деятельности на  основе актуализации ранее изученных знаний, постоянно используя их, устанавливая связи между ними и новым материалом.

3. Устанавливать в  процессе обучения межпредметные  связи, осуществлять интегрирование с другими предметами.

4. Моделировать жизненные  ситуации и решать проблемные  задачи, требующие системного использования знаний из разных предметов.

5. Выделять в учебном  материале узловые пункты и   на них сосредотачивать внимание учащихся, устанавливая логические связи между этими опорными пунктами (на этом правиле основаны опорные конспекты В.Шаталова, позволяющие учащимся восстанавливать (по содержащимся в них опорным сигналам: знакам и символам, фиксирующим ведущие понятия и факты), смысловые связи и отношения между ними).

6. При изучении учебного  материала обеспечивать развитие  системного мышления учащихся на основе усвоения  алгоритмов системного анализа разнообразных учебных и  жизненных  проблем.

4.2.Принцип  наглядности обучения

   Безусловно, буквальный смысл названия принципа не отражает его содержания. Восприятие может осуществляться с помощью разных органов чувств: не только зрения, но и осязания, слуха, обоняния и т.д. В соответствии с данным принципом обучение должно опираться на использование разнообразных видов наглядности:

  • Натуральной (эталонные изделия, образцы, детали и т.д.)
  • Предметно-изобразительной – плоскостной (рисунки, фотографии) и объемной (макеты, муляжи).
  • Условно-изобразительной, символической (схемы, диаграммы, графики, таблицы, модели, опорные сигналы, компьютерная графика).
  • Словесной (образное описание).
  • Динамической: аудиальной (звукозаписи); визуальной (динамические плакаты, электрофицированные схемы); аудиовизуальной (видеозаписи, кинофильмы).

   Необходимо также учитывать, что существуют различия у разных учащихся, связанные с преобладанием той или иной модальности восприятия – ведущим каналом восприятия, переработки и воспроизведения информации. У некоторых из них преобладает визуальный (зрительный) тип восприятия, у других – аудиальный (слуховой), у третьих - кинестетический (через прикосновение), требующий восприятия в действии, манипулировании с предметами, записи информации, составления схем и таблиц.

1. Процесс обучения  должен опираться не только  на внешнее восприятие средств наглядности, но и на практические действия с ними, их преобразование, обеспечивая восприятие информации каждым обучающимся  в соответствии с преобладающей  модальностью.

2. Сочетайте различные  виды наглядности, включая при  организации восприятия учебного материала как можно больше различных анализаторов: слуховые, зрительные, осязательные и др.

3. При использовании  динамической наглядности тщательно  готовьте технические средства к работе, чтобы не тратить время на их подготовку в ходе урока.

4. Активнее используйте  на занятии наглядные средства, способствующие развитию теоретического и образного мышления: моделей, схем, пиктограмм, опорных сигналов и других символических и ассоциативных заменителей реальных объектов, абстрактных понятий и смысловых связей.

5. Привлекайте  учащихся  к самостоятельной разработке  моделей, опорных сигналов и других кодированных знаков и символов, схем и таблиц на основе переработки учебной информации.

4.3. Принцип сознательности и активности

  В зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся   выделяют три уровня познавательной активности.

  • Воспроизводящая активность - характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания и способы деятельности. Учащиеся с данным уровнем активности отличаются неустойчивостью волевых усилий, отсутствием интереса к углублению знаний и вопросов типа “почему?”.
  • Интерпретирующая активность – стремление к выявлению смысла изучаемого содержания, к проникновению в сущность явления, к овладению способами применения знаний в изменяющихся условиях. Критерий сформированности данного уровня познавательной активности – стремление учащегося узнать причину явления, объяснить природу его возникновения, довести начатое дело до конца. Вместе с тем наблюдается лишь эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший вопрос.
  • Творческий уровень – характеризуется стремлением учащихся не только проникнуть в сущность явления, но и найти для этого новый способ решения, применить знания в новой ситуации. Критерий сформированности – интерес к теоретическому осмыслению изучаемого явления, к самостоятельному поиску и решению проблемы. Обучающийся проявляет высокие волевые качества, упорство и настойчивость в достижении цели.

 

 Применение  принципа в практической педагогической деятельности требует выполнения следующих правил:

  1. Обращайте  внимание учащихся  при изучении нового материла на самое существенное в нем, учите выделять главное и второстепенное, ориентируйте на усвоение главного.
  2. Не требуйте дословного воспроизведения материала. Побуждайте учащихся к его интерпретации, изложению основных мыслей своими словами, а также подтверждению их конкретными примерами.
  3. Обеспечивайте усвоения учащимися учебного материала в процессе применения его в новых условиях, решения практических жизненных и  жизненных  проблем.
  4. Включайте учащихся в активное взаимодействие и взаимообучение, что  активизирует познавательную деятельность и облегчает понимание учебного материала.
  5. Создавайте близкие и дальние перспективы, побуждающие учащихся  к решению все новых и новых учебных задач.
  6. Побуждайте учащихся чаще задавать вопросы по изученному материалу преподавателю, другим студентам, самому себе.
  7. Приучайте учащихся работать со знаниями: устанавливать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и отношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.

 4.4. Принцип самостоятельности

Быть самостоятельным  – это значит осуществлять свою деятельность без посторонней помощи, в соответствии со своими намерениями и целями. Степень самостоятельности учащегося в обучении определяется по двум основным критериям: по характеру управления его учебной деятельности и по степени мыслительной самостоятельности и продуктивности.

 По характеру управления учебной деятельности можно выделить следующие ее виды:

  • исполнительская – по инструкции и заданиям  учителя;
  • частично самостоятельная – направляемая  учителем;
  • полностью самостоятельная - учащийся сам определяет цели и осуществляет учебную деятельность.

 Таким образом,  степень самостоятельности определяется  тем, насколько он владеет и управляет своей учебной деятельностью: осознает ее мотивы, умеет ставить цели, владеет способами и средствами, контролирует, осуществляет анализ и оценку ее результатов.

 По степени включенности творческих элементов в познавательную деятельность можно выделить следующие виды и уровни самостоятельности:

  1. воспроизводящую самостоятельность – действия по образцу;
  2. реконструктивную – частичное изменение образца, комбинирование;
  3. эвристическую - внесение элементов нового, поиск, направляемый учителем;
  4. исследовательскую – самостоятельный поиск и нахождение новых способов решения учебной задачи.

 Низкий уровень  самостоятельности учащихся, как  правило, связан со слабым развитием эвристического и исследовательского уровней самостоятельности, а также с несформированностью у большинства из них умений и навыков управления своей учебной деятельностью.

 Поэтому важнейшим  дополнением и условием реализации  принципа самостоятельности можно считать предложенный Л.В.Занковым принцип осознания процесса учения, требующий от педагога создания специальных усилий по формированию рефлексивных умений  учащегося (осмысливать, почему и как протекает учебная деятельность, почему необходимо  владеть именно этими способами действий, к чему они приведут и т.п.).

Правила реализации принципа самостоятельности:

  1. Постепенно увеличивайте долю самостоятельной работы учащихся, обеспечивая переход от обучения под руководством учителя к самостоятельному обучению.
  2. Равномерно распределяйте самостоятельную работу во всех звеньях учебного процесса, сочетайте школьные и внешкольные ее формы.
  3. Инициируйте исследовательскую самостоятельную работу учащихся  в разнообразных ее формах и методах.
  4. Включайте учащихся в самостоятельную постановку и определение целей и задач, выбор способов и средств учебной деятельности, взаимооценивание и самооценку результатов.
  5. Формируйте общеучебные умения и навыки, коммуникативные и организаторские умения, обеспечивающие самостоятельную работу учащихся.
  6. Интенсивнее используйте современные технологии обучения, активизирующие самостоятельную работу учащихся  (технологии модульного обучения; учебного, исследовательского, социального  проектирования, компьютерные технологии и др.).
  7. Сочетайте фронтальные формы работы учащихся с групповыми и индивидуальными, обеспечивающими постепенный переход от совместной деятельности учащихся к их самостоятельной учебной деятельности.
  8. Создавайте условия для самостоятельной работы учащихся  посредством разработки различных методических материалов и средств (рекомендаций, программ, предписаний и т.д.).
  9. Создавайте условия для регулярного оценивания, самооценивания, взаимооценивания самостоятельной работы  учащихся.

4.5. Принцип доступности

Сущность принципа доступности  заключается в необходимости соотносить цели и задачи, содержание, методы и формы обучения с познавательными возможностями и потребностями учащихся, определяемыми их возрастными и индивидуальными особенностями.

  Доступность обучения – понятие не только объективное, но и субъективное: она зависит не только от того, что учащийся “может” в обучении  в силу своих способностей и возможностей, но и от того, что он “хочет”  в обучении – от уровня развития его познавательных интересов, мотивов учения.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"