Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:18, шпаргалка

Краткое описание

1. Педагогика как наука о воспитании.
Предмет, объект, функции и основные задачи педагогической науки. Теоретико-методологические основы педагогики. Основные категории педагогики. Педагогика в системе наук о человеке. Система педагогических наук. Влияние политики, экономики и интересов общества на развитие педагогической теории.

Файлы: 1 файл

ГЭ педагогика студентам.doc

— 534.00 Кб (Скачать)

Системы образования и воспитания разных стран опираются на парадигмы, из числа перечисленных. 

 

Школьное образование  и педагогические  идеи в 1920—1930 гг.

В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. В декабре 1917г. специальным постановлением Совета народных комиссаров все учебные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения. В его деятельности большую роль сыграли А. В. Луначарский и Н. К. Крупская.

В 1920 г. Наркомпрос опубликовал  учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дореволюционной России:

разносторонний состав учебных  предметов, включающий гуманитарные, физико-математические и естественные науки; большое количество учебных часов на язык и литературу, математику и естественные науки;  значительное количество часов на физическое воспитание. 
В дальнейшем учебные планы советской школы многократно перерабатывались, однако эти характерные черты оставались неизменными. В середине 20-х гг. были попытки введения комплексных программ — весь объем знаний был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом 
обществе. Таким образом пытались заполнить разрыв между различными школьными предметами и соединить обучение с жизнью и практикой. Вводились новые методы и приемы обучения. 
Школа имела две ступени: начальную и среднюю, которые в разные годы имели разную продолжительность.

В 1930 г. было объявлено о всеобщем обязательном начальном обучении. Ряд постановлений ЦК ВКП(б) в 30-е гг. четко определил требования к общеобразовательной школе: обеспечить высокий уровень знаний, политехническое обучение в тесной взаимосвязи с прочным усвоением основ наук. Было указано, что основной формой организации учебной работы должен стать урок "с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся" при четком определении продолжительности и структуры учебного года.

Школа была ориентирована на образование  информационного типа, продуцирующее знания, умения, навыки. С помощью образования решались острые социальные проблемы сначала обучение всех граждан грамоте, затем — повышение уровня образованности населения, подготовка профессиональных кадров для всех отраслей производства и культурной сферы. Школе был четко сформулирован социальный заказ: воспитание человека определенного типа, что определило жесткую нормативно-охранительную систему воспитания: введение единой детской организации (пионерской), идеологизация воспитательной и учебной работы.

Педагогическая теория 1920—1930-х гг. имела ряд характерных особенностей: основная педагогическая идея того времени — идея трудовой школы, основанной на принципах политехничности и индустриализации.

Политехнический принцип заключается  в том, что трудовые занятия любого специального вида являются средством изучения общих основ производства. Наибольшее развитие принцип политехничности получил в трудах Н.К.Крупской. П. П. Блонский, обосновывая принцип индустриализации, понимаемый как тесная связь школы непосредственно с производством. Эти идеи нашли отражение в создании нового типа школ, так называемых ФЗУ. Школы фабрично-заводского ученичества ставили своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. В учебные планы ФЗУ наряду со специальными дисциплинами включали общеобразовательные дисциплины и учащиеся получали образование в объеме школы-семилетки.

Трудовое воспитание считали важнейшей частью педагогической практики.

С.Т. Шацкий отмечал: "центром, основой  педагогической работы является детский труд, существенно отличающийся от взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным". Вопросы трудового воспитания рассматривались в трудах А. С. Макаренко.

Другой важной проблемой педагогической теории были организация и воспитание детского коллектива. Чувство коллективизма — по мнению Н.К.Крупской — основа нравственного воспитания. Общественно полезная работа детей в коллективе должна и может стать эффективным средством воспитания при условии хорошей организации, соответствия работы знаниям и умениям детей. Вопросы формирования детского коллектива и творческой целеустремленной личности разрабатывались в трудах практически всех крупных ученых-педагогов того времени.

 

 

9. Личность как субъект  воспитания. Факторы и условия,  детерминирующие формирование личности.

Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы и условия, детерминирующие формирование личности. Социализация личности. Роль обучения в развитии и формировании личности. Характеристика индивидуальных особенностей учащихся различного возраста. Дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся.

Человек на свет рождается уже человеком. У появляющегося на свет младенца, конфигурация тела предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки –перспективу использования орудий труда. И этим младенец уже человек, по сумме своих возможностей отличается от детёнышей животного, который ни при каких обстоятельствах не может обрести подобного фонда качеств. Факт принадлежности младенца к человеческому роду фиксируется в понятии индивид .

В понятии индивид воплощена  родовая принадлежность человека. По существу этим сказано, что он потенциально человек. Появляясь на свет как индивид, человек обретает особое социальное качество, становится личностью.

Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, и характеризующее уровень и качество представленности  общественных  отношений  в  индивиде.

Личность- это качество  индивида.  Понятия личность  и индивид не  тождественны. Личность каждого человека наделена  только  ей  присущим  сочетанием  черт  и  особенностей,  образующих  её  индивидуальность.

Индивидуальность  – сочетание психологических особенностей человека,  которые проявляются:

  1. в  чертах темперамента,  характера;
  2. в  привычках;
  3. в  преобладающих  интересах;
  4. в  качествах  познавательных процессов  (восприятие,  память,  воображение,  мышление);
  5. в  способностях;
  6. в индивидуальном стиле деятельности и  др.

Нет 2-ух  людей  с  одинаковым  сочетанием  указанных  психологических  особенностей- личность  человека  неповторима  в  своей  индивидуальности.

Понятия  личность  и  индивидуальность  образуют  единство.

Индивидуальность- одна из сторон  личности.

Личность- совокупность индивидуальных социально- психологических качеств, характеризующих человека и определяющих систему  его отношений к окружающему миру.

На разных  этапах своего развития ребёнок по разному взаимодействует  с разными средовыми сферами. Как будут складываться отношения ребёнка к тем или иным средовым сферам, как он будет относиться к организованным и стихийным влияниям среды- это по существу так же подготавливается, оценивается, опосредуется обучающими его взрослыми.

Педагогика имеет дело с конкретными  людьми, личностями . От того насколько  она их знает и учитывает их различные особенности, зависит  эффективность педагогического воспитания.

Факторы и условия, детерминирующие формирование личности.

Фактор – это всякая причина, образованная совместным влиянием нескольких простых причин (переменных).

Процесс и результаты человеческого  развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов:

  • наследственность;
  • среда;
  • воспитание.

В развитии и становлении личности большое внимание оказывают социальные и биологические факторы.

1)   Социальные факторы:

  • мегафакторы – космос, планета;
  • мезофакторы – этнос, региональные условия, государство, тип поселения, среда проживания;
  • микрофакторы – семья, сверстники и т.д.

В результате влияния всех этих факторов происходит социализация личности.

Социализация личности – это процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками, практической и теоретической деятельностью, преобразование реально существующих отношений в качества личности. Социализация осуществляется в условиях стихийного взаимодействия со средой и длится всю оставшуюся жизнь.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.  По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда.

В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда – это семья, родственники, друзья.

2) Биологические факторы: процесс биологического созревания и изменения человека происходит в его дальнейшем соматическом.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает  домашняя среда. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества также  закладываются в семье.

 

 

 

10. Дифференцированный  подход к воспитанию и обучению  учащихся.

Взаимосвязь развития и обучения личности

Обучение – это общественный процесс, специально организованный для  формирования знаний, умений и навыков  – одного из видов духовных ценностей.

Выбранные учителем содержание, методы и средства обучения составляют условия  бытия учащихся на уроке. В зависимости от качества и состава этих факторов, уроки будут оказывать влияние на развитие личности.

По интенсивности этого влияния  можно выделит 3 вида обучения:

когда количество фактов мало, либо они  полностью отсутствуют. Такое обучение не будет влиять на развитие личности (учащегося);

если руководитель руководствуется  лишь только здравым смыслом, то факторы  развития появляются в учебном процессе, их влияние также не однородно;

хорошо подготовленный и творчески  работающий преподаватель сознательно  включает развивающие факторы; в результате получается развивающее обучение

Характеристика  индивидуальных различий учащихся различного возраста

Периодизация и особенности  развития

 

 





 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Комментарии

В процессе своего формирования ребенок проходит 2 стадии: биологическую, в течение девятимесячного развития в утробе матери, и социальную, в течение примерно 17-18 лет в различных формах социального развития и воспитания.

Социальная стадия имеет следующую структуру.

        1. От рождения до 1 года - ранее младенчество. Это  период первоначального   приспособления   и   приведения   в   готовность сущностных сил ребенка к первичной адаптации к жизни.

        2.От 1 года до 3-х собственно младенчество. Один из 
наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления 
ребенком социального опыта, развития его физических функций, 
психических свойств и процессов.

  3. От 3 лет до 6 - раннее детство - этап перехода из младенчества в 
детство. Это время интенсивного накопления социально значимого 
опыта и умений  ориентироваться  в  социальном  пространстве, 
формирования основных черт характера и отношения к окружающему 
миру.

Все три периода рождения до 6 лег называют еще преддошкольным и дошкольным. Систематическое обучение в детском саду и школе начинается для многих ребят с б лет. Оно осуществляется с учетом того, что полная психофизиологическая, нравственно-волевая готовность детей к систематическому учебному труду, интеллектуальному, физическому, эмоциональному напряжению наступает к 7-ми годам.

От 6 до 8 лет - собственно детство. В это время происходит завершение первоначального созревания физиологических и психологических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному' труду.

От 8 до 11 лет - предподростковый период - время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству. Вместе с периодом детства предподростковый период именуется еще и младшим  школьным  возрастом.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"