Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:18, шпаргалка
1. Педагогика как наука о воспитании.
Предмет, объект, функции и основные задачи педагогической науки. Теоретико-методологические основы педагогики. Основные категории педагогики. Педагогика в системе наук о человеке. Система педагогических наук. Влияние политики, экономики и интересов общества на развитие педагогической теории.
Системы образования и воспитания разных стран опираются на парадигмы, из числа перечисленных.
Школьное образование и педагогические идеи в 1920—1930 гг.
В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. В декабре 1917г. специальным постановлением Совета народных комиссаров все учебные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения. В его деятельности большую роль сыграли А. В. Луначарский и Н. К. Крупская.
В 1920 г. Наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дореволюционной России:
разносторонний состав учебных
предметов, включающий гуманитарные,
физико-математические и естественные
науки; большое количество учебных часов
на язык и литературу, математику и естественные
науки; значительное количество часов
на физическое воспитание.
В дальнейшем учебные планы советской
школы многократно перерабатывались,
однако эти характерные черты оставались
неизменными. В середине 20-х гг. были попытки
введения комплексных программ — весь
объем знаний был преподнесен в виде единого
комплекса сведений о природе, труде и
человеческом
обществе. Таким образом пытались заполнить
разрыв между различными школьными предметами
и соединить обучение с жизнью и практикой.
Вводились новые методы и приемы обучения.
Школа имела две ступени: начальную и среднюю,
которые в разные годы имели разную продолжительность.
В 1930 г. было объявлено о всеобщем обязательном начальном обучении. Ряд постановлений ЦК ВКП(б) в 30-е гг. четко определил требования к общеобразовательной школе: обеспечить высокий уровень знаний, политехническое обучение в тесной взаимосвязи с прочным усвоением основ наук. Было указано, что основной формой организации учебной работы должен стать урок "с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся" при четком определении продолжительности и структуры учебного года.
Школа была ориентирована на образование информационного типа, продуцирующее знания, умения, навыки. С помощью образования решались острые социальные проблемы сначала обучение всех граждан грамоте, затем — повышение уровня образованности населения, подготовка профессиональных кадров для всех отраслей производства и культурной сферы. Школе был четко сформулирован социальный заказ: воспитание человека определенного типа, что определило жесткую нормативно-охранительную систему воспитания: введение единой детской организации (пионерской), идеологизация воспитательной и учебной работы.
Педагогическая теория 1920—1930-х гг. имела ряд характерных особенностей: основная педагогическая идея того времени — идея трудовой школы, основанной на принципах политехничности и индустриализации.
Политехнический принцип заключается в том, что трудовые занятия любого специального вида являются средством изучения общих основ производства. Наибольшее развитие принцип политехничности получил в трудах Н.К.Крупской. П. П. Блонский, обосновывая принцип индустриализации, понимаемый как тесная связь школы непосредственно с производством. Эти идеи нашли отражение в создании нового типа школ, так называемых ФЗУ. Школы фабрично-заводского ученичества ставили своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. В учебные планы ФЗУ наряду со специальными дисциплинами включали общеобразовательные дисциплины и учащиеся получали образование в объеме школы-семилетки.
Трудовое воспитание считали важнейшей частью педагогической практики.
С.Т. Шацкий отмечал: "центром, основой педагогической работы является детский труд, существенно отличающийся от взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным". Вопросы трудового воспитания рассматривались в трудах А. С. Макаренко.
Другой важной проблемой педагогической теории были организация и воспитание детского коллектива. Чувство коллективизма — по мнению Н.К.Крупской — основа нравственного воспитания. Общественно полезная работа детей в коллективе должна и может стать эффективным средством воспитания при условии хорошей организации, соответствия работы знаниям и умениям детей. Вопросы формирования детского коллектива и творческой целеустремленной личности разрабатывались в трудах практически всех крупных ученых-педагогов того времени.
9. Личность как субъект
воспитания. Факторы и условия,
детерминирующие формирование
Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы и условия, детерминирующие формирование личности. Социализация личности. Роль обучения в развитии и формировании личности. Характеристика индивидуальных особенностей учащихся различного возраста. Дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся.
Человек на свет рождается уже человеком. У появляющегося на свет младенца, конфигурация тела предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки –перспективу использования орудий труда. И этим младенец уже человек, по сумме своих возможностей отличается от детёнышей животного, который ни при каких обстоятельствах не может обрести подобного фонда качеств. Факт принадлежности младенца к человеческому роду фиксируется в понятии индивид .
В понятии индивид воплощена родовая принадлежность человека. По существу этим сказано, что он потенциально человек. Появляясь на свет как индивид, человек обретает особое социальное качество, становится личностью.
Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
Личность- это качество индивида. Понятия личность и индивид не тождественны. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность.
Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, которые проявляются:
Нет 2-ух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей- личность человека неповторима в своей индивидуальности.
Понятия личность и индивидуальность образуют единство.
Индивидуальность- одна из сторон личности.
Личность- совокупность индивидуальных социально- психологических качеств, характеризующих человека и определяющих систему его отношений к окружающему миру.
На разных этапах своего развития ребёнок по разному взаимодействует с разными средовыми сферами. Как будут складываться отношения ребёнка к тем или иным средовым сферам, как он будет относиться к организованным и стихийным влияниям среды- это по существу так же подготавливается, оценивается, опосредуется обучающими его взрослыми.
Педагогика имеет дело с конкретными людьми, личностями . От того насколько она их знает и учитывает их различные особенности, зависит эффективность педагогического воспитания.
Фактор – это всякая причина, образованная совместным влиянием нескольких простых причин (переменных).
Процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов:
В развитии и становлении личности большое внимание оказывают социальные и биологические факторы.
1) Социальные факторы:
В результате влияния всех этих факторов происходит социализация личности.
Социализация личности – это процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками, практической и теоретической деятельностью, преобразование реально существующих отношений в качества личности. Социализация осуществляется в условиях стихийного взаимодействия со средой и длится всю оставшуюся жизнь.
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда.
В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда – это семья, родственники, друзья.
2) Биологические факторы: процесс биологического созревания и изменения человека происходит в его дальнейшем соматическом.
Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества также закладываются в семье.
10. Дифференцированный
подход к воспитанию и
Обучение – это общественный процесс, специально организованный для формирования знаний, умений и навыков – одного из видов духовных ценностей.
Выбранные учителем содержание, методы и средства обучения составляют условия бытия учащихся на уроке. В зависимости от качества и состава этих факторов, уроки будут оказывать влияние на развитие личности.
По интенсивности этого
когда количество фактов мало, либо они полностью отсутствуют. Такое обучение не будет влиять на развитие личности (учащегося);
если руководитель руководствуется лишь только здравым смыслом, то факторы развития появляются в учебном процессе, их влияние также не однородно;
хорошо подготовленный и творчески работающий преподаватель сознательно включает развивающие факторы; в результате получается развивающее обучение
Периодизация и особенности развития
Комментарии
В процессе своего формирования ребенок проходит 2 стадии: биологическую, в течение девятимесячного развития в утробе матери, и социальную, в течение примерно 17-18 лет в различных формах социального развития и воспитания.
Социальная стадия имеет следующую структуру.
1. От рождения до 1 года - ранее младенчество. Это период первоначального приспособления и приведения в готовность сущностных сил ребенка к первичной адаптации к жизни.
2.От
1 года до 3-х собственно младенчество.
Один из
наиболее плодотворных и интенсивных
периодов накопления
ребенком социального опыта, развития
его физических функций,
психических свойств и процессов.
3. От 3 лет до 6 - раннее детство
- этап перехода из младенчества в
детство. Это время интенсивного накопления
социально значимого
опыта и умений ориентироваться
в социальном пространстве,
формирования основных черт характера
и отношения к окружающему
миру.
Все три периода рождения до 6 лег называют еще преддошкольным и дошкольным. Систематическое обучение в детском саду и школе начинается для многих ребят с б лет. Оно осуществляется с учетом того, что полная психофизиологическая, нравственно-волевая готовность детей к систематическому учебному труду, интеллектуальному, физическому, эмоциональному напряжению наступает к 7-ми годам.
От 6 до 8 лет - собственно детство. В это время происходит завершение первоначального созревания физиологических и психологических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному' труду.
От 8 до 11 лет - предподростковый период - время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству. Вместе с периодом детства предподростковый период именуется еще и младшим школьным возрастом.