Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:18, шпаргалка
1. Педагогика как наука о воспитании.
Предмет, объект, функции и основные задачи педагогической науки. Теоретико-методологические основы педагогики. Основные категории педагогики. Педагогика в системе наук о человеке. Система педагогических наук. Влияние политики, экономики и интересов общества на развитие педагогической теории.
Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Руководители групп и сам
их состав могут быть разными на
разных учебных предметах и
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.
Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах), на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач, при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, при изучении исторических документов и т.п. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.
Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы (звена). Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи.
Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление
3. Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение учителя и
5. Взаимная проверка и контроль
за выполнением задания в
6. Сообщение учащихся по вызову
учителя о полученных
7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.
Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.
Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той 'верительной атмосферы, которая установилась в классе постоянной готовности оказывать друг другу помощь.
Функции форм
обучения
Обучающе-образовательная функция
позволяет создать наилучшие условия
для передачи детям знаний, умений, навыков,
формирования их мировоззрения, развития
дарований, практических способностей,
активного участия в производстве и общественной
жизни.
Воспитательная функция способствует
активному проявлению всех духовных сил
ребенка.
Организационная функция требует от учителя четкой организационно-методической подачи материала
Психологическая функция форм обучения состоит в
выработке у учащихся определенного биоритма
активности, привычки к работе в одно и
то же время.
Содержательная форма учебных
занятий в совокупности с активными методами
обучения выполняет развивающую функцию. Многообразие
и разнообразие форм обучения порождает
богатство условий для умственной, трудовой
и игровой деятельности, что позволяет
включать в работу весь комплекс психических
процессов ученика.
Формы организации учебного процесса
обеспечивают коллективную и индивидуальную
деятельность детей, выполняя интегрирующе-дифференцнрующую
функцию, реализация которой позволяет
детям обмениваться информацией в практических
делах, учиться взаимопониманию и взаимопомощи.
Систематизирующая и структурирующая функции состоят в том, что организация обучения требуют разбивки всего учебного материала по частям и темам, его обобщения в целом.
По отношению друг к другу
формы обучения способны
Стимулирующая функция проявляется с наибольшей силой тогда, когда обучение соответствует особенностям возраста» детей, специфике развития их психики и организма.
24. Классно-урочная система обучения. Её особенности, достоинства и недостатки.
Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:
• постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
• каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
• учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
• каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
• постоянное чередование уроков (расписание);
• руководящая роль учителя (педагогическое управление);
• применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классно-урочная форма
Классно-урочная форма
Ключевым компонентом классно-
Средства обучения, или дидактические средства, - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. К материальным объектам относят материальные предметы, непосредственно воздействующие на органы чувств учеников и облегчающие процесс прямого и косвенного познания: учебники; пособия; модели; таблицы; средства наглядности; учебное оборудование; мебель; помещения и т.п. К идеальным объектам относят символьные, словесные, модельные заменители материальных объектов, а также усвоенные знания, умения, социальный опыт, т.е. средства духовной культуры, которые используются в учебном процессе. Например, к идеальным объектам Л.С. Выготский относил такие средства обучения, как речь, письмо, условные обозначения, произведения искусства и т.п. К ним также относятся и известные всем опорные сигналы и опорные конспекты В.Ф. Шаталова.
Средства обучения выполняют следующие функции:
1) познавательная (средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте или явлении; позволяют наблюдать объекты и явления, не доступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств. Например, школьный микроскоп и телескоп позволяют увидеть объекты, не доступные невооруженному глазу);
Все эти функции взаимно
Выбор средств
обучения определяется целью и задачами урока, содержанием
учебного материала (его характером, степенью
трудности, объемом и др.), применяемыми
методами обучения, дидактико-методической
компетентности учителя, материальным
обеспечением обучения. В то же время начинающему учителю надо иметь
в виду, что перегрузка урока наглядностью,
разнообразными средствами обучения,
особенно техническими, приводит к снижению
эффективности процесса обучения за счет
рассеивания внимания учащихся, отвлечения
их на второстепенные и сопутствующие
детали.
Средства обучения условно
разделяют на средства преподавания и средства
учения. К средствам учения относятся и средства
самообучения, например различные самоучители,
научно-популярная литература, литература
для внеклассного чтения, конструкторы
типа «Сделай сам» и т.п. Однако это деление
условное, так как многие из них используются
и в учении и в преподавании. В современной
дидактике средствам учения уделяется
все большее внимание, так как они в значительной
мере определяют эффективность обучения.
Большой эффект дает таким образом организованная
учебная деятельность, в ходе которой
учитель совместно с учениками конструируют
необходимые средства обучения. Например, в ходе
урока при решении задачи разрабатывается
общий алгоритм действий, фиксируемый
затем в виде записей на плакате, в тетради
и используемый при решении задач этого
типа. Такой подход способствует повышению
качества знаний, эффективному умственному
развитию учащихся.
Существует несколько классификаций средств обучения.
По характеру воздействия на обучаемых средства обучения систематизируются как:
• аудиовизуальные — телевидение, кинофильмы.
По степени сложности средства обучения делятся на простые
и
сложные. К простым средствам обучения относят: учебники, печатные пособия, карты, картины, диаграммы, модели, оригинальные предметы и т.п. К сложным — технические средства обучения: ме-ханические визуальные средства, аудиальные, аудиовизуальные, лингафонные кабинеты, дидактические машины, компьютеры и т.п.