Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:18, шпаргалка

Краткое описание

1. Педагогика как наука о воспитании.
Предмет, объект, функции и основные задачи педагогической науки. Теоретико-методологические основы педагогики. Основные категории педагогики. Педагогика в системе наук о человеке. Система педагогических наук. Влияние политики, экономики и интересов общества на развитие педагогической теории.

Файлы: 1 файл

ГЭ педагогика студентам.doc

— 534.00 Кб (Скачать)

  Реализация принципа доступности с учетом дополняющих его принципов развивающего обучения предполагает следование следующим правилам:

  1. Обучая, учитывайте  уровень не столько актуального, сколько потенциального развития учащегося, его интересы и потребности, жизненный опыт и личностные особенности.
  2. Создавайте ситуации, побуждающие учащихся ставить перед собой трудную, требующую интенсивного умственного труда, но достижимую цель.
  3. Устанавливайте оптимальный для каждого учащегося  темп работы, стимулирующий интенсивную творческую деятельность.
  4. Выбирайте соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям формы и методы обучения, используйте дифференцированные задания.
  5. Делайте учебный материал доступным, включая его в разнообразные связи и отношения, демонстрируя применение и использование в практической деятельности.
  6. Организуйте совместную деятельность учащихся, обеспечивающую коллективное выполнение трудной для учащихся деятельности и постепенное освоение, перевод ее в план индивидуально-самостоятельного осуществления.
  7. Обеспечивайте доступность обучения за счет включения интересного, личностно значимого учебного материала и использования активных методов обучения, повышающих интерес к самой учебной деятельности и к ее результатам.

4.6. Принцип научности

Значение принципа научности связано с необходимостью усвоения  обучающимися научно обоснованных знаний, использования методов обучения, адекватных методам научного познания, направленных на развитие теоретического мышления, формирование подлинно научного представления об окружающем мире, о сущности процессов, лежащих в основе современных технологий, формирование научного мировоззрения.

Принцип научности предъявляет определенные требования к отбору  содержания обучения, выбору методов и форм и следованию следующим правилам:

  1. Факты и теории, предъявляемые учащимся, должны быть научно обоснованы и доказаны. Разнообразные спорные теории и точки зрения могут использоваться лишь как гипотезы.
  2. Акцентируйте внимание на теоретических вопросах и понятиях.
  3. Выявляйте и делайте для учащихся зримой необходимость научных знаний для  личностного развития себя как современного человека.
  4. Систематически информируйте учащихся о новых достижениях в науке, технике, культуре, раскрывая их значение в  современной  жизни.
  5. Используйте методы обучения, адекватные научным методам познания, развивайте системное мышление учащихся.
  6. Включайте учащихся в  исследовательскую деятельность,  исследовательскую культуру и культуру мышления.

4.7. Принцип связи теории с практикой

Применение принципа связи теории с практикой в системе школьного образования связано прежде всего с решением  учащимися задач осознанного усвоения знаний, формирования умений и навыков их применения в практической деятельности. Практика выступает в данном случае как исходный этап познания – опора на жизненный, практический опыт учащихся, и как результат, критерий эффективности учебной деятельности учащихся.

 Реализация  принципа единства теории и  практики возможна при выполнении  следующих правил:

  1. Чаще обращайтесь при изучении нового материала к практическому жизненному опыту  учащихся.
  2. Используйте свой жизненный опыт, подтверждайте теоретические положения практическими примерами, демонстрируйте применение изучаемой информации в  современной жизни.
  3. Используйте технологии, методы и приемы практико-ориентированного и продуктивного обучения: анализ проблемных жизненных ситуаций, разработка  разного рода  проектов и т.д.)
  4. Осуществляйте интеграцию теоретического знания и практических способов деятельности, связанных с ними в рамках изучаемого учебного курса.
  5. Практикуйте организацию совместных  занятий с другими учителями по конкретной теме (бинарные или межпредметные, или интегративные).
  6. Приучайте учащихся  искать подтверждение известных им  теоретических положений  в своей жизненной практике.
  7. Обеспечивайте практическую направленность исследовательской и самостоятельной работы учащихся.

4.8. Принцип прочности

Любые знания становятся инструментом и средством практической деятельности при условии не только их осмысления, понимания, но и запоминания, сохранения в долгосрочной памяти, способности воспроизводить их и использовать для решения новых познавательных и практических задач.

Реализация  принципа прочности предполагает определенное построение всего дидактического процесса:

  • создание мотивации, потребности в приобретении новых знаний (прочно то, что значимо, интересно для личности); 
  • отбор соответствующего содержания учебного материала, его структурирования, предъявления, организации восприятия и уяснения (прочно то, что понято и осмыслено);
  • выбор способов и форм обучения, обеспечивающих активную познавательную деятельность учащихся (прочно то, что добыто самостоятельно);
  • организация многократного повторения и контроля посредством использования разнообразных его видов и методов (прочно то, что неоднократно повторяется в разнообразных связях и отношениях);
  • интенсивное использование изученного материала в практической деятельности (прочно то, что используется, пригождается  в жизни).

  Можно сформулировать  следующие правила для реализации принципа прочности.

  1. Организуя обучение, четко и определенно указывайте, что и на каком уровне должно быть усвоено учащимся.
  2. При объяснении нового материала опирайтесь на изученное, включая его в разнообразные связи и отношения с данным материалом.
  3. Выбирайте методы обучения, обеспечивающие многократное использование необходимых знаний в различных ситуациях.
  4. Планируя систему занятий, определите, когда, где и какой материал вы будете повторять и закреплять.
  5. Обеспечивайте системный контроль знаний, стимулирующий неоднократное повторение  учащимися  изученного учебного материала.
  6. Используйте наглядные опоры, позволяющие учащимся  восстанавливать в своей памяти изученное.

 Учите учащихся интерпретировать  информацию и переводить ее  в знаково-символической вид.

 

23. Понятие о формах  организации обучения. Классификация форм организации обучения.

Формы организации  обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.  Они имеют социальную, обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся;

месту учебы;

продолжительности учебных занятий и др.

По количеству учащихся выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

 По месту учебы различаются школьные и внешкольные формы.

школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т. п.,

внешкольные — домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т. д.

По длительности времени обучения различают

 классический урок (45 мин),

спаренное занятие (90 мин),

спаренное укороченное  занятие (70 мин), а также 

уроки «без звонков» произвольной длительности.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает  форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы — фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая — самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая — учащиеся работают в группах из 3—6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Фронтальной формой организации  учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.

Фронтальная форма учебной работы имеет ряд существенных недостатков. Она по своей природе нацелена на некоего абстрактного ученика, в силу чего в практике работы школы весьма часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разноуровневой работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий,  в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной работы на уроке и другие формы учебной работы. Так, при изучении нового материала и его закрепления наиболее эффективна фронтальная форма организации урока, а вот применение полученных знаний в измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу. Лабораторные работы организуют фронтально, однако и здесь надо искать возможности максимального развития каждого ученика. Можно работу заканчивать ответом на вопросы-задания различной степени сложности. Таким образом, удается оптимально сочетать на одном уроке лучшие стороны разных форм обучения.

Индивидуальная форма  организации работы учащихся на уроке. Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации  выполнения заданий: индивидуальную и  индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке возможностям.

Таким образом, один из наиболее эффективных  путей реализации индивидуальной формы  организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате смени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее ясным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение.

Индивидуальную работу целесообразно  проводить на всех этапах урока, при  решении различных дидактических  задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д.

Групповая (звеньевая) форма  организации учебной работы учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

— класс на данном уроке делится  на группы для решения конкретных учебных задач;

— каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под  непосредственным руководством лидера группы или учителя;

— задания в группе выполняются  таким способом, который позволяет  учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

— состав группы непостоянный, он подбирается  с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли  реализоваться учебные возможности Каждого члена группы.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"