Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:18, шпаргалка

Краткое описание

1. Педагогика как наука о воспитании.
Предмет, объект, функции и основные задачи педагогической науки. Теоретико-методологические основы педагогики. Основные категории педагогики. Педагогика в системе наук о человеке. Система педагогических наук. Влияние политики, экономики и интересов общества на развитие педагогической теории.

Файлы: 1 файл

ГЭ педагогика студентам.doc

— 534.00 Кб (Скачать)

По происхождению средства обучения группируют следующим образом:

  • натуральные, природные средства — предметы, непосредственно взятые из самой действительности ( коллекции камней, растений и т.п.);
  • символические средства — они представляют действительность с помощью символов, знаков ( рисунки, схемы, карты, графы, живое и печатное слово и т.п.);
  • технические средства — визуальные, аудиальные и аудиовизуальные средства (модели, лингафонные кабинеты, дидактические машины, компьютеры и т.п.).

Приведенные классификации являются достаточно условными. Применение той  или иной классификации необходимо с точки зрения дидактического описания процесса обучения.

 

Виды средств обучения и их характеристика

      Выделяют следующие виды средств обучения:

  • вербальные
  • визуальные
  • технические средства обучения

          Вербальные средства  обучения известны давно.

 Устное слово, речь учителя — главный инструмент общения, передачи знаний, установления обратной связи. К речи учителя предъявляются высокие требования: она должна быть образцом для учащихся, которые очень чутки к технике речи и особенно к ее недостаткам. Сложность речи должна быть приближена к уровню развития учащихся, но в то же время не быть слишком академичной.

Вербальное общение  обеспечивает не только передачу знаний, но является и средством управления познавательной деятельностью. Логически правильное построение речи обеспечивает понимание и усвоение учебного материала. В речи учителя проявляется его интеллект, его педагогическое мастерство. Ученики чувствуют в речи учителя его отношение к ним и к предмету. Посредством речи учитель может управлять эмоциями учеников, возбуждать и поддерживать познавательный интерес на уроке. Все это возможно тогда, когда учитель не только владеет техникой речи, но сам глубоко знает свой предмет, имеет оригинальное мышление, является самобытной личностью.

С другой стороны, как отмечал еще Л.С. Выготский, речь обеспечивает переход от слова к мысли и от мысли к слову, поэтому представляет собой основу мышления. Процесс мышления внешне проявляется в речи.

 К визуальным средствам относятся:

естественные предметы и объекты как в природной, так и в

искусственной среде (оригинальные предметы, приборы, гербарии, коллекции и т.п.);

карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия и т.п.;

диафильмы, диапозитивы, кодоленты, кинофильмы, видеофильмы;

Использование визуальных средств позволяет связывать  между собой умственное и чувственное познание, соотнести содержание работы ума с действительностью. Умственное познание, основанное на речи и мышлении, имеет смысл в той степени, в какой оно связано с изучаемыми предметами и явлениями, поэтому в обучении очень важно использование визуальных средств наглядности.

В ряде случаев визуальные средства незаменимы, так как позволяют показать недоступные явления и процессы или наглядно раскрыть их особенности, например быстропротекающие процессы.

Применение визуальных средств наглядности на учебных  занятиях должно быть организовано в соответствии с закономерностями обучения. Они должны соответствовать содержанию учебного материала, быть хорошо видимыми, возбуждать познавательный интерес. К проведению демонстраций предъявляются определенные требования. Демонстрируемые предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последних мест. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащихся к демонстрационному столу. Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала учениками, нарушения дисциплины. Количество и объем демонстраций должны быть оптимальными: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток — пресыщает учащихся, рассеивает их внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса и активности.

Технические средства обучения (ТСО) - это приборы и технические устройства, используемые в процессе обучения (диапроектор, кодопозитив, кинокамера и др.). К ним используется дидактический материал, в который входят диафильмы, слайды, видеофильм, компьютерные диски с учебными программами, учебные кинофильмы, магнитные записи и т.п.

 ТСО повышают продуктивность усвоения знаний, эффективность и качество обучения, способствуют расширению круга используемых средств обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, так как позволяют показать недоступные явления, процессы, предметы, показать быстропротекающие процессы и т.п. (К примеру, учебный фильм о расщеплении молекулы). ТСО делают обучение живым, содержательным и интересным, позволяют разнообразить формы и методы урочной и внеурочной работы.

Технические средства не заменяют другие средства обучения. Их не следует применять там, где можно без них обойтись, (например, провести опыты или непосредственные наблюдения). Они лишь дополняют и развивают эти наблюдения. Технические средства обучения — это лишь материальное обеспечение тех или иных приемов и методов работы, поэтому имеет смысл говорить об эффективности тех или иных методов и приемов обучения с использованием технических средств.

Технические средства интенсифицируют  учебный процесс, освобождают учителя от чисто технической, рутинной части, уменьшают утомляемость, имеют воспитательное воздействие на учащихся. Их можно использовать в качестве средств: передачи информации; диагностики и контроля знаний; индивидуального информационного пространства; тренажера; полинаглядности; рабочего инструмента; оснащения учебных аудиторий — классные доски, системы дистанционного управления ТСО и т.п.; комбинированного средства, выполняющего несколько функций (лингафонные кабинеты, замкнутые телевизионные системы, компьютерные классы и т.п.).

 

27. Развивающее обучение, его достоинства и недостатки

Выделяют три вида обучения: традиционное, развивающее и дистанционное.

1. Традиционное - этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно - в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка.

Недостатки:

ü увеличение научных знаний не может обойти и школу, проецируясь на содержание учебных дисциплин.

ü учителя, сохраняя ориентацию на передачу, а не на самостоятельное освоение необходимых ученику знаний, повышают требования к объему усвоенных учеником знаний.

ü попытки учителей, школы предусмотреть различные варианты жизнеопределения учеников и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и усложнению учебного материала.

Все это приводит к перегрузкам  учеников. В условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых  дисциплинах. Этому и служат развивающее и дистанционное (соответственно) обучение.

 

2. Дистанционная форма обучения (ДО) - это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET.

 

 

Дистанционной обучение включает в  себя:

1. Дистанционное обучение позволяет получить университетский диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно.

2. Дистанционное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

3. Получив учебные материалы в электронном и печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе в любой точке своей страны и зарубежья.

4. Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное.

5. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время.

6. Учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость студента. Он может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее.

 

3. Развивающие – учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека, направлен на формирование его знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операций в рамках этой системы.

 

 

 

28. Особенности и закономерности  воспитательного процесса

 

Особенности воспитательного  процесса

Воспитание как педагогическое явление, его специфика. Основная цель современного воспитания. Структура воспитательного процесса. Закономерности и принципы процесса воспитания. Отличительные черты национальной системы воспитания.

 

 

Воспитание как педагогическое явление, его специфика.

 

Воспитание в широком  педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый процесс создания условий для развития, формирования и становления человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях.

основные признаки воспитания как педагогического  явления:

  1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента. Имеется постановка воспитателем цели (как конечного результата педагогической деятельности), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение целей и задач во внутренний план воспитания; планирование на основе их всей жизнедеятельности воспитанников и воспитателя.
  2. Воспитание - это процесс. Система компонентов воспитательного процесса самая динамичная структура, так как каждый из ее компонентов в наивысшей степени динамичен: педагог, как субъект педагогического процесса - развивающаяся личность, находящаяся во взаимодействии со стремительно меняющимся окружающим миром, воспитанник - развивающаяся личность, не только объект педагогических воздействий, но и субъект многообразных отношений с окружающей действительностью, в том числе и в педагогическом процессе его позиция активна, многочисленные внешние факторы так же динамичны.
  3. Воспитание - в своей сущности - это процесс взаимодействия педагога и воспитанников при активности обеих сторон. Причем по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания, с точки зрения воспитанника, в процесс самопознания и на этой основе самовоспитания, саморазвития. Меняется при этом и позиция воспитателя: ему в большей степени становятся присуши функции наставника, советчика, куратора, старшего друга - что позволяет ученику, воспитаннику более экономично и эффективно решать задачи самопознания и саморазвития.
  4. Одним из основополагающих направлений, является создание оптимальных условий воспитания или воспитывающей среды. Эффективность тех или иных воспитательных воздействий и процесса воспитания в целом зависит от того, в какой среде он протекает.
  5. Важнейшим (можно сказать центральным признаком) воспитательного процесса является определение на основании поставленной цели и стратегических задач его содержания. Во - первых, - это организация освоения (как учащимися, так и педагогами) социально - культурных ценностей общества: экономики, политики, науки, всех видов искусства, жизненной практики во всех видах деятельности. Самой существенной характеристикой воспитания является формирование отношения к предметам, явлениям, факторам, событиям окружающего мира. Во - вторых, развитие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе.
  6. Воспитание - это процесс творческий. Это объясняется многими причинами. Прежде всего, овладение культурой носит творческий характер. Во - вторых, - индивидуальность воспитанников. В - третьих, - сама личность педагога "состоявшегося" обладает большим творческим потенциалом.
  7. Важным признаком воспитания является то, что оно осуществляется специально подготовленными людьми: учителями, воспитателями, журналистами и писателями, руководителями кружков и секций. Воспитание должно подготовить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в демократическом обществе, где действительными, а не мнимыми регуляторами поведения будут мораль и право.

 

Закономерности  воспитания

Закономерности воспитания отражают объективные, независимые от педагога существенные связи, которые возникают всегда при организации воспитательного процесса независимо от субъектов воспитания. Выделение той или ной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и тенденциями развития педагогической науки. В педагогической науке существуют различные подходы к выделению закономерностей воспитания. Подходы Н.Е.Щурковой, И.П.Подласого. Мы выделяем следующие закономерности: 1) Воспитание ребенка осуществляется на основе целенаправленной деятельности. 2) Воспитание ребенка осуществляется только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. 3) Воспитание будет успешным, если обеспечивается единство обучения и воспитания. 4) Воспитание будет успешным, если оно опирается на особенности внутреннего мира ребенка. 5) Воспитание будет успешным, если обеспечивается единство сенсорных, словесных и деятельностных факторов его развития. 6) Воспитание ребенка предполагает целостность воспитательных влияний на него. Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного процесса и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.

 

Принципы воспитания

Принципы воспитания всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач. В педагогической литературе также нет единого подхода к определению принципов воспитания. Мы выделяем следующие принципы:

1) принцип природосообразности  воспитания, который  означает (А.В.Мудрик) взаимосвязь естественных и социальных процессов;

2) принцип культуросообразности  воспитания  предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям;

3) принцип центрации исходит  из признания приоритета личности  по отношению к обществу, государству, социальным институтам;

4) принцип дополнительности образования   предполагает реализацию подхода  к воспитанию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов семейного, религиозного и общественного воспитания;

5) принцип гуманистической ориентации  воспитания считает ребенка главной  ценностью в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность;

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"