Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:18, шпаргалка

Краткое описание

1. Педагогика как наука о воспитании.
Предмет, объект, функции и основные задачи педагогической науки. Теоретико-методологические основы педагогики. Основные категории педагогики. Педагогика в системе наук о человеке. Система педагогических наук. Влияние политики, экономики и интересов общества на развитие педагогической теории.

Файлы: 1 файл

ГЭ педагогика студентам.doc

— 534.00 Кб (Скачать)

Анкетирование — метод массового  сбора материала с помощью  анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование — заочным опросом.

 Результативность беседы, интервьюирования  и анкетирования во многом  зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.

 Ценный материал может дать  изучение продуктов деятельности  учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение документации (личных дел  учащихся, медицинских карт, учебных  журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя  некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

 Особую роль в педагогических  исследованиях играет эксперимент  — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление;

  • измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия. Выделяют следующие этапы эксперимента:
  • теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);
  • методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);
  • собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
  • аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

 Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного  процесса) и лабораторный — создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

 Педагогический эксперимент  может быть констатирующим, устанавливающим  только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения, здесь требуются особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.

 Перечисленные методы еще  называют методами эмпирического  познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования.

Теоретический анализ — это выделение  и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы — это логические методы обобщения  полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

 Теоретические методы необходимы  для определения проблем, формулирования  гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-пе-дагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

 Изучение литературы дает  возможность узнать, какие стороны  и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математические и статистические методы в педагогике применяются  для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование. С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп); медиана — показатель середины ряда (например, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); степень рассеивания — дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др.

 Для проведения этих подсчетов  имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

 

Методы изучения коллективных явлений

 

Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования.

Анкетирование - метод массового  сбора материала с помощью  специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов, дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала.

Сейчас в педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного ответа, и закрытые, в которых надо выбрать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилии испытуемого, и анонимные, обходящиеся без нее; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т.д.

Широко используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать  внутриколлективные отношения. Метод  позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Едва ли не главное его преимущество – возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью,  так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов.

 

16. Общее понятие о дидактике. Предмет и задача дидактики.

 

17. Основные понятия дидактики.

ОБУЧЕНИЕ – это  способ организации образовательного процесса. Является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или  типа обучения заложена система: преподавание и учение.

 ПРЕПОДАВАНИЕ –  это деятельность учителя по:

  • Передаче информации;
  • Организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • Оказанию помощи при затруднении в процессе учения;
  • Стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
  • Оценке учебных достижений учащихся.

 Целью преподавания  является организация эффективного  учения каждого ученика в процессе  передачи информации, контроля и  оценки ее усвоения. Эффективность  учения предполагает также взаимодействие  с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

УЧЕНИЕ – это деятельность ученика по:

  • Освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков:
  • Самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

Осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого  опыта, процессов и явлений окружающей действительности.Целью учения являктся познание, сбор и переработка информации об окружаещем мире..Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание — совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом (П.В. Копнин).

Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой

степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучение, образование) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма (от лат. forma — внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод (от лат. metodos — путь, способ) —• путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмотрим ниже.

Результаты (продукты обучения) — это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

 

 

21. Цели обучения, четырёхкомпонентная  теория целей Четырехкомпонентная теория целей

 

С учетом трех основных функций (образовательная, воспитательная,  
развивающая) обучения выделяют следующие цели обучения:

  • обучающая (формирование знаний, навыков, умений)
  • воспитательная (формирование взглядов, убеждений, качеств 
    личности)
  • развивающая (развитие интересов, мышления и др.)
  • методическая

Цель обучения - это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в процессе обучения, в соответствии с которым осуществляется отбор целесообразных действий для ее достижения.

Цель обучения определяется преподавателем и должна быть принята  учащимися для пробуждения их интереса, стремления к определенным волевым усилиям, которые лежат в основе появления мотивов учения.

С учетом трех основных функций обучения выделяются следующие  цели обучения:

 обучающая (формирование знаний, навыков, умений);

воспитательная (формирование взглядов, убеждений, качеств личности);

развивающая (развитие интересов, мышления и др.). 
Методическая цель урока выделяется педагогом в случае апробации

новых методов, форм и средств обучения, направленных на совершенствование учебного процесса и повышение уровня педагогического мастерства как самого преподавателя, так и его коллег.

Требования к  обучающей цели урока:


удовлетворение  основным дидактическим принципам;

удовлетворение  требованиям учебных программ;

достижимость и конкретность;

учет межпредметных  связей;

учет уровней  усвоения учебного материала.

В зависимости от главной  обучающей цели определяется тип  урока (формирования новых знаний, формирования умений и т. д.).

Требования  к воспитательной цели урока:

воспитание должно осуществляться в наибольшей степени средствами соответствующего учебного предмета;

воспитательная цель урока  должна быть не формальной, а вытекающей из содержания предмета;

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"