Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:18, шпаргалка

Краткое описание

1. Педагогика как наука о воспитании.
Предмет, объект, функции и основные задачи педагогической науки. Теоретико-методологические основы педагогики. Основные категории педагогики. Педагогика в системе наук о человеке. Система педагогических наук. Влияние политики, экономики и интересов общества на развитие педагогической теории.

Файлы: 1 файл

ГЭ педагогика студентам.doc

— 534.00 Кб (Скачать)

Взаимосвязь основных категорий педагогики

 





 






 


 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Школа и педагогическая  мысль в середине века.

 

При подготовке к ответу на вопросы  используйте материал дополнительной литературы:

  1. Капранова В.А. История педагогики: Учебное пособие - М., 2003, - 160с.
  2. Джуринский А.Н. История педагогики.М.: Владос,1999.
  3. Латышина Д.И. История педагогики:Учебное пособие.М.,2002.

 

Характер и формы  средневекового образования и воспитания определялись господствующим положением религии и церкви в обществе. Католическая церковь официально отвергала античную образовательную традицию. Значительный вклад в развитие педагогической мысли раннего Средневековья внесла схоластика - тип религиозной философии, центральная проблема которой – соотношение светского знания и христианской веры. Она способствовала повышению статуса образованного человека в средневековом обществе, определяла содержание и методы средневекового образования, подняла авторитет образования и учителя. В раннем Средневековье в Европе сложилось несколько типовых церковных школ (приходские, монастырские, соборные). Первыми из них открываются монастырские школы, основанные монашескими орденами. Повышенное образование предоставляли епископские школы. Там обучали семи свободным искусствам.. начиная с XII в. школьное образование постепенно выходит за стены церквей и монастырей. Первые городские школы часто открывались на базе приходских и цеховых школ. Они сами определяли программы обучения и назначали учителей. Городские школы выгодно отличались от церковных практической направленностью обучения. Помимо латыни в них изучали математику, естествознание, географию.

Византия: образованные люди Византии имели высокий социальный статус. Социальных ограничений на получение образования не было. Отсутствовала монополия государства на образование, однако религия вносила свою лепту. Образование обязательно должны были получить чиновники и члены церковных учреждений. Система образования состояла из 3-х ступеней:

1) элементарная (школы грамоты)  – с 5-7 лет 2-3 года учёбы. Обучали грамоте и счёту. Существовали школы отдельно для детей особо религиозных родителей, где обучение велось на материалах библии;

2) средний (грамматические школы)  – светские или церковные школы.  Обучение с 10-16 лет. Изучали  7 свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, поэтику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию;

3) высшая (вузы) – в Александрии  изучалась медицина, в Афинах  – философия, риторика, филология, в Беруте – право и т.д.. В Константинополе была ВШ «Аудиториум», а с 9 века – «Мангарва». Большую роль в образовании играли монастыри. Византийцы Кирилл и Мефодий были создателями славянской письменности. Обосновали в Великграде 1-е учебное заведение, где обучение было на славянском языке.

 Европейское средневековье:  основная цель – спасение души. Основное учение – схоластика, которая разработала алгоритмы дедуктивных рассуждений. В воспитании сочетались языческие, варварские и христианские античные традиции. Обучение велось по программе 7 рыцарских добродетелей: владение копьём, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, игра на музыкальных инструментах и пение собственных стихов, так называемое  «рыцарское воспитание», которое характеризовалось презрительным отношением к книжной школьной традиции.

Крупным событием в развитии средневекового образования стало открытие университетов. Первые – возникли либо на базе кафедральных школ, либо в крупных городах, были открыты в Париже где жили прославленные учителя, окруженные способными учениками. Средневековые университеты: Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Краковский.

Факультеты: искусств, богословский, юридический, медицинский.

Инициатива открытия университетов  принадлежала ученым. Основными формами  обучения в университетах были лекция, диспуты.

К XII в.относится появление педагогических сочинений по вопросам образования и воспитания.

В эпоху Возрождения сложилось  новое понимание процесса обучения – как добровольного, сознательного и радостного процесса.

Гуманистические идеи всестороннего развития гуманисты пытались реализовать в созданных ими школах. Одним из самых известных учебных заведений была итальянская школа - "Дом радости", открытая Витторино де Фельтрэ (1378-1446). В школе обучались мальчики и девочки. Кроме развития интеллектуальных способностей большое значение отводилось умственному и физическому воспитанию; экскурсиям.

Франсуа Рабле (1494-1553), писатель в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» нарисовал идеал гуманистического воспитания, критиковал средневековую схоластику; отстаивал умственное и физическое развитие. Основы педагогики Рабле составляло убеждение, что по своей природе человек предрасположен к добру, поэтому воспитание должно развивать данные природой задатки. Он поощрял активность, самостоятельное мышление; применял наглядные пособия; стремился сделать обучение интересным; основным методом занятий считал беседы с учениками.

Томас Мор (1478-1535), английский мыслитель, социалист-утопист. Свои взгляды на образование изложил в сочинении «Утопия» о наилучшем устройстве государства и о новом острове "Утопии". Основные его положения: основа жизни - труд; воспитание давать и мужчинам, и женщинам, т. е. участвовать в труде должны все; всем иметь умения и навыки в области земледелия; каждый должен обладать ремеслом; умственная деятельность оценивается так же высоко, как и трудовая; обучение на родном языке; рекомендовал изучать кроме чтения и письма – арифметику, диалектику (философию), естествознание. Особое значение придавал нравственному воспитанию.

Крупный вклад в развитие педагогической мысли внес ученый, писатель-гуманист Эразм Роттердамский (1469-1536). Его перу принадлежит ряд педагогических трудов – «План учения», «Воспитание христианина», «О приличии детских нравов». Его идеи не потеряли своего значения и по сей день: индивидуальный подход к учащимся, учет особенностей характера в обучении, принцип состязательности при выполнении учебных заданий, отказ от наказания.

 

 

6. Воспитание, школа   и педагогическая мысль в Беларуси  IX-XIX вв.

Много интересных идей о воспитании содержится в поэме "Песнь о Зубре" Николая Гусовского (1470-1533), который с целью морально-этического совершенствования общества, повышения его образованности .пропогандировал систему латинско-европейского образования, в воспитании отводил большую роль  общению с природой, искусству, науке.

 Ф. Скорина ( 1490 -1541) первым начал печатать книги на Руси.

В конце XVI- первой половине XVII века возникают братские школы – учебные заведения при братствах, национально-религиозных общественных объединениях православного белорусского населения.

Лаврентий Зизаний (Тустановский) (ум. после 1633 г.) написал учебники "Азбука" (1596 г.), "Грамматика словенска..." (1596 г.), "Лексис" (1596 г.) и др. Он работал учителем в братских школах Белоруссии.

Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629—1680). В 1664 году им была открыта при Спасском монастыре в Москве школа славяно-греко-латинских языков. Это было первое высшее учебное заведение. В 1667 г. он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I. С.Полоцкий составил проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году уже после его смерти и значительно расширила высшее образование в Российском государстве. С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории "врожденных идей", которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

Значительный вклад в развитие образования и педагогической мысли  внесла писательница Тетка (Э. Пашкевич) (1876-1916), которая также являлась инициатором открытия белорусских школ. Способствовала созданию белорусского литературного языка и создавала материальную базу для учения родному языку и на родном языке. В написанной книге  "Первое чтение для деток белорусов" весь  материал связан с жизнью народа и окружающей действительностью, которая близка и понятна ребенку. Также ею написан ряд статей о воспитании, большое внимание уделяла трудовому воспитанию, уважению к родным, воспитанию чувства справедливости. По ее инициативе началось открытие школ на родном языке обучения.

Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич, 1882-1956) много лет работал учителем. Автор нескольких учебников по белорусскому языку, в частности книги "Второе чтение для детей белорусов" и пособия "Методика родного языка", не потерявшего своей научной значимости до нашего времени. В "Методике родного языка" разработал основы методики обучения чтению и письму, развития устной и письменной речи. Боролся за демократическую школу, за расширение прав учителя. Выступал за развитие умственных способностей детей, любознательности, обучение детей критично мыслить. Большое значение придавал трудовому и патриотическому воспитанию. Отстаивал право учиться на родном языке. В своей работе использовал опыт Ушинского и Толстого, руководствовался педагогическими принципами: единство учебно–воспитательного процесса, учет возрастных особенностей.

 

7. Школа и педагогика  в странах Западной Европы  в XVII – XIX в.в.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

Ян Амос Коменский (1592-1670, славянский педагог-демократ, выдающийся общественный деятель).

Принято считать, что именно с него современная педагогика берет отсчет, т.к. он первый, кто пытался отыскать и привести в систему закономерности обучения и воспитания. Выделил педагогику в самостоятельную науку. В 1633-1638 гг. написана "Великая дидактика" и «Педагогический труд».Отверг схоластику, считал, что обучение следует начинать не со словесного толкования, а с предметного наблюдения вещи; что начало познания исходит из чувств (видимое - зрению, слышимое - слуху и т. д.). Сформулировал основные дидактические правила и принципы: лучшее время для обучения - детство, юность, утро. Коменский считал, что в школы следует отдавать детей «знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, селах и деревнях» (идея всеобщего обучения).

 

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

1. Подготовка к земной жизни и трудовой деятельности.

2. Подготовка к загробной жизни

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

1. Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание).

2.   Управление   собой   (нравственное воспитание).

3. Стремление к Богу (религиозное воспитание)

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ 1. Личный пример.

2. Поучение.

3. Упражнение.

4. Поощрение. 

5. Наказание


ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ПРИНЦИПЫ

1. Наглядность: «золотое правило»  дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для нас - зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - осязанием. Если какие-то предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» .

2. Сознательность: «Ничего  не следует заставлять выучивать   наизусть, кроме того, что   хорошо   понятно рассудку».

3.    Систематичность    и последовательность:     «Все последующее   должно   опираться на предыдущее» .

4.    Посильность:     «Все подлежащее изучению должно    распределяться    сообразно ступеням возраста ».

5. Упражнение и прочное усвоение:   «Все должно закрепляться   постоянными упражнениями"

 

Я. А. Коменский, исходя из природы  человека предложил возрастную периодизацию, выделив 4 периода по 6 лет, также предложил принцип природосообразности в обучении и воспитании. Воспитание и обучение должны следовать законам природы, частью которой является человек

 

Возраст, период

Тип

школы

Где создается

Кто

обучается

Содержание образования и воспитания

До 6 лет, детство

Материнская

В каждой семье

Все юношество обоего пола

Развитие органов чувств. Первоначальное представление о природе и общественной жизни. Приучение к хозяйству и труду. Физическое и нравственное развитие

6-12 лет

отрочество

Школа родного языка

В каждой общине, семье, городе

Все юношество обоего пола

Обучение   на   родном языке.  Чтение, письмо, счет, пение.   Элементы хозяйства и политики.   История, религия, ремесло, учение о нравственности

12-18

лет, юность

Школа латинского языка

В городе, уезде

Наиболее успешно окончившие школу родного языка

 Семь   свободных   искусств.   Физика, география, история, род-- ной,   латинский,   греческий и один из новых языков. Классы: грамматический,   физический,   этический, диалектический,    математический,    риторический

18-24

года, возмужалость

Академия

В большой провинции

Будущие ученые

Факультеты: юридический, медицинский, богословский. Кругосветное путешествие

ВАЖНЕЙШИЕ ТРУДЫ

1, «Великая дидактика» (1657).

2. «Лабиринт света и рай сердца» (1623).

3. «Законы хорошо организованной школы» (1657).

4. «Материнская школа» (1633).

5. «Открытая дверь языков» (1631).

6. «Мир чувственных вещей в картинках» (1658).

7. «Новейший метод языков» (1648).

8. «Пансофическая школа» (1657).

9. «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1966).

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"