Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:18, шпаргалка
1. Педагогика как наука о воспитании.
Предмет, объект, функции и основные задачи педагогической науки. Теоретико-методологические основы педагогики. Основные категории педагогики. Педагогика в системе наук о человеке. Система педагогических наук. Влияние политики, экономики и интересов общества на развитие педагогической теории.
Взаимосвязь основных категорий педагогики
5. Школа и педагогическая мысль в середине века.
При подготовке к ответу на вопросы используйте материал дополнительной литературы:
Характер и формы средневекового образования и воспитания определялись господствующим положением религии и церкви в обществе. Католическая церковь официально отвергала античную образовательную традицию. Значительный вклад в развитие педагогической мысли раннего Средневековья внесла схоластика - тип религиозной философии, центральная проблема которой – соотношение светского знания и христианской веры. Она способствовала повышению статуса образованного человека в средневековом обществе, определяла содержание и методы средневекового образования, подняла авторитет образования и учителя. В раннем Средневековье в Европе сложилось несколько типовых церковных школ (приходские, монастырские, соборные). Первыми из них открываются монастырские школы, основанные монашескими орденами. Повышенное образование предоставляли епископские школы. Там обучали семи свободным искусствам.. начиная с XII в. школьное образование постепенно выходит за стены церквей и монастырей. Первые городские школы часто открывались на базе приходских и цеховых школ. Они сами определяли программы обучения и назначали учителей. Городские школы выгодно отличались от церковных практической направленностью обучения. Помимо латыни в них изучали математику, естествознание, географию.
Византия: образованные люди Византии имели высокий социальный статус. Социальных ограничений на получение образования не было. Отсутствовала монополия государства на образование, однако религия вносила свою лепту. Образование обязательно должны были получить чиновники и члены церковных учреждений. Система образования состояла из 3-х ступеней:
1) элементарная (школы грамоты) – с 5-7 лет 2-3 года учёбы. Обучали грамоте и счёту. Существовали школы отдельно для детей особо религиозных родителей, где обучение велось на материалах библии;
2) средний (грамматические школы)
3) высшая (вузы) – в Александрии изучалась медицина, в Афинах – философия, риторика, филология, в Беруте – право и т.д.. В Константинополе была ВШ «Аудиториум», а с 9 века – «Мангарва». Большую роль в образовании играли монастыри. Византийцы Кирилл и Мефодий были создателями славянской письменности. Обосновали в Великграде 1-е учебное заведение, где обучение было на славянском языке.
Европейское средневековье: основная цель – спасение души. Основное учение – схоластика, которая разработала алгоритмы дедуктивных рассуждений. В воспитании сочетались языческие, варварские и христианские античные традиции. Обучение велось по программе 7 рыцарских добродетелей: владение копьём, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, игра на музыкальных инструментах и пение собственных стихов, так называемое «рыцарское воспитание», которое характеризовалось презрительным отношением к книжной школьной традиции.
Крупным событием в развитии средневекового образования стало открытие университетов. Первые – возникли либо на базе кафедральных школ, либо в крупных городах, были открыты в Париже где жили прославленные учителя, окруженные способными учениками. Средневековые университеты: Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Краковский.
Факультеты: искусств, богословский, юридический, медицинский.
Инициатива открытия университетов принадлежала ученым. Основными формами обучения в университетах были лекция, диспуты.
К XII в.относится появление педагогических сочинений по вопросам образования и воспитания.
В эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обучения – как добровольного, сознательного и радостного процесса.
Гуманистические идеи всестороннего развития гуманисты пытались реализовать в созданных ими школах. Одним из самых известных учебных заведений была итальянская школа - "Дом радости", открытая Витторино де Фельтрэ (1378-1446). В школе обучались мальчики и девочки. Кроме развития интеллектуальных способностей большое значение отводилось умственному и физическому воспитанию; экскурсиям.
Франсуа Рабле (1494-1553), писатель в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» нарисовал идеал гуманистического воспитания, критиковал средневековую схоластику; отстаивал умственное и физическое развитие. Основы педагогики Рабле составляло убеждение, что по своей природе человек предрасположен к добру, поэтому воспитание должно развивать данные природой задатки. Он поощрял активность, самостоятельное мышление; применял наглядные пособия; стремился сделать обучение интересным; основным методом занятий считал беседы с учениками.
Томас Мор (1478-1535), английский мыслитель, социалист-утопист. Свои взгляды на образование изложил в сочинении «Утопия» о наилучшем устройстве государства и о новом острове "Утопии". Основные его положения: основа жизни - труд; воспитание давать и мужчинам, и женщинам, т. е. участвовать в труде должны все; всем иметь умения и навыки в области земледелия; каждый должен обладать ремеслом; умственная деятельность оценивается так же высоко, как и трудовая; обучение на родном языке; рекомендовал изучать кроме чтения и письма – арифметику, диалектику (философию), естествознание. Особое значение придавал нравственному воспитанию.
Крупный вклад в развитие педагогической мысли внес ученый, писатель-гуманист Эразм Роттердамский (1469-1536). Его перу принадлежит ряд педагогических трудов – «План учения», «Воспитание христианина», «О приличии детских нравов». Его идеи не потеряли своего значения и по сей день: индивидуальный подход к учащимся, учет особенностей характера в обучении, принцип состязательности при выполнении учебных заданий, отказ от наказания.
6. Воспитание, школа
и педагогическая мысль в
Много интересных идей о воспитании содержится в поэме "Песнь о Зубре" Николая Гусовского (1470-1533), который с целью морально-этического совершенствования общества, повышения его образованности .пропогандировал систему латинско-европейского образования, в воспитании отводил большую роль общению с природой, искусству, науке.
Ф. Скорина ( 1490 -1541) первым начал печатать книги на Руси.
В конце XVI- первой половине XVII века возникают братские школы – учебные заведения при братствах, национально-религиозных общественных объединениях православного белорусского населения.
Лаврентий Зизаний (Тустановский) (ум. после 1633 г.) написал учебники "Азбука" (1596 г.), "Грамматика словенска..." (1596 г.), "Лексис" (1596 г.) и др. Он работал учителем в братских школах Белоруссии.
Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629—1680). В 1664 году им была открыта при Спасском монастыре в Москве школа славяно-греко-латинских языков. Это было первое высшее учебное заведение. В 1667 г. он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I. С.Полоцкий составил проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году уже после его смерти и значительно расширила высшее образование в Российском государстве. С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории "врожденных идей", которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.
Значительный вклад в развитие образования и педагогической мысли внесла писательница Тетка (Э. Пашкевич) (1876-1916), которая также являлась инициатором открытия белорусских школ. Способствовала созданию белорусского литературного языка и создавала материальную базу для учения родному языку и на родном языке. В написанной книге "Первое чтение для деток белорусов" весь материал связан с жизнью народа и окружающей действительностью, которая близка и понятна ребенку. Также ею написан ряд статей о воспитании, большое внимание уделяла трудовому воспитанию, уважению к родным, воспитанию чувства справедливости. По ее инициативе началось открытие школ на родном языке обучения.
Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич, 1882-1956) много лет работал учителем. Автор нескольких учебников по белорусскому языку, в частности книги "Второе чтение для детей белорусов" и пособия "Методика родного языка", не потерявшего своей научной значимости до нашего времени. В "Методике родного языка" разработал основы методики обучения чтению и письму, развития устной и письменной речи. Боролся за демократическую школу, за расширение прав учителя. Выступал за развитие умственных способностей детей, любознательности, обучение детей критично мыслить. Большое значение придавал трудовому и патриотическому воспитанию. Отстаивал право учиться на родном языке. В своей работе использовал опыт Ушинского и Толстого, руководствовался педагогическими принципами: единство учебно–воспитательного процесса, учет возрастных особенностей.
7. Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII – XIX в.в.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО
Ян Амос Коменский (1592-1670, славянский педагог-демократ, выдающийся общественный деятель).
Принято считать, что именно с него современная педагогика берет отсчет, т.к. он первый, кто пытался отыскать и привести в систему закономерности обучения и воспитания. Выделил педагогику в самостоятельную науку. В 1633-1638 гг. написана "Великая дидактика" и «Педагогический труд».Отверг схоластику, считал, что обучение следует начинать не со словесного толкования, а с предметного наблюдения вещи; что начало познания исходит из чувств (видимое - зрению, слышимое - слуху и т. д.). Сформулировал основные дидактические правила и принципы: лучшее время для обучения - детство, юность, утро. Коменский считал, что в школы следует отдавать детей «знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, селах и деревнях» (идея всеобщего обучения).
ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ 1. Подготовка к земной жизни и трудовой деятельности. 2. Подготовка к загробной жизни |
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ 1. Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание). 2. Управление собой (нравственное воспитание). 3. Стремление к Богу (религиозное воспитание) |
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ 1. Личный пример. 2. Поучение. 3. Упражнение. 4. Поощрение. 5. Наказание |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
1. Наглядность: «золотое правило»
2. Сознательность: «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понятно рассудку».
3. Систематичность и последовательность: «Все последующее должно опираться на предыдущее» .
4. Посильность:
«Все подлежащее изучению
5. Упражнение и прочное усвоение: «Все должно закрепляться постоянными упражнениями"
Я. А. Коменский, исходя из природы человека предложил возрастную периодизацию, выделив 4 периода по 6 лет, также предложил принцип природосообразности в обучении и воспитании. Воспитание и обучение должны следовать законам природы, частью которой является человек
Возраст, период |
Тип школы |
Где создается |
Кто обучается |
Содержание образования и воспитания | |
До 6 лет, детство |
Материнская |
В каждой семье |
Все юношество обоего пола |
Развитие органов чувств. Первоначальное представление о природе и общественной жизни. Приучение к хозяйству и труду. Физическое и нравственное развитие | |
6-12 лет отрочество |
Школа родного языка |
В каждой общине, семье, городе |
Все юношество обоего пола |
Обучение на родном языке. Чтение, письмо, счет, пение. Элементы хозяйства и политики. История, религия, ремесло, учение о нравственности | |
12-18 лет, юность |
Школа латинского языка |
В городе, уезде |
Наиболее успешно окончившие школу родного языка |
Семь свободных искусств. Физика, география, история, род-- ной, латинский, греческий и один из новых языков. Классы: грамматический, физический, этический, диалектический, математический, риторический | |
18-24 года, возмужалость |
Академия |
В большой провинции |
Будущие ученые |
Факультеты: юридический, медицинский, богословский. Кругосветное путешествие | |
ВАЖНЕЙШИЕ ТРУДЫ 1, «Великая дидактика» (1657). 2. «Лабиринт света и рай сердца» (1623). 3. «Законы хорошо организованной школы» (1657). 4. «Материнская школа» (1633). 5. «Открытая дверь языков» (1631) 6. «Мир чувственных вещей в картинках» (1658). 7. «Новейший метод языков» (1648) 8. «Пансофическая школа» (1657). 9. «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1966). |