Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:18, шпаргалка

Краткое описание

1. Педагогика как наука о воспитании.
Предмет, объект, функции и основные задачи педагогической науки. Теоретико-методологические основы педагогики. Основные категории педагогики. Педагогика в системе наук о человеке. Система педагогических наук. Влияние политики, экономики и интересов общества на развитие педагогической теории.

Файлы: 1 файл

ГЭ педагогика студентам.doc

— 534.00 Кб (Скачать)

6) принцип опоры на положительное  в ребенке; 

7) принцип единства требований  и уважения к личности ребенка; 

8) принцип индивидуализации воспитания  предполагает определение индивидуальной  траектории социального развития  каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям;

9) при социальной адекватности  воспитания требует соответствия  содержания и средств воспитания социальной ситуации.

 

29. Основные направления  воспитания.

 

В комплексном воспитательном процессе можно выделить следующие направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание. Кратко раскроем основные направления воспитательной работы.

Содержание физического воспитания включает:

  • совершенствование организма человека предполагает развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья человека. От физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека;
  • просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;
  • формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспиатния воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;
  • разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства
  • развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия.
  • индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.

 

Содержание умственного (интеллектуального) воспитания:

  • развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
  • умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;
  • формирование механизма самоорганизации умственной деятельности;
  • развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся;
  •  развитие сознания и самосознания учащихся, их твор 
    ческого потенциала;
  • формирование профессионального мышления; умственное воспитание осуществляется прежде всего через образование и обучение;

Содержание нравственного воспитания составляет:

—моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения ;

—этическое воспитание — формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;

—патриотическое воспитание — формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, формирование готовности встать на защиту Родины и своего народа;

—формирование чувства  собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;

—политическое воспитание — формирование политического сознания.

В свою очередь, каждое из этих направлений включает:

—формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле, в космосе;

  • нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, 
    к другим людям, к обществу, критерии различения зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);
  • развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения;
  • воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и деятельность;
  • формирование не только взглядов и отношений, но и убеждений человека, требующих реализации в поведении и поступках человека.

Содержание трудового и профессионального воспитания:

  • формирование потребности в труде, воспитание человека-труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и общества;
  • формирование общетрудовых знаний, умений и навыков; положительного, сознательного и творческого отношения к труду;
  • профессиональное просвещение в области труда и производственной деятельности, экономики и права;
  • развитие механизма самообучения в сфере труда и профессиональной деятельности;
  • профессиональная ориентация — подготовка молодежи к выбору профессии, формирование интереса к ней;
  • профессиональное образование на основе профессионально-производственного труда учащихся;
  • профессионально-правовое воспитание — передача учащимся сведений о законах и нормах, имеющих юридическую силу в области трудовых и производственных отношений;

Содержание эстетического воспитания:

  • развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;
  • развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения;
  • эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, объектов природы;
  • индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;
  • формирование механизма эстетического самообразования;
  • формирование эстетических отношений, восприятия,чувств, вкуса и идеала.

 

 

  1. Классификация методов воспитания.

 

Метод – это путь, способ достижения поставленной цели.

  • Методы воспитания – пути и способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателей и коллектива воспитанников для достижения поставленных задач (Болдырев Н. И.).
  • Методы воспитания – совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы сознания учащихся, для выработки привычек поведения, их корректировки и совершенствования (Харламов И. Ф.).
  • Прием воспитания – составная часть, отдельная деталь метода воспитания. Поэтому методы воспитания – это определенное сочетание, совокупность различных приемов воспитательной деятельности.

Средства воспитания – это относительно независимые источники формирования личности. К ним относятся виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам воспитания относятся также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания).

Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку система методов.

 

Классификация методов  по специфике способов воспитания

Общие (основные) – убеждение, упражнение

Специальные (дополнительные) – поощрение, наказание

 

 

Классификация методов  воспитания по результатам

- Влияния, создающие нравственные  установки, мотивы, отношения, формирующие  представления, понятия, идеи

-  Влияния, создающие привычки, определяющие тот или инойтип  поведения

 

Классификация методов воспитания на основе направленности Щукиной Г. И.

Методы формирования сознания личности - рассказ на этическую тему, разъяснение, внушение, увещевание, этическая беседа, диспут, пример

Методы организации деятельности, опыта поведения - требования (требование-совет, косвенное требование, требование в игровом оформлении, требование доверием, требование-просьба, требование-одобрение, требование-намёк, прямое требование, осуждения, угрозы), упражнение, приучение, метод поручений.

Методы стимулирования деятельности и поведения - соревнование, поощрение (одобрение, благодарность, награждене), наказание, субъективно-прогматический метод.

 

31. Методы формирования  сознания личности. (И.П. Подласый  «Педагогика»)

32. Методы организации  деятельности. (И.П. Подласый «Педагогика»)

33. Методы стимулирования. (И.П. Подласый «Педагогика»)

 

34.Источники формирования  содержания образования, содержания  обучения.

 

Принципы формирования  содержания образования.

Основанием для отбора содержания школьного образования служат общие принципы. К решению данной проблемы также нет однозначного подхода.

Б.Т.Лихачев выделяет две группы принципов: общеметодологические и  специальные.

К общеметодологическим принципам относятся:

  1. образовательный характер учебного материала;
  2. гражданская и гуманистическая направленность содержания;
  3. связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе;
  4. основообразующий и системообразующий характер учебного материала;
  5. интегративность изучаемых курсов;
  6. гуманитарно-этическая направленность содержания образования;
  7. развивающий характер учебного материала;
  8. взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов;
  9. эстетические аспекты содержания образования.

 

Ю. К. Бабанский разработал систему критериев отбора содержания образования:

  1. Целостное отражение в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности.
  2. Высокая научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук.
  3. Соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям школьников данного возраста.
  4. Соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение данного предмета.
  5. Учет международного опыта построения содержания среднего образования.
  6. Соответствие содержания имеющейся учебно-методической 
    и материальной базе современной школы.

 

В.Оконь в качестве критериев  предлагает использовать следующие  четырере элемента науки, определяющие степень разработанности данного  научного знания: научные факты, научные  понятия, законы науки, научные теории.

 

Документы регламентирующие содержание образования.

 

По мнению современных исследователей данной проблемы В. И. Байденко, В.П.Беспалько, В.С.Леднева, Н.Д. Никандрова, М. В. Рыжакова, В. А. Сластенина, А. И. Субетто, стандарты должны:

обеспечивать сохранение единства образовательного пространства страны;


содержать гарантии равных возможностей получения полноценного образования независимо от пола, религиозных убеждений, места жительства, материального обеспечения и выбранного образовательного учреждения;

обеспечивать реализацию государственной  политики в области образования;

упорядочивать многообразие форм, типов  и видов образования;

выстраиваться в логике структуры  образовательного содержания;

определять процесс структурирования образования путем включения инвариантного и вариативного содержательных компонентов.

Таким образом, образовательный стандарт, выполняя функцию защиты от некачественных образовательных услуг, регламентирует в современных условиях все инновационные проекты, которые также базируются на основе объектов стандартизации. Основная цель современного образования в соответствии с реализацией принципа гуманизации заключается в создании условий для становления базовой культуры личности и ее профессионального самоопределения. В связи с этим необходим отбор наиболее адекватных путей и средств, способствующих последовательному развитию человека, соответствующих социальным, морально-этическим и правовым нормам общества. Каждый человек выбирает образовательную услугу, а государство, в свою очередь, предлагает ему соответствующие гарантии получения подобного образования, т. е. устанавливает всеобщие правила и принципы.

Функции стандарта позволяют раскрыть его сущностные характеристики.

Критериально-оценочная функция определяет содержание обучения, объем учебной нагрузки, оценки результатов, а также аттестацию учителей и образовательных учреждений.


Функция обеспечения  права на полноценное образование  предоставляет гарантированное Конституцией РФ образование, соответствующее полноценному развитию личности и возможности последующего профессионального образования.

Функция сохранения единства образовательного пространства страны выполняет стабилизирующую и регламентирующую роли в условиях многообразия образовательных систем и типов образовательных учреждений в единой образовательной системе страны.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"