Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:56, курсовая работа
Цель: выяснить, как сенсорное воспитание влияет на формирование личности ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить и теоретически обосновать влияние сенсорного воспитания на ребенка;
2. Выявить особенности и уровень развития сенсорного воспитания у детей раннего возраста;
3. Разработать и экспериментально апробировать пути влияния сен-сорного воспитания на формирование личности.
I. Введение. 2 - 3
II Теоретическая часть 4 - 52
1. Сенсорное воспитание - одна из задач интеллектуально-
познавательной деятельности ребенка. Понятие и значение
сенсорного воспитания в формировании личности ребенка 4 - 11
2. Психолого-педагогические исследования сенсорного
воспитания. 12 - 18
3. Особенности сенсорного развития детей. 19 - 26
4. Содержание сенсорного воспитания в разных возрастных
группах. Понятие о сенсорных эталонах. 27 - 41
5. Методика сенсорного воспитания. 42 - 52
III Практическая часть 53 - 56
IV. Выводы и рекомендации. 57
V. Заключение. 58
VI. Библиография. 59
VII. Приложения 60
Задача педагога на этом
этапе сенсорного воспитания состоит
в том, чтобы подвести детей к
осознанию необходимости
Обследование предметов должно проводиться по-разному, в зависимости от его сути. При этом предмет рассматривается с разных сторон, что необходимо для правильного восприятия его объемной формы. Например, перед рисованием зайца дети обследуют игрушку. Внимание ребенка обращают на контур (сначала обводит пальцем, затем прослеживает зрительно), основные части (голова, туловище, лапы, хвост, усы, глаза), их форму, цвет. На рисунке изображение зайца будет плоскостным, поэтому игрушка рассматривается с одной стороны (сбоку). Перед лепкой зайца внимание детей акцентируют на конструкции объекта, местах и способах соединения частей, а цвет, мелкие детали (усы и т.п.) не обследуются. Поскольку лепное изделие должно быть объемным, полезно рассмотреть игрушку с разных сторон. Если предполагается, что дети будут составлять рассказ об игрушке, важно установить такие характеристики, как материал, из которой она сделана, цвет, величина, озвученность.
Несмотря на различия в обследовании предметов, в зависимости от последующей продуктивной деятельности, можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:
Обследование по такой
схеме поможет детям овладеть
обобщенными способами
На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребенок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощущения». Так, для того, чтобы убедиться, что в ведерке лежит сырой песок, малыш должен его потрогать, а ребенку 5-6 лет достаточно только посмотреть. Но и в старшем дошкольном возрасте дети могут прибегать к практическому ознакомлению с предметом, если зрительное восприятие не дает достаточных сведений о том или ином свойстве.
Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. Например, старших детей вовлекают в ремонт книг, коробок для настольно-печатных игр, при этом определяют, какую взять бумагу для подклейки страниц, ремонта обложки, коробки (тонкую, толстую, прозрачную), какой длины и ширины вырезать полоски. Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагаются игрушки, развивающие их ощущения и восприятия. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.
Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек» (См. приложение 23), «Чем похожи и не похожи» и др.). В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красный коврик красные предметы и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существующих признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.
Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения в начале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Этот аспект умственного воспитания рассматривается как развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов и способностей. Положительный результат во многом зависит от того, на сколько взрослые сумели пробудить у ребенка интерес к умственным занятиям, воспитать привычку к мыслительной деятельности. В свое время К.Д. Ушинский писал, что «умственный труд едва ли не самый тяжелый для человека», поэтому приучать ребенка к умственному труду следует «понемногу, осторожно».12
Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким. Разные виды продуктивной деятельности особым образом связаны с сенсорными процессами. Основное действие в каждой из них - это выполнение чего-либо. Конструирование, лепка, рисование могут осуществляться на основе восприятия процесса создания постройки рисунка: дети усваивают и повторяют действия взрослого и получают подобный результат. Однако в этих видах деятельности могут быть и другие отношения между восприятием и исполнением. Детям показывают тот предмет, который они будут строить, рисовать, лепить, вырезать. Но вместо прямого и полного показа способов изображения или конструирования дается такой анализ свойств предмета, который позволит самостоятельно выполнить изображение. В этом анализе имеются две стороны: аналитическое восприятие основных свойств предмета и его частей и установление последовательности, порядка восприятия и анализа этих свойств, которые будут повторены при создании изображения.
В случае постановки перед детьми новой, более сложной, чем раньше, задачи бывает необходимо указать и некоторые способы действия. При этом очень важное значение имеет сопоставление восприятия и анализа предмета с показом способов его изображения. Такое сопоставление обеспечивает осознанность действий, исключает возможность механического копирования.
Таким образом, ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера. В зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта детей воспитатель может использовать разные занятия, руководить развитием ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента форме - учебном занятии, детской игре, или сенсорном упражнении.
В практической части своей курсовой работы я проведу три эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный, для того, чтобы узнать на практике, как же влияет сенсорное воспитание на формирование личности ребенка.
Сначала я составлю характеристику на всю группу, чтобы задания, занятия, которые я буду проводить, соответствовали их уровню знаний, интересам.
Я проводила практическую часть курсовой работу в детском саду №108 в I младшей группе. Списочный состав 16 человек: 7 мальчиков и 9 девочек. Дети от 2 до 3 лет. Активны, но не все. Любят слушать сказки, играть с игрушками. Девочки любят наряжаться, петь песни. Не все дети хорошо говорят. Речь не четкая, некоторые слова непонятны. Дети подвижные, с удовольствием выполняют все движения, которые им показывают. Часто играют в режиссерские игры, иногда играют по три человека. Действия в играх однообразные, движутся по кругу. Всегда с удовольствием выполняют режимные моменты. В группе в детском саду чувствуют себя комфортно, поведение веселое, дружелюбное.
1. Констатирующий эксперимент.
1) Объект - исследование влияния сенсорного воспитания на детей раннего возраста.
2) Предмет - процесс влияния сенсорного воспитания на формирование личности ребенка
3) Цель: выявить уровень знаний по сенсорному воспитанию.
Для того чтобы достигнуть этой цели, я проведу ряд игр, занятий и упражнений. (См. приложение 26, 29,31)
Фамилия, имя ребёнка |
цвет |
форма |
величина |
размер | ||||||||||
зелёный |
красный |
синий |
жёлтый |
круг |
квадрат |
треугольник |
большой |
средний |
маленький |
узкий |
широкий |
длинный |
короткий | |
Бельский Никита |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
Бурмистров Женя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Голубева Виолетта |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
Горбачёв Дима |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Гречанникова настя |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Долгий Ростислав |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
Жудро Настя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Жукова Настя |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
Зинкевич Даша |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
Колышкина Настя |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Линяй Алина |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Маслова Лена |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Маслова Настя |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
Митков Антон |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Стрихар Лёша |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Якимчук Женя |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Вывод: с помощью констатирующего эксперимента мне удалось выявить, что уровень знаний по сенсорному воспитанию не одинаков у всех. Я попытаюсь повысить этот уровень.
2. Формирующий эксперимент.
Цель: накопить знания, повысить уровень.
Для этого я буду заниматься не только со всеми детьми, но и индивидуально с некоторыми детьми и по подгруппам.
( См. приложение 6, 7, 24, 27)
3. Контрольный эксперимент.
Цель: выявить насколько изменился уровень знаний по сенсорному воспитанию по сравнению с констатирующим экспериментом. (См. приложение 8, 28, 30)
Фамилия, имя ребёнка |
цвет |
форма |
величина |
размер | ||||||||||
зелёный |
красный |
синий |
жёлтый |
круг |
квадрат |
треугольник |
большой |
средний |
маленький |
узкий |
широкий |
длинный |
короткий | |
Бельский Никита |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Бурмистров Женя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Голубева Виолетта |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Горбачёв Дима |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Гречанникова настя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Долгий Ростислав |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Жудро Настя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Жукова Настя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Зинкевич Даша |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Колышкина Настя |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Линяй Алина |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Маслова Лена |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Маслова Настя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Митков Антон |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Стрихар Лёша |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Якимчук Женя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Вывод: благодаря контрольному эксперименту мне удалось выявить насколько повысился уровень знаний по сенсорному воспитанию. Почти от всех детей я добилась поставленной цели.
В конце практической части я хотела бы сказать о том, что эта часть работы помогла выявить влияние сенсорного воспитания на формирование личности ребенка. И показала, что в период обучения идет быстрое формирование, становление ребенка как личности, его подготовка к младшей группе.
В рекомендациях хочу указать то, что надо большое внимание уделять сенсорному воспитанию как на занятиях, так и в повседневной жизни, поскольку сенсорное воспитание имеет большое значение на формирование личности ребенка.
Результаты практической
работы показали, что занятия по
сенсорике дали детям возможность
лучше ориентироваться в
В заключение своей курсовой работы сделаю вывод: с помощью этой работы я поняла, как сенсорное воспитание влияет на ребенка, благодаря его помощи ребенок из индивида становится личностью, а затем индивидуальностью - личностью в своеобразии и неповторимости. Но для этого надо много заниматься с детьми, учить их, оказывать помощь, настаивать на самостоятельности обязательно в спокойном тоне.
Можно, конечно, и не заниматься с ребенком, но тогда его знания по сенсорному воспитанию будут неупорядоченными, неосознанными, поверхностными. Совсем другое дело, когда ребенок получает знания на занятии и применяет их в повседневной жизни, возможно и наоборот.
Таким образом, роль взрослого в становлении ребенка как личности огромна. Поэтому воспитатель должен приложить большие усилия для того, чтобы ребенок не только стал взрослым, самостоятельным, но и всесторонне развитой личностью.