Сенсорное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выяснить, как сенсорное воспитание влияет на формирование личности ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить и теоретически обосновать влияние сенсорного воспитания на ребенка;
2. Выявить особенности и уровень развития сенсорного воспитания у детей раннего возраста;
3. Разработать и экспериментально апробировать пути влияния сен-сорного воспитания на формирование личности.

Оглавление

I. Введение. 2 - 3
II Теоретическая часть 4 - 52
1. Сенсорное воспитание - одна из задач интеллектуально-
познавательной деятельности ребенка. Понятие и значение
сенсорного воспитания в формировании личности ребенка 4 - 11
2. Психолого-педагогические исследования сенсорного
воспитания. 12 - 18
3. Особенности сенсорного развития детей. 19 - 26
4. Содержание сенсорного воспитания в разных возрастных
группах. Понятие о сенсорных эталонах. 27 - 41
5. Методика сенсорного воспитания. 42 - 52
III Практическая часть 53 - 56
IV. Выводы и рекомендации. 57
V. Заключение. 58
VI. Библиография. 59
VII. Приложения 60

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 316.00 Кб (Скачать)

Специально организованное обучение способствовало формированию умения представлять объекты в различных  пространственных положениях, развитию гибкости и динамичности детских представлений и умений ими оперировать. Ценно, что дети в условиях правильно организованной деятельности осваивают и жизненное значение целесообразность различных форм, окраску, величины предметов.

Таким образом, процесс  развития познавательных способностей дошкольника имеет определенную логику. Знакомство с ней позволяет за каждым действием малыша видеть определенный этап его развития. Такой подход дает возможность воспитателю не ограничиваться формальным проведением занятий, а подходить к образовательной работе осознанно, творчески, внося в нее новые, придуманные или им самим элементы.

 

3. Особенности сенсорного  развития детей.

...Главные  основы воспитания

закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается...

А.С. Макаренко

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Профессор И.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.3

В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветов, тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к нескольким основным разновидностям.

Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор  мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность. Последние научные данные свидетельствуют о возможности выработки у детей первых дней и месяцев жизни тонких дифференцировок предметов различной формы, величины, цветовых тонов и оттенков. При разработке методики обучения детей трех месяцев различению предметов по форме была учтена особенность этого возраста, проявляющаяся в заинтересованности новизной предметов, даже не очень ярких.4 Реакция на новизну служила определением того, какие свойства, признаки предметов различаются малышом. Один предмет помещался в поле зрения ребенка в течение нескольких дней, пока не становился для него «старым», привычным. Затем рядом со знакомым объектом помещался другой, отличающийся только одним свойством - формой. Предпочтительное рассматривание этого предмета свидетельствовало о том, что ребенок обнаружил новый признак, в данном случае форму. Дети трехмесячного возраста отличают также объемные формы, прямоугольная и треугольная призмы, куб, шар, цилиндр, конус, квадрат, круг, треугольник. Аналогичная работа была проделана и с целью выявления у детей возможности различать предметы по цвету.5 Занятия проводились с 20-дневными детьми, которые умели следить за передвигающимися предметами.6

Над ребенком, лежащим  на спине, помещалась погремушка красного цвета и приводилась в движение, чтобы привлечь его внимание. Время рассматривания погремушки фиксировалось. Эта игрушка находилась перед ребенком в течение трех дней, затем заменялась точно такой же по форме и насыщенности цвета, но другого оттенка. Время рассматривания погремушки фиксировалось. Оказалось, что при первом предъявлении игрушки красного цвета дети рассматривают ее от 5 до 15 минут. Постепенно они все меньше времени задерживают на ней взгляд, а на третий день ее не замечают, проскальзывая взглядом даже в том случае, когда взрослый эту погремушку качает, вращает. При замене знакомой красной игрушки новой другого оттенка дети снова начинают подолгу ее рассматривать - от 5 до 7 минут. Это позволяет сделать вывод о способности маленьких детей уже в 20-дневном возрасте различать цветовые оттенки, что значительно сложнее, чем различение предметов разного цвета.

Итак, дети уже с первых недель и месяцев жизни способны довольно тонко различать предметы разного цвета, величины и формы. Но иногда в педагогической практике встречается ошибочное мнение о  более поздних сроках практического различения детьми свойств предметов.

В первый год жизни (до 3,5 - 5 месяцев) запоминание названий цвета протекает у большинства  детей чрезвычайно медленно и  со значительными трудностями. Индивидуальные различия в быстроте усвоения названий цвета, также как и формы предметов, зависит в значительной степени от влияния окружающей среды, от ассоциативных связей из личного опыта ребенка.

Усвоение названий сенсорных  свойств предметов (цвет, форма) детьми раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные»  наименования.

Абстрактные слова для  детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышам понятно и доступно называние прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей и т.д.

Дети третьего года жизни, назвав какой-либо из цветов, часто  не связывают это название с конкретным цветом. Двухлетний ребенок, самостоятельно произнося слово красный, может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети, словом красный подменяют слово цвет. Устойчивой связи между словами-названиями цвета и конкретными цветами еще не образовалось.7

Наблюдается и случайное  употребление слов-названий цвета, когда  взрослый, спросив у ребенка «Зачем ты берешь сумку?» - получает ответ: «На  всякий случай». Дальнейшие расспросы  взрослого: «На какой случай?» -приводят к разъяснению ребенка: «На голубой».8

Полное слияние слов-названий цвета с их конкретным содержанием  происходит у детей только к пяти годам.9

Мышление ребёнка до трёх лет непосредственно связано  с восприятием – малыш мыслит, устанавливая связи между предметами и действуя ими. Среди всех психических процессов в раннем возрасте главная роль принадлежит восприятию: поведение и сознание целиком определяются тем, что ребёнок видит здесь и сейчас. Мышление, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, психологи называют наглядно-действенным, основой и исходным пунктом становления всех форм мышления.

Как же зависит восприятие свойств предметов от характера  деятельности ребенка? Для решения этого вопроса детям в возрасте от 1,5 до 3 лет предлагались задания разного типа, требующие ориентировки на цветовые свойства предметов: 1) группировка объектов, 2) выбор по образцу,

3) конструктивные элементарные  задачи.

Все они ставятся перед  детьми в процессе воспитательной работы в дошкольном учреждении. Чтобы выяснить, какой тип заданий является наиболее доступным для детей раннего возраста, каждая задача давалась в нескольких вариантах, различавшихся между собой по сложности.

Кроме того, во время выбора по образцу учитывались следующие  моменты: тонкость различий между цветовыми объектами, отсрочка во времени между предъявлением образца и предметов для выбора, введение слов-названий.

Анализ выполнения заданий  дает возможность охарактеризовать особенности ориентировки в цветовых свойствах предметов у детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. При решении задач разных типов дети обнаруживают различный уровень ориентировки на цветовые свойства объектов. Наиболее доступным для них является задание на группировку предметов идентичного цвета. Значительно хуже они ориентируются на цветовые свойства при выборе по образцу. Решение же самых элементарных конструктивных задач осуществляется без всякой ориентировки на сенсорные свойства предметов.

Правильное выполнение заданий на группировку, как правило, осуществляется за счет избирательного отношения к цвету. Ребенок группирует в процессе свободного манипулирования, отбирая предмет предпочтительного цвета, а затем уже, чаще по прямому указанию взрослого, объединяет оставшиеся предметы другого цвета.

Задания на выбор по образцу успешно выполняются только теми детьми, которые систематически производят сопоставление цвета объектов с цветом образца. Такое сопоставление представляет для детей значительную трудность: одни в этом случае продолжают проявлять избирательное отношение к цвету, указывая всякий раз, предмет одного и того же цвета, безотносительно к цвету образца; другие обнаруживают реакцию на место расположения предмета. Нередко после первого правильного выбора малыш «теряет» задачу и переходит к простому манипулированию объектов.

При выполнении заданий конструктивного типа детям сложно осуществить одновременно ориентировку на два признака: пространственное расположение и цвет. Воспроизводя пространственное расположение, заданное в образце, дети, как правило, не обращают внимание на цвет объектов, а настойчивые указания взрослого приводят лишь к дезорганизации деятельности (ребенок начинает манипулировать предметами, вообще не ориентируясь на образец).

Изменение цветовой тональности объектов, с которыми действует ребенок, не имеет значения для ориентировки на цвет. Это свидетельствует о высоком уровне цветоразличения у детей 2-3 года жизни.

Восприятие цвета совершенствуется с возрастом.

Особое значение в практической ориентировки детей раннего возраста имеет овладение способами обследования формы. Основная роль при этом отводится таким методам, как сотрудничество со взрослым, обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым, с последующим переходом к самостоятельному обведению контура предмета и затем чисто зрительному анализу свойств. Индивидуальное обучение малышей выполнению заданий на узнавание формы предметов возможно уже на первом году жизни. Педагог Н.П. Сакулина, рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлеченными цветами детей следует знакомить лишь после того, как у них в процессе наблюдений окружающего появится достаточный опыт цветовых представлений. Пополнение такого опыта должно происходить, по ее мнению, в раннем детстве, а в 3-4 года у детей уже возникает потребность знать названия и ориентироваться в 5-6 цветовых тонах.10

В раннем детстве еще нет возможности  и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т.е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленение и группировку свойств. Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3-4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающем, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем, обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов. Поскольку эта система включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный), пять фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), три разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

Следовательно, в программу  систематического ознакомления со свойствами предметов в раннем детстве целесообразно включить перечисленные выше цвета. Однако следует отметить, что голубой цвет воспринимается даже значительно более старшими детьми не как самостоятельный цветовой тон, а как оттенок синего, поэтому одновременное введение синего и голубого цвета может существенно затруднить формирование четких цветовых представлений. Следовательно, рациональнее остановиться на восьми цветах. Также целесообразно ознакомление с. пятью фигурами и двумя величинами (большой, маленький). В содержание ознакомления детей со свойствами предметов должно быть включено, прежде всего, выделение цвета, формы, величины, как особых свойств предметов, без которого не могут быть сформированы полноценные представления. Выделение свойств важнее, когда дети еще не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идет посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития детей распознавание цвета, формы, величины достигается в процессе соотнесения свойств предметов с усвоенными эталонами.

Обучение должно включать формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению ряда схожих задач. Соотнесение, слияние объектов между собой как раз и является обобщенным способом, формирующимся на этапе раннего детства и позволяющим успешно решать определенный круг задач на различение цвета, формы, величины. Поскольку в раннем детстве еще не ставиться задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать обязательного запоминания названий отдельных цветов, форм.

Ведущей в раннем детстве  является предметная деятельность, поэтому  сенсорные задания целесообразно  включать именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать раскладывание предметов на две группы, размещение вкладок в гнезда, втыкание грибков в отверстие доски.11

При решении различных  сенсорных заданий важным оказывается  обучение детей внешним приемам сопоставления объектов, например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывание их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.

Таким образом, основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов - это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

Информация о работе Сенсорное воспитание